Конспект урока по теме «Строение цветка и соцветия»

""Строение цветка и соцветия  в теме «Органы цветковых растений», 6 класс Данная тема урока тесно связана с последующими темами, изучаемыми в курсе биология: размножение растений, систематика растений и другие. Урок изучения нового материала. На уроке присутствует схема: ученик - учитель.  В конце урока обучающиеся должны знать что такое цветок, соцветия, строение цветка, типы соцветий. Цели урока:  Выяснить особенности строения цветка, разнообразие соцветий. Изучить главные части цветка, дать...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии в 6 классе

Строение цветка. Соцветия.

Банникова Светлана Николаевна,

учитель биологии


Тема урока: Строение цветка. Соцветия.

Цели урока:

  1. Выяснить особенности строения цветка, разнообразие соцветий.

  2. Изучить главные части цветка, дать понятие о пестичных и тычиночных цветках.

  3. Раскрыть роль цветка и соцветия в жизни растений.

  4. Развитие навыков работы с натуральными объектами живой природы, с гербарными образцами растений.

  5. Воспитание бережного отношения к живой природе.

  6. Обучение учащихся гимнастике для глаз.

  7. Развитие нестандартного мышления, посредством построения схем соцветий.

Оборудование урока: компьютерная презентация, лупы, заготовки цветков, стеблей, гербарий, цветущие комнатные цветы, магниты.

Ход работы:

1. Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

? Как вы думаете, почему я прочитала эти строки? (мы изучаем строение растения)

?Давайте вспомним, что мы уже знаем о строении растения? Одному ученику я предлагаю заполнить у доски схему строения цветкового растения.

  1. Ученик заполняет у доски схему строения растения

- А всем остальным я предлагаю обратить внимание на экран.

  1. Работа с тестом в презентации.

  1. Побег состоит из стебля и листьев.

  2. Побег и корень - основные органы растения.

  3. Почка - это зачаток растения.

  4. Лист и стебель - главные части побега.

  5. Лист находится на междоузлиях.

  6. Стебель состоит из междоузлий и узлов

  7. Клубень и корневище - это видоизменённый побег.

  8. Лист - орган фотосинтеза, газообмена и испарения.

  9. У растений образуются главные, придаточные и боковые корневые системы, стержневые и мочковатые корни.

  10. Главные части вегетативного побега: стебель, листья, почки; главные части генеративного побега: цветок, плод, семя.

- В то время пока мы искали с вами ошибки, сделанные мною, Лида заполнила схему строения цветкового растения. Итак, из чего же состоит растение? (рассказ и показ).

- Давайте посмотрим, правильно ли выполнено задание Лидой? (слайд презентации).

Еще раз давайте повторим, и каких частей состоит цветковое растение?


  1. Объявление темы и целей урока.

- А теперь внимание на экран! Перед вами загадка:

«На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором - пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки».

Что это за замок?

? Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке? (варианты ответов детей)

Слайд.

- Давайте запишем в тетрадях число и тему сегодняшнего урока: «Строение цветка. Соцветия». Сегодня на уроке мы вместе выясним особенности строения цветка, узнаем, что такое соцветие, какими бывают соцветия. Будем работать с комнатными растениями и гербариями.


  1. Новый материал: Строение цветка. (показ слайдов).

Цветок - это генеративный орган цветкового растения. Цветок - это видоизмененный, укороченный, неразветвленный побег с ограниченным ростом, предназначенный для опыления, полового процесса и образования семян и плодов.

Все внутренние части цветка расположены на укороченной и расширенной части стебля, называемой цветоложем. В полном цветке имеются все части. Нижние его доли образуют околоцветник, часто состоящий из чашечки и венчика, несколько выше располагаются тычинки и пестик либо пестики. Перед вами схема строения цветка. Что мы видим в нижней части цветка? (цветоножку, цветоложе)

- Следующие две части цветка называют околоцветником - это чашелистики и лепестки. Каждый цветок имеет свои особенности в строении околоцветника. Лепестки могут быть различных цветов, могут быть соединены между собой. Бывают цветы, у которых в околоцветнике отсутствуют чашелистики, такой околоцветник называют простым. Посмотрите на цветы, которые стоят перед вами, и скажите мне какой околоцветник у вашего цветка. (дети по очереди говорят простой или сложный околоцветник, какого цвета и сколько лепестков и чашелистиков)

? Посмотрите внимательно в центр цветка, что вы там увидели? В центре находится пестик, который состоит из завязи, столбика, и рыльца. Окружают пестик тычинки, у них есть тычиночная нить и пыльник.

?А теперь посмотрите на следующий слайд. Чем на ваш взгляд отличаются две представленные схемы строения цветка? (с простым и сложным околоцветником)

?Цветки очень разнообразны, но основные части у всех одни и те же. Это чашелистики, лепестки, тычинки и пестик. Чем отличаются цветки разных растений? (Окраска лепестков, количество тычинок и пестиков, количество лепестков, у некоторых растений отдельные части цветка могут отсутствовать или срастаться).

Перед вами схема строения цветка, подпишите на ней основные части. (работа по схеме в презентации - 1 - 2 мин)

Форма и окраска лепестков, особенно строение венчика и чашечки, тычинок и пестиков делают цветки разных растений непохожими друг на друга. Иногда они бывают очень яркими и красивыми, иногда совершенно невзрачными и незаметными. Размеры цветков тоже варьируют от примерно 1м в диаметре у тропической раффлезии до миллиметров и долей миллиметра у рясок. Многие цветки издают запах - от медового запаха липы до зловония огромной раффлезии. В цветке обычно больше всего выделяются лепестки, но у некоторых растений гораздо лучше заметны тычинки. Итак, цветок это самая разнообразная часть цветкового растения, которая состоит из чего? Кто мне скажет?


  1. Зарядка для глаз. (1 - 2 мин).


  1. Растения, у которых цветки расположены поодиночке, встречаются редко. Гораздо чаще мы находим целые скопления цветков - от нескольких штук до нескольких тысяч. Такие группы цветков называют соцветиями. Давайте запишем новое для вас слово: Соцветие - это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветия бывают простыми и сложными.

? Как вы думаете, для чего это необходимо растению? (что бы привлечь внимание для насекомых, и тем самым увеличить вероятность опыления, а, следовательно образование плодов и семян)

? Прочитайте внимательно определение соцветия и попробуйте из предложенных вам цветков сложить соцветие? (1 мин)

- А теперь посмотрите какими бывают соцветия, и возможно кто нибудь, увидит на предложенных схемах сложенное вами соцветие.

Работа со схемами строения соцветий.

- Сейчас я предлагаю вам определить на комнатных растениях, которые стоят у вас на партах, тип соцветия. (ответы учащихся)


  1. Закрепление.

Решите следующий тест:

1. Цветок - это:

а)яркий венчик в)пестик и тычинки

б)околоцветник г)столбик и рыльце

2. Главные части цветка:

а)лепестки и чашелистики

б)пестик и тычинки

3. Часто яркоокрашены:

а)чашелистики в)лепестки венчика

б)тычинки г)пестик

4. Раздельнополые цветки, у которых:

а)есть тычинки и пестик

б)есть лепестки и чашелистики

в) есть только тычинки

г) есть только пестик

Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В,Г

Анаграммы «Цветок»: переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.

1. Вязазь 7. Ч-ш-л-ст-к

2. Л-п-ст-к 8. Лькинпы

3. Чеклитос 9. Т-ч-н--

4. Ц--т-н--к- 10. Китпес

5. Кстоибл 11. О-л-цв-тн-к

6. Жетоцвлое 12. Кичвен

Головоломки - пословицы:

т

е

к,

о

е

р

с

а

т

т

з

с

е

з

о

е

а

о

м

е

т

в

е

т

я

р

с

ц

т

к

Найдите начало головоломок и прочитайте зашифрованные в них пословицы. Объясните их смысл.

Ответ: Кто срезает цветок, тот срезает семя

Ответьте на вопросы:

1. Какова роль цветка - органа для растений?
2. Какова роль цветка в природе?
3. Какой вред может причинить массовый сбор дикорастущих растений для местной природы и живого мира всей планеты?
4. С каким цветком вы себя сейчас ассоциируете? Я себя ассоциирую с ромашкой


  1. Заключение.

Цветы, как люди, на любовь щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.


  1. Подведение итогов. Выставление оценок.


  1. Домашнее задание:

& 22

рабочая тетрадь стр.45-46 № 1-4

По выбору:

Творческое задание: Значение цветов в жизни растений.

Подумать над вопросом: Почему продолжительные дожди и сильные ветры в период цветения культурных растений могут сильно снизить урожай плодов и семян?

© 2010-2022