Рабочая программа по биологии 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа предназначена для изучения предмета"Общая биология" в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий. Составлена на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы. » В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. -М.: Дрофа , 2011.

Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе ,однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи ,стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса "Общая биология" основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин ,начатой в 5 классе учебником "Природоведение" А.А.Плешакова и Н.И.Сонина ,учебником "Живой организм" Н.И.Сонина для учащихся 6 классов и учебником "Биология. Многообразие живых организмов"В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории ,физической и экономической географии .Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии с профессиональной ориентацией школы.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.


Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;

  • социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;

  • способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ .

Учение биологии завершается итоговой аттестацией выпускников основной школы. В практике работы школ Российской Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по биологии: устный экзамен по билетам ,защита реферата,.собеседование,итоговое тестирование.Экзамен по биологии ,проводимый в любой форме , является экзаменом по выбору ученика.

Для проведения устного экзамена по биологии в 9 классе предлагается комплект примерных экзаменационных билетов.Они составлены с учетом государтвенного образовательного стандарта основного общего образования.

Экзаменационные билеты контролируют усвоение содержания курса биологии основной школы , его инвариантное ядро,не выходящее за рамки стандарта. Проверяемое содержание соответствует целям изучения курса биологии в основной школе, требованиямк уровню подготовки выпускников. При разработке билетов учитывалось ,что в основной школе ,с одной стороны закладываются основы для последующего изучения курса биологии в средней (полной ), школе,формируется эмпирический базис для знакомства с биологическими теориями и закономерностями, а с другой - вводится ряд общебиологических понятий , среди них главное внимание уделяется следующим :

- признаки живых организмов,

-гены и хромосомы,

- деление клетки ,

- наследственность и изменчивость,

- генетика,

- искусственный отбор ,

- учение об эволюции органического мира,

- экосистема и биосфера .

Это делает курс биологии девятилетней школы относительно завершенным и функционально полным и позволяет выявить учебные достижения выпускников , осуществить дифференциацию учащихся по уровню биологической подготовки с целью определения их дальнйшего жизненного пути.

В экзаменационные билеты включены вопросы и задания , которые позволят не только оценить учебные достижения выпускников .но и выявить их умения применять теоретические знания на практике , в нестандартных ситуациях.

С этой целью в билеты включены вопросы,котролирующие общеучебные умения , а также знания о социальной сущности человека , его психологии и поведении,здоровом образе жизни, сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих,соблюдении норм поведения в природе.

Содержание учебного материала , проверяемое билетами , соотнесено с объмом времени , отводимого на изучение биологии в основной школе базисным учебным планом ( в 6 классе- 1 час в неделю ,в 7-9 классах - по 2 часа в неделю.)

Как показывает многолетний опыт проведения экзаменов по биологии в школе число экзаменационных билетов должно быть не менее 25 и содержать по 3 вопроса в каждом билете., что позволяет пр организации итогового контроля осуществить широкий охват основного содержания школьного курса биологии на 2 ступени обучения.

Каждый билет включает 3 вопроса : первый вопрос направлен на проверку теоретических общебиологических знаний об цитологии , эволюции,экологии,генетике.,

второй вопрос предполагает выявление у выпускников знаний о классификации,многообразии и эволюции живой природы,взаимосвязи организмов и окружающей среды, умений применять эти знания на практике в различных жизненных ситуациях,

третий вопрос предусматривает контроль знаний личностно-ориентированного характера об организме человека, его строении ,жизнедеятельности ,гигиеничских нормах и правилах здорового образа жизни.

Для ответа выпускник может использовать имеющиеся в школе оборудование, предусмотренное требованиями стандарта и соответствующее перечню учебного оборудования для основной школы ,но оно не должно содержать подсказки.

Примерное время ,отводимое на подготовку выпускника к ответу , -20-30 минут.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ОТВЕТА ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО БИОЛОГИИ .

При оценивании ответа главное внимание обращается на соответсвие знаний и умений выпускника требованиям государственного стандарта основного общего образования.

Ответ выпускника на каждый опрос оценивается отдельно по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок завыполнение каждого из трех вопросов билета и является их среднеарифметическим. При оценивании отдельных заданий можно труководствоваться следующими критериями,которые дают учителю ориентиры

и носят рекомендатеьный характер:

Первый вопрос билетов.

Отметка " пять " ставится ,если в ответе выпускник показывает знание основных теорий ,законов, общебиологических понятий ,логично излагает основные положения и принципы биологических закономерностей ,признаки биологических оъектов,процессов и явлений,раскрывает их сущность и взаимосвязь,конкретизирует теоретические положения примерами,нучными фактами ,составляющими основу выводов ,обобщений и доказательств,выпускник демонстрирует владение умениями обобщать, анализироваать,сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы.

Отметка " 4 "ставится , если в ответе выпускник не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений , допускает биологические неточности , негрубые биологические ошибки.

Отметка "3" ставится ,если выпускник имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого,проявляющихся на всех уровнях организации , об особенностях строения и жизнедеятельности разных царств живой природы,не верно трактует биологические понятия ,не раскрывает сущность процессов и явлений , делает неправильные выводы,допускает искажения в установлении причины и следствия явления.

Отметка" 2 " ставится, если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки,приводит отрывочные сведения ,примеры,не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений или ответ полностью отсутствует.

Второй вопрос билетов.

Отметка " 5" ставится ,если в ответе выпускник осваивает знания: о признаках биолигических объектов (клеток,органов,систем органов и организмов растений , животных ,грибов , природных и искусственных экосистем) ,о сущности биологических процессов(обмен веществ , транспорт веществ,рост развитие, размножение, раздражимость,круговорот веществ в экосистемах).

Наряду с освоенными знаниями учащийся демонтсрирует умения :объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды,

распознавать и описывать на живых объетах и таблицах:органы цветкового растения , органы и системы органов животных , растения разных отделов ,животных отдельных типов и классов,съедобные и ядовитые грибы,

выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме,составлять цепи питания,анализировать последствия деятельности человека в экосистемах.

Отметка "4 " ставится , если в ответе выпускник демонстрирует освоение вышеназванных знаний,допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности,недостаточно четко владеет умениями распознавать ,устанавливать взаимосвязи ,анализировать объекты , процессы ,явления.

Отметка " 3 " ставится ,если выпускник имеет отрывочные знания об усложнении растений и животных в процессе эволюции,экологических факторах,экосистемах,биоразнообразии,его роли в сохранении биосферы,не верно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять , описывать , распознавать ,анализировать объекты и явления , выявлять различные типы биологических связей в природе.

Отметка " 2 " ставится ,если в ответе выпускник допускает грубые биологические ошибки,не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы экзаменатора или не дает ответа на предложенный вопрос.

Третий вопрос билета

отметка " 5 " ставится ,если в ответе выпускник показывает :освоение знаний о сроении,функциях ,размножени, гигиене человека, его биологической и социальной сущности,высшей нервной деятельности,овладение умениями применять полученные знаниядля объяснения жизнедеятельности собственного организма,зависимости здоровья от состояния окружающей среды , соблюдения мер профилактики различных заболеваний,травматизма, стрессов,ВИЧ-инфекции,вредных привычек , использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.Учащийся в ответе не допускает биологических ошибок и неточностей.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если в ответе выпусник допускает незначительные биологические погрешности,недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма,причин наследственных и приобретеных заболеваний , их профилактики,влияния факторов риска на свое здоровье и здоровье окружающих.

ОТМЕТКА " 3 "ставится ,если выпускник имеет фрагментарные знания о строении и жизнедеятельности человека, внутренней среде организма,иммунитете, рефлексе как основе жизнедеятельности организма,неправильно трактует биологические понятия,не может применить теоретические знания о строении и жизнедеятельности организма человека на практике и в повседневной жизни.

ОТМЕТКА " 2 " ставится , если в ответе выпускник излагает лишь отдельные элементы знаний ,несвязанные между собой, допускает грубые биологические ошибки,не может применить полученные знания об организме человека в прктической деятельности и в повседневной жизни.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ .

Исходя из поставленной цели и возратсных возможностей учащихся ,необходимо учитывать:

-правильность и осознанность изложения содержания,полноту раскрытия понятий , точность употребления научных терминов,

-степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений,

-самостоятельность ответа,

-речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

ОТМЕТКА " 5" ставится ,если :

-полно раскрыта содержание материала в объеме программы и учебника.,

-четко и правильно даны определения и раскрыто содержание поняий,верно использованы научные термины,

-для доказательства использованы различные умения ,выводы из наблюдений и опытов,

-ответ самостоятельный ,использованы ранее приобретенные знания.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-раскрыто основное содержание материала,

-в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины,

- ответ самостоятельный ,

-определения понятий неполные , допущены незначительные нарушения последовательности изложения , небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

ОТМЕТКА " 3 "ставится ,если :

-усвоено основное содержание учебного материала,но изложено фрагментарно,не всегда последовательно,

-определения понятий недостаточно четкие,

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении,

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии,определении понятий.

ОТМЕТКА " 2 " ствится , если:

-основное содержание учебного материала не раскрыто,

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя,

-допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

ОТМЕТКА " 1 " ставится ,если :

- ответ на вопрос не дан.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

1.Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать :

-самостоятельность подбора оборудования и объектов,

-последовательность в выполнении работы по закладке опыта,

-логичность и граммотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

ОТМЕТКА "5" ставится , если :

-правильно определена цель опыта ,

-самостоятельно и последовательно проведенвы подбор оборудования и объектов , а также работа по закладке опыта,

-научно грамотно ,логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-правильно определена цель опыта,

-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования , объектов

-при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки,

- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта,

- в описании наблюдений из опыта допущены неточности , выводы неполные.

ОТМЕТКА " 3 " ставится ,если :

-правильно определена цель опыта,

-подбор оборудования и объектов , а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя,

-допущены неточности и ошибки при закладке опытов,описании наблюдений ,формулировании выводов.

ОТМЕТКА " 2 " ставится ,если:

- не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование,

-допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

ОТМЕТКА " 1 " ставится , если :

-полное неумение заложить и оформить опыт.

2. Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать :

-правильность проведения наблюдений по заданию,

-умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта,

-логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

ОТМЕТКА " 5 " ставится , если:

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,

-выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта,

-логично,научно ,грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта названы второстепенные ,

-допущена небрежностьв оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 3 " ставится , если :

-допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.,

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта выделены лишь некоторые,

-допущены ошибки(1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 2 " ставится , если :

-допущены ошибки( 3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя,

-неправильно выделены признаки наблюдаемого объета ,

-допущены ошибки (3-4 ) в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 1 " ставится , если:

-не владеет умением проводить наблюдение.



Содержание учебной дисциплины.

Название темы (раздела)

Содержание темы ( раздела )

Кол-во часов.

Введение.

Место курса « Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин , а также в биологических науках .Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

1

1

Эволюция живого мира на

Земле.

23 часа

1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Единство химического состава живой материи, основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение, наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость, формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности, биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов, формы потребления энергии. Царства живой природы, краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

1 часа.

1.2

Развитие биологии в додарвиновский период.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об "изначальной целесообразности" и неизменнности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

2 часа.

1.3

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: дости жения в области естественных наук ,экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид- элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Борьба за существование и естественный отбор.

4 часа.

1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных .Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

4 часа

1.5

Микроэволюция.

Вид как генетически изолированная система, репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида, экологические и генетические характеристики популяций. Популяция- элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования, географическое и экологическое видообразование.

3 часа.

1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А.Н. Северцов.)

Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции :многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

2 часа.

1.7

Возникновение жизни на Земле.

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический

(теория академика А.И.Опарина),биологический и соци- альный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе, естественная классификация живых организмов.

2 часа.

1.8

Развитие жизни на Земле.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе.

Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира .Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных .Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens,человеческие расы, расообразование, единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

5 час.

2

Структурная организация живых организмов.

10 час.

2.1

Химическая организация клетки.

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода, химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление, осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры-белки, структурная организация .Функции белковых молекул. Углеводы .Строение и биологическая роль. Жиры- основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии .ДНК-молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму, транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

2 часа.

2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино-и фагоцитоз. Внутри- клеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

2 часа.

2.3

Строение и функции клеток.

Прокариотические клетки, форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки, организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование.

Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения ,значение и роль в метаболизме клеток .Клеточное ядро-центр управления жизнедеятельностью клетки .Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка ,хроматин, ядрышко .Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток

многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК, митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом, биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения организмов.

6 час.

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

6 час.

3.1

Размножение организмов.

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений, образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

2 часа.

3.2

Индивидуальное развитие организ- мов (онтогенез).

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления, образование однослойного зародыша-бластулы. Гаструляция, закономерности образования двуслойного зародыша- гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон .Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков(закон К.Бэра).Биогенетический закон (Э.Геккель и К.Мюллер).Работы А.Н.Северцова об эмбриональной изменчивости.

4 часа.

4.

Наследственность и изменчивость организмов.

16 час.

4.1

Закономерности наследования признаков.

Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

9 час.

4.2

Закономерности изменчивости.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная ,изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

3 часа.

4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

4 часа.

5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

12 час.

5.1

Биосфера, ее структура и функции.

Биосфера -живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский ).Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды, ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов, формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения- симбиоз, мутуализм, кооперация, комменсализм .Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм ,конкуренция. Нейтральные отношения-нейтрализм.

9 час.

5.2

Биосфера и человек.

Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы, последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы ,обеспечение природными ресурсами населения планеты.

2 часа.

Заключение.

1 час.

Практические занятия.

ТЕМА:"Микроэволюция"

Лабораторная работа№1"Изучение приспособленности организмов к среде обитания".

Практическая работа№1"Изучение изменчивости,критериев вида,результатов искусственного отбора на сортах культурных растений".

ТЕМА:"Строение и функции клеток".

Лабораторная работа№2"Изучение клеток бактерий,растений и животных на готовых микропрепаратах".

ТЕМА:"Закономерности наследования признаков".

Лабораторная работа№3"Решение генетических задач и составление родословных".

ТЕМА:"Закономерности изменчивости".

Лабораторная работа№4"Построение вариационной кривой (размеры листьев растений,антропометрические данные учащихся)".

ТЕМА:"Биосфера,ее структура и функции".

Лабораторная работа№5"Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)".

Практическая работа№2"Изучение и описание экосистемы своей местности,выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме"

ТЕМА:"Биосфера и человек".

Практическая работа№3"Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах".


Календарно-тематическое планирование 9 класс (2 часа в неделю,68часов).

Разделы,темы уроков.

Лабораторные и практические работы.

Количество часов.

Дата

1

Введение.

1

Раздел 1.Эволюция живого мира на Земле.

23

2

Многообразие живого мира.Основные свойства живых организмов.

1

3

Становление систематики.

1

4

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1

5

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

1

6

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1

7

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

8

Формы естественного отбора.

1

9

Приспособительные особенности строения,окраски тела и поведения животных.

1

10

Лаб.раб.№1»Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1

11

Забота о потомстве.

1

12

Физиологические адаптации.

1

13

Вид,его критерии и структуры.

1

14

Лаб.раб.№2»Изучение изменчивости,критериев вида,результатов искусственного отбора».

1

15

Эволюционная роль мутаций.

1

16

Главные направления эволюции.

1

17

Общие закономерности биологической эволюции.

1

18

Современные представления о возникновении жизни.

1

19

Начальные этапы развития жизни.

1

20

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

1

21

Жизнь в палеозойскую эру.

1

22

Жизнь в мезозойскую эру.

1

23

Жизнь в кайнозойскую эру.

1

24

Происхождение человека.

1

Раздел 2.Структурная организация живых организмов.

10

25

Неорганические вещества,входящие в состав клетки.

1

26

Органические вещества,входящие в состав клетки.

1

27

Пластический обмен.Биосинтез белков.

1

28

Энергетический обмен.

1

29

Прокариотическая клетка.

1

30

Эукариотическая клетка.Цитоплазма.

1

31

Лаб.раб.№3»Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

1

32

Эукариотическая клетка.Ядро.

1

33

Деление клетки.

1

34

Клеточная теория строения организмов.

1

Раздел 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов.

6

35

Бесполое размножение.

1

36

Половое размножение.Развитие половых клеток.

1

37

Эмбриональный период развития.

1

38

Постэмбриональный период развития.

1

39

Общие закономерности развития.Биогенетический закон.

1

40

Контрольная работа №1»Структурная организация живых организмов.Строение и функции клеток.»

1

Раздел 4.Наследственность и изменчивость организмов.

15

41

Основные понятия генетики.Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя.

1

42

Первый закон Г.Менделя.

1

43

Второй закон Г.Менделя.Закон чистоты гамет.Моногибридное скрещивание.

1

44

Дигибридное скрещивание.Третий закон Г.Менделя.

1

45

Анализирующее скрещивание.

1

46

Сцепленное наследование генов.

1

47

Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом.

1

48

Взаимодействие генов.

1

49

Лаб.раб.№4»Решение генетических задач и составление родословных».

1

50

Наследственная (генотипическая)изменчивость.

1

51

Фенотипическая изменчивость.

1

52

Лаб.раб№5»Построение вариационной кривой».

1

53

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

54

Методы селекции растений и животных.

1

55

Селекция микроорганизмов.

1

56

Контрольная работа№2»Наследственность и изменчивость организмов».

1

Раздел 5.Взаимоотношения организма и среды.Основы экологии.

12

57

Структура биосферы.

1

58

Круговорот веществ в природе.

1

59

История формирования сообществ живых организмов.

1

60

Биогеоценозы и биоценозы.

1

61

Абиотические факторы среды.

1

62

Интенсивность действия факторов среды.

1

63

Биотические факторы среды.

Пр.раб.№1»Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания).»

1

64

Взаимоотношения между организмами.

1

65

Лаб.раб.№6»Изучение и описание экосистемы своей местности ,выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме «

1

66

Природные ресурсы и их использование.Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Пр.раб.№2»Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

1

67

Охрана природы и основы рационального природопользования.

1

68

Повторение»Взаимоотношения организма и среды».

1

Источники информации и средства обучения.

ЛИТЕРАТУРА.

Литература для учащихся:

1.Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б.,Сонин Н.И.Биология.Общие закономерности:Учебник для 9 класса средней школы.М.:Дрофа,2009.

1.Захаров В.Б.,Сонин Н.И.Биология.Многообразие живых организмов:Учебник для 7 класса средней шолы.М.:Дрофа,2005.

2.Иорданский Н.Н.Эволюция жизни.М.: Академия,2001.

3.Мамонтов С.Г.Биология:Пособие для поступающих в вузы.М.:Дрофа,2003.

4.Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б.,Козлова Т.А.Основы биологии:Книга для самообразования.М.:Просвещение,1992.

5.Медников Б.М.Биология:Формы и уровни жизни.М.:Просвещение,1994.

6.Сонин Н.И.Биология .Живой организм:Учебник для 6 класса средней школы.М.:Дрофа,2011.

Литература для учителя:

1.Акимушкин И.Мир животных(беспозвоночные и ископаемые животные).М.:Мысль,1999.

2.Акимушкин И.Мир животных(млекопитающие, или звери).М.:Мысль,1999.

3.Акимушкин И.Мир животных (насекомые,пауки,домашние животные).М.:Мысль,1999.

4.Ауэрбах Ш.Генетика.М.:Атомиздат,1996.

5.Эттенборо Д.Жизнь на Земле.М.:Мир,1984.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

1.Таблица" Классификация растений".

2.Таблица"Искусственный отбор".

3.Гербарные экземпляры растений.

4.Таблица"Адаптации животных,растений".

5.Таблица с изображением различных типов конечностей насекомых.

6.Живые растения.

7.Таблица"Матричный синтез".

8.Таблица"Геохронологическая таблица".

9.Таблица"Происхождение человека".

10.Таблица"Строение белковой молекулы".

11.Таблицы"Генетический код","Биосинтез белка".

12.Таблица"Фотосинтез".

13.Таблицы"Многообразие клеток","Строение бактериальной клетки".

14.Таблицы"Строение растительной клетки","Строение животной клетки".

15.Микроскопы,лупы,микропрепараты.

16.Таблица"Митоз","Мейоз".

17.Таблица"Вегетативное размножение растений".

18.Таблица"Индивидуальное развитие".

19.Таблица"Гибридологический метод".

20.Таблица"Дигибридное скрещивание".

21.Таблица"Центры происхождения культурных растений".

Контроль уровня обученности.

Тест по теме «Белки»

Первый уровень.

1 вариант.

1.Выбери схему , соответствующую первичной структуре белка.

а) б) в)

2.Определи термин , не подходящий по смыслу к слову «полимер»:

а) нуклеотид , б) мономер , в) дипептид.

3.Процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации- это:

а) гидролиз , б) коагуляция , в) ренатурация.

2 вариант .

1. Каких составных частей недостает в формуле аминокислоты :

//

Н-С-С

I I

а)- NН 2 , б) -R , в) -ОН.

2. В данной цепочке функциональных групп есть одна лишняя , определяющая иные свойства. Найдите ее :

а) -N Н 2 , б) - R , в) - СООН.

3. Процесс восстановления структурной организации белковой молекулы- это :

а) гидролиз, б) денатурация , в) ренатурация.

Второй уровень

1 вариант.

1. Какие структуры реализуют биологическую активность молекулы белка :

а) радикалы , б) полипептид , в) химические связи.

2. В образовании какой структуры принимают участие дисульфидные мостики :

а) вторичной , б) первичной , в) третичной.

3. Пользуясь таблицей незаменимых аминокислот , выбери две ( не использованные при работе с текстами ) , составь дипептид , назови его.

2 вариант.

1. Какой уровень организации опосредованно определяет биологическую активность белка :

а) третичная , б) первичная , в) вторичная структуры.

2. При денатурации происходит разрушение структуры :

а) вторичной , б) первичной , в) третичной.

3. Пользуясь таблицей незаменимых аминокислот , выбери две ( не использованные при работе с текстами ) , составь дипептид , назови его.

Третий уровень.

Задание для 1 и 2 вариантов.

Пользуясь таблицей , смоделируй несколько вариантов ( не менее двух ) молекул полипептида из состава незаменимых аминокислот.

Условие : в состав одного полипептида должны входить не менее 4-5 мономеров.

Тема « Структура и функции клетки»

Установите соответствие между цифрами и буквами.

1 вариант.

1. Участвует в эндоцитозе.

2. В каналах образует молекулы белка.

3. Обеспечивает протекание процессов обмена веществ.

4. Содержит наследственную информацию.

5. Содержит ферменты.

6. Несет на себе рибосомы.

7. Не имеет мембранного строения.

8. Состоит из билипидного и белкового слоев.

А- рибосома.

Б-эндоплазматическая сеть.

В- клеточная мембрана.

Г- цитоплазма.

Д-лизосома.

Е-хромосома.

2вариант.

1.Делит клетку на секции , в которых одновременно проходят химические реакции.

2. Имеет граны и тилакоиды.

3. Внутри заключает кариоплазму.

4. Состоит из ДНК и белковой обкладки.

5. Обладает способностью к отделению мелких пузырьков.

6. Осуществляет пищеварение в клетке.

7. Обеспечивает тургор в клетке.

8. Встречается только у эукариот.

А- лизосома.

Б- хлоропласт.

В- ядро.

Г- цитоплазма.

Д- комплекс Гольджи.

Е- эндоплазматическая сеть.

Ж- хромосома.

Тема «Митоз»

Соотнесите название каждой фазы митоза с теми процессами , которые характерны для этих фаз.

Митоз.

Состояние ядра в клетке.

Фазы митоза.

а) Хромосомы сконцентрированы у полюсов клетки. Деспирализуются и становятся плохо заметными.

А. Метафаза

б) Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки , полностью сформировано митотическое веретено.

Б.Анафаза

в) Сестринские хромосомы становятся самостоятельными дочерними хромосомами. Начинает сокращаться нить веретена деления.

В.Профаза

г) Центриоли расходятся к полюсам клетки , хромосомы спирализуются , ядерная оболочка распадается на отдельные фрагменты.

Г.Телофаза

Тема « Химический состав клетки»

Задание 1.

Участок молекулы ДНК , кодирующий часть полипептида , имеет следующее строение :

-А- Ц-Ц-А-Т-А-Г-Т-Ц-Ц-А-А-Г-Г-А-

Определите последовательность аминокислот в полипептиде.

Задание 2.

Полипептид состоит из следующих аминокислот :

Валин- аланин -эмицин -лизин- триптофан -валин - серин.

Определите структуру участка ДНК , кодирующего эту цепь.


УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

( урок контроля знаний )

ТЕСТ

Вариант 1

Выберите один правильный ответ: ( правильный ответ 1 балл).

  1. В клетках каких организмов содержатся хлоропласты ?

А. Животных.

Б. Растений.

В. Животных и растений.

Г. Грибов.

2. Какие лучи спектра преимущественно поглощает хлорофилл ?

А.Красные.

Б. Зеленые.

В. Фиолетовые.

Г. Весь спектр.

3. Фотолиз воды- это :

А. Накопление воды в листе под действием света.

Б. Разложение воды под действием света.

В. Выделение водяных паров из устьиц под действием света.

Г. Нагнетание воды в листья под действием света.

4. Автотрофы - это :

А. Организмы- паразиты.

Б. Грибы шляпочные и плесневые , гнилостные бактерии.

В. Зеленые растения и бактерии , использующие энергию химических реакций.

Г. Животные , питающиеся падалью.

5. На каком этапе энергетического обмена крахмал расщепляется до глюкозы ?

А. На первом .

Б . На втором.

В. На третьем.

Г. На четвертом.

6. Второй этап энергетического обмена ( гликолиз ) происходит :

А. В митохондриях клеток.

Б. В органах пищеварения.

В. В кровеносной системе.

Г. В цитоплазме клеток.

7. Этап назван кислородным потому , что …

А. Кислород выделяется клеткой в процессе реакций.

Б. Кислород поглощается клеткой в процессе реакций.

В. Кислород переносится гемоглобином крови.

Г. Кислород необходим как фермент реакций.

8. АТФ накапливается клеткой для использования в качестве :

А. Фермента.

Б. Строительного материала клеточных мембран.

В. Строительного материала мембран митохондрии.

Г. Источника энергии.

9. Какая полужидкая коллоидная структура клетки способна к движению ?

А. Эндоплазматическая сеть.

Б. Цитоплазма

В. Рибосомы.

10. Как называется избирательно проницаемый барьер клетки и некоторых органоидов , состоящий из молекул белков и липидов?

А. Эктодерма

Б. Оболочка.

В. Мембрана.

11. Какой органоид клетки осуществляет транспорт веществ в клетке, пронизывает цитоплазму , объединяет все части клетки в единое целое ?

А. Митохондрия.

Б. Рибосома.

В. Эндоплазматическая сеть.

12. В каком немембранном органоиде происходит синтез белка?

А.Рибосоме.

Б. Лизосоме.

В. Митохондрии.

13. Функцией комплекса Гольджи является :

А. Образование энергии

Б. Накопление веществ

В. Синтез белка.

14. В каком органоиде происходит фотосинтез?

А.В хлоропласте.

Б. В хромосоме

В. В хромопласте.

15. Они могут быть желтыми , оранжевыми , зелеными , багряными, бесцветными.

А. Хромосомы.

Б. Пластиды.

В. Митохондрии.

16. Из чего главным образом состоит стенка растительной клетки ?

А. из углеводов

Б. из белков

В. Из жиров.

17. Какой органоид клетки принимает участие в делении клетки , образуя веретено деления?

А. клеточный центр.

Б. эндоплазматическая мембрана

В. Клеточная стенка.

Задание 2. Установите соответствие .

  1. Между признаками обмена веществ и его этапами :

1) вещества окисляются ,

2) вещества синтезируются , А) пластический обмен,

3) энергия запасается в молекулах АТФ , Б) энергетический обмен.

4) энергия расходуется .

5) в процессе участвуют рибосомы ,

6) в процессе участвуют митохондрии.

1

2

3

4

5

6



  1. Между особенностями обмена веществ и организмами , для которых эти особенности характерны :

    1. использование энергии солнечного света

для синтеза АТФ , А) автотрофы,

  1. использование энергии ,заключенной в Б) гетеротрофы.

пище , для синтеза АТФ ,

  1. использование только готовых

органических веществ ,

  1. синтез органических веществ из

неорганических ,

  1. выделение кислорода в процессе

обмена веществ.

1

2

3

4

5


Вариант 2.

Выберите один правильный ответ: (правильный ответ - 1 балл ).

1. Синтез белка происходит в :

а) аппарате Гольджи , в) гладкой ЭПС ,

б) рибосомах , г) лизосомах

2. Кислород выделяется в атмосферу в результате :

А. Фотолиза воды.

Б. Отщепления О 2 от молекулы СО 2 .

В. Превращения АТФ в АДФ.

Г. Расщепления глюкозы.

3 В какую стадию фотосинтеза образуется кислород ?

А. В световую.

Б. В темновую.

В. Постоянно.

Г. Никогда не образуется.

4. Гетеротрофы - это :

А. Зеленые растения, использующие энергию солнечного света.

Б. Животные , использующие энергию , заключенную в пище.

В. Органоиды , окрашивающие клетку в желтый цвет.

Г. Вещества , укрепляющие клеточные стенки растений.

5. Первый ( подготовительный ) этап энергетического обмена происходит :

А. В митохондриях.

Б. В клетках пищеварения.

В. В цитоплазме клеток.

Г. В артериальной крови.

6. Третий этап энергетического обмена происходит :

А. На мембранах ЭПС.

Б. В цитоплазме клеток.

В. В кристах митохондрий.

Г. В органах дыхания.

7. На третьем этапе энергетического обмена ( дыхание ) происходит :

А. Расщепление молочной кислоты и накапливание АТФ.

Б. Расщепление АТФ и накапливание молочной кислоты.

В. Выделение кислорода и расщепление АТФ.

Г. Поглощение СО 2 и Н 2 О клеткой.

8. Люди со слабыми легкими недостаточно трудоспособны потому , что :

А. Кровь недостаточно омывает легкие.

Б. Не хватает кислорода для третьего этапа энергетического обмена.

В. В крови не хватает гемоглобина.

Г. Кровь недостаточно быстро движется по артериям.

9. Она может быть гладкой или шероховатой.

А. цитоплазма

Б. рибосома

В. Эндоплазматическая сеть.

10. В каких органоидах происходит внутриклеточное пищеварение?

А. в лизосомах

Б. в рибосомах

В. В митохондриях.

11. Где накапливается запасной крахмал?

А. в хлоропластах

Б. в хромопластах

В. В лейкопластах.

12. Как называются складки внутренней мембраны митохондрий?

А. граны.

Б. кристы.

В. Строма.

13. Какие органоиды клеточного ядра образованы двухцепочечными молекулами ДНК ?

А. ядрышки

Б. хромосомы.

В. Клеточный центр.

14. Какие структурные элементы содержатся только в растительных клетках?

А. пластиды.

Б. рибосомы.

В. Хромосомы.

15. Какие структурные элементы содержатся в растительной и животной клетках ?

А. пластиды

Б. митохондрии

В. Клеточная стенка.

16. Что является основными частями клетки?

А. рибосомы

Б. вакуоли , митохондрии

В. Ядро, цитоплазма.

17. Что может появляться и исчезать в процессе жизнедеятельности клетки?

А. рибосомы.

Б. включения.

В. Органоиды специального назначения.

Задание 2. Установите соответствие .

  1. Между признаками обмена веществ и его этапами :

1) вещества окисляются ,

2) вещества синтезируются , А) пластический обмен,

3) энергия запасается в молекулах АТФ , Б) энергетический обмен.

4) энергия расходуется .

5) в процессе участвуют рибосомы ,

6) в процессе участвуют митохондрии.

1

2

3

4

5

6



  1. Между особенностями обмена веществ и организмами , для которых эти особенности характерны :

    1. использование энергии солнечного света

для синтеза АТФ , А) автотрофы,

  1. использование энергии ,заключенной в Б) гетеротрофы.

пище , для синтеза АТФ ,

  1. использование только готовых

органических веществ ,

  1. синтез органических веществ из

неорганических ,

  1. выделение кислорода в процессе

обмена веществ.

1

2

3

4

5



Тема « Размножение организмов»

Формы и способы размножения.

Виды организмов.

Формы размножения.

Способы размножения.

1. Дрожжи.

2. Олень.

3. Малина.

4. Тритон.

5. Дафния.

6. Дождевой червь.

7. Амеба обыкновенная.

8. Пчела.

9. Улотрикс.

10. Картофель.

11. Земляника.

Типы деления клеток.

Программированный опрос.

1-й вариант - митоз .

2-й вариант - мейоз.

Утверждения , учащиеся записывают их номера , если они относятся к их варианту.

  1. Основа генотипичной изменчивости.

  2. Перед началом деления удваивается ДНК.

  3. Ядро клетки делится один раз.

  4. Образуются соматические клетки.

  5. Имеет место кроссинговер.

  6. В результате процесса образуются гаметы.

  7. Гомологичные хроматиды конъюгируют.

  8. Ядро делится два раза.

  9. Образующиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом.

  10. Конъюгация гомологичных хромосом отсутствует.

  11. Типичное деление клеток.

  12. Имеет место редукционное деление.

  13. Образуются биваленты.

  14. Создается возможность для возникновения в гаметах новых генных комбинаций.

  15. На одной из стадий наблюдается конденсация хромосом.


© 2010-2022