Ситуативные задачи на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Когда я пришла работать в школу, у меня хорошо получалось только лишь мечтать. Поэтому на моих уроках мы с учениками иногда позволяли себе немного пофантазировать. Знаете, о чем мы мечтали на уроках? О лете… Солнце, тёплый ветерок, журчание речки…

Но что не даёт нам покоя? (писк комаров) Комары.

В такие моменты дети задают мне вопросы: «Неужели современная наука не может найти средство для уничтожения комаров? Ведь от них столько неприятностей человеку и животным?!»

Проработав в школе несколько дней, я убедилась, что ребята любят задавать много вопросов. И я начала придумывать для них свои.

И тема моего сегодняшнего вступления:

СИТУАТИВНЫЕ ЗАДЧИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Сейчас я представила Вам одну из ситуативных задач, которые я использую на своих уроках.

Ситуативные задачи - это задачи, позволяющие ученику последовательно осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией.

Родиной возникновения данного метода являются Штаты Америки, а более точно - «Школа бизнеса Гарвардского университета». Этот метод применялся на курсах обучения аспирантов экономической направленности, но в последнее время нашел свое место и при изучении юриспруденции, математики, медицины и других наук.

Что говоря о внедрении этого метода в Российское образование, то его начали применять в 80 - х годах сначала в Москве, в МГУ, а затем он перешел уже на более широкий спектр и стал применяться в академических и отраслевых образовательных учреждениях.

При всём многообразии ситуативных задач я чаще всего использую:

  • ситуацию проблему - реальная проблему, которая требует оперативного решения;

  • ситуацию-оценку - реальную ситуацию с готовым решением, которое следует оценить;

  • классическую ситуацию - это четкое описание ситуации, взятой из практики или искусственно сконструированной;

  • живую ситуацию - берется событие из жизни учащихся, которому необходимо найти решение и описать его последовательно.

При всём многообразии видов ситуативных задач, все они имеют типовую структуру. Как правило, задача включает в себя:

  • название. Оно должно быть яркое, привлекающее внимание детей;

  • ситуацию, то есть случай, проблему, историю из реальной жизни;

  • личностно-значимый познавательный вопрос;

  • информацию по данному вопросу. Она может быть представлена в форме текста, таблицы, графика;

  • вопросы или задания для работы с задачей.

Задания в этих задачах подбираю разного уровня сложности, что позволяет мне учитывать индивидуальные особенности обучающихся или класса в целом.

Уровень сложности задач увеличиваю постепенно, убедившись в сформированнсти необходимых умений. Я начинаю работу с задач на текстовой основе.

В качестве примера можно рассмотреть задачу классической ситуации по разделу 6 класса «Смена природных сообществ и её причины».

«Красота требует жертв»

В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?

Наблюдая за детьми во время обсуждения, я могу определить готовность класса к уроку. На данном этапе ребята могут общаться между собой, возможны дискуссии между группами.

Ответ на данную задачу таков: через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не успели образовать семена, чтобы дать жизнь новому поколению.

Мы видим, что в данной задаче затрагивается тема экологии, но в то же время проверяются знания материала курса ботаники.

Для старших классов такое задание будет простым и не столь интересным, поэтому для них я использую задачи данного типа, но уже более сложного уровня.

Современное информационно-образовательное пространство позволяет при подготовке к уроку использовать готовые задачи. Но мне интереснее проектировать их самой.

Составление ситуативных задач осуществляется как на материале учебника, так и с использованием дополнительной литературы по предмету. В проектировании своей задачи выделяю 3 этапа.

На первом необходимо определить проблему, личностно-значимую для ученика. Например, при изучении темы «Химический состав клетки» вспомним общеизвестный рекламный трюк «Растительное масло без холестерина».

На втором этапе я выбираю способ, с помощью которого поставлю проблему перед учениками. В данном случае можно поставить перед ребятами бутылку с подсолнечным маслом, на этикетке которой будет написано «Без холестерина» и попросить найти ошибку;

В этом случае возникнет затруднение при ответе. На третьем этапе, для его решения, я заранее готовлю список наводящих вопросов, позволяющих детям обобщить информацию и найти верный ответ. Например: 1) «Подсолнечное масло является продуктом переработки клеток группы каких живых организмов» (клеток растений); 2) Какие включения имеют клетки растений (капля масла); 3) Холестерин жир какого происхождения (животного). После ряда наводящих вопросов обучающиеся уже смогут найти правильный ответ на поставленный вопрос.

При создании ситуативных задач я использую информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Наглядность, прежде всего, даёт возможность сосредоточиться на главном. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже.

Мой небольшой опыт позволяет мне сделать вывод, что использование данных задач в образовательной деятельности позволяет:

  • повысить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира;

  • актуализировать предметные знания;

  • вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами.

Работа педагога сложна, но только сложные задачи расширяют горизонты педагогического профессионализма. Я считаю, что использование подобных заданий на уроках как нельзя лучше мобилизуют мои творческие силы, приносят радость от общения с учениками.

© 2010-2022