Статья «Необычные формы уроков»

Любой урок преследует общую цель, оговоренную требованиями программы, достигается она различными средствами, которые отражаются разными целями.     Она может повторять привычный ход занятия с его оргмоментом, общением новых знаний, контролем изученного, а может быть необычной, с измененной последовательностью обычных этапов, с игровой основой. Более необычными являются содержание и средства представления. Благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение р...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: Нетрадиционные формы урока.

Любой урок преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Но достигается она различными средствами, которые отражаются разными целями. Другим общим моментом является относительная «верность» достаточно традиционной структуре. Она может повторять привычный ход занятия с его оргмоментом, общением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д. Более необычными являются содержание и средства представления. Благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Правда, каждый раз по-разному, все зависит от того, какую позицию займет учитель. Однако ребенок, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно. В рамках заданной программой обучения общей цели, не совсем обычные уроки преследуют свою собственную цель: поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие уроки по объему и содержанию рассматриваемого материала не­редко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Такой урок для учеников - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Совсем необычный урок как бы развивает те процессы, которые начались в не совсем обычном уроке по всем параметрам, от собственной цели и содержания до форм и методов. Возникает необходимость различать эти удивительные виды педагогической деятельности. Поскольку речь идет о сравнении по основаниям (цели, содержание и т.д.), появляется возможность классифицировать уроки, т.е. отнести их к разным классам (разрядам), чтобы четче представлять работу и с целью, и с содержанием, и с методами.

Как показывает практика, не совсем обычные уроки предполагают:

1. использование коллективных способов работы:

обязанности распределяются между членами коллектива с учетом их индивидуальных особенностей и интересов. В процессе коллективной работы ведется поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;

2. развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску:

материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;

3. заинтересованное отношение к учебному материалу:

при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, Сочиняют стихи, песни на определенную тематику;

4. активизация деятельности учащихся:

это уже не простые ученики, а активные участники учебного воспитательного процесса;

5. овладение способами управления коллективной деятельностью:

уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;

6. становление новых отношений между учителем и учащимися:

учащийся становится партнером педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. По-иному воспринимают учащиеся своего педагога как интересного, грамотного, эрудированного человека, который стремится внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания. Этот момент повышает интерес учащихся к учебной деятельности, способствует совершенствованию профессионализма педагога, его энтузиазму и творческому подходу к работе;

7. оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе:

эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ

1. Уроки с измененными способами организации.

Урок - лекция «Парадокс». Лекция - обзор. Защита знаний. Защита идей. Урок вдвоем. Урок встреча. Урок взаимоконтроля. Урок творческого применения.


2. Уроки, опирающиеся на фантазию

Урок-инструктаж. Урок сказка. Урок творчества. Урок - творческий отчет. Урок сочинение. Урок - осмотр выставки. Урок вернисаж. Театрализованный урок (Спектакль, салон, сказка, студия, сюрприз). Урок - психодрама. Урок имитационного моделирования. Урок диалога культур.

  1. Уроки, имитирующие какие - либо занятия или виды работ.

Урок-экскурсия.

Виды: по содержанию учебного материала (тематические, комплексные); по месту проведения; по основной дидактической цели и месту данной экскурсии в изучении темы. По времени проведения относительно изучаемых тем: вводные, предварительные, текущие, сопровождающие, итоговые или заключительные; комплексные.

Формы: исторические экскурсии по изучаемому предмету, кино, телеэкскурсии. Уроки обобщающего повторения по теме, разделу, курсу в форме экскурсии. Урок - заочная экскурсия. Урок - комплексная экскурсия. Урок - экспедиция. Урок - защита туристических проектов. Урок - выпуск «живой» газеты. Путешествие в прошлое (в будущее). Заочное путешествие по стране.

  1. Уроки с игровой состязательной основой

Урок - игровая технология. Урок с дидактической игрой.

Виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Урок - ролевая игра. Виды: имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия), ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации), условные (решение, например, учебных или производственных конфликтов).

Формы: воображаемые путешествия. Дискуссии на ос­нове распределения ролей. Пресс-конференции. Урок-игра «Придумай проект». Урок - проверочный кроссворд. Урок в форме «Лото». Обобщающие уроки «Лото». Урок «Домино». Урок-соревнование. Урок-игра (обсуждение). Урок-турнир. Урок-блиц-турнир. Урок типа «Следствие ведут знатоки». Урок-игра «Клуб знатоков».

Урок - деловая игра. Виды: производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Урок КВН. Игра-обобщение. «Что? Где? Когда?» Урок «Что? Где? Как?» Урок-эстафета. Урок-путешествие (виды: обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры). Урок изобретательства или защиты ученических проектов. Урок «Погоня за пятерками». Урок «Час воспоминаний или встреча с прошлым».

Урок - игра «Морской бой». Урок - учебный бой. Урок - игра «Кто лучше знает и помнит». Урок-игра «Восхождение». Урок «Счастливый промысел». Урок-игра «Крестики - нолики». Обобщающий урок - викторина. Урок-состязание. Урок-конкурс. Урок «Погружения в древность». Игры-тренинги. «Звездный час». Обобщающий урок - защита. «Поле чудес».

5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации

Урок - общественный смотр знаний. Урок-семинар. Урок-семинар в игровой форме. Итоговое собеседование. Урок зачет. Урок - групповой зачет. Урок-беседа. Урок - консультация (виды: тематические и целевые (уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т. д).. Урок-практикум. Урок модепирования.

6. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала.

Урок взаимообучения. Уроки, которые ведут ученики. Урок «Эврика». Урок-размышление. Урок-обозрение. Урок решение. Урок-аннотация. Урок-монолог. Урок памяти. Урок открытых мыслей. Урок «Линия самореализации». Урок «Мой поэт». Урок осмысления жанра эссе. Урок панорама. Урок открытого письма. Урок - устный журнал. Философский урок. Урок жизни. Урок-заказ. Урок-диалог. Урок отрицания. Урок портрет (виды: «урок-монтаж», «урок- представление»). Урок любви.

7. Уроки по аналогии с организованными событиями.

Урок-аукцион. Урок-ярмарка. Урок-конференция. Урок пресс-конференция. Урок - защита диссертации. Урок-юбилей. Урок-суд. Тематический урок. Урок - «редакция» Конференция - диспут. Урок-конференция с целью профориентации. Урок - «бенефис». Урок-посвящение.

Урок - медицинский консилиум. Урок-концерт.


8. Уроки по аналогии с известными формами и методами деятельности

Урок-исследование. Урок - исследовательское занятие. Урок-интервью. Урок-диспут. Урок-дискуссия (виды: диалоги, групповые, массовые дискуссии). Урок- структурированная дискуссия. Урок - проблемно-проектная дискуссия. Урок-экспертиза: Урок- регламентированная дискуссия. Дискуссия с элементами игрового моделирования. Урок - командная дискуссия (дебаты). Урок - парная дискуссия, («вертушка»). Дискуссия - «круглый стол». Урок - киностудия. Урок - «мозговая атака». Урок - «мозговая атака 66» (по Д. Филипсу). Урок - «мозговой штурм». Урок «Двойное кольцо Сократа».

3. Творческие принципы необычных уроков.

  1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

  2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

  3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

  4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

  5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

  6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.

  7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Как первая, так и вторая группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения.

Помимо принципов, исследователи относят к весьма значимым, периоды подготовки и проведения нестандартных уроков. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значи­тельной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают опредёленные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

Подготовка урока в любой необычной форме включает в себя замысел, определение временных рамок: отдельный урок, спаренный или серия уроков, проходящих в течение нескольких дней; определение темы урока; опреде­ление типа урока; выбор класса; выбор нетрадиционной формы урока с учетом специфики предмета и класса, характеристики темы (материала), возрастных особенностей учащихся; выбор форм учебной работы (индивидуальная, коллективная, фронтальная) и саму организацию подготовки.

Организация подготовки необычного урока состоит из подэтапов: распределение обязанностей (между учителем и учащимися); написание сценария урока (с указанием конкретных целей, инструкций по проведению каждого этапа урока; списка ролей участников и реквизита); подборку заданий, вопросов, упражнений, задач с решением; методов урока и средств обучения, разработки критериев оценки деятельности учащихся.

Подбор заданий.

Подбор заданий для необычного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга).

Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т.д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т.д.

Задания должны отличаться уровнем сложности, иметь практическую значимость и межпредметное содержание.

Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.

Задания должны быть непосредственно связаны с изучаемой темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

При групповой работе на уроке учащиеся могут выполнять: одинаковое задание (если группа одноуровневая), задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп), задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневых групп), другие варианты. Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.

2. Собственно урок (выделяется 3 основных этапа):

Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности.

Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.

3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

В период анализа данных уроков целесообразно оце­нивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также в отдельных рабочих группах. Проводить анализ можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и пооче­редно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания; устно выборочно ( например один из членов команды высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письмена ( анкетирование).

© 2010-2022