Доклад на тему: Резервы повышения эффективности урока

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

Резервы повышения эффективности урока.

Введение

Современная биологическая наука имеет огромное значение, поскольку влияет на формирование личности, которая понимает жизнь как наивысшую ценность, может трезво оценить и решить проблемы, возникающие перед конкретным человеком и человечеством в целом.

Школьный курс «Биология» принадлежит к образовательной отрасли природоведения, которая предусматривает формирование у учащихся целостного представления о современной природно-научной картины мира, экологический способ мышления, роль и место человека в окружающем мире, её моральную ответственность за сохранение природы. Современное состояние развития образования в Украине требует, как отмечено в Государственной национальной программе «Образование. Украина XXI столетия» поисков новых подходов к учебному процессу. Это означает, что репродуктивное обучение отступает на задний план и дается преимущество эффективным методам работы с учащимися. Если посмотреть на новые требования к содержанию базового школьного образования необходимо делать акцент на некоторых принципах, которые, на мой взгляд, раньше недостаточно реализовались.

Среди них можно выделить такие:

  • национальные и региональные подходы к выбору изучаемого материала, что даст возможность изучать разнообразие растительного и животного мира не вообще, а на примерах своего региона;

  • гуманистическая направленность биологии, её возрастающую роль в развязывании глобальных проблем человечества, защита окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

  • сохранение физического и духовного здоровья человека, гуманное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • связь приобретенных знаний с жизнью, раскрытие ценностей не только в
    производстве, но и для самого человека в повседневной жизни.

Значит, учитывая новые требования к содержанию базового школьного образования, для повышения эффективности учебной деятельности учащихся при изучении биологии необходимо определение путей и способов. Практика работы показала, что такие пути есть:

  1. Работа над формированием общебиологических понятий.

  2. Мотивация стойкого интереса к обучению.

  3. Практическая направленность обучения.

Классно-урочная система обучения

В современной школе осуществляется классно-урочная система обучения, получившая свое название оттого, что учебная работа школы проводится с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (классом), в течение определенного времени и по установленному расписанию (в форме урока).

Более ранней, исторически сложившейся была индивидуально-групповая система обучения, применявшаяся в период средневековья. Учитель проводил занятия с небольшими группами учащихся, обучение носило преимущественно индивидуальный характер.

Развитие общества выдвигало повышенные требования к образованию, как в количественном, так и в качественном отношении: увеличения массовости и повышения уровня. Обобщив опыт братских школ Юго-Западной Руси (Луцкой, Львовской и др.), Я.А. Коменский в XVII в. предложил и практически применил классно-урочную систему, обеспечивавшую более эффективное обучение учителем сравнительно большого количества учащихся одновременно (40-50 человек). По мнению Я. А. Коменского, это количество можно было увеличить до 300 человек при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся (декурионов) под общим руководством учителя. Эта идея несколько позже, в конце XVIII и начале XIX в., была предложена в виде так называемой белл-ланкастеровской системы в Англии, где в связи с быстрым капиталистическим развитием ощущалась острая потребность в массовом обучении. Однако из-за крайне низкой эффективности обучения, при котором, по выражению Н.К.Крупской, «ребенок, знавший три

  • буквы, учил не знавшего ни одной, знавший пять букв, учил знавшего три и т. д.», система эта не получила широкого распространения.

  • Более совершенной оказалась классно-урочная система; она привлекла внимание прогрессивных дидактов и стала применяться во многих странах. Ее развитию и совершенствованию во многом способствовали и русские педагоги, прежде всего К. Д. Ушинский. Он, в частности, требовал, чтобы на уроке «дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».

  • В начале ХХв в США получила распространение новая система обучения, получившая название дальтон-плана (впервые примененная в г. Дальтоне). Эта система была рассчитана на индивидуализацию обучения, предоставляющего возможность каждому ученику продвигаться в учении самостоятельно и своим темпом. Однако, возникнув как реакция на ограниченность классно-урочной системы в буржуазной школе, дальтон-план имел антинародный характер, опирался на положение о наследственной обусловленности различия умственных способностей и одаренности детей, что вело к дискриминации в обучении детей трудящихся. Дальтон-план отрицал урок как форму организации обучения и ведущую роль в обучении учителя, заменял традиционные классы предметными мастерскими, в которых проводилось индивидуальное обучение детей консультантами.

Бригадно-лабораторный метод, претендуя на универсальность, сопровождался организацией постоянных и обязательных бригад, приводил к снижению роли учителя и игнорированию во многих случаях индивидуальной учебной работы каждого учащегося.

В качестве основной формы организации обучения в советской школе устанавливался урок с группой учащихся постоянного состава и определенным расписанием занятий. Этим не исключалось применение на уроке и групповой работы в тех случаях, когда ее сочетание с фронтальной и индивидуальной, позволяет достигать оптимальных результатов.

Дальнейшее совершенствование классно-урочной системы связано с успешным выполнением поставленных перед школой задач: осуществление всеобщего среднего образования; и переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи, овладение школьниками основами современных научных знаний, необходимыми умениями и навыками, формирование научного мировоззрения, всестороннее развитие личности учащихся.

Урок - основная форма организации обучения

Качественное своеобразие отдельных уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся. Проблема типологии уроков, их систематизации является довольно сложной и не имеет однозначного решения. В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки считались основополагающими, предлагались разные варианты типологии уроков.

Так, в основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения и в соответствии с этим различались: уроки-беседы, уроки-лекции, уроки практических занятий, киноуроки и т.п. Были попытки и других классификаций уроков, например, по характеру познавательной деятельности учащихся (уроки первичного восприятия фактов, уроки образования понятий и др.), по степени самостоятельности работы учащихся (уроки работы учителя с классом, уроки самостоятельной работы) и т. д.

  • имеют относительную самостоятельность и влияют на отношения, возникающие как между учителем и учениками, так и между самими учениками. Содержание курса биологии имеет огромные возможности в формировании интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление взаимосвязей, которые играют огромную роль в усвоении знаний. Этому способствуют проблемно-поисковые и развивающие методы обучения.

  • Для развивающего обучения важно организовать как можно больше заданий на этапах изучения нового материала, поскольку этот путь имеет поисковый характер, развивает навыки и умения познавательной деятельности учеников. Это могут быть групповые, индивидуальные и фронтальные задания.

Когда ученики получают определенный опыт, есть смысл использовать групповые формы выполнения работ, которые полностью или частично выполняются самостоятельно, а потом организовывается беседа по результатам работы.

На мой взгляд, для успешного обучения, большое значение имеет мотивация, поэтому я всегда акцентирую внимание на важности изучения определенного вопроса программы для понимания биологических явлений и закономерностей.

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального использования работ, тренируя себя с помощью вопросов и заданий, наблюдений и исследований натуральных объектов, учащиеся самостоятельно получают знания, пополняя и углубляя их с помощью дополнительной литературы.

Развивающее обучение начинается с формулирования ответов на вопросы,
составления таблиц, характеристик, определения объектов, изучения внешнего и
внутреннего строения, построения диаграмм, схем, решения задач с
использованием межпредметных связей, работы с учебником дополнительной литературой. Заданий прикладного характера, которые вырабатывают терпение, смекалку, любовь к труду и родной природе, интерес к биологии и одновременно учат умению учиться, являются путем для развития творческих способностей учеников. Как результат - создаётся база знаний для дальнейшего их использования, увеличиваются возможности для включения учеников к познавательной творческой деятельности, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути их решения.

М. М. Верзилин писал: «Основные биологические понятия желательно давать постепенно, тема за темой, класс за классом, таким образом, они будут повторяться и развиваться. То есть обучение приобретает форму спирали, где виток за витком формируется у детей целостное представление о природе и жизни». Как подтверждение этому существует система «Содержательные линии». В биологии при изучении любого из объектов прослеживаются определенные линии в формировании системы понятий: морфологические, анатомические, физиологические, таксономические, филогенетические. Каждая из этих линий имеет систему понятий, необходимых для раскрытия единства разных аспектов материального мира.

  • Для формирования какого-либо биологического понятия следует использовать тренинг как эффективный способ, что заставляет каждого ученика воспроизвести в памяти знания или представления про тот или иной объект, а учителю дает возможность определить уровень знаний и круг вопросов, которые будут для них интересными. Таким образом, перед началом работы над формированием общебиологических понятий есть необходимость создания проблемной ситуации или постановка такого вопроса, который бы послужил толчком для познания. Примером формирования понятий можно взять курс ботаники за 7 класс по теме «Биология - наука о живой природе». Эта тема является опорой для понятия, что растение - это целостный организм. Такая работа осуществляется поэтапно:

  • 1 этап постановка вопроса: «По каким признакам можно отличить живые организмы от неживых?».

  • П этап - самостоятельная работа учащихся - вспомнить отличительные признаки. Каждый ученик кратко описывает признаки живых организмов.

  • Ш этап - работа в группах, где учащиеся обсуждают, обмениваются мыслями и формируют обоснованный ответ по каждому из признаков.

  • IV этап итоговый. Каждая группа выступает, дает перечень признаков и объясняет каждую из них.

Учитель записывает на доске. После обсуждения всех признаков живых организмов учитель вводит понятие «обмен веществ», которое является общебиологическим термином и раскрывает сущность жизни, взаимосвязь организма с окружающей средой, выявление процессов, которые протекают в организме растений.

Целесообразно привлечь учащихся к обсуждению понятий: Как вы понимаете такое утверждение ?

  • Живые организмы могут существовать только тогда, когда между организмом и окружающей средой происходит обмен веществ.

  • Какие из перечисленных вами признаков являются составной частью обмена веществ?

  • Какие вещества поступают в растения во время дыхания и питания?

  • Что происходит с веществами в организме?

Дети отвечают, а учитель постепенно составляет схему обмена веществ в растениях, что формирует у учащихся начальный уровень освоения понятий.

Закрепление понятий провожу в форме диктанта или в устной, в форме записи всех изученных терминов или в форме терминологической цепочки (ученики друг другу задают вопросы).

При постановке домашнего задания предлагаю детям самостоятельную работу «Поиск». Например: При изучении, каких тем рассматривается понятие «Обмен веществ»? Какие органы растений принимают участие в этом процессе? Такая работа, по-моему, формирует умение работать с научной литературой, с учебником, умение найти интересующую информацию, а также формирование познавательной деятельности. Таким образом, применяя систему формирования общебиологических понятий «Содержательные линии», можно достичь крепких, осмысленных знаний с основами научного подхода, акцентируя внимание на таких моментах:

выделение основных признаков понятий;

рассматривание понятия не изолированно, а в связи с другими;

постепенное усложнение понятия.

Ценным в этой системе является то, что при использовании тренинга с проблемным вопросом познание возникает оттого, что понятия подтверждены собственными доказательствами.

Другим направлением повышения эффективности учебной деятельности учащихся является мотивация стойкого интереса к обучению. Для работы по такому направлению использую технологию «Азимут», которую создал кандидат психологических наук, директор научно-методического центра психологии и социологии образования Украины Подмазин Сергей Иванович. Эта технология реализует принцип личностной ориентации учащихся на изучение биологии и формирование стойкого интереса к обучению.

К.Д.Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить таким образом: ребенок требует деятельности безостановочно и устает не от деятельности, а от однообразия и бездеятельности». Поэтому такие занятия требуют от учителя достаточно тщательной подготовки, чтобы ученикам было одновременно и интересно и необходимо. Поэтому на своих уроках стараюсь использовать активные формы обучения: творческие задания, проблемные ситуации, кроссворды, практические и лабораторные работы по теме, что способствуют углублению знаний, экскурсии, тренинги, конкурсы. Главное -чтобы во время занятий господствовало сотрудничество, умение находить совместное решение, общение между учащимися. Проведение конкурсов и соревнований способствует повышению своей самооценки у учеников и формированию опыта личных достижений.

Использую тренинги упражнения, игры, которые снимают напряжение, нагрузку, дают возможность отдохнуть и одновременно способствуют развитию творческих способностей учащихся.

Для детей, которые выявляют глубокий интерес к биологии, имеют дополнительную литературу и желание, предлагаю индивидуальные творческие задания, которые дают возможность развитию научной и творческой способности учащихся, повышенного интереса со стороны одноклассников и учителей, а зачастую является самовыражением учеников, дают возможность использовать полученные знания. Это и сочинения, и сценарии мероприятий, и устные

журналы, и сказки-экскурсии, и виртуальные экскурсии, и ролевые игры и ток-шоу. Интересно наблюдать, как такая форма работы постепенно захватывает весь класс, выходит за его рамки. Я глубоко уверена, что наши дети очень талантливы, и нам, взрослым, есть чему у них поучиться. В случае правильной организации дети способны выполнять работу лучше, чем их учитель. Я вижу, как постепенно создаются целые творческие группы, в которых есть и авторы, и ведущие, и режиссеры, и актеры. Это позволяет не только интересно провести урок, но и достичь высоких научно-познавательных и воспитательных задач образования. Новые подходы к пониманию структуры урока вызваны объективной необходимостью активизации познавательной деятельности и самостоятельности учащихся, повышения качества знаний, формирования творческих умений и навыков. Элементы поисковой деятельности учащихся используются не только на уроках проблемного характера, но и на различных этапах уроков всех типов. В зависимости от хода решения поставленных дидактических, воспитательных и развивающих задач могут расширяться или сокращаться отдельные этапы структуры урока, изменяться место и функции различных приемов и методов обучения. Структура современного урока характеризуется большим разнообразием. Дальнейшая разработка теории структуры современного урока - одна из задач дидактики.

Всю свою деятельность я ориентирую на решение проблемы, которую можно выразить словами великого педагога В.А. Сухомлинского «Красота природы - это могучий источник энергии мысли, это толчок, пробуждающий ленивую, сонную и инертную мысль. Если мысль выливается в поэтичное слово, если в этом слове задребезжали нежные краски цветов, запахли травы, заиграли приливы теней и полутеней лесных сумерек, значит, задребезжала детская мысль, значит, разум ребенка черпает животворные силы с вечного источника жизни, а познание - из природы, из красоты».





















Список использованной литературы:

  1. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 2000.

234 с.

  1. Инновации на уроках биологии. Т.Л.Савустьяненко, А.В.Савустьяненко М.
    2007. 16-31с.

  2. Научно-методический журнал «Биология». Москва. 2002. № 8 с.2-4, № 27 2005.
    32-35 с.


  1. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии.
    Е.Т.Бровкина, А.Н.Мягкова, Г.С.Калинова и др. -М.: Просвещение, 1988. 27с.

  2. Педагогика. Ю.К.Бабанский, - М.Просвещение, 1988. 402, 419, 425 с.

  3. Педагогика. В.Е.Зябкий, М.А.Хайруддинов, - Симферополь «Таврия», 1996, 160 с.

  4. Педагопчш знахщки на уроках бюлогп. X. «П.П.Тр1ада +». 2007. 16-26 с.
    8.Психология обучения и воспитания школьников. В.А.Крутецкий, М.Просвещение». 174 с.

© 2010-2022