- Преподавателю
- Биология
- Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс
Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Вербовая Ж.А. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Задания компетентностного характера по теме
«Химический состав клетки»
9 класс
Составитель:
Вербовая Жанна Александровна,
учитель биологии ГСУВУ «Кемеровская
специальная общеобразовательная школа»
Сопоставление биологических объектов на клеточном уровне организации жизни (задания В6)
-
Установите соответствие между химическими элементами и группами, к которым они относятся.
-
Химические элементы
группа
А) медь
Б) азот
В) железо
Г) селен
Д) фтор
Е) хлор
1) макроэлементы
2) микроэлементы
-
А
Б
В
Г
Д
Е
-
Установите соответствие между органическими веществами и особенностью строения их молекул.
-
Органические вещества
Строение молекул
А) глицерин
Б) миоглобин
В) т-РНК
Г) АТФ
Д) крахмал
Е) фруктоза
-
полимер
-
мономер
-
-
А
Б
В
Г
Д
Е
-
Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.
-
Особенности
Молекулы
А) мономер
Б) углевод рибоза
В) двухцепочечный полимер
Г) функция: энергетическая
Д) углевод дезоксирибоза
Е) функция: сохранения и передача наследственной информации
-
АТФ
-
ДНК
-
-
А
Б
В
Г
Д
Е
-
Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.
-
Особенности
Молекулы
А) хорошо растворяются в воде
Б) имеют сладкий вкус
В) сладкий вкус отсутствует
Г) глюкоза, рибоза, фруктоза
Д) в воде нерастворимы
Е) крахмал, гликоген, хитин
-
моносахариды
-
полисахариды
-
-
А
Б
В
Г
Д
Е
-
Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.
-
Особенности
Молекулы
А) две спирально закрученные цепи
Б) одиночный полимер
В) функции: структурная, транспортная
Г) функции: сохранения и передача наследственной информации
Д) способна к редупликации
Е) неспособна к самоудвоению
1) ДНК
2) РНК
-
А
Б
В
Г
Д
Е
-
Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.
-
Особенности
Молекулы
А) полимер, состоящий из аминокислот
Б) разнообразны по строению, свойствам и функциям
В) полимер, состоящий из нуклеотидов
Г) различают два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК
Д) основная функция: хранение и передача наследственной информации
Е) способны к денатурации
1) нуклеиновые кислоты
2) белки
-
А
Б
В
Г
Д
Е
-
Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.
-
Особенности
Молекулы
А) полимеры, состоящий из аминокислот
Б) органические соединения, состоящие из одной или многих молекул простых сахаров
В) практически нерастворимы в воде
Г) имеют 4 уровня организации молекул
Д) подразделяются на две группы: простые (моно-и дисахариды) и сложные (полисахариды)
Е) для молекул характерно наличие гидрофильной головки и гидрофобного хвоста
-
углеводы
-
липиды
-
белки
-
-
А
Б
В
Г
Д
Установление последовательности (задания В7)
-
Установите последовательность основных этапов научного исследования.
А) выдвижение гипотезы
Б) проверка прогнозов
В) сбор фактов и формирование проблемы
Г) получение новых фактов
Д) построение теории
Е) экспериментальная проверка гипотезы
-
Установите последовательность действий при рассматривании готовых микропрепаратов под микроскопом.
А) направить свет зеркала в отверстие предметного столика
Б) закрепить микропрепарат клеммами
В) рассмотреть микропрепарат в целом
Г) глядя в окуляр, поднимать и опускать тубус до появления четкого изображения объекта
Д) поместить готовый микропрепарат на предметный столик
Г) рассмотреть отдельные детали изучаемого микропрепарата
Применение биологических знаний в практических ситуациях
(практико - ориентированные задания С1)
Дать краткий свободный ответ
-
Одним из наиболее древних методов биологии является описательный. Используется ли этот метод в настоящее время? Обоснуйте ответ.
-
Каково значение микроэлементов для живых организмов? Приведите примеры.
-
Какие процессы жизнедеятельности организмов обеспечивает такое свойство воды, как высокая сила поверхностного натяжения?
-
В живых клетках содержится 70% воды. При замерзании воды может вызвать гибель организмов. Объясните, почему это может произойти. Почему же зимой не погибают растения и хладнокровные животные при охлаждении их тела ниже 0С?
-
С какой целью в некоторых регионах на Алтае, Кемеровской области, в Приморье, Ростовской области- врачи рекомендуют пищу подсаливать йодированной солью, употреблять морепродукты (рыбу, морскую капусту)? Поясните.
-
Почему в жаркую погоду или при работе в жарких цехах рекомендуется пить минеральную или подсоленную воду?
-
Какие процессы жизнедеятельности организмов обеспечивают такие свойства воды, как высокая удельная теплоемкость и высокая теплопроводность?
-
Какими специфическими свойствами характеризуются биополимеры? Приведите примеры, Ответ поясните.
-
Известно, что при температурах близких к 0С, скорость биохимических реакций замедляется до минимума. Как это свойство ферментов использует человек в пищевой промышленности и медицине?
-
Какие функции выполняют различные РНК? Где они синтезируются?
-
К каким последствиям приводит денатурации белков? Каковы причины денатурации?
-
Почему при отсутствии в рационе белков, даже при достаточной калорийности пищи, наблюдаются остановка роста, изменение состава крови и др.? Ответ поясните.
-
Исследователю для анализа предложено два вещества, и он точно знает, что одно их них крахмал, а другое - глюкоза. Какими способами он может точно установить, где крахмал, а где глюкоза?
-
Имеется пять аминокислот - А, В, С, Д, F. Сколько вариантов полипептидных цепей, состоящих из 7 аминокислот, можно построить из этих аминокислот? Будут ли эти полипептиды обладать одинаковыми свойствами и выполнять одинаковые функции? Ответ поясните.
-
При поступлении большого количества углеводов с пищей уровень глюкозы повышается незначительно. При голодании, когда глюкоза в организм не поступает, а ее расходование в клетках продолжается, уровень глюкозы в крови практически не изменяется. Объясните физиологию приведенных явлений.
-
Крохотные птицы колибри питаются нектаром цветков или мелкими насекомыми. За день они съедают корма в два раза больше по сравнению с массой тела. С наступлением сумерек колибри садятся на ветки деревьев и впадают в оцепенение. Объясните, в чем состоит физиологический смысл таких приспособлений.
-
Какими способами растения защищаются от действия протеаз-ферментов, расщепляющих белки?
-
Объясните, почему сильное «цветение» воды в прудах и озерах сопровождается замором рыбы?
-
Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Судебно-медицинский эксперт установил наличие крови на одежде. Как это было сделано?
Работа с текстом и рисунками
ЗаданияС2
1.Строение молекулы какого мономера изображено на рисунке? Что обозначено цифрами 1-3? В состав какого биополимера входит данный мономер?
1 2 3
2.Назовите молекулу, изображенную на схеме. Какую функцию выполняет это вещество? Что обозначено буквами А, Б, В?
А Б В
Задания С3
3.Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.
-
Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.
-
При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин - две водородные связи с цитозином.
-
Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот - кольцевые.
-
Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации.
-
Молекулы ДНК, в отличие от молекулы РНК, не способна к репликации.
4.Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.
-
Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.
-
Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
-
Белки входят в состав плазматической мембраны.
-
Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
-
В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.
-
Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.
5.Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.
1. Нуклеиновые кислоты являются разветвленными полимерами.
2. Мономерами нуклеиновых кислот являются триплеты.
3. Д.Уотсон и Ф Крик в 1953 г. Создали модель структуры молекулы ДНК.
4. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов: ДНК и РНК.
5. Нуклеиновые кислоты способны к репликации.
6. ДНК - хранитель наследственной информации, РНК - принимает участие в синтезе белка.
6.Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.
-
Среди органических компонентов клетки самым важным являются белки.
-
Белки - высокомолекулярные органические соединения, состоящие из мономеров - азотистых оснований.
-
Между мономерами белковой молекулы образуются водородные связи (первичная структура).
-
Белки входят в состав мембран, могут выполнять каталитическую, сигнальную и регуляторную функции.
-
В белках хранится наследственная информация о признаках и свойствах организма.
-
Молекулы белка входят в состав хромосом и рибосом.
Задания С4
-
Заполните пропуски в тексте.
В клетках имеются_______типа нуклеиновых кислот - ___________ и ___________. Эти биополимеры состоят из _______________, называемых______________. Каждый нуклеотид состоит из ______ компонентов. В состав ДНК входят следующие нуклеотиды _________, _________, ________, ________.
В состав РНК входят нуклеотиды ________,________,________,_______,________.
-
Заполните пропуски в тексте.
Химические соединения, состоящие из ____________________,
называют полимерами. К биополимерам относятся___________,
____________,________. Мономерами белков являются___________, углеводов____________, ДНК и РНК_____________.
Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации (дать полный развернутый ответ) Задания С5
-
В одной молекуле ДНК нуклеотиды с цитозином (Ц) составляют 11% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (%) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), тимином (Т) в отдельности в молекуле ДНК. Объясните полученные результаты.
-
Фрагмент матричной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: - ГАЦЦГАТТЦАГАЦАЦ -
Определите последовательность нуклеотидов и-РНК, антикодоны т-РНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы полипептида, используя таблицу генетического кода.
Работа с таблицами и графиками
-
Прочитать текст учебника. Подобрать признаки для сравнения нуклеиновых кислот - ДНК и РНК. Заполнить таблицу.
-
Признаки для сравнения
ДНК
РНК
1.
2.
-
Объясните график зависимости скорости ферментной реакции от концентрации субстрата.
-
Объясните график зависимости фермента амилазы слюны от рН среды.
Активность
pH
-
Объясните график зависимости фермента амилазы слюны от температуры.
Ответы и комментарии
Часть В (задания В6) Часть В (задания В7)
-
211221 1) ДБАГВЕ
-
211212 2) ВАЕГБД
-
112122
-
112122
-
122112
-
221112
-
312312
Часть С (задания С1)
№ вопроса
Ответ
1
-
Да, используется;
-
Современные научные исследования с использованием новейших приборов и аппаратов состоят из нескольких этапов, первый из которых это наблюдение и сбор фактов (описательный), на их основе выдвигают гипотезу, а затем экспериментально ее проверяют.
2
-
Микроэлементы входят в состав ферментов, гормонов, витаминов; например, йод - в состав тироксина (гормона щитовидной железы), кобальт - в состав витамина В12;
-
Регулируют процессы усвоения других микроэлементов; например, марганец улучшает усвоение меди, фтор - стронция.
3
-
Восходящий и нисходящий транспорт веществ в растениях, движение крови в сосудах у животных;
-
Мелкие организмы, например, клоп-водомерка удерживается на поверхности воды.
4
-
При замерзании вода расширяется и может разорвать клеточные структуры, что приводит к гибели организм;
-
Растворенные в воде органические и минеральные вещества снижают температуру замерзания воды, а у некоторых организмов синтезируются особые вещества-анифризы.
5
-
Йодированная соль и морепродукты - источник йода, который входит в состав гормона щитовидной железы - тироксина;
-
В этих районах снижено в почве содержание йода и у людей наблюдается эндемический зоб (разрастание щитовидной железы). Эти продукты способствуют профилактике заболевания.
6
-
При повышенной температуре усиливается потоотделение с целью предохранения от перегрева;
-
С потом теряется значительная часть минеральных солей, минеральная и подсоленная вода компенсируют потери.
7
-
Высокая удельная теплоемкость защищает ткани растений и животных от быстрого и сильного повышения температуры;
-
Высокая теплопроводность обеспечивает равномерное распределение тепла по организму, устраняет риск локальных «горячих точек», которые могут привести к повреждению структур клетки.
8
-
Кооперативность - тесная взаимосвязь всех функциональных групп, например, связывание молекулы кислорода с белком эритроцитов - гемоглобином;
-
Способность образовывать интерполимерные комплексы, которые возникают между частями молекулы или между разными молекулами, например, синтез белков, нуклеиновых кислот, реакции иммунитета, регуляция обмена веществ и др.
9
-
Быстрое замораживание продуктов предохраняет от порчи, т.к. микроорганизмы неспособны размножаться их ферменты инактивированы и не вызывают разложения пищевых продуктов;
-
Консервация органов перед пересадкой; семенной материал и яйцеклетки для экстракорпорального оплодотворения.
10
-
Все виды РНК (и-РНК, т-РНК, р-РНК) синтезирутся в ядре на ДНК;
-
и-РНК переносит информацию о структуре белка от ДНК к рибосоме,
т-РНК - переносит аминокислоты к рибосоме, р-РНК -входит в состав рибосомы
11
-
Денатурация - утрата белковой молекулой своей структуры, что ведет к потере свойств белка и способности выполнять свои функции;
-
Причина -высокая температура, действие сильных кислот и щелочей, тяжелых металлов, органических растворителей, УФО, радиация.
12
-
Основная функция белков - строительная, при их отсутствии в рационе она выполнятся не может;
-
Организм строит свои собственные белки только из аминокислот.
13
-
Крахмал не растворим в воде и не имеет сладкого вкуса, т.к. он полисарид, а глюкоза - моносахарид;
-
Йод является индикатором крахмала, если капнуть в оба раствора йодом, если раствор синеет, то это крахмал.
14
-
78125 вариантов полипептидных цепей;
-
Свойства и функции будут разными, т.к зависит от последовательности аминокислот в полипептиде.
15
-
Излишки глюкозы в клетках печени и мышцах превращаются в животный крахмал- гликоген (запасное питательное вещество);
-
При голодании недостаток глюкозы восполняется за счет синтеза глюкозы из других питательных веществ, например, белков.
16
-
За счет питания восполняется затраченная энергия на полет и поиски пищи;
-
В состоянии оцепенения температура тела опускается, что уменьшает теплоотдачу и трата энергии снижается.
17
-
Протеазы находятся в лизосомах и выходят в цитоплазму только по сигналу, например, осенью для обеспечения листопада, когда необходимо разрушить клетки отделительного слоя в черешке листа;
-
В клетках синтезируются ингибиторы , которые не даютпротеазам выполнять свои функции.
18
-
«Цветение» воды вызывают сине-зеленые водоросли (цианобактерии), а они ядовиты;
-
При фотосинтезе водоросли выделяют кислород, но его не хватает живым организмам, т.к. в хорошо прогретой воде растворимость кислорода резко снижается и он выделяется в атмосферу виде пузырьков.
19
-
После сгорания в пепле остаются химические элементы, которые входили в состав сгоревшего объекта;
-
В состав эритоцитов-красных клеток крови- входит гемоглобин, который содержи железо; если в пепле эксперт обнаружил повышенное содержание железа , следовательно , на одежде была кровь.
Часть С2
-
Молекула тимидилового нуклеотида;
1 - азотистое основание - тимин; 2 - углевод дезоксирибоза; 3 - остаток фосфорной кислоты.
-
АТФ. Источник энергии.
1 - азотистое основание - аденин; 2 - углевод- рибоза; 3 -три остатка фосфорной кислоты.
Часть С3
№ задания
№ вопроса
Правильный ответ
3
2
3
5
-
между аденином и тимином образуется две водородные связи, а между гуанином и цитозином -три водородные связи.
-
У прокариот - кольцевая ДНК, а у эукариот - линейная.
-
Молекула ДНК способна к самоудвоению
4
2
5
6
-
Мономерами белков являются аминокислоты.
-
Наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК
-
В входят состав рибосом входят р-РНК, а не
Т-РНК.
5
1
2
5
-
Нуклеиновые кислоты являются линейными биополимерами.
-
Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды.
-
К редупликации способна только ДНК.
6
2
3
5
-
Мономерами белков являются аминокислоты.
-
Между мономерами белка (аминокислотами) возникают прочные ковалентные пептидные связи.
-
Наследственная информация о признаках и свойствах организма хранится в ядре молекул ДНК
Часть С4
7.
-
Два;
-
РНК И ДНК;
-
Мономеров;
-
Нуклеотидами;
-
Трех;
-
Аденин, тимин, гуанин, цитозин;
-
Аденин, тимин, гуанин, цитозин, урацил.
8.
-
Мономеров;
-
Углеводы, нуклеиновые кислоты, белки;
-
Аминокислоты, глюкоза, нуклеотиды.
Часть С5
Задание 1.
-
аденин комплементарен тимину, а гуанини -цитозину, следовательно, по правилу Чаргаффа количество комплементарных нуклеотидов одинаково;
-
Ц=Г=11%;
-
А+Т=100% - 22%=78%; А=Т +78%:2=39%
Задание 2.
-
последовательность нуклеотидов на и-РНК:
ЦУГ-ГЦУ-ААГ-УЦУ-ГУГ;
-
антикодоны т-РНК: ГАЦ-ЦГА-УУЦ-АГА-ЦАЦ;
-
последовательность аминокислот: лей-ала-лиз-сер-вал.
ЛИТЕРАТУРА
-
Акимов С.С., Ахмалишева А.,Х., Хренов А.В. Биология в таблицах, схемах, рисунках. М.: Лист, 1996.
-
Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Голубева М.В. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: МИРОС - Междунар.отношения, 1985.
-
Воронина Г.А. Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007.
-
Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовги к ЕГЭ: уровни А, В и С: учебно-методическое пособие - Ростов н/д: Легион, 2012.
-
Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10-11 классы. Тесты, вопросы, задачи:Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.
-
Лемеза Н. А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.