Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В. В

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативными документами, обеспечивающими реализацию программы:


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Учебный план МБОУ Лесоперевалочная СОШ № - 2 на 2013-2014 учебный год

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.

  6. Устав школы, положение о рабочей программе.

  7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  8. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, количество часов всего - 35.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа ориентирована на учебник 1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: / В.В. Пасечник. -14-е изд., стереотип.-М. : Дрофа, 2008. -304 с. :ил; методическое пособие для учителя: Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009, Н.И. Галушкова Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель», 2007.

Краткая характеристика

В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Данная рабочая программа составлена с учетом особенностей класса.




В рамках преподавания курса биологии используются и осваиваются современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне), технология игрового обучения, проблемно-развивающее обучение.

Изменения

В рабочую программу внесены изменения:

- уменьшено число часов в теме «Введение» до 1 ч

- уменьшено число часов в теме «Клеточное строение организмов» до 4; данная тема подробно рассматривалась в 5 классе;

- число часов в теме «Грибы » «Бактерии» - 4

- увеличено число часов в теме «Растения» на 1час, в теме «Жизнедеятельность растений» на 1час;

-внесена тема «Классификация растений» - 3часа;

«Развитие растительного мира» -1час.

Общий объем часов.

Учебным планом на изучении биологии в 6 классе предусмотрено 1час в неделю, всего 35 часов в год.

Место учебного предмета. В соответствии с региональным учебным планом на изучение курса «Введение в биологию» в 5 классе отводится 1 час в неделю, на изучение курса «Биология»: 6 класс - 1 час в неделю, 7-9 классы - по 2 часа в неделю, 10 - 2 час в неделю на базовом уровне, 11 класс - 1 час (социально-гуманитарный профиль)

Результаты освоения курса.

Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:

1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;

2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;

4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.

Предметными результатами становятся:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; проведения наблюдений

5. В эстетической сфере:

•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Региональный компонент: Виды древесных и травянистых растений нашей республики, признаки осени. Взаимосвязь растений и животных.

Растительный мир нашего края. Растения семейства бобовых. Шляпочные грибы нашей местности, водоросли в нашей местности

Видовой состав мхов, папоротников, хвощей, плаунов Лекарственные покрытосеменные растения. Редкие цветковые растения: разнообразие растений двудольных и однодольных в селе. Почвы нашего края. Эрозия почв. Породы древесных растений нашей республики, их охрана и промышленное использование. Охрана цветковых растений.

Облик деревьев и кустарников зимой, с их приспособленностью к зимним условиям в нашей местности. Растения семейств Злаков и Лилейных, Крестоцветных, Розоцветных, Пасленовых, Сложноцветных нашей местности.

Сельскохозяйственные растения, выращиваемые в нашем регионе.

Особо охраняемые территории. Рациональное природопользование, охрана растений

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 часа)

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

  • Клеточное строение организмов

(2 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

■ Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

  • Царства Бактерии и Грибы (4 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

■ Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.



  • Царство Растения (7 часов)

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

■ Лабораторные работы

Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха.

Изучение строения спороносящего папоротника.



  • Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

  • Лабораторные работы

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

5. Жизнь растений (7 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

6.Классификация растений (3 часа)

Систематика растений, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт.

Систематика как наука. Вид - основная единица систематики. Главные признаки

выделения семейств. Общие признаки сем. Крестоцветные. Культурные растения

этого семейства. Общие признаки сем. Розоцветные. Культурные растения, лекарственные

растения. Шиповник -представитель розоцветных. Многообразиерозоцветных.

7. Природные сообщества (3 часа)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

  • Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Резерв времени - 1 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/ понимать:

• признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).












Критерии оценивания


Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.




Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплект лабораторного оборудования

  2. Микроскопы

3. Набор муляжей плодов различных культурных растений

4. Набор муляжей шляпочных грибов

5. Рельефные таблицы «Размножение сосны»

Натуральные объекты

  1. Комнатные растения

  2. Гербарии

  3. Коллекции насекомых

  4. Коллекция семян растений

  5. Поперечные спилы веток деревьев

  6. Коллекция «Горные породы и минералы. Полезные ископаемые»

  7. Шишки голосеменных растений

Информационно-технические ресурсы:

  1. Компьютер

  2. Принтер

  3. Мультимедийный проектор


Список литературы:

Учебники:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: / В.В. Пасечник. -14-е изд., стереотип.-М. : Дрофа, 2008. -304 с. :ил

Дополнительная литература:


  1. Богданова Н.А., Балобанова Н.П. Биология. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 6 класс, Москва, «Экзамен», 2014.

  2. Демьянков Е. Н. Биология. Мир растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 класс. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 160 с.: ил.

  3. Козлова Г. А., Сивоглазов В. И. Растения луга. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 63, [1] с.: ил.


  1. Козлова Г. А., Сивоглазов В. И. Растения леса. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 63, [1] с.: ил.


  1. Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атлас-определитель дикорастущих растений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 415 [1] с.: ил.




Интернет-ресурсы:

1. bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

2. bio.nature.ru - научные новости биологии

3. edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

4. km.ru/education -Учебные материалы и словари







Календарно-тематическое планирование

по биологии в 6 классе (линия Пасечника В.В.) - 35 час

(1 часа в неделю)


№ урока

п.п.


Темы уроков


Кол-во


Тип урока


Элементы

содержания


Требования к уровню

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

проведения

Введение (1 час)


1.(1)

Биология - наука о живой природе. Распространение живых организмов на территории Хакасии.

1

Экскурсия

Основные царства

живых организмов:

бактерии, грибы,

растения, животные.

Фенологические

наблюдения за

растениями осенью.

Методы изучения

растений

Называть основные

царства живых

организмов,

перечислять методы

изучения растений.

Приводить примеры

значения биологических

знаний.

Давать определение

термину «биология».

Наблюдать за

сезонными

изменениями растений.

Давать определение

терминам «экология» и

«фенология»

Работа в тетради

Стр. 8



Клеточное строение организмов (3 часа)


2.(1)

Устройство увеличительных приборов. ЛР №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы».

1

Урок усвоения новых знаний

Устройство

увеличительных

приборов, техника

обращения с ними. Хлорофилл

Клетка кожицы лука и

мякоти листа

Строение клетки

кожицы лука:

оболочка, поры,

вакуоль, цитоплазма,

ядро.

Особенности строения

мякоти листа

Знать устройство

увеличительных

приборов, правила

работы с микроскопом.

Уметь самостоятельно

обращаться с

увеличительными приборами

Называть клеточные

структуры и их

значения Распознавать

и описывать клеточное

строение кожицы лука,

мякоти листа

Сравнивать по

заданным критериям

строение клетки

кожицы лука и клетки

мякоти лист

ЛР

§1,2



3.(2)

Клетка и ее строение. ЛР №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука. Рассматривание его под микроскопом»


ЛР




4.(3)

Жизнедеятельность клетки. Ткани.

1

Комбинированный

Ткань

Виды тканей:

покровные,

механические,

проводящие, основные.

Функции основных видов тканей

Давать определение

термину - «ткань».

Приводить примеры

разных видов тканей.

Распознавать и

описывать строение тканей растения.

Объяснять

последствия для

растения нарушение

человеком покровной

ткани

ФО

§3,4



Царство бактерий и грибы (4 часа)

5.(1)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека

1

комбинированный

Симбиоз

Значение бактерий в

природе и жизни

человека

Бактерии разложения и

гниения, клубеньковые,

молочнокислые,

болезнетворные

бактерии

Приводить примеры

положительного и

отрицательного

значения бактерий.

Объяснять роль

бактерий в природе и

жизни человека.

беседа

§5,6



6.(2)

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

1

Усвоения новых знаний

Признаки царства

грибов. Строение грибов:

грибница, плодовое

тело.

Разнообразие грибов по

способу питания:

сапрофиты, паразиты.

Мицелий. Микориза.

Особенности строения

шляпочных грибов.

Съедобные и ядовитые

шляпочные грибы.

Обмен веществ.

Размножение.

Давать определение

терминам сапрофиты, паразиты.

Выделять признаки

царства грибов.

Объяснять роль грибов

в природе и жизни

человека.

Сравнивать грибы с

растениями и

животными.

Давать определения

мицелий, микориза.

Приводить примеры

шляпочных грибов.

Распознавать по

немому рисунку и

описывать строение

шляпочного гриба.

Различать ядовитые и

съедобные грибы.

ФО

§8



7.(3)

Плесневые грибы и дрожжи. Грибы - паразиты. ЛР №3 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

1

комбинированный

Особенности

плесневых грибов.

Плесневые грибы:

мукор и пеницилл;

дрожжи.

Распознавать и

описывать строение

мукора и пеницилла.

Выделять признаки

царства грибов.

Объяснять роль

плесневых грибов и

дрожжей в природе и

жизни человека

ЛР

§9



8(4)

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и в жизни человека.

1

Усвоения новых знаний

Лишайники - симбиоз

гриба и водоросли.

Условия жизни

лишайников. Значение.

Питание. Размножение.

Распознавать и

описывать строение

лишайников.

Объяснять роль

лишайников в природе.

Выделять особенности

строения и

жизнедеятельности.

тест

§13



Царство растений (7 часов)


9(1)

.Разнообразие, распространение, значение растений

1

комбинированный

Низшие растения

Высшие растения

Группы растений.

Основные этапы

развития растительного

мира: одноклеточные

организмы; появление

многоклеточных

организмов; выход

растений на сушу;

происхождение

высших споровых

растений; появление

семенных растений.

Эволюция растений.

Давать определение

термину «ботаника».

Перечислять основные

группы растений.

Приводить примеры

основных групп

растений.

Объяснять

происхождение высших

растений.

Выделять особенности

строения низших и

высших растений

ФО

§11



10(2)

Многоклеточные водоросли. ЛР №4 «Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей»

1

Усвоения новых знаний

Основные признаки водорослей. Низшие

растения. Слоевище,

ризоиды.

Места обитания и

распространение.

Зеленые, бурые,

красные водоросли.

Значение водорослей в

природе и в жизни

человека.

Хламидомонада

Давать определение термину «низшие

растения».

Распознавать

водоросли различных

отделов.

Распознавать и

описывать внешнее

строение водорослей.

Доказывать

принадлежность

водорослей к низшим

растениям.

Сравнивать строение

одноклеточных

водорослей и

растительной клетки.

Объяснять роль

водорослей в природе и

в жизни человека.

ЛР

§12



11.(3)

Мхи. ЛР №5 «Изучение строения мха»

1

комбинированный

Основные признаки

мхов. Листостебельные

мхи: кукушкин лен,

сфагнум.

Хозяйственное значение мхов.

Распознавать и

описывать внешнее

строение мхов.

Распознавать растения

отдела Моховидные. Объяснять роль мхов в

природе и жизни

человека,

происхождение

наземных растений на

примере сопоставления

мхов и зеленых

водорослей

ЛР

§14



12.(4)

Плауны. Хвощи. Папоротники. ЛР №6 «Изучение строения спороносящего папоротника»

1

Усвоения новых знаний

Места обитания и

условия жизни.

Основные признаки.

Строение.

Размножение.

Многообразие

папоротников, хвощей,

плаунов.

Значение в природе и

жизни человека.

Распознавать растения

отдела

Папоротникообразные.

Распознавать и

описывать внешнее

строение папоротников,

хвощей, плаунов.

Выделять общие черты

строения высших

споровых растений.

Объяснять роль

папоротников, хвощей,

плаунов в природе и

жизни человека

ЛР

§15



13.(5)

Голосеменные. Представители голосеменных, занесенные в Красную книгу

1

комбинированный

Голосеменные

растения.

Особенности строения

голосеменных

растений: появление

семян, развитие

корневой системы.

Жизненные формы:

деревья, кустарники,

лианы

Давать определение

термину голосеменные

растения.

Распознавать растения

отдела Голосеменные.

Распознавать и

описывать наиболее

типичных

представителей

голосеменных.

Тест

§16



14.(6)

Покрытосеменные. Виды покрытосеменных, занесенные в Красную книгу


комбинированный

Особенности строения

покрытосеменных

растений.

Органы цветкового

растения.

Жизненные формы.

Давать определение

покрытосеменные

растения.

Распознавать растения

отдела

Покрытосеменные

растения.

Распознавать и

описывать строение

цветкового растения.

Распознавать и

описывать жизненные

формы растений.

Выделять особенности

строения

покрытосеменных

растений.

Распознавать и

описывать деревья,

кустарниковые формы

растений.

Выделять особенности

строения деревьев и

кустарников.

ФО

§17



15.

(7)

Контрольно-обобщающий урок по пройденным темам: «Отделы растений»

1

Урок контроль

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.




Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 часов)

16.(1)

Строение семян. ЛР №7 «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений»

1

Усвоения новых знаний

Двудольные.

Однодольные.

Строение семян:

семенная кожура,

семядоли, зародыш,

эндосперм.

Особенности строения

семян однодольных и

двудольных растений

Распознавать и

описывать строение

семян однодольных и

двудольных растений.

Сравнивать по

предложенным

критериям семена

двудольных и

однодольных растений.

Устанавливать

соответствие между

частями семени и

органами

развивающегося

проростка.

Приводить примеры

запасающей ткани.

ЛР

§18



17.(2)

Виды корней и типы корневых систем. ЛР №8 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»

1

комбинированный

Виды корней: главный,

боковые придаточные.

Функции корня.

Корневые системы.

Ткани, образующие

корень: покровная,

образовательная,

механическая,

всасывающая,

основная, проводящая

Распознавать и

описывать виды корней,

типы корневых систем.

Определять корневые

системы однодольных и

двудольных растений.

ЛР

§19-21



18.(3)


Побег и почки

1

Усвоения новых знаний

Побег.

Узлы.

Междоузлия.

Строение почки.

Виды почек: пазушные,

верхушечные;

генеративные и

вегетативные.

Видоизменения

побегов: корневище,

луковица, клубень.

Распознавать и

описывать на живых

объектах строение:

побега, почки.

Приводить примеры

растений, имеющих

видоизмененные

побеги.

Объяснять, что почка -

видоизмененный побег.

Определение деревьев

и кустарников по

внешнему строению

почек.

ФО

§22



19(4)

Строение листа. Видоизменение листьев

1

комбинированный

Клеточное строение

листа: покровная ткань

(кожица, строение и

расположение устьиц);

столбчатая и губчатая

основные ткани;

проводящая ткань

жилок (ситовидные

трубки и сосуды);

механическая ткань

(волокна). Функции листа. Листья

простые и сложные,

жилкование.

Листорасположение.

Распознавать и

описывать по рисунку

или на живых объектах

строение листа, знать

его функции.

Распознавать и

описывать по рисунку

и на микропрепаратах

клеточное строение

листа.

Называть функции

кожицы листа, мякоти

листа и жилок

ФО

§23-25



20.(5)

Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. ЛР №9 «Изучение видоизмененных побегов»

1

Усвоения новых знаний

Приспособления

листьев к факторам

освещенности и

влажности.

Видоизменения

листьев -

приспособление к

условиям жизни.

Объяснять, что

строение листа связано

с условиями обитания

растений.

Знать основные

видоизменения листьев.

ФО

§26-27



21. (6)

Цветок и его строение Соцветия

1

комбинированный

Строение цветка:

околоцветник (простой,

двойной), чашечка,

венчик, пестик

(рыльце, столбик,

завязь), тычинка, (тычиночная нить,

пыльник), цветоложе,

цветоножка. Соцветия.

Биологическое

значение соцветий

Распознавать и

описывать по рисунку:

строение цветка; типы

соцветий.

Сравнивать строение

цветков вишни и тюльпана.

Выявлять

приспособления

растений к опылению

на примере строения

цветка и соцветий.

Распознавать и

описывать по рисунку:

строение цветка; типы

соцветий.

Приводить примеры

растений, имеющих

различные соцветия.

Выявлять

приспособления

растений к опылению

на примере строения

цветка и соцветий

тест

§28 §29








22.(7)

Плоды. Распространение плодов и семян

1

комбинированный

Виды плодов: ягода,

костянка, яблоко, орех,

коробочка, стручок,

боб.

Сухие и сочные плоды.

Односемянные и

многосемянные плоды

Называть функции

плодов; способы их

распространения.

Распознавать и

описывать по

рисункам, коллекциям

строение плодов.

ФО

§30-31




Жизнь растений (6 часов)

23.(1)

Химический состав растений. Минеральное питание растений

1

комбинированный

Химический состав

растений.

Представление об

органических,

неорганических

веществах растений.

Определять химический

состав клетки:

минеральные соли,

белки, жиры, углеводы,

нуклеиновые кислоты,

клетчатка, крахмал,

сахар

ФО

§33



24.(2)

Фотосинтез

1

Усвоения новых знаний

Фотосинтез

Условия для

образования крахмала.

Необходимые вещества

для фотосинтеза и

продукты.

Локализация процессов

фотосинтеза

Описывать механизм

фотосинтеза,

передвижения

органических веществ.

Определять роль

органов растений в

образовании и

перераспределении

органических веществ.

Объяснять

космическую роль

зеленых растений

тест

§34



25.(3)

Дыхание растений

1

комбинированный

Значение дыхания.

Опыты,

Подтверждающие дыхание растений.

Приспособления

растений для дыхания.

Использование энергии

растениями.

Взаимосвязь процессов

дыхания и

фотосинтеза.

Выделять

приспособления

растений для дыхания. Объяснять результаты

опытов,

подтверждающих

дыхание у растений.

Сравнивать по

заданным критериям

процессы фотосинтеза и

дыхания

тест

§35



26.(4)

Испарение воды растениями. Листопад

1

Усвоения новых знаний

Испарение воды

листьями. Факторы,

влияющие на

испарение. Значение

испарения в жизни

растений. Почему

происходит листопад.

Описывать опыты,

демонстрирующие

испарение воды;

передвижение воды и

минеральных солей по

древесине.

Называть процессы,

обеспечивающие обмен

веществ у растений.

Объяснять влияние

условий окружающей

среды на испарение

воды листьями.

Выделять особенности

строения растений,

обеспечивающие

испарение воды.

Раскрывать сущность

обмена веществ у

растений.

ФО

§36-37



27.(5)

Прорастание семян

1

комбинированный

Правила посева семян.

Сроки посева и

глубина заделки.

Процессы при

прорастании семян.

Рост и питание

проростка.

Описывать механизм

прорастания семян.

Определять сроки

посева семян различных

растений.

Рассчитывать

потребность в воде

семян различных

растений.

Устанавливать

соответствие между

размерами семян,

сроками посева и

глубиной посева.

Аргументировать

собственную точку

зрения о качестве

семян

Работа в тетради

§38



28.(6)

Размножение растений (способы, вегетативное размножение и половое)

1

Усвоения новых знаний

Строение пыльцы.

Органы размножения

голосеменных

растений.

Размножение и развитие голосеменных

растений:

формирование пыльцы

и яйцеклетки;

образование семян,

развитие

молодого растения.

Условия и

приспособления для

размножения.

Давать определение

терминам: «половое

размножение»,

«опыление»,

«оплодотворение». Распознавать по

немому рисунку и

описывать этапы

развития голосеменных

растений.

Выделять особенности

размножения и развития

голосеменных растений

в связи с условиями

жизни.

конспект

§40-43




Классификация растений (3 часов)


29.(1)

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных на классы и семейства

1

комбинированный

Систематика растений,

вид, род, семейство,

порядок, класс, отдел,

царство, сорт.

Систематика как наука.

Вид - основная

единица систематики.

Главные признаки

выделения семейств.

Давать определение

терминам однодольные

и двудольные растения.

Называть

систематические

группы растений.

Узнавать типы

жилкования и корневых

систем.

Выделять главные

признаки семейств.

Выделять признаки

классов однодольных и

двудольных растений.

ФО

§45



30.(2)

Класс двудольные

1

Усвоения новых знаний

Общие признаки сем.

Крестоцветные.

Культурные растения

этого семейства. Общие признаки сем.

Розоцветные.

Культурные растения,

лекарственные

растения. Шиповник -

представитель

розоцветных.

Многообразие

розоцветных.

Знать общие признаки

крестоцветных,

формулу цветка,

диаграмму.

Уметь находить из

предложенных растений

представителя сем.

Крестоцветные.

Знать представителей

культурных растений.

Научиться

пользоваться

определителем

растений Знать общие признаки

розоцветных, формулу

цветка, диаграмму.

Уметь находить из

предложенных растений

представителя сем.

Розоцветные.

Знать представителей

культурных и

лекарственных

растений сем.

Розоцветные.

Научиться

пользоваться

определителем

растений.

Беседа, карточки

§46-51



31.(3)

Класс однодольные

1

комбинированный

Общая характеристика

и многообразие

растений сем. злаков.

Мятликовые, злаки,

соломина, колосковые

чешуи, цветковые

чешуи, пшеница

твѐрдая и мягкая,

пшеница озимая и

яровая.

Значение злаков.

Уметь составлять

характеристику сем.

Злаки.

Уметь выбрать из

гербариев растения сем.

Злаки.

Знать их значение для

человека

ФО

§52-53



Природные сообщества (4 часа)

32.(1)

Основные экологические факторы и их влияние на растения

1

комбинированный

Экологический фактор.

Факты.

Группы экологических

факторов: биотические,

абиотические.

Влияние света на

растения.

Светолюбивые,

тенелюбивые и

теневыносливые

растения.

Влияние температуры

на растения.

Влияние влажности на

растения.

Влияние живых

организмов на

растения.

Влияние деятельности

человека

Давать определение

терминам.

Приводить примеры

приспособления

растений к различным

условиям среды.

Объяснять характер

приспособлений

растений к различным

условиям окружающей

среды.

тест

§54



33.(2)

Характеристика основных экологических групп растений. Представители экологических групп нашей местности

1

Усвоения новых знаний

Влияние света на

растения.

Светолюбивые,

тенелюбивые,

теневыносливые

растения. Влияние влажности на растения.

Растения водных и

избыточно

увлажненных мест

обитания. Растения

сухих мест обитания.

Жизненные формы и

экологические группы

грибов и лишайников.

Давать определение

терминам.

Приводить примеры

приспособлений

растений к различным

условиям среды.

ФО

§55



34.(3)

Развитие и смена растительных сообществ

1

комбинированный

Фитоценозы.

Растительность.

Типы растительных

сообществ: сосновые

леса, лиственные леса.

Приводить примеры

растительных

сообществ.

Описывать видовой

состав растений лесного

сообщества.

Распознавать

последовательность

этапов смены

растительного

сообщества.

тест

§56-57



35.(4)

Обзор всего курса «Биология. Бактерии, грибы, растения»

1

Урок обощения и систематизация

Строение, многообразие, происхождение

растений. Охрана растений







© 2010-2022