• Преподавателю
  • Биология
  • Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека

Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.

«Рассмотрена»

Цикловой методической комиссией

дисциплин

Председатель _________/Мурзаева Е.С/

«Утверждена»

Заведующая отделом филиала по УР

__________/Рахматуллина З.Р./











Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК ОП дисциплин

«_______» _________________2014год

Протокол № ________












Автор: Иванова О.В.

Преподаватель первой категории дисциплины анатомия и физиология человека











Практическое занятие №1.

« Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле».

Цель: изучить плоскости, оси тела человека и условные линии для определения положения органов.

Знать: Основные анатомические термины, плоскости, оси и условные линии на теле человека.

Уметь: пользоваться анатомической терминологией и определять положение органа относительно плоскости, оси и условных линий.

Методические рекомендации к практической работе.


  1. Вспомнить части тела человека и дополнить схему.

Части тела




?___________ шея туловище ? _____________-- ?__________________

Лицевой отдел живот грудь ?________ плечо бедро

? ___________ ?________ ? ________

?_______ ?_________ Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.





  1. Изучить топографию полостей организма человека и органов, расположенных в них. Сделать схематический рисунок в альбом.





Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.

Черепная полость Грудная полость


Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.


Брюшная полость.


3.Изучить расположение плоскостей на теле человека , используя рисунок, материал учебника и лекций.

4.Изучить положение линий на торсе человека. Уметь их показывать.

5.Определить границы органа (любого ) грудной и брюшной полостей, используя условные линий.

Для обозначения положения органов и частей тела пользуются следующими определениями, входящими в список анатомических терминов:

  1. медиальный (medialis), если орган (органы) лежит ближе к срединной плоскости;

  2. латеральный (боковой; lateralis), если орган расположен дальше от срединной плоскости;

  3. промежуточный (intermedins), если орган лежит между двумя соседними образованиями;

  4. внутренний (лежащий внутри; internus) и наружный (лежащий кнаружи; externus), когда говорят об органах, расположенных соответственно внутри, в полости тела, или вне ее;

  5. глубокий (лежащий глубже; profundus) и поверхностный (расположенный на поверхности; superficialis) для определения положения органов, лежащих на различной глубине.

При описании верхней и нижней конечностей употребляют специальные термины. Для обозначения начала конечности - той части, которая находится ближе к туловищу, пользуются определением:

  1. проксимальный (ближайший к туловищу) (ргоximalis).

  2. Удаленный от туловища отдел конечности называют дистальным (distalis). Поверхность верхней конечности относительно ладони обозначают термином ладонный (palmaris или volaris - находящийся на стороне ладони),

  3. а нижней конечности относительно подошвы - подошвенный (plantaris).

  4. Край предплечья со стороны лучевой кости называется лучевым (radialis),

  5. а со стороны локтевой кости - локтевым (ulnaris).

  6. На голени край, где располагается малоберцовая кость, называется малоберцовым (fibularis),

  7. а противоположный край, где лежит большеберцовая кость, - большеберцовым (tibialis).

Для определения проекции границ сердца, легких, печени, плевры и других органов на поверхности тела условно проводят вертикальные линии, ориентированные вдоль тела человека.

  1. Передняя срединная линия (linea mediana anterior) проходит вдоль передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами

  2. Задняя срединная линия (linea mediana posterior) идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков.

Между двумя этими линиями с каждой стороны можно провести еще несколько условных линий через анатомические образования на поверхности тела.

  1. Грудинная (окологрудинная) линия (linea sternalis) идет по краю грудины, среднеключичная линия (linea medioclaviculdris) проходит через середину ключицы.

  2. Нередко эта линия совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также сосковой линией (linea mamillaris).

  3. Передняя подмышечная линия (linea axillaris anterior) начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмышечной ямки и идет вдоль тела.

  4. Средняя подмышечная линия (linea axillaris media) начинается от самой глубокой точки подмышечной ямки;

  5. задняя подмышечная линия (linea axillaris posterior) - от одноименной складки (plica axillaris posterior).

  6. Лопаточная линия (linea scapularis) проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия (linea paravertebralis) - вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (поперечные отростки позвонков).

Линии-ориентиры для определения локализации пространственного расположения внутренних органов

  1. Передняя срединная линия тела - делит тело человека на две симметричные половины от кончика носа до промежности.

  2. Переднеподмышечные линии (справа и слева) - опускаются параллельно срединной линии тела из передней части подмышечной впадины до костей таза.

  3. Среднеподмышечная линия (справа и слева) - опускаются параллельно срединной линии тела из средней части подмышечной впадины до костей таза.

  4. Среднебоковые линии туловища (справа и слева) - опускаются посередине между срединной линией тела и переднеподмышечными линиями до паховой складки параллельно срединной линии.

  5. Среднебоковые линии живота (справа и слева) - опускаются от грудной клетки по среднебоковым линиям туловища.

  6. Среднепупочные линии (справа и слева) - соединяют верхние точки среднебоковых линий туловища с пупком.

  7. Переднетазовые линии (справа и слева) - соединяют пупок с нижними точками переднеподмышечных линий.

  8. Среднетазовые линии (справа и слева) - соединяют пупок с серединной паховой складкой.

  9. Левая и правая реберные дуги - места прощупывания нижних ребер нижней части грудной клетки человека (в положении на спине - передних поверхностей, в положении на боку - боковых поверхностей).

  10. Кости таза (гребни подвздошных костей).

  11. Линия, соединяющая на спине нижние углы лопаток, - уровень остистого отростка VIII грудного позвонка.

  12. Наиболее выступающий остистый отросток в позвоночнике на уровне плеч, не уходящий из-под пальца во время разгибания головы назад, - остистый отросток VII шейного позвонка.

  13. Задняя срединная линия тела - делит тело человека на две симметричные половины от затылка до промежности.

  14. Лопатки.

  15. Пупок.

  16. Лоно - передняя костная часть таза.

Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.

Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.



Топографические отделы тела.

Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.

1 - надчревье;

II - межчревье; III - подчревье; 1 - Х ребро; 2 - наружный край прямой мышцы живота; 3 - правая подреберная область; 4 - надчревная область; 5 - правая боковая область живота; 6 - пупочная область; 7 - переднее-верхняя подвздошная ость; 8 - правая паховая область; 9 - лобковая область.Методические указания по анатомии к практическому занятию для студентов по теме Оси, плоскости, условные линии тела человека.

Топография органа складывается из следующих понятий:

  • Голотопия(голо- + греч. topos место, положение) - местоположение в теле, какой-либо его части или органе.

  • Скелетотопия (скелет + греч. topos место, положение) - расположение органов в теле человека относительно элементов скелета.

  • Синтопия (син- + греч. topos место, положение) - топографическое отношение органа к соседним анатомическим образованиям.

Пример: желудок.

Голотопия- левое подреберье, надчревная область.

Скелетотопия - указывается на уровне каких позвонков, костей располагается данный орган. Вход желудка располагается слева от позвоночника на уровне X грудного позвонка, примерно на 1-2 см книзу от диафрагмы на глубине 9-15 см от передней брюшной стенки. На переднюю грудную стенку сфинктр желудка проецируются соответственно хрящу VI-VII ребра на 2-4 см влево от срединной линии. Кардия желудка лежит на 3 см ниже входа, на уровне XI грудного позвонка. Она наиболее постоянна в своем положении и прочно фиксирована к верхней стенке брюшной полости посредством связочного аппарата, а также брюшным отделом пищевода, который имеет небольшую длину (1,5-2 см) и соединен с диафрагмой. Дно желудка выполняет левый купол диафрагмы и располагается на уровне X-XI грудного позвонка.

Малая кривизна в области привратника может располагаться на различных уровнях по отношению к мечевидному отростку. Место перехода желудка в двенадцатиперстную кишку располагается на уровне I поясничного позвонка, что соответствует середине расстояния между мечевидным отростком и пупком.

Синтопия: Дно желудка прилежит к диафрагме, селезенке и к поперечной ободочной кишке.

Пилорическая часть желудка может прилежать к левой, квадратной или правой долям печени, а также к желчному пузырю. Привратник обычно соприкасается с квадратной долей печени, реже - только с левой и еще реже - с правой долей. Вверху и слева передняя стенка желудка прилежит к диафрагме, а также к поперечной ободочной кишке.

Задняя стенка желудка прилежит к органам забрюшинного пространства и отделена от них сальниковой сумкой.

Почти на всем протяжении задняя стенка желудка соприкасается с телом и хвостом поджелудочной железы. Несколько медиальнее и выше левой почки к кардиальной части желудка прилежит левый надпочечник. Привратниковая часть желудка прилежит к головке поджелудочной железы. Вблизи большой кривизны задняя стенка желудка соприкасается с брыжейкой поперечной ободочной кишки.

Слева к желудку прилежит висцеральная поверхность селезенки, а снизу - поперечная ободочная кишка и ее брыжейка.

  1. Используя приведённый пример дать топографию любого органа, используя материал учебника.









9


© 2010-2022