Программа секции Юный гидробиолог

  Программа секции «Юный гидробиолог»   Вода на Земле имеет огромное значение для живых организмов и для человека в том числе. Людям необходимы знания о состоянии воды и водных объектов и рационального ее использования. Необходимость в организации кружка возникла в связи с ежегодной полевой практикой в Хоперском заповеднике, а также в связи с интересом детей к изучению водных объектов. Для проведения практики необходимы некоторые знания и навыки ведения гидробиологических исследований, Отличител...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка «ЮНЫЙ ГИДРОБИОЛОГ»



Гущина М.И. учитель биологии ВКК.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вода на Земле имеет огромное значение для живых организмов и для человека в том числе. Людям необходимы знания о состоянии воды и водных объектов и рационального ее использования.

Необходимость в организации кружка возникла в связи с ежегодной полевой практикой в Хоперском заповеднике, а также в связи с интересом детей к изучению водных объектов.

Для проведения практики необходимы некоторые знания и навыки ведения гидробиологических исследований,

Отличительной особенностью программы является:

Программа нацелена на изучение природы Воронежской области, на работу в полевых условиях с природными объектами.

На углубление и расширение знаний о видах, обитающих в местных водоемах, использование различных методик изучения водных объектов.

Курс, рассчитанный на 35 часов, включает теоретические и практические занятия.

ЦЕЛЬ: формирование естественно-научных умений и навыков, расширение интереса учащихся к биологии, развитие склонностей, способностей и интересов школьников, планирующих в будущем выбрать профессию, связанную с биологией.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы водоемов Воронежской области.

Акцентировать внимание на значении воды для нашей планеты,

Расширить и углубить знания по биологии, систематике, экологии пресноводных растений и животных, обитающих в местных водоемах, об их народнохозяйственном значении, познакомить с работами сотрудников Хоперского заповедника..

Развивающие:

Развитие навыков работы с лабораторным оборудованием, умение систематизации биологических коллекций и гербариев .

Формирование навыков общения, приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.

Развитие творческих способностей ребенка.

Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Воспитательные:

Воспитывать ответственное отношение к природе родного края.

Возраст детей 10-17 лет.

Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Количество часов - 35.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, индивидуальная.

Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые микропрепараты, гербарные и живые растения, палеонтологические коллекции, изображения животных. Все это имеется в кабинете биологии.

МЕТОДЫ: словесные (лекция, беседа, дискуссия), наглядные ( видеоматериал, презентации, коллекции, определители), работа с научной литературой, эксперимент,

частично-поисковые (при систематизации коллекционного материала). исследовательские.

По окончании программы учащиеся должны:

Знать: основных представителей местной флоры и фауны водоемов, особенности их местообитания и приспособленности к ним.

Представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу.

Методы гидробиологических исследований и методы биоиндикации.

Уметь: делать рекогносцировочное обследование водоема,

составлять карту-схему,

определять видовую принадлежность с помощью определителей,

описывать гидробионты на пробных площадках, трансектах,

анализировать флористические списки,

изготавливать влажные препараты, гербарии, коллекции,

пользоваться методами и приемами биоиндикации,

работать с научной литературой,

обрабатывать собранный материал,

представлять материал в форме исследовательской работы или проекта.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ТЕМА

ВСЕГО ЧАСОВ

ТЕОР. ЗАНЯТ.

ПРАКТ. ЗАНЯТ.

1

Вводное занятие

1

1

------

2

Гидробиология, ее разделы, объекты.

Некоторые методы исследований.

8

4

4

3

Вода как среда обитания

4

3

1

4

Пресноводные растения и животные

15

1

14

5

Биоиндикация

6

-

6

6

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО 35 9 26

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ ТЕМА

ТЕОР.

ПРАК.

1. Вводное занятие./план работы на год, правила поведения, литература.

1


2. ГИДРОБИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗДЕЛЫ, ОБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ. Роль животных и растений в системе «динамического равновесия».

8

1


3. Методы гидробиологических исследований / рекогносцировочное обследование водоема/.

1


4. Методика изготовления карты-схемы водоема.

1


5. Водоем как замкнутая экосистема.


1

6. Загрязнение водоемов. Охрана водоемов.

1


7. Хоперский государственный природный заповедник. Встреча с директором ХГПЗ.


1

8. Красная книга. Растения и животные Красной книги, обитающие в нашей местности


1

9. Изготовление альбома «Растения и животные Красной книги»


1

10. ВОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ. Значение воды в жизни нашей планеты. Свойства воды

4

1


11. Роль температуры в жизни гидробионтов.

Распределение водных организмов в связи с условиями освещенности.

1


12. Особенности строения и движения в связи с обитанием в водной среде.


1

13. Вертикальное распределение организмов. Понятие о планктоне, нектоне и бентосе.

1


14. ПРЕСНОВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ Водные растения / прибрежные, плавающие, подводные/. Систематика, биология, хозяйственное значение.

8


1

15. Работа с определителями водных растений.


1

16. Изучение, зарисовка внешнего вида и микроскопическое исследование водных растений.


1

17. Методика описание сообществ гидрофитов на пробных площадках.


1

18. Анализ флористических списков


1

19.Методика исследования состава и структуры высшей водной растительности на трансектах.


1

20. Методика схематического картографирования.


1

21. Методика обработки материалов и представления результатов.


1

22. ПРЕСНОВОДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Простейшие, губки, кишечнополостные, черви, насекомые, моллюски. Работа с определителями.

7



1

23. Рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие.

1

24. Изучение, зарисовка внешнего вида и микроскопическое исследование одноклеточных организмов.

1

25. Изучение типов передвижения.

1

26. Изучение защитных приспособлений / покровительственная и предупреждающая окраска, быстрота передвижения, прозрачность тела, механические средства защиты, постройка чехлов. Ядовитые выделения.


1

27. Влияние температуры на развитие икры и головастиков различных земноводных

1

28. Методика изучения кислородного режима водоема.

1

29. БИОИНДИКАЦИЯ. Биоиндикация качества воды по водным растениям / на примере ряски/.

6


1

30. Биоиндикация качества воды на примере двустворчатых моллюсков.

1

31. Методика изготовление влажных препаратов.

1

32. Методика сбора и изготовления гербариев.

1

33. Экскурсии на водоем / фенологические: осень, зима, весна /


1

34. Экскурсии с целью изучения водных растений и животных


1

35. Итоговое занятие. Обзор изученного и сделанного. Выставка.

1

ИТОГО

9

26



© 2010-2022