Рабочая программа по биологии 11 класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Голынковская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ____

от «____»___________201__ г.

Руководитель МО________



Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор школы

_________ Т.А.Кирпичникова ________ Г.А.Тимофеева

«___»____________ 201_ г. Приказ № _____ от ____________









Рабочая программа

по биологии

для обучающихся 11 класса






Рабочая программа составлена

группой учителей биологии и химии

Харитоновой Ириной Владимировной

учителем первой квалификационной категории и

Кухтиковой Тамарой Николаевной

учителем высшей квалификационной категории





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для обучающихся 11 класса общеобразовательных учреждений построена на основе:

  1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12. 2012 г.);

  2. Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения Голынковской средней общеобразовательной школы;

  3. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089»;

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России от 31.03.2014года №253 Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

  5. Авторской программы курса биологии для 5-11 классов. Пасечник В.В. М., Дрофа. 2009г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология. Общая биология 10-11 классы» авторов А.А.Каменского, Е.А.Крикскунова, В.В. Пасечника. М., Дрофа 2009г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логик учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 11 классе -34 часа (1 часа в неделю), согласно социальному заказу обучающихся и их родителей в 11 классе за счет часов школьного компонента усилено изучение биологии на 1 час в неделю для подготовки к сдаче ЕГЭ, поступления в ВУЗы. Общее количество часов в неделю составляет 2 часа (68 часов в год). Программа предусматривает проведение 10 лабораторных работ.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

В рабочей программе разделы сохранены такие же, как в примерной программе. Раздел №1 - «Методы научного познания» - 4 часа.

Раздел №2 - «Клетка» - 17 часов, добавлен 1 час, та как изучается объемный материал, в этом разделе последовательность материала изменена. Вопросы о ДНК изучаются раньше, а именно при изучении органических веществ в клетке. Ген, генетический код, роль гена в биосинтезе белка перенесен в следующий раздел - «Организм».

Раздел «Организм» изучается 45 час, использовано 5 уроков из резервного времени.

Материал, который изучается в этом разделе: объемные, сложный, важен в практической и повседневной жизни. Особое внимание уделяется темам, связанным с репродукцией человека.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания. Клетка.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся должен
знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная) сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику.

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

ВИДЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ

При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.

  1. Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, верное решение биологических задач.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины. Ответ самостоятельный.

Наличие неточностей в изложении биологического материала. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых биологических явлений. Понимание основных биологических взаимосвязей. При решении биологических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание биологической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области биологии. Скудны биологические представления, преобладают формалистические знания. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает биологические связи.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала. Не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

2. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.
Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

3. Критерии выставления оценок за проверочные тесты. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

4. Оценка качества выполнения практических работ.

Отметка"5"
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися. При работе полностью соблюдались правила техника безопасности.

Отметка"4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. При работе полностью соблюдались правила техника безопасности. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка"3"
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами, инструментами.

При работе не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка"2"

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося. При работе не соблюдались многие правила техники безопасности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Темы


Кол-во

часов


Лабораторные работы

1.

Биология как наука. Методы
научного познания.

3

2.

Клетка.

19

6

3.

Организм

44

4

Обобщение

2

Всего

68

10


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа)

Объект изучения биологии - живая природа. Методы познания живой природы. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

Биологические системы'.

Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Знать, понимать:

  • строение биологических объектов,

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки,

  • уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения,

  • вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира,

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни.

КЛЕТКА (19 часов)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, их строение и роль в клетки. Органические вещества: липиды, их строение и роль в клетке. Органические вещества % белки, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процесса жизнедеятельности. Органические вещества, нуклеиновые кислоты. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. АТФ и другие органические вещества клетки.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Доядерные и ядерные клетки. Строение прокариотической клетки. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Лабораторные работы

  1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

  2. Сравнение строения клеток растений и животных.

  3. Расщепление пероксида водорода ферментами, содержащимися в клетках листа элодеи.

  4. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

  5. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

  6. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

Знать, понимать:

  • основные положения клеточной теории,

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом,

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки,

  • биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  • объяснять единство живой и неживой природы

  • сравнивать клетки

  • находить информацию о клетках в различных источниках информации

ОРГАНИЗМ (44 часа)

Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Фотосинтез. Биосинтез белков. Образование и-РНК на матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Половое и бесполое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез, овогенез.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений. Особенности оплодотворения у цветковых растений, биологическое значение оплодотворения.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотиков. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия первого поколения. Закон расщепления. Генетическая терминология и символика. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления. Закон Моргана. Генетическое определение пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие неаллельных генов.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Достижения современной селекции.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Лабораторные работы

  1. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

  2. Решение генетических задач.

  3. Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

  4. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Знать, понимать:

  • сущность законов Г. Менделя «закономерности изменчивости»;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения;

  • биологическую терминологию и символику.
    Уметь:

  • объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний;

  • решать элементарные биологические задачи;

  • составлять элементарные схемы скрещивания;

  • сравнивать зародыши человека и других млекопитающих и делать выводы на основе сравнения наркотических веществ на развитие зародыша человека;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. АА Каменский, Е.А. Криксунов. В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа : 2009

  2. Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс. М. Экзамен :2006.

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.

  4. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

  5. И.В.Лысенко Поурочные планы для преподавателей. Волгоград,2009.

  6. Каминова Г.С. ЕГЭ. Биология . 2005. М.: 2005

  7. Каменский А.А. ЕГЭ. Биология.2004.

  8. Усольцева И.В. Контрольно измерительные материалы. Биология 10-11 класс, Курган, 2009

  9. ЕГЭ 2004-20 Юг.

  10. Лернер Г.И.. Общая биология. Поурочные тесты и задания 10-11 класс. Киров.: Аквариум. 2000.

  11. Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2001.

  12. Анастасова Л.П. Биология. Сборник задач для проведения устного экзамена по биологии за курс
    средней школы 11 класс. М.: Дрофа,2000.

  13. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.

  14. Гусарева Н.Б. Теоретические основы биологии. Библиотечка. Биология. М. Первое сентября, 2005.

  15. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М. Просвещение, 1981.

  16. Лопина О.Д. Строение клеток прокариотов и эукариотов. Первое сентября. Биология. №17\2005 с 2-9.

  17. Шумова Л.П. Обобщающий урок по теме: Основы цитологии. Первое сентября. Биология.
    №17\2005 с 12-17.

  18. Янутение С.А. Модульное обучение биологии. Первое сентября. Биология.№ 15,16,17,18,19,

20,23,24\2005, 2,3\2006.

  1. Что необходимо знать о СПИДе. Первое сентября. Биология. №6\2006.

  2. Бельков В.В. И вновь актуальный вопрос: что же такое ген? Биология в школе №2.2005.

  3. Захарова Е.Е. Дети из пробирки. Биология в школе № 6Y2005.

  4. Смелова В.Г. Почему не бывает трехцветных котов? Урок по генетике пола. Биология в школе
    №4\2005.

  5. Боринская С.А.. Генетическое разнообразие народов. Первое сентября. Биология №13\2005 с 2-7.

  6. Пашутин СБ. О происхождении человека. Первое сентября. Биология №3\2005 с 40-48.

  7. Юрьева С.А. Доказательства происхождения человека от животных. Первое сентября. Биология
    №7\2005 с 12-19.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

  1. А. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа .2009

  2. Анастасова Л.П. Биология. Сборник задач для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы 11 класс. М.: Дрофа,2000.

  3. Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы (учебное электронное издание)



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии 11 класс

(2 часа в неделю)

п/п

Тема раздела, урока

§

Кол-во часов

Лабораторная

работа

Дата проведения

I.

Радел 1. Методы научного познания.

3 ч

-

1.

История развития биологии. Методы биологии.

1,2

1

01.09.

2.

Свойства живого. Уровни организации живой природы.

3,4

1

05.09.

3.

Современная естественнонаучная картина мира.

1

08.09.

II.

Раздел 2. Клетка.

19 ч

-

4.

Развитие знаний о клетке. Цитология.

5

1

Л.Р.№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

12.09.

5-6.

Клеточная теория.

5

2

Л.Р.№2 Сравнение строения клеток растений и животных.

15.09.

19.09.

7.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

6,7

1

22.09.

8.

Углеводы.

9

1

26.09.

9.

Липиды.

10

1

29.09.

10.

Белки.

11

1

03.10.

11.

Ферменты, их роль в регуляции процесса жизнедеятельности.

11

1

Л.Р.№3 Расщепление пероксида водорода ферментами, содержащимися в клетках листа элодеи.

06.10.

12.

Нуклеиновые кислоты.

12

1

10.10.

13.

АТФ и другие органические вещества клетки.

13

1

13.10.

14.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

14

1

Л.Р.№4 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

17.10.

15.

Клеточная мембрана. Ядро.

Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

15

1

Л.Р.№5 Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

20.10.

16.

Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

16

1

Л.Р.№6 Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

24.10.

17.

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

17

1

27.10.

18.

Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

1

31.10.

19.

Строение прокариотической клетки.

18

1

10.11.

20.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

19

1

14.11.

21.

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

20

1

17.11.

22.

Обобщающий урок по теме

« Клетка »

1

21.11.

III.

Раздел 3. Организм.

44 ч

-

23.

Организм - единое целое. Многообразие организмов.

1

24.11.

24.

Обмен веществ и энергии в клетке.

21

1

28.11.

25.

Основные этапы энергетического обмена.

22

1

01.12.

26.

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

23

1

05.12.

27.

Фотосинтез.

24

1

08.12.

28.

Хемосинтез.

25

1

12.12.

29.

Генетический код.

26

1

15.12.

30-

31.

Биосинтез белка. Транскрипция.

26

2

19.12.

22.12.

32.

Регуляция биосинтеза.

27

1

26.12.

33.

Урок обобщения и повторение по теме «Обмен веществ».

1

29.12.

34.

Размножение - свойство организмов. Жизненный цикл клетки.

28

1

12.01.

35.

Митоз. Амитоз.

29

1

16.01.

36.

Половое и бесполое размножение.

31

32

1

19.01.

37.

38.

Мейоз, его биологическое значение.

30

2

23.01.

26.01.

39.

Сперматогенез, овогенез.

Оплодотворение, его значение.

33

1

30.01.

40.

Искусственное опыление у растений. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

34

1

02.02.

41.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.

35

1

06.02.

42.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

36

37

1

Л.Р.№7 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

09.02.

43.

Обобщающий урок по теме «Размножение и развитие организмов»

1

13.02.

44.

История генетики. Методы генетики.

38

49

1

16.02.

45.

Генетическая терминология и символика.

51

1

20.02.

46.

I - II законы Менделя.

39

1

Л.Р.№8Решение генетических задач.

27.02.

47.

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

40

1

02.03.

48.

III закон Менделя.

41

1

06.03.

49.

Дигибридное скрещивание.

41

1

09.03.

50.

Сцепленное наследование. Закон Моргана.

42

1

13.03.

51.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

45

50

1

16.03.

52.

Практикум по решению задач на сцепленное наследование генов и наследование, сцепленное с полом.

1

20.03.

53.

54.

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие неаллельных генов.

43

2

03.04.

06.04.

55.

Практикум по решению задач на взаимодействие неаллельных генов.

43

1

10.04.

56.

Решение задач.

1

13.04.

57.

Изменчивость.

46

1

Л.Р. №9 Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

17.04.

58.

Мутации. Мутагенные факторы.

47

1

Л.Р.№10 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм.

20.04.

59.

Причины и частота мутаций. Значение генетики для медицины и селекции.

48

1

24.04.

60.

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

48

1

27.04.

61.

Семинарское занятие по теме «Основы генетики».

1

04.05.

62.

Генетика - теоретическая основа селекции.

64

1

08.05.

63.

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

64

1

11.05.

64.

Основные методы селекции.

Достижения современной селекции.

65

66

1

15.05.

65.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

67

68

1

18.05.

66.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Организм».

1

22.05.

67.

Работа с тестами по ЕГЭ.

1

23.05.

68.

Обобщение и повторение изученного за год материала.

1

25.05.



© 2010-2022