Конспект урока по биологии (5 класс) Значение растений

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биология 5

Тема: Значение растений в природе и жизни человека

Цель: изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, об основных отделах растений и их отличительных признаках; продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах; формирование экологического мышления и экологической культуры.

Тип урока: урок развивающего контроля

Планируемые результаты:

Предметные: умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Личностные: осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Познавательные: исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки; умение структурировать материал, работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы

в другую.

Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

1.Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочего места к уроку.

2.Актуализация опорных знаний урока

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.

Давайте ответим на вопросы:

Мы с вами знаем уже многое о растениях.

1.Проверка знаний по теме«Покрытосеменные растения»

1. Что изучает наука ботаника?

2. Какой отдел растений вы изучали на прошлом уроке? (Покрытосеменные растения)

3. Почему их так называют? (Семена покрыты плодом)

4. Назовите органы покрытосеменного растения 5.Предположите, какую роль в растении выполняет корень, стебель, лист, цветок, плод и семя?

6. Какие жизненные формы растений вам известны? Что такое дерево, кустарник и трава? Какие из этих растений имеют не отмирающие зимой побеги?

7.Какие плоды - сочные или сухие - любят клевать птицы? Какую роль это играет для растения?

8.Какими еще путями могут распространяться плоды и семена?

2. Работа с тестом

Отвечают на вопросы, слушая и дополняя друг друга.




Отвечают письменно на листочках

Осуществляется анализ ответов одноклассников.

3.Мотивация к изучению нового материала

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Ребята, как вы думаете, если сегодняшний урок у нас последний по растениям, то чему будет он посвящен?

Какие цели мы бы поставили для нашей темы?


Определяют тему, цели и задачи урока

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Устанавливают причинно-следственные связи.

4.Физминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Вниз опустили, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем - крылья сложили назад.

Выполняют упражнения.

Осуществляют профилактику утомляемости.

5.Новая тема.

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии.

Роль растений в природе.

1.Роль растений в поддержании состава атмосферы

Ответьте на вопросы

Что такое фотосинтез?

Какое значение имеет процесс фотосинтеза для атмосферы? (Обогащение воздуха кислородом и поглощение углекислого газа)

Как называются вещества, которые образуются и откладываются в растении при фотосинтезе? (Органические вещества: углеводы)

2.Роль растений в жизни животных

(Пищевые цепи) Кто кем питается? Что является началом любой пищевой цепи? (Обсуждения)

(Гнездо птицы в ветвях) Что хотел автор сказать этой картинкой? (Растения - это убежище для многих животных)

Сделайте вывод о роли растений в жизни животных.

Значение для человека

Группы растений

А теперь посмотрим, так ли необходимы растения человеку, как животным.

Во-первых, все растения можно поделить на дикорастущие и культурные. Что такое культурные растения? (Выращиваемые человеком многие тысячелетия и поэтому видоизмененные по сравнению с дикими сородичами).

Группы культурных растений

Для чего человек выращивает культурные растения?

Найдите в учебнике, как называют эти группы культурных растений

- Для питания (пищевые)

- Для получения ценных продуктов - растительных масел, сахара, волокон, -после переработки на заводах (технические)

- Для корма домашним животным (кормовые)

- Для красоты (декоративные)

Рассматриваем кластер на стр.89. Перечисляем пищевые, кормовые, декоративные растения.

Как называется эта группа растений? (Технические) Что получают из этих культур? (Масло, сахар, волокно). Рассмотрите коллекцию хлопчатника. Как получают вату? Хлопчатобумажные нитки? Ткани из хлопка? (обсуждаем версии учеников, учитель дополняет)

3.1Использование дикорастущих растений человеком

Как используют люди дикорастущие растения? Верно, это и лекарства, и бумага, и стройматериалы, и топливо, и корм скоту, и пища человеку, и натуральный каучук и самая тонкая и эластичная резина из него. А что еще? Ваши предложения. (Обязательно надо сказать о роли полезащитных лесополос, парков и скверов в городах)

4.Работа в парах по заполнению таблицы

Сравните водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения в виде таблицы (слайд 14). Предложите, какие черты сравнения надо занести в таблицу. (Черты сравнения открываются по щелчку)

Черты сравнения

Водоросли

Мхи

Папоротники

Голосе-менные

Покрыто-семенные

Органы

Слоевище или одноклеточные формы

Стебель, листья, ризоиды, коробочка со спорами

Корневище, корни, листья, споры на нижней стороне листа

Корень, стебель, лист (хвоя), шишки с семенами

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами

Места обитания

Вода

Влажные места

Влажные места

Различные места на суше, в основном леса

Все области суши, даже пустыни, и вода

Воспринимают информацию, работают в тетрадях и учебником.





Работа с учебником, затем обсуждение.

Систематизируют информацию.

6.Рефлексия

Подведем итоги нашей работы.

А где вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Составим «Свод законов», как нужно себя вести человеку, чтобы не навредить растениям. Какие будут у вас предложения? (Пары поочередно высказываются, не повторяясь, а дополняя друг друга)

Оцените свою деятельность на уроке.

Продолжите фразу: Я сегодня расскажу родителям о том, что…

Работа в парах


Осуществляют самоанализ деятельности.

Воспринимают оценку своей работы.

7.Итог

Оценивает работу учащихся.

Слушают учителя.

8.Дом.задание

Дает комментарий к дом. заданию.

Параграф 18 читать, ответить на вопросы 9, 10. Рабочая тетрадь задания 124, 128

Слушают и записывают в дневник.

Задают уточняющие вопросы.



© 2010-2022