- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка урока с использованием кейс технологии
Методическая разработка урока с использованием кейс технологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаврилова Л.А. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
Среднего Профессионального Образования
«Борский Губернский колледж»
Методическая разработка урока по биологии с использованием элементов кейс - технологии
Тема Решение экологических задач
Разработала Гаврилова Лариса Анатольевна,
преподаватель химии и биологии
г. Бор
2015
В современных условиях использование на уроках различных инновационных технологий стало острой необходимостью. Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие превращается в образовательное нововведение. Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных технологий обучения. Использованные в этом уроке элементы кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения. Суть кейс-метода (Case study) в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.Урок на тему « Решение экологических задач» предусмотрен рабочей программой изучения биологии и в нем согласно теме уже заложен этот инновационный метод. Согласно данной кейс-технологии задачи, предлагаемые учащимся более сложные и проблемные, что побуждает учащихся к более серьезному и ответственному их решению. Большую часть урока учащиеся работают в группах или индивидуально, что дает максимум возможности для формирования надпрофессиональных (ключевых) компетенций. . Применение кейс-технологии позволяет сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для удущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики Подход к подготовке урока со стороны преподавателя совсем иной, нет традиционности и обыденности.
Цель: изучение сущности вредных химических производств и их влияние на здоровье человека, изучение экологической проблемы мусора, проблемы применения препаратов против вредителей сельского хозяйства.
Задачи:
- подвести учащихся к пониманию сущности и важности решения экологических задач, познакомить с понятием "кейс";
- развить умения систематизировать свои знания, принимать самостоятельные решения выдвигать собственные идеи;
- сформировать мировоззрение учащихся, воспитать экологическую культуру, толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.
Ключевые компетенции, формируемые на уроке:
- толерантное восприятие качеств и черт характера окружающих;
- коммуникативность;
-предвидение и прогнозирование нестандартных ситуаций;
-творческий характер мышления;
Тип урока: комбинированный Вид урока: лекция с элементами беседы.
Методы обучения: метод проблемно- ситуативного анализа.
Основные понятия: экология, экологические факторы, экологические проблемы.
Межпредметная связь: экология, химия, физиология, агрономия и организация сельскохозяйственного производства.
Раздаточный материал:
-
- обучающие кейсы с вопросами -
- жетоны для распределения по группам -
-листы бумаги
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация PowerPoint.
Ход урока
Организационный момент: учащиеся входят в кабинет, берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон. На доске записана тема урока. Вступительное слово преподавателя Выбор лидера в группе Знакомство с понятием «кейс» ( выступление учащегося - опережающее домашнее задание) Опережающее домашнее задание
Кейс - это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы.
Кейс (от английского case) - многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус и т.д.
Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Метод «кейс - стади» впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 году, и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс - индустрии» всего мира - его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных кейсов.
Кейс- технология объединяет теорию и сложную реальность в учетные задачи, которые обсуждаются и решаются преимущественно в небольших группах, причем теория не иллюстрируется примерами, а осваивается в ходе изучения и анализа примеров.
Метод анализа конкретной ситуации дает возможность действовать, не боясь негативных последствий возможных в реальной серьезной ситуации.
При изучении конкретной ситуации или анализе конкретного примера учащегося должен вжиться в определенные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем суть.
Преподаватель: Итак, я надеюсь, вы поняли, что такое "кейс" и, как с ним работать. Мы должны сегодня поработать с кейсом. Вы должны ознакомиться с ним, выявить проблемы, заложенные в нем, найти выходы из создавшейся ситуации.
Организация работы учащихся на основе кейс-технологии.
Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.
Работа ученика с кейсом
1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап - выделение основной проблемы (проблем),
3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов оследовательности действий.
Примеры кейсов по биологии
Кейс « Вредное производство»
В цехе химического завода постоянно ощущается своеобразный неприятный запах. Статистические данные медицинских обследований в течение пяти лет показали, что у рабочих произошли сильные изменения в хромосомных структурах, возникла почечная недостаточность. Экспертизой было установлено, что рабочие получили общее отравление вследствие воздействия одного вещества, которое постоянно присутствовало в помещение цеха в больших количествах.
Кейс « Городской мусор»
На очередном заседании администрации города было отмечено, что город быстро развивается и растет. В связи с этим было предложено организовать новый парк на территории бывшего захоронения мусора. Но мнения заседающих разделились. Вопрос остался открытым.
Кейс Агрофирма»
При выращивании сельскохозяйственных культур рабочие агрофирмы обрабатывали поля и сады различными препаратами: пестицидами и гербицидами. Агрофирма получала высокие урожаи, а следовательно и прибыль. Начальник отдела кадров агрофирмы доложил директору, что в последнее время стало меньше людей, которые хотят работать в их агрофирме. Рабочие опасаются, что им придется работать с различными вредными препаратами: пестицидами и гербицидами. После такой работы многие рабочие чувствуют недомогание, а некоторые даже не выходят на работу. Этот факт очень огорчил директора.
Вопросы учащимся:
-
Какие проблемы просматриваются в данной ситуации? -
Что является центральной проблемой данного кейса? -
Какие рациональные методы вы можете предложить по решению данной проблемы?
Выступление лидеров
Преподаватель: Как вы считаете, какое из принятых решений самое рациональное? (Выводим рациональное решение и записываем его в тетрадях).
Преподаватель оценивает работу учащихся и выставляет оценки в журнал.
А теперь давайте подведем итоги урока; т.е. проведем рефлексию. Для этого я подготовила несколько вопросов, прошу на них ответить устно.
Рефлексия
-
Было бы хорошо, если бы … -
Урок мне понравился, но хотелось бы еще… -
Меня особенно удивило и поразило то, что… -
Что дал мне сегодняшний урок… -
Было бы лучше если…
Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.
Использованная литература 1. Интернет-ресурсы edu.of.ru/attach/17/7031.doc
1september.ru
2. А.В.Кулев Общая биология 10 класс Методич.пособие,изд» Паритет» Санкт-Петербург,2001
3. И.Д.Аксельрод Курс общей химии Пособие для уч-ся 11кл.НИРО Н.Новгород1997