Урок по теме Гаметогенез

Урок по теме "Гаметогенез" для обучающихся 10 класса (профильный уровень). В ходе урока обучающиеся выполняют учебный проект по теме "Гаметогенез. Сперматогенез.Овогенез." Цель проекта: обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием нового учебного материала, умениям и навыкам рационально учиться.  Работа осуществляется в группах. По окончании работы осуществляется защита проекта, для закрепления материала обучающиеся совместно заполняют таблицу "Сравнение процесс...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Гаметогенез».

10 класс профильный уровень.

Цель урока: Продолжить формирование знаний об особенностях различных форм размножения, раскрыть сущность процесса гаметогенеза.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании половых клеток у животных и человека;

  • организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в группах и создавая учебный прект;

  • убедить старшеклассников в том, что процессы гаметогенеза и овогенеза, играют основную роль для дальнейшего развития организма после оплодотворения и восстановления диплоидного набора хромосом в зиготе.

Развивающие:

  • продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

  • развивать умение работать со схемами гаметогенеза, рисунками и текстом учебника.

  • умение сравнивать (на примере сравнения процессов сперматогенеза и овогенеза);

  • умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем гаметогенеза;

  • умение анализировать (умения выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного характера).

Воспитательные:

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;

  • развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах и группах, самоконтроле;

  • воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока

1.Организационный этап (приветствие, определение присутствующих).

2. Этап проверки домашнего задания. Использовать набор карточек по теме «Мейоз». На одной стороне карточки написана фаза мейоза, на другой - процессы происходящие в определенные фазы мейоза (Домино). Работа по карточкам в парах.

3. Этап всесторонней проверки знаний. Тест. Тема «Мейоз». Учащиеся, не справившиеся с заданием, в течение недели сдают термины консультантам.



Тест по теме «Мейоз»

1. Процесс деления, в результате которого из исходной диплоидной клетки образуются четыре клетки, называют

а) митозом в) оплодотворением

б) дроблением г) мейозом

2. В процессе мейоза образуются клетки с набором хромосом

а) диплоидным в) равным материнскому

б) гаплоидным г) удвоенным

3. Благодаря конъюгации и кроссинговеру происходит

а) уменьшение числа хромосом вдвое

б) увеличение числа хромосом

в) обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами

г) увеличение числа гамет

4. Какие клетки образуются путем мейоза?

а) мышечные в) половые

б) эпителиальные г) нервные

5. Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в

а) метафазе первого деления

б) профазе второго деления

в) анафазе второго деления

г) телофазе первого деления

6. Первое деление мейоза заканчивается образованием

а) гамет

б) ядер с гаплоидным набором хромосом

в) диплоидных клеток

г) клеток разной плоидности

7. В соматических клетках шимпанзе 48 хромосом. Сколько хромосом содержится

а) в сперматозоидах шимпанзе_____

б) в яйцеклетке_______

в) в соматических клетках после митоза_______

г) в оплодотворенной яйцеклетке________

8. Первая анафаза мейоза завершается

а) расхождением хроматид

б) образованием гамет

в) кроссинговером

г) расхождением к полюсам гомологичных хромосом

9. В результате мейоза образуются

а) сперматозоиды в) эритроциты человека

б) споры мхов г) костные клетки

10. Второе деление мейоза заканчивается образованием

а) соматических клеток

б) диплоидных клеток

в) ядер с гаплоидным набором хромосом

г) клеток разной плоидности

11. Телофаза II мейоза завершается

а) расхождением к полюсам клетки гомологичных хромосом

б) расхождением хроматид

в) образованием гамет г) конъюгацией хромосом

12. Конъюгация хромосом - это соединение двух гомологичных хромосом в процессе

1) митоза

2) мейоза

3) оплодотворения

4) опыления

4.Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала

Учитель. Как вы думаете, исходя из темы урока, какая проблема стоит перед нами?

Ученики. ( Понять: как происходит процесс гаметогенеза?)

Учебная проблема: Как происходит гаметогенез - процесс образования половых клеток?

Учитель. Какие учебные действия для этого мы можем предпринять.

Ученики. (Изучить процессы сперматогенеза и овогенеза).

Учитель. Вы помните, что решение учебной проблемы начинается с формулирования гипотезы.

Как формулируется гипотеза? Как строится научная гипотеза?

Ученики вспоминают алгоритм построения гипотезы и выдвигают варианты. (Сначала записываем предполагаемый порядок действий: условия решения проблемы, затем предполагаемый результат исследования).

Учитель. Ваши варианты.

Гипотеза: Если мы изучим стадии сперматогенеза и овогенеза, то выясним как происходит процесс образования половых клеток гамет.

Учебный проект «Гаметогенез.Сперматогенез.Овогенез.»

Цель. Обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием нового материала, умениям и навыкам рационально учиться.

Задания группам. Изучить процессы сперматогенеза и овогенеза ; составить схемы этих процессов (2 группы).

  • Создание устного отчета по защите проекта. (Создание ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становятся ученики).

  • Презентация проектов по группам с демонстрацией схем на ватмане. Обсуждение, дополнение, уточнение от другой группы.

  • Оценка каждого отчёта.

5. Этап закрепления новых знаний:

1. Создание сравнительной таблицы процессов сперматогенеза и овогенеза.

2. Закрепление только что полученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях. Выработка соответствующих навыков и умений.

Учитель. Предлагаю составить синквейн на тему «Гаметогенез».

Синквейн - это стихотворение, которое требует изложения большого объёма учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённому поводу. Синквейн - это стихотворение из 5 строк.

1 - название синквейна.

2. - Два прилагательных.

3. - три глагола.

4. - фраза на тему синквейна.

5. - существительное.

Например: Сперматогенез.

Половые, мужские.

Образует, превращает, уменьшает.

Образуются мужские половые клетки - гаметы.

Деление.

6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его применению:

Домашнее задание : параграф 41; оформить учебный проект «Гаметогенез».

Подведение итогов урока:

  • как работал класс

  • кто из учащихся работал особенно старательно,

  • что нового узнали учащиеся.



© 2010-2022