- Преподавателю
- Биология
- Зрительный анализатор. Строение и функции глаза
Зрительный анализатор. Строение и функции глаза
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ипатова Н.В. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
13
«Педагогическая мастерская»
8 класс
Учитель: Ипатова Наталья Владимировна
(высшая категория, стаж - 15 лет)
МОУ «Общеобразовательная школа №18»
г. Бийска, Алтайского края
2009 г.
Тема: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
Цель: Доказать, что орган зрения - часть соответствующего анализатора, позволяющая установить адаптивную специализированную связь с внешней средой.
Задачи: 1.Дать понятия об анализаторах, показать особенности строения на примере зрительного.
2. Сформировать знания учащихся о строении и функциях глаза.
3. Активизировать мыслительный процесс (наблюдение - сравнение - сопоставление - синтез), формировать навыки самостоятельности в обучении.
Тип урока: урок новых знаний
Применяемая технология: педагогическая мастерская
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая
Метод: словесно-наглядный, практический, частично - поисковый.
Оборудование: 1. Мультимедийные средства.
2. Раздаточный материал.
3. Энциклопедии, словари.
Ход урока:
-
Вступительное слово.
Я - мастер
Вы - подмастерья
Правила мастерской: 1. В мастерской все исследователи, и мастер тоже.
2. Каждый участвует в работе мастерской,
дает высказать свое мнение другим.
3. Мастер не спешит отвечать на вопросы.
4. Работа в мастерской не заканчивается.
Знания - не окончательны, они постоянно
обновляются и обогащаются.
Слайд: «Человек имеет 5 органов чувств:
(Какие?)
зрение, слух, осязание, обоняние, равновесие.
(Что дают нам чувства? Зачем они нужны?)
Чувства обнаруживают изменения окружающей среды и посылают нервные импульсы в мозг, который их
расшифровывает»
Давайте проверим
Ученик на одну руку надевает перчатку и закрывает глаза. Ему дают в каждую руку по снежку.
-
Что почувствовал?
-
Что у тебя в руках?
-
Как ты это узнал?
-
А что помогло тебе почувствовать? (рецепторы)
Воспринимающие аппараты - рецепторы - связаны с корой головного мозга. Именно в коре головного мозга происходит различение, анализ раздражений, идущий из внешней и внутренней среды.
Проведем простой эксперимент.
Перед учеником, у которого закрыты глаза, стоят три стакана с водой.
-
Какие предметы стоят перед тобой?
Открой глаза
-
Что в этих стаканах? Как мы можем определить, что это?
-
Определи, где находится соленая вода?
-
Холодная вода?
-
Прозрачная вода?
Для чего мы проводили этот эксперимент?
Каждый орган чувств устроен таким образом, что способен реагировать только на определенный вид раздражений.
Разные свойства предметов воспринимаются различными рецепторами.
- Что такое «рецепторы»? (структуры, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы)
Слайд: преобразование внешних раздражений в нервные импульсы
-
Анализатор - это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.
(анализ - расчленение на отдельные признаки)
Каждый анализатор имеет центр в коре больших полушарий.
Слайд: «части мозга, управляющие органами чувств»
Резкой разницы между мозговыми центрами анализаторов нет.
Мы провели опыт и поняли, что человек может воспринимать раздражение из внешней среды. А вот такая ситуация: у вас болит горло, зубик, вы переели и у вас заболел живот. Это же вы тоже чувствуете?! Это же тоже изменения, которые тоже воспринимаются благодаря рецепторам. Так вот, рецепторы, принимающие раздражение из внешней среды, называются - экстерорецептерами.
Рецепторы, принимающие раздражение из организма - интерорецепторы.
Мы говорим о рецепторах, но ведь это только часть анализатора.
Каждый анализатор состоит из трёх частей: рецептора, проводника и центров коры.
Слайд: схема строения анализаторов
Сегодня мы начнем изучать первый анализатор - зрительный
На нашей мастерской мы постараемся доказать, что глаз - часть зрительного анализатора, благодаря которой мы познаем мир.
-
Ребята, закройте глаза. Что происходит в кабинете?
-
Вы вошли в темную комнату. Что вы делаете в первую очередь? А зачем?
-
Что является раздражителем и вызывает зрительные ощущения?
Орган зрения (глаз) - воспринимающий отдел зрительного анализатора, служит для восприятия световых раздражений.
Задание №1
На листке напишите слово «глаз», подберите к нему два - три слова, отвечающих на вопрос «Где он находится?». Передайте свой листок соседу справа, его задача - дописать слово, которого нет в вашем списке. Не повторяйтесь.
Глаз располагается в лицевой части черепа, в полости костного углубления - глазнице, предохраняющей глаз от повреждений. Глазница образована лобной, верхнечелюстной и скуловыми костями.
Панель (зачитываем ответ)
Задание №2
На листке нарисуйте глаз. Подпишите его части. Передайте соседу справа. Его задача - дорисовать и подписать то, чего не увидел на вашем рисунке.
Задание №3
Работая в парах, установите, для чего необходимы части глаза. (Что было бы, если бы не было…)
Панель (зачитываем ответ)
Слайд: «глаз и его приспособления»
Задание №4
- Ребята, а почему глаза не «выпадают»?
- Работая в парах, определите функции глазных мышц.
Попросите соседа по парте проследить взглядом за движением карандаша, который вы передвигаете на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, вправо, влево, а затем опишите окружность.
Сколько мышц может приводить в движение глазное яблоко? (не менее 4-х, а точнее 7: две косые, четыре - прямые, мышца, поднимающая верхнее веко).
Слайд: «мышцы глазного яблока»
Панель (зачитываем ответ)
«Эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение».
Под таким заголовком газета «Нью-Йорк Таймс» сообщала: «Эксперты старались осуществить одно из самых дерзновенных стремлений человека, а именно, создать мыслящие машины, но споткнулись на первом же шаге. Они не смогли развить зрение.
После двадцатилетних изысканий всё ещё приходится учить машины, казалось бы, простому действию: опознавать обыкновенные предметы и отличать их друг от друга.
Поэтому у них развелось новое, глубокое уважение в отношении изощренного человеческого зрения…»
Ученые обращаются к вам за помощью: помогите разобраться, как устроен глаз?
-
При помощи компьютера, сконструируйте модель глаза, объясняя значение каждой его части. Для выполнения этого задания - делимся на группы.
На экране компьютера появляются слайды с изображением разных частей глаза:
-
глазное яблоко (имеет почти правильную шаровидную форму)
-
склера (состоит из соединительной ткани с мельчайшими кровеносными сосудами, передняя часть - конъюнктива - защита)
-
роговица (линза)
-
конъюнктива
-
сосудистая оболочка (имеет черный цвет, свет не рассеивается и сохраняется четкость изображения на сетчатке)
-
сетчатка (с фоторецепторами - палочками и колбочками, их 130 миллионов - 10 слоев. Палочки воспринимают свет, колбочки - цвет)
- стекловидное тело
- радужная оболочка
- хрусталик (различное положение и форму ему придают мышцы, которые его окружают)
- подвешивающие связки хрусталика (удерживают на месте)
-
слепое пятно (место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света)
-
зрачок
-
желтое пятно (место наилучшего видения глаза)
-Презентация моделей глаза с объяснением функций каждой части
Слайд: «внутреннее строение глаза»
1 группа: оболочки глаза
2 группа: оптическая система (роговица, зрачок, радужка)
Для выяснения свойств зрачка, проведем опыт по обнаружению его сужения и расширения
Задание №5
Обнаружить сужение и расширение зрачка своего глаза.
Возьмите квадратики из черной бумаги, размером 4*4 см с точечным отверстием посредине. Отверстие проделано иголкой. Непрерывно посмотрите через отверстие правым глазом на яркий источник света.
Левый глаз в начале опыта закрыт. Затем, продолжая смотреть через отверстие правым глазом, откройте левый. Что вы наблюдаете? Ответ запишите.
( Отверстие в бумаге им кажется более узким. Когда ученики снова закрывают левый глаз, отверстие на бумаге они видят снова широким. Это явление иллюзорное, кажущееся. На самом деле расширяется и сужается зрачок правого глаза под влиянием света и темноты, воздействующих на левый глаз. Зрачки обоих глаз расширяются и сужаются одновременно благодаря рефлексам среднего мозга. При помощи мышц радужки.)
Работа в парах.
Закройте правый глаз, прикройте его рукой. Некоторое время подержите. Откройте. Что вы наблюдаете?
Слайд: «Изменение величины зрачка»
3 группа: оптическая система (хрусталик, стекловидное тело)
Задание №6
Проследить за работой хрусталика.
- Держа лист на расстоянии 15 см от глаз, так чтобы были четко видны буквы, а через отверстие видна доска с текстом, закройте один глаз.
Задание: прочтите надпись на доске и ответьте на вопрос: почему во время чтения буквы, окружающие отверстие, кажутся размытыми?
(Хрусталик становится более плоским, когда рассматриваем далекий предмет, а близкие предметы, проецируясь на сетчатке, оказываются вне фокуса.)
- Посмотрите на буквы, окружающие отверстие. Что вы наблюдаете?
(Буквы видны четко, а запись на доске - размыта).
- Какой можно сделать вывод?
4 группа: световоспринимающая система.
Задание №7
Докажите, что на сетчатке мало колбочек.
Ученик садится лицом к классу, смотрит перед собой. Двигать головой и вращать глазами нельзя. Ему показывают ручку красного цвета. Предмет демонстрируется в движении и короткое время.
- Какой предмет был показан? Какого он цвета?
(Часто ученик не может определить цвет предмета, т.к. колбочки, воспринимающие цвета, находятся в центре сетчатки, в области желтого пятна. На периферии колбочек мало, там находятся палочки, не воспринимающие цвет).
Задание №8 (значение зрения)
Закончите предложения:
-Когда я смотрю, я могу…
-Когда я увижу, я смогу…
-Когда я увижу, я научусь…
Задание №9
Напишите ответное письмо американским ученым и поделитесь с ними своими знаниями о строении глаза.
Панель
-
Мы подробно рассмотрели строение рецептора зрительного анализатора.
-
А что является проводящим путем зрительного анализатора? (зрительный нерв)
Сетчатка глаза
Зрительный нерв
Зрительная зона коры головного мозга
-
Мозговой отдел зрительного анализатора находится в затылочной доле больших полушарий. В этой зоне происходит различие раздражений, формы предметов, их окраски, величины, движения, т.е. мозг, проанализировав сочетание сигналов, делает вывод.
Рефлексия. Давайте определим:
-
Что было сложным? (отвечает по цепочке 1 ряд)
-
Что было новым? (отвечает по цепочке 2 вариант)
-
Что понравилось? (отвечают по цепочке голубоглазые)
-
Что хотели бы узнать еще? (отвечают по цепочке кареглазые)
-
Что будете делать дальше?
Ваш ответ на последний вопрос и есть ваше домашнее задание.
Техническое описание презентации «Глаз», используемой на данном уроке:
-
Линейная презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.
-
Слайды появляются последовательно, линейно.
-
Интерактивная презентация, управляется пользователем.
-
Смена слайдов происходит по щелчку «мыши».
-
Объекты слайдов анимированы.
-
Презентация содержит графические объекты растрового характера.
-
Слайды сопровождаются музыкальными файлами, управляющимися по щелчку «мыши».