Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания компетентностного характера по теме

«Химический состав клетки»

9 класс

Составитель:

Вербовая Жанна Александровна,

учитель биологии ГСУВУ «Кемеровская

специальная общеобразовательная школа»


Сопоставление биологических объектов на клеточном уровне организации жизни (задания В6)


  1. Установите соответствие между химическими элементами и группами, к которым они относятся.


Химические элементы

группа

А) медь

Б) азот

В) железо

Г) селен

Д) фтор

Е) хлор

1) макроэлементы

2) микроэлементы


А

Б

В

Г

Д

Е




  1. Установите соответствие между органическими веществами и особенностью строения их молекул.


Органические вещества

Строение молекул

А) глицерин

Б) миоглобин

В) т-РНК

Г) АТФ

Д) крахмал

Е) фруктоза


  1. полимер

  2. мономер


А

Б

В

Г

Д

Е




  1. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.


Особенности

Молекулы

А) мономер

Б) углевод рибоза

В) двухцепочечный полимер

Г) функция: энергетическая

Д) углевод дезоксирибоза

Е) функция: сохранения и передача наследственной информации


  1. АТФ

  2. ДНК


А

Б

В

Г

Д

Е




  1. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.


Особенности

Молекулы

А) хорошо растворяются в воде

Б) имеют сладкий вкус

В) сладкий вкус отсутствует

Г) глюкоза, рибоза, фруктоза

Д) в воде нерастворимы

Е) крахмал, гликоген, хитин


  1. моносахариды

  2. полисахариды


А

Б

В

Г

Д

Е




  1. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.


Особенности

Молекулы

А) две спирально закрученные цепи

Б) одиночный полимер

В) функции: структурная, транспортная

Г) функции: сохранения и передача наследственной информации

Д) способна к редупликации

Е) неспособна к самоудвоению

1) ДНК

2) РНК


А

Б

В

Г

Д

Е




  1. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.

Особенности

Молекулы

А) полимер, состоящий из аминокислот

Б) разнообразны по строению, свойствам и функциям

В) полимер, состоящий из нуклеотидов

Г) различают два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК

Д) основная функция: хранение и передача наследственной информации

Е) способны к денатурации

1) нуклеиновые кислоты

2) белки


А

Б

В

Г

Д

Е




  1. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых они характерны.


Особенности

Молекулы

А) полимеры, состоящий из аминокислот

Б) органические соединения, состоящие из одной или многих молекул простых сахаров

В) практически нерастворимы в воде

Г) имеют 4 уровня организации молекул

Д) подразделяются на две группы: простые (моно-и дисахариды) и сложные (полисахариды)

Е) для молекул характерно наличие гидрофильной головки и гидрофобного хвоста


  1. углеводы

  2. липиды

  3. белки


А

Б

В

Г

Д



Установление последовательности (задания В7)


  1. Установите последовательность основных этапов научного исследования.

А) выдвижение гипотезы

Б) проверка прогнозов

В) сбор фактов и формирование проблемы

Г) получение новых фактов

Д) построение теории

Е) экспериментальная проверка гипотезы





  1. Установите последовательность действий при рассматривании готовых микропрепаратов под микроскопом.

А) направить свет зеркала в отверстие предметного столика

Б) закрепить микропрепарат клеммами

В) рассмотреть микропрепарат в целом

Г) глядя в окуляр, поднимать и опускать тубус до появления четкого изображения объекта

Д) поместить готовый микропрепарат на предметный столик

Г) рассмотреть отдельные детали изучаемого микропрепарата




Применение биологических знаний в практических ситуациях

(практико - ориентированные задания С1)


Дать краткий свободный ответ

  1. Одним из наиболее древних методов биологии является описательный. Используется ли этот метод в настоящее время? Обоснуйте ответ.

  2. Каково значение микроэлементов для живых организмов? Приведите примеры.

  3. Какие процессы жизнедеятельности организмов обеспечивает такое свойство воды, как высокая сила поверхностного натяжения?

  4. В живых клетках содержится 70% воды. При замерзании воды может вызвать гибель организмов. Объясните, почему это может произойти. Почему же зимой не погибают растения и хладнокровные животные при охлаждении их тела ниже 0С?

  5. С какой целью в некоторых регионах на Алтае, Кемеровской области, в Приморье, Ростовской области- врачи рекомендуют пищу подсаливать йодированной солью, употреблять морепродукты (рыбу, морскую капусту)? Поясните.

  6. Почему в жаркую погоду или при работе в жарких цехах рекомендуется пить минеральную или подсоленную воду?

  7. Какие процессы жизнедеятельности организмов обеспечивают такие свойства воды, как высокая удельная теплоемкость и высокая теплопроводность?

  8. Какими специфическими свойствами характеризуются биополимеры? Приведите примеры, Ответ поясните.

  9. Известно, что при температурах близких к 0С, скорость биохимических реакций замедляется до минимума. Как это свойство ферментов использует человек в пищевой промышленности и медицине?

  10. Какие функции выполняют различные РНК? Где они синтезируются?

  11. К каким последствиям приводит денатурации белков? Каковы причины денатурации?

  12. Почему при отсутствии в рационе белков, даже при достаточной калорийности пищи, наблюдаются остановка роста, изменение состава крови и др.? Ответ поясните.

  13. Исследователю для анализа предложено два вещества, и он точно знает, что одно их них крахмал, а другое - глюкоза. Какими способами он может точно установить, где крахмал, а где глюкоза?

  14. Имеется пять аминокислот - А, В, С, Д, F. Сколько вариантов полипептидных цепей, состоящих из 7 аминокислот, можно построить из этих аминокислот? Будут ли эти полипептиды обладать одинаковыми свойствами и выполнять одинаковые функции? Ответ поясните.

  15. При поступлении большого количества углеводов с пищей уровень глюкозы повышается незначительно. При голодании, когда глюкоза в организм не поступает, а ее расходование в клетках продолжается, уровень глюкозы в крови практически не изменяется. Объясните физиологию приведенных явлений.

  16. Крохотные птицы колибри питаются нектаром цветков или мелкими насекомыми. За день они съедают корма в два раза больше по сравнению с массой тела. С наступлением сумерек колибри садятся на ветки деревьев и впадают в оцепенение. Объясните, в чем состоит физиологический смысл таких приспособлений.

  17. Какими способами растения защищаются от действия протеаз-ферментов, расщепляющих белки?

  18. Объясните, почему сильное «цветение» воды в прудах и озерах сопровождается замором рыбы?

  19. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Судебно-медицинский эксперт установил наличие крови на одежде. Как это было сделано?

Работа с текстом и рисунками

ЗаданияС2

1.Строение молекулы какого мономера изображено на рисунке? Что обозначено цифрами 1-3? В состав какого биополимера входит данный мономер?

Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классЗадания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс

Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классЗадания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классЗадания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классЗадания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс

1 2 3

Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс

2.Назовите молекулу, изображенную на схеме. Какую функцию выполняет это вещество? Что обозначено буквами А, Б, В?

Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классЗадания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классЗадания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классЗадания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс

Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс

Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классЗадания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классЗадания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классЗадания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс

Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс

А Б В

Задания С3

3.Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.


  1. Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.

  2. При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин - две водородные связи с цитозином.

  3. Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот - кольцевые.

  4. Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации.

  5. Молекулы ДНК, в отличие от молекулы РНК, не способна к репликации.

4.Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.


  1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.

  2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.

  3. Белки входят в состав плазматической мембраны.

  4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.

  5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.

  6. Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.

5.Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.

1. Нуклеиновые кислоты являются разветвленными полимерами.

2. Мономерами нуклеиновых кислот являются триплеты.

3. Д.Уотсон и Ф Крик в 1953 г. Создали модель структуры молекулы ДНК.

4. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов: ДНК и РНК.

5. Нуклеиновые кислоты способны к репликации.

6. ДНК - хранитель наследственной информации, РНК - принимает участие в синтезе белка.

6.Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.


  1. Среди органических компонентов клетки самым важным являются белки.

  2. Белки - высокомолекулярные органические соединения, состоящие из мономеров - азотистых оснований.

  3. Между мономерами белковой молекулы образуются водородные связи (первичная структура).

  4. Белки входят в состав мембран, могут выполнять каталитическую, сигнальную и регуляторную функции.

  5. В белках хранится наследственная информация о признаках и свойствах организма.

  6. Молекулы белка входят в состав хромосом и рибосом.

Задания С4

  1. Заполните пропуски в тексте.

В клетках имеются_______типа нуклеиновых кислот - ___________ и ___________. Эти биополимеры состоят из _______________, называемых______________. Каждый нуклеотид состоит из ______ компонентов. В состав ДНК входят следующие нуклеотиды _________, _________, ________, ________.

В состав РНК входят нуклеотиды ________,________,________,_______,________.


  1. Заполните пропуски в тексте.

Химические соединения, состоящие из ____________________,

называют полимерами. К биополимерам относятся___________,

____________,________. Мономерами белков являются___________, углеводов____________, ДНК и РНК_____________.

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации (дать полный развернутый ответ) Задания С5


  1. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с цитозином (Ц) составляют 11% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (%) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), тимином (Т) в отдельности в молекуле ДНК. Объясните полученные результаты.


  1. Фрагмент матричной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: - ГАЦЦГАТТЦАГАЦАЦ -

Определите последовательность нуклеотидов и-РНК, антикодоны т-РНК и соответствующую последовательность аминокислот фрагмента молекулы полипептида, используя таблицу генетического кода.

Работа с таблицами и графиками


  1. Прочитать текст учебника. Подобрать признаки для сравнения нуклеиновых кислот - ДНК и РНК. Заполнить таблицу.


Признаки для сравнения

ДНК

РНК

1.

2.




  1. Объясните график зависимости скорости ферментной реакции от концентрации субстрата.

Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс


  1. Объясните график зависимости фермента амилазы слюны от рН среды.

Активность

Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 классpH


  1. Объясните график зависимости фермента амилазы слюны от температуры.

Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс

Ответы и комментарии

Часть В (задания В6) Часть В (задания В7)

  1. 211221 1) ДБАГВЕ

  2. 211212 2) ВАЕГБД

  3. 112122

  4. 112122

  5. 122112

  6. 221112

  7. 312312

Часть С (задания С1)

№ вопроса

Ответ

1

  1. Да, используется;

  2. Современные научные исследования с использованием новейших приборов и аппаратов состоят из нескольких этапов, первый из которых это наблюдение и сбор фактов (описательный), на их основе выдвигают гипотезу, а затем экспериментально ее проверяют.

2

  1. Микроэлементы входят в состав ферментов, гормонов, витаминов; например, йод - в состав тироксина (гормона щитовидной железы), кобальт - в состав витамина В12;

  2. Регулируют процессы усвоения других микроэлементов; например, марганец улучшает усвоение меди, фтор - стронция.

3

  1. Восходящий и нисходящий транспорт веществ в растениях, движение крови в сосудах у животных;

  2. Мелкие организмы, например, клоп-водомерка удерживается на поверхности воды.

4

  1. При замерзании вода расширяется и может разорвать клеточные структуры, что приводит к гибели организм;

  2. Растворенные в воде органические и минеральные вещества снижают температуру замерзания воды, а у некоторых организмов синтезируются особые вещества-анифризы.

5

  1. Йодированная соль и морепродукты - источник йода, который входит в состав гормона щитовидной железы - тироксина;

  2. В этих районах снижено в почве содержание йода и у людей наблюдается эндемический зоб (разрастание щитовидной железы). Эти продукты способствуют профилактике заболевания.

6

  1. При повышенной температуре усиливается потоотделение с целью предохранения от перегрева;

  2. С потом теряется значительная часть минеральных солей, минеральная и подсоленная вода компенсируют потери.

7

  1. Высокая удельная теплоемкость защищает ткани растений и животных от быстрого и сильного повышения температуры;

  2. Высокая теплопроводность обеспечивает равномерное распределение тепла по организму, устраняет риск локальных «горячих точек», которые могут привести к повреждению структур клетки.

8

  1. Кооперативность - тесная взаимосвязь всех функциональных групп, например, связывание молекулы кислорода с белком эритроцитов - гемоглобином;

  2. Способность образовывать интерполимерные комплексы, которые возникают между частями молекулы или между разными молекулами, например, синтез белков, нуклеиновых кислот, реакции иммунитета, регуляция обмена веществ и др.

9

  1. Быстрое замораживание продуктов предохраняет от порчи, т.к. микроорганизмы неспособны размножаться их ферменты инактивированы и не вызывают разложения пищевых продуктов;

  2. Консервация органов перед пересадкой; семенной материал и яйцеклетки для экстракорпорального оплодотворения.

10

  1. Все виды РНК (и-РНК, т-РНК, р-РНК) синтезирутся в ядре на ДНК;

  2. и-РНК переносит информацию о структуре белка от ДНК к рибосоме,

т-РНК - переносит аминокислоты к рибосоме, р-РНК -входит в состав рибосомы

11

  1. Денатурация - утрата белковой молекулой своей структуры, что ведет к потере свойств белка и способности выполнять свои функции;

  2. Причина -высокая температура, действие сильных кислот и щелочей, тяжелых металлов, органических растворителей, УФО, радиация.

12

  1. Основная функция белков - строительная, при их отсутствии в рационе она выполнятся не может;

  2. Организм строит свои собственные белки только из аминокислот.

13

  1. Крахмал не растворим в воде и не имеет сладкого вкуса, т.к. он полисарид, а глюкоза - моносахарид;

  2. Йод является индикатором крахмала, если капнуть в оба раствора йодом, если раствор синеет, то это крахмал.

14

  1. 78125 вариантов полипептидных цепей;

  2. Свойства и функции будут разными, т.к зависит от последовательности аминокислот в полипептиде.

15

  1. Излишки глюкозы в клетках печени и мышцах превращаются в животный крахмал- гликоген (запасное питательное вещество);

  2. При голодании недостаток глюкозы восполняется за счет синтеза глюкозы из других питательных веществ, например, белков.

16

  1. За счет питания восполняется затраченная энергия на полет и поиски пищи;

  2. В состоянии оцепенения температура тела опускается, что уменьшает теплоотдачу и трата энергии снижается.

17

  1. Протеазы находятся в лизосомах и выходят в цитоплазму только по сигналу, например, осенью для обеспечения листопада, когда необходимо разрушить клетки отделительного слоя в черешке листа;

  2. В клетках синтезируются ингибиторы , которые не даютпротеазам выполнять свои функции.

18

  1. «Цветение» воды вызывают сине-зеленые водоросли (цианобактерии), а они ядовиты;

  2. При фотосинтезе водоросли выделяют кислород, но его не хватает живым организмам, т.к. в хорошо прогретой воде растворимость кислорода резко снижается и он выделяется в атмосферу виде пузырьков.

19

  1. После сгорания в пепле остаются химические элементы, которые входили в состав сгоревшего объекта;

  2. В состав эритоцитов-красных клеток крови- входит гемоглобин, который содержи железо; если в пепле эксперт обнаружил повышенное содержание железа , следовательно , на одежде была кровь.

Часть С2


  1. Молекула тимидилового нуклеотида;

1 - азотистое основание - тимин; 2 - углевод дезоксирибоза; 3 - остаток фосфорной кислоты.

  1. АТФ. Источник энергии.

1 - азотистое основание - аденин; 2 - углевод- рибоза; 3 -три остатка фосфорной кислоты.

Часть С3

№ задания

№ вопроса

Правильный ответ

3

2

3

5

  • между аденином и тимином образуется две водородные связи, а между гуанином и цитозином -три водородные связи.

  • У прокариот - кольцевая ДНК, а у эукариот - линейная.

  • Молекула ДНК способна к самоудвоению

4

2

5

6

  • Мономерами белков являются аминокислоты.

  • Наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК

  • В входят состав рибосом входят р-РНК, а не

Т-РНК.

5

1

2

5


  • Нуклеиновые кислоты являются линейными биополимерами.

  • Мономерами нуклеиновых кислот являются нуклеотиды.

  • К редупликации способна только ДНК.

6

2

3

5

  • Мономерами белков являются аминокислоты.

  • Между мономерами белка (аминокислотами) возникают прочные ковалентные пептидные связи.

  • Наследственная информация о признаках и свойствах организма хранится в ядре молекул ДНК

Часть С4

7.

  • Два;

  • РНК И ДНК;

  • Мономеров;

  • Нуклеотидами;

  • Трех;

  • Аденин, тимин, гуанин, цитозин;

  • Аденин, тимин, гуанин, цитозин, урацил.

8.

  • Мономеров;

  • Углеводы, нуклеиновые кислоты, белки;

  • Аминокислоты, глюкоза, нуклеотиды.

Часть С5

Задание 1.

  1. аденин комплементарен тимину, а гуанини -цитозину, следовательно, по правилу Чаргаффа количество комплементарных нуклеотидов одинаково;

  2. Ц=Г=11%;

  3. А+Т=100% - 22%=78%; А=Т +78%:2=39%

Задание 2.

  1. последовательность нуклеотидов на и-РНК:

ЦУГ-ГЦУ-ААГ-УЦУ-ГУГ;

  1. антикодоны т-РНК: ГАЦ-ЦГА-УУЦ-АГА-ЦАЦ;

  2. последовательность аминокислот: лей-ала-лиз-сер-вал.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Акимов С.С., Ахмалишева А.,Х., Хренов А.В. Биология в таблицах, схемах, рисунках. М.: Лист, 1996.

  2. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Голубева М.В. Биология в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: МИРОС - Междунар.отношения, 1985.

  3. Воронина Г.А. Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007.

  4. Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовги к ЕГЭ: уровни А, В и С: учебно-методическое пособие - Ростов н/д: Легион, 2012.

  5. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10-11 классы. Тесты, вопросы, задачи:Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005.

  6. Лемеза Н. А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.Задания компетентностного характера по теме Молекулярный уровень 9 класс

© 2010-2022