Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

Урок биологии в 8 «Д» классе Тема:"Витамины. Авитаминозы" (с использованием ИКТ). Цель: сформировать представление о значении витаминов в жизни человека. Задачи: 1. Обучающая - обобщить и систематизировать знания об обмене веществ и энергии в организме человека, раскрыть с биологическую ролью витаминов А, В, С, D, РР и условия их сохранения при приготовлении пищи; 2. Развивающая - познакомить с классификацией витаминов, проблемой авитаминозов на примере важнейших представителей витаминов; разви...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Урок биологии в 8 «Д» классе

Тема:"Витамины. Авитаминозы" (с использованием ИКТ).

Цель: сформировать представление о значении витаминов в жизни человека.

Задачи:

1. Обучающая - обобщить и систематизировать знания об обмене веществ и энергии в организме человека, раскрыть с биологическую ролью витаминов А, В, С, D, РР и условия их сохранения при приготовлении пищи;

2. Развивающая - познакомить с классификацией витаминов, проблемой авитаминозов на примере важнейших представителей витаминов; развивать умение анализировать информацию;

3. Воспитывающая - сформировать понятие о роли витаминов для здоровья человека, развивать культуру питания, прививать навыки здорового образа жизни.

Оборудование: презентация урока, учебник, тесты, рабочие листы.

Ход урока (слайд 1)

I.Организационный момент.

Психологический настрой. (слайд 2)

  • У меня хорошее настроение.

  • Я успею сделать всё.

  • Я могу быть добрым и терпеливым.

  • Я буду предельно внимателен на уроке.

II. Повторение и обобщение материала темы: «Обмен веществ». (слайд 3)

1. Вопросы (могут быть как основой фронтального опроса, так и основой индивидуального опроса двух-трёх учащихся для оценки их знаний по материалу домашнего задания).

- Как вы понимаете словосочетание «обмен веществ»?

- Докажите, что обмен веществ - одна из основных функций организма.

- Что организм получает из внешней среды?

- Что организм выделяет во внешнюю среду?

- В чём суть пластического обмена?

- Приведите пример совокупности процессов пластического обмена.

- В чём суть энергетического обмена?

- Приведите пример совокупности процессов энергетического обмена.

- Докажите, что пластический и энергетический обмен взаимосвязаны.

- Как связаны обмен веществ и возраст человека?

2. Заполните таблицы. (слайд 4), (слайд 5)

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

Учитель. Мы выяснили, что процессы пластического и энергетического обменов происходят одновременно и являются двумя сторонами единого процесса обмена веществ и энергии. И оказывается, что в этом сложном процессе большое значение имеет особая группа веществ - витамины. Без них невозможен полноценный обмен веществ и нормальная жизнедеятельность.

(слайд 6)Поэтому цель сегодняшнего урока выяснить, какую биологическую роль играют витамины и каково их значение для здоровья человека. Тема урока: «Витамины».

III. Изучение нового материала. (слайд 7)

(слайд 8)Учитель. Чтобы разобраться в теме нашего урока, давайте проделаем часть работы самостоятельно, а затем вместе сверим и обсудим полученные результаты. Для этого разделим наш класс на шесть вариантов (по плану посадки). Каждый вариант выполняет своё задание. Задания вариантов на доске. Через пять минут по одному учащемуся с каждого варианта заслушиваем, оцениваем, делаем соответствующие записи в тетради.

1. Задания.На рабочих листах у вас дана таблица:

Витамин

Действие на организм

Нарушения и заболевания

Продукты питания

1 вариант. Работает только устно. Используя абзацы с первого по четвёртый на странице ______ учебника, готовит мини-сообщение, освещающее следующие вопросы:

1) заслуга учёного Н.И. Лунина в изучении витаминов;

2) заслуга учёного К. Фрункав изучении витаминов;

3) происхождение слова «витамин».

4) Авитаминозы.

Варианты со второго по шестой работают с указанной частью текста учебника и заполняют одну строку таблицы, касающуюся заданного им витамина.

2 вариант- витамин А.

3 вариант - витамины группы В.

4 вариант - витамин С.

5 вариант - витамин D.

6 вариант - витамин РР.

2. Самостоятельная работа учащихся.

Проверка и анализ проделанной работы.

1 вариант. Один учащийся заслушивается устно. Он кратко описывает эксперимент Н.И. Лунина с мышами. Его суть в том, что кроме питательных веществ, в организм обязательно должны поступать ещё какие-то вещества, без которых невозможно нормальное функционирование организма. Говорит об открытии К. Фрунка в 1911г и происхождении слова «витамин», предложенного Фрунком.

Учитель.Комментирует слайды №9, 10, 11 в презентации к уроку.

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

3. Объяснение учителя слайд 12 (переход к выступлению учащихся 2-6 варианты)

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

4. 2 вариант.(слайд 13) Один учащийся с рабочим листом у доски освещает под запись вопросы:

1) действие витамина А на организм человека;

2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище;

3) продукты питания, содержащие данный витамин.

Во время рассказа демонстрируется слайд с витамином А. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в рабочих листах, а учащиеся других вариантов делают их.

5. Обобщение учителя по витамину А (слайд 14)

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

6. 3 вариант (слайд 15). Один учащийся с рабочим листом у доски освещает под запись вопросы:

1) действие витаминов группы В на организм человека;

2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этих витаминов в пище;

3) продукты питания, содержащие данные витамины.

Во время рассказа демонстрируется слайд с витамином В. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в рабочих листах, а учащиеся других вариантов делают их.

7. Обобщение учителя по витамину В (слайд 16)

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

8. 4 вариант (слайд 17) Один учащийся с рабочим листому доски освещает под запись вопросы:

1) действие витамина С на организм человека;

2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище;

3) продукты питания, содержащие данный витамин.

Во время рассказа демонстрируется слайд с витамином С. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в рабочих листах, а учащиеся других вариантов делают их.

9. Обобщение учителя по витамину С (слайд 18)

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

10. 5 вариант(слайд 19). Один учащийся с рабочим листом у доски освещает под запись вопросы:

1) действие витамина D на организм человека;

2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище;

3) продукты питания, содержащие данный витамин.

Во время рассказа демонстрируется слай с витамином D. Учащиеся пятого варианта проверяют записи в рабочих листах, а учащиеся других вариантов делают их.

11. Обобщение учителя по витамину Д(слайд 20)

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

13. 6 вариант (слайд 21). Один учащийся с тетрадью у доски освещает под запись вопросы:

1) действие витамина РР на организм человека;

2) нарушения и заболевания, вызванные недостатком этого витамина в пище;

3) продукты питания, содержащие данный витамин.

Во время рассказа демонстрируется слайд с витамином РР. Учащиеся шестого варианта проверяют записи в своих рабочих листах, а учащиеся других вариантов делают их.

14. (слайд 22).Учитель завершает данную работу выводом о необходимости получения витаминов с пищей. В это время демонстрируется слайд.

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

13.(слайд 23) Обобщение учителя.Вывод.

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

(слайд 24)

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

Рассказывает о сохранности витаминов при приготовлении пищи. Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения пищевых продуктов. Демонстрируется слайд. Делаются записи в тетради.

Разрушают витамины:

высокая температура (поэтому содержание витаминов в сырых овощах и фруктах всегда выше, чем в тушёных, варёных и тем более жареных);

металлическая посуда (поэтому готовить пищу лучше в эмалированной посуде);

длительность хранения (полезнее и богаче по содержанию витаминов свежеприготовленная пища);

даже соприкосновение с воздухом снижает содержание витаминов в пищевых продуктах (поэтому чистить овощи лучше непосредственно перед приготовлением пищи, резать перед варкой, опускать их сразу в кипящую воду и варить в закрытой кастрюле).

Физкультминутка на 3 минутки (слайд 25-28)

IV. Рефлексия. Закрепление. (слайд 29)

Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

V. Домашнее задание: (Слайд 30)

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

VI. Рефлексия урока.(Слайд 31)

- У вас на партах лежат смайлики. Оцените наш урок с помощью этих смайликов.

ОТЛИЧНО

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)


ХОРОШО

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)


ПЛОХО


Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

(Слайд 32)

Урок биологии по теме Витамины. Авитаминозы (8 класс)

VII. Итог урока. Выставление оценок.

- Спасибо вам всем за хорошую работу на уроке.

Благодарю за внимание.






Тема:"Витамины. Авитаминозы"

Ф.И. ученика __________________________________________________

Обмен органический веществ.

Органические соединения

Функции

Что образуется в результате расщепления.

Белки


Жиры

Углеводы


Обмен неорганический веществ.

Органические соединения

Функции

Вода

Минеральные соли


Витамин

Действие на организм

Нарушения и заболевания

Продукты питания


Витамин А







Витамин В











Витамин С











Витамин Д









Витамин РР










© 2010-2022