- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по теме «Строение цветка и соцветия»
Конспект урока по теме «Строение цветка и соцветия»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Банникова С.Н. |
Дата | 12.02.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок биологии в 6 классе
Строение цветка. Соцветия.
Банникова Светлана Николаевна,
учитель биологии
Тема урока: Строение цветка. Соцветия.
Цели урока:
-
Выяснить особенности строения цветка, разнообразие соцветий.
-
Изучить главные части цветка, дать понятие о пестичных и тычиночных цветках.
-
Раскрыть роль цветка и соцветия в жизни растений.
-
Развитие навыков работы с натуральными объектами живой природы, с гербарными образцами растений.
-
Воспитание бережного отношения к живой природе.
-
Обучение учащихся гимнастике для глаз.
-
Развитие нестандартного мышления, посредством построения схем соцветий.
Оборудование урока: компьютерная презентация, лупы, заготовки цветков, стеблей, гербарий, цветущие комнатные цветы, магниты.
Ход работы:
1. Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
? Как вы думаете, почему я прочитала эти строки? (мы изучаем строение растения)
?Давайте вспомним, что мы уже знаем о строении растения? Одному ученику я предлагаю заполнить у доски схему строения цветкового растения.
-
Ученик заполняет у доски схему строения растения
- А всем остальным я предлагаю обратить внимание на экран.
-
Работа с тестом в презентации.
-
Побег состоит из стебля и листьев.
-
Побег и корень - основные органы растения.
-
Почка - это зачаток растения.
-
Лист и стебель - главные части побега.
-
Лист находится на междоузлиях.
-
Стебель состоит из междоузлий и узлов
-
Клубень и корневище - это видоизменённый побег.
-
Лист - орган фотосинтеза, газообмена и испарения.
-
У растений образуются главные, придаточные и боковые корневые системы, стержневые и мочковатые корни.
-
Главные части вегетативного побега: стебель, листья, почки; главные части генеративного побега: цветок, плод, семя.
- В то время пока мы искали с вами ошибки, сделанные мною, Лида заполнила схему строения цветкового растения. Итак, из чего же состоит растение? (рассказ и показ).
- Давайте посмотрим, правильно ли выполнено задание Лидой? (слайд презентации).
Еще раз давайте повторим, и каких частей состоит цветковое растение?
-
Объявление темы и целей урока.
- А теперь внимание на экран! Перед вами загадка:
«На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором - пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки».
Что это за замок?
? Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке? (варианты ответов детей)
Слайд.
- Давайте запишем в тетрадях число и тему сегодняшнего урока: «Строение цветка. Соцветия». Сегодня на уроке мы вместе выясним особенности строения цветка, узнаем, что такое соцветие, какими бывают соцветия. Будем работать с комнатными растениями и гербариями.
-
Новый материал: Строение цветка. (показ слайдов).
Цветок - это генеративный орган цветкового растения. Цветок - это видоизмененный, укороченный, неразветвленный побег с ограниченным ростом, предназначенный для опыления, полового процесса и образования семян и плодов.
Все внутренние части цветка расположены на укороченной и расширенной части стебля, называемой цветоложем. В полном цветке имеются все части. Нижние его доли образуют околоцветник, часто состоящий из чашечки и венчика, несколько выше располагаются тычинки и пестик либо пестики. Перед вами схема строения цветка. Что мы видим в нижней части цветка? (цветоножку, цветоложе)
- Следующие две части цветка называют околоцветником - это чашелистики и лепестки. Каждый цветок имеет свои особенности в строении околоцветника. Лепестки могут быть различных цветов, могут быть соединены между собой. Бывают цветы, у которых в околоцветнике отсутствуют чашелистики, такой околоцветник называют простым. Посмотрите на цветы, которые стоят перед вами, и скажите мне какой околоцветник у вашего цветка. (дети по очереди говорят простой или сложный околоцветник, какого цвета и сколько лепестков и чашелистиков)
? Посмотрите внимательно в центр цветка, что вы там увидели? В центре находится пестик, который состоит из завязи, столбика, и рыльца. Окружают пестик тычинки, у них есть тычиночная нить и пыльник.
?А теперь посмотрите на следующий слайд. Чем на ваш взгляд отличаются две представленные схемы строения цветка? (с простым и сложным околоцветником)
?Цветки очень разнообразны, но основные части у всех одни и те же. Это чашелистики, лепестки, тычинки и пестик. Чем отличаются цветки разных растений? (Окраска лепестков, количество тычинок и пестиков, количество лепестков, у некоторых растений отдельные части цветка могут отсутствовать или срастаться).
Перед вами схема строения цветка, подпишите на ней основные части. (работа по схеме в презентации - 1 - 2 мин)
Форма и окраска лепестков, особенно строение венчика и чашечки, тычинок и пестиков делают цветки разных растений непохожими друг на друга. Иногда они бывают очень яркими и красивыми, иногда совершенно невзрачными и незаметными. Размеры цветков тоже варьируют от примерно 1м в диаметре у тропической раффлезии до миллиметров и долей миллиметра у рясок. Многие цветки издают запах - от медового запаха липы до зловония огромной раффлезии. В цветке обычно больше всего выделяются лепестки, но у некоторых растений гораздо лучше заметны тычинки. Итак, цветок это самая разнообразная часть цветкового растения, которая состоит из чего? Кто мне скажет?
-
Зарядка для глаз. (1 - 2 мин).
-
Растения, у которых цветки расположены поодиночке, встречаются редко. Гораздо чаще мы находим целые скопления цветков - от нескольких штук до нескольких тысяч. Такие группы цветков называют соцветиями. Давайте запишем новое для вас слово: Соцветие - это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветия бывают простыми и сложными.
? Как вы думаете, для чего это необходимо растению? (что бы привлечь внимание для насекомых, и тем самым увеличить вероятность опыления, а, следовательно образование плодов и семян)
? Прочитайте внимательно определение соцветия и попробуйте из предложенных вам цветков сложить соцветие? (1 мин)
- А теперь посмотрите какими бывают соцветия, и возможно кто нибудь, увидит на предложенных схемах сложенное вами соцветие.
Работа со схемами строения соцветий.
- Сейчас я предлагаю вам определить на комнатных растениях, которые стоят у вас на партах, тип соцветия. (ответы учащихся)
-
Закрепление.
Решите следующий тест:
1. Цветок - это:
а)яркий венчик в)пестик и тычинки
б)околоцветник г)столбик и рыльце
2. Главные части цветка:
а)лепестки и чашелистики
б)пестик и тычинки
3. Часто яркоокрашены:
а)чашелистики в)лепестки венчика
б)тычинки г)пестик
4. Раздельнополые цветки, у которых:
а)есть тычинки и пестик
б)есть лепестки и чашелистики
в) есть только тычинки
г) есть только пестик
Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В,Г
Анаграммы «Цветок»: переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.
1. Вязазь 7. Ч-ш-л-ст-к
2. Л-п-ст-к 8. Лькинпы
3. Чеклитос 9. Т-ч-н--
4. Ц--т-н--к- 10. Китпес
5. Кстоибл 11. О-л-цв-тн-к
6. Жетоцвлое 12. Кичвен
Головоломки - пословицы:
т
е
к,
о
е
р
с
а
т
т
з
с
е
з
о
е
а
о
м
е
т
в
е
т
я
р
с
ц
т
к
Найдите начало головоломок и прочитайте зашифрованные в них пословицы. Объясните их смысл.
Ответ: Кто срезает цветок, тот срезает семя
Ответьте на вопросы:
1. Какова роль цветка - органа для растений?
2. Какова роль цветка в природе?
3. Какой вред может причинить массовый сбор дикорастущих растений для местной природы и живого мира всей планеты?
4. С каким цветком вы себя сейчас ассоциируете? Я себя ассоциирую с ромашкой
-
Заключение.
Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
-
Подведение итогов. Выставление оценок.
-
Домашнее задание:
& 22
рабочая тетрадь стр.45-46 № 1-4
По выбору:
Творческое задание: Значение цветов в жизни растений.
Подумать над вопросом: Почему продолжительные дожди и сильные ветры в период цветения культурных растений могут сильно снизить урожай плодов и семян?