• Преподавателю
  • Биология
  • Разработка урока по теме: «ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА. ВЛИЯНИЕ ГЕНОТИПА И ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА»

Разработка урока по теме: «ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА. ВЛИЯНИЕ ГЕНОТИПА И ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА»

данная разработка по теме: «ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА. ВЛИЯНИЕ ГЕНОТИПА И ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА» может быть использована для отработки, систематизации и закрепления знаний по теме "Генетика человека" или "Основные закономерности изменчивости".                                                    Форма урока: « Круглый стол» (интерактивное обучение). Отрабатываются знания по генетике человека, наследственности и среде обитания, предупреждения наследств...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: «ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА. ВЛИЯНИЕ ГЕНОТИПА И ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА»

Цели урока.

Обучающие:

  1. систематизировать и обобщить знания по теме: «Индивидуальное развитие организмов»;

  2. повторить и закрепить основные понятия и термины по теме;

  3. рассмотреть влияние генотипа и факторов окружающей среды на развитие организма; гипотезы старения организма.

Развивающие:

  1. продолжить формирование научно - материалистического мировоззрения

учащихся в вопросах развития живых организмов;

  1. формировать научный подход в обработке данных дополнительной информации

по теме: «Старение и смерть».

Воспитательные:

  1. формировать у учащихся понимание важности здорового образа жизни; негативного влияния на организм алкоголя, никотина, наркотических веществ;

  2. формирование гуманного и толерантного отношения к людям с физическими и умственными отклонениями.

Тип урока: урок систематизации и обобщения учебного материала и оценки знаний.

Форма урока: « Круглый стол» (интерактивное обучение).

Оборудование: таблица «Эмбриогенез хордовых», таблица «Типы развития насекомых», раздаточный материал.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

1) Организационный момент

  • приветствие;

  • знакомство учащихся с темой и целями урока;

  • знакомство учащихся с раздаточным материалом и листами контроля.

2) Актуализация опорных знаний и умений по теме «Эмбриогенез».

Фронтальный опрос по вопросам:

  • Что означает термин - «Онтогенез»?

  • На какие этапы-периоды делят онтогенез?

  • Какие стадии эмбриогенеза известны?

Индивидуальный опрос у доски по таблицам.

Дополнительные вопросы:

  • Чем бластула отличается от морулы?

  • Что формирует нейруляция?

  • Какие известны типы гаструляции?

Работа с раздаточным материалом. (Характеристика таблицы зародышевых листков)

Предполагаемый ответ - вывод учащихся: Зародыш животных и человека развивается как единый организм, в котором все клетки, ткани и органы находятся в тесном взаимодействии. Развитие зародыша - это цепочка эмбриональных индукционных взаимодействий.

А. Работа с листами контроля. Необходимо выполнить задания блока «Эмбриогенез»

3) Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Слово учителя.

Ребята, мы выяснили, что эмбриональный период развития заканчивается рождением организма. Но, что, же дальше? Как организм проживёт отведённый ему отрезок бытия? Великий английский драматург и поэт У.Шекспир сказал:

«Ты вырезан природой как печать,

Чтоб в оттисках себя передавать…»

И в самом деле, почему от кареглазых родителей может родиться голубоглазый ребёнок? Почему гигантская черепаха живёт 150 лет, а слон - лишь 70? Некоторые виды попугаев живут до 100 лет, а люди гораздо меньше.

Учёных волнует вопрос: «В чём причина старения?» Каких детей называют «солнечными»? И почему пьют родители, а страдают дети?

Согласитесь, ребята, всё это вопросы, касающиеся постэмбрионального развития. Рассмотрим этот материал подробно.

4) Проверка знаний, умений и навыков.

Фронтальный опрос.

1. Какие типы постэмбрионального развития вы знаете?

Предполагаемые ответы учащихся, которые сопровождаются демонстрацией ответов на настенных таблицах.

Прямое развитие.

Различают:

  • Настоящее живорождение,

  • Яйцеживорождение

  • Яйцерождение

Непрямое развитие

Различают:

  • С полным превращением,

  • С неполным превращением

А. Выполнить задания в листе контроля знаний. Блок - «Постэмбриональное развитие»

2. Какими биологическими процессами сопровождается онтогенез?

Предполагаемые ответы учащихся. Для онтогенезе характерны: рост, развитие, регенерация.

3. Работа с раздаточным материалом. Анализ схем роста дафнии, сосны, саранчи.

4. Охарактеризуйте процесс регенерации? В каких периодах онтогенеза возможен процесс регенерации?

Предполагаемые ответы учащихся. Регенерация - это………………………………………..

Регенерация возможна во всех периодах онтогенеза, т.к. во всех периодах онтогенеза организмы способны к восстановлению.

5. Какие различают типы регенерации? Предполагаемые ответы учащихся. а) физиологическая, б) репаративная.

6. В какой области применения важны знания о регенерации? Предполагаемые ответы учащихся……………………………………………………………………………………………………..

ВЫВОД: Постэмбриональный период - это период адаптации и выживания организма к среде обитания после рождения, период активного роста и развития для достижения организмом репродуктивного возраста.

А.Работа с листами контроля знаний. Блок - «Рост. Регенерация».

В. Этапы постэмбрионального развития человека

1. Учащиеся дают возрастную характеристику этапов:

- ювенильную,

- половой зрелости,

- старости,

- смерть.

2. Индивидуальные выступления учащихся:

- какой человек считается пожилым (от 60 до 75 лет) ,старым (от 75 лет)

- какую различают старость (физиологическую, преждевременную)

- известные теории старения.

3. Звучит информация о смерти (клиническая смерть, биологическая смерть)

Ребята, какова продолжительность жизни жителей Украины?

Г. Влияние генотипа и среды на развитие организма?

- Ребята ,человек смертен, продолжительность его жизни относительно не велик4а ,а от чего будет зависеть качество жизни человека?

1. Фронтально: - Что мы называем генотипом?

- Что мы называем фенотипом?

2. Составление и анализ схемы на доске

Влияние генотипа и факторов среды на развитие организма.



Д. 3. Рождение здорового ребенка - желание каждой семейной пары. Но из схемы мы видим, что генотип ребенка оставлен из геномов родителей, а они, в свою очередь, могут быть носителями генетического груза (наследственных заболеваний). Причиной возникновения их чаще всего бывает мутации генные, хромосомные абберации ,патологические воздействия на плод во время развития. По материалам ВОЗ, 4-5% всех детей появляются на свет с той или иной врожденной патологией. Среди 1000 родившихся живыми в среднем 10 детей страдают моногенными ,6- хромосомными болезнями ,у 20- врожденные пороки развития иного, в том числе инфекционного ,происхождения, почти у 10 детей болезни с выраженной наследственной предрасположенностью. Поэтому изучение генетической программы развития имеет большое практическое значение ,особенно в отношении генов, определяющих предрасположенность к различным заболеваниям.

Медицине известны 2000 наследственных патологии в человеческой популяции.

4. На какие группы можно разделить наследственные болезни?

Учащиеся фронтально рассказывают о болезнях.

  1. Болезни обмена веществ:

- феникетотурия,

- альбинизм,

- кретинизм,

- алькаптонурия.

2. Молекулярные болезни:

- серповидно-клеточная анемия,

- талассемия,

- прогерия (преждевременное старение).

3. Хромосомные болезни:

а. по половым хромосомам:

- синдром Шерешевского-тернера (44А/ХО),

- синдром Клайнфельтера ( ХХУ, ХХХУ, ХХХХУ)

б. трисомин по аутосомам:

- синдром Дайна (трисомия по 21 паре),

- «заячья губа» (трисомия по 16-18 парам),

- «волчья пасть» (трисомия по 13-15 парам)

5.Решение задач по генетике (у доски ,на местах )

6. Вывод: Реализация генетической программы имеет мощное отражение в формировании и развитии.

Е. Ребята, мы уже объективно понимает, что развитие любого признака является следствием не только генетической программы, но и обуславливается действием окружающей среды.

1.Вы получили опережающие задания подобрать наиболее яркие, современные примеры этого влияния. Слушаем ваши сообщения (Учащиеся выступают парами о вредном влиянии на эмбрион и взрослый организм алкоголя, никотина, наркотических веществ, как наиболее опасных).

2. Дополнение учителя, статистически данные.

3. Значение диагностики наследственных заболеваний.

Если позволяет время урока возможно повторить основные методы пренатальной диагностики:

- метод амниоцентез (получение плодового материала),

- ультразвуковая диагностика,

- биохимические (по сыворотке крови беременной),

- серологические и иммунологические.

5. Подводим итог:

1. Ребята, достаточно ли убедительную информацию о взаимодействии генотипа и окружающей среды и влиянии их на развитие организма вы получили. Прошу высказаться каждого из вас.

2.демонстарция и защита творческой работы учащихся у доски (коллаж о влиянии на здоровье человека вредных и полезных привычек)

4. Этап информации учащихся о домашнем задании.

1. Объявление баллов за устные выступления.

2. Собрать листы контроля, объявление результатов на следующем уроке.

3. домашнее задание: ответить устно на вопросы 1 и 2 уровня сложности на стр. 36-37 ,учебник. Решить задачи № 3, №3 в тетрадь.

© 2010-2022