- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса: Биологический практикум 10 класс
Программа элективного курса: Биологический практикум 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гущина М.И. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Борисоглебская гимназия №1»
Программа элективного курса:
Биологический практикум
10 класс
Подготовила: учитель биологии ВКК
Гущина М.И.
Пояснительная записка
Цель программы: формирование естественно-научных умений и навыков, расширение интереса учащихся к биологии, развитие склонностей, способностей и интересов школьников, способность усваивать предмет на повышенном уровне.
Содержание и форма организации профильного курса направлена на расширение знаний ученика по учебному предмету. Программа включает углубление некоторых тем базовой программы и их расширение, а также изучение некоторых тем, выходящих за рамки школьной программы.
Программа выстроена в логике практикума, согласуемого с содержанием программы раздела «Общая биология» и содержит лабораторные и практические работы, как означенные в школьной программе по биологии (но значительно дополненные), так и новые, не указанные в базовой программе.
Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.
В процессе реализации программы учащиеся выполняют самостоятельные работы с натуральными объектами, т.е. с живыми системами разной степени сложности, что способствует формированию исследовательских навыков. Ученики решают генетические, цитогенетические и экологические задачи, развивающие логическое мышление и позволяющие глубже понять учебный материал.
Курс рассчитан на 34 часа (2 часа в неделю)
Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые микропрепараты, гербарные и живые растения, палеонтологические коллекции, изображения животных. Все это имеется в кабинете биологии.
Об успешном усвоении программы можно судить по выраженному интересу учащихся и по результатам выполнения самостоятельной работы.
Содержание программы
(темы лабораторных и практических работ)
-
КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ
Тема 1. Строение эукариотической клетки. Особенности строения растительной, животной и грибной клеток. Особенности строения прокариотической клетки. 2 часа.
Ферментативные функции белков. (Специфичность фермента. Влияние кислотности среды на активность ферментов). 2 часа
Тема 2. Свойства клеточной мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука и элодеи. 2 часа.
Тема 3. Биосинтез белка. Решение задач по цитогенетике. 2 часа.
2. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
Тема 4. Деление клеток. Изучение фаз митоза по готовым микропрепаратам, определение митотической активности. 1 час. Изучение фаз мейоза по готовым микропрепаратам. 1 час.
Тема 5. Размножение организмов. Строение половых клеток. Изучение эмбрионального и постэмбрионального развития животных по влажным препаратам и коллекциям. 1 часа.
3. ГЕНЕТИКА
Тема 6. Методы изучения генетики человека. Составление родословных и их анализ 1 часа.
Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание.2 часа.
Генетика пола. Решение задач на сцепленное наследование и группы крови. 2 часа.
Наследственные болезни, их характеристика, частота встречаемости. 4 часа.
Взаимодействие генов. 1 час.
Генная и клеточная инженерия. 1 час.
4. МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Тема 7. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. 1 часа.
Тема 8. Популяционно-видовой уровень. Изучение морфологического критерия вида. 1 час.
5. ЭКОЛОГИЯ
Тема 9. Экосистемный уровень. Составление экологической характеристики вида на примере комнатных растений. 1 час.
Сети пирамиды питания. 1 час.
Тема 10. Экологические факторы среды. Интенсивность действия экологического фактора. 1 часа.
Тема 11. Экологический мониторинг. Определение в воде загрязняющих веществ. Биоиндикация. 2 часа.
6. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Тема 12. Приспособленность видов. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. 1 час.
Тема 13. Основные закономерности эволюционного процесса. Выявление основных ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных. 2 часа.
Тема 14. Возникновение и развитие жизни на Земле. (Защита творческих работ.) 2 часа.
Учебно-тематический план
№
Содержание
К-во часов
В том числе
Формы контроля
Теор.
Прак.
1
Клеточный уровень организации материи. Свойства клеточной мембраны. Биосинтез белка.
8
-
8
Проверка правильности выполнения практических работ
2
Деление клеток. Размножение организмов
3
-
3
Проверка правильности выполнения практических работ
3
Генетика
11
3
8
Проверка правильности выполнения практических работ
4
Модификационная изменчивость
2
-
2
Проверка правильности выполнения практических работ
5
Экология
5
-
5
Проверка правильности выполнения практических работ
6
Эволюционное учение
5
-
5
Проверка правильности выполнения практических работ
Итого
34
3
31
Темы для рефератов
-
История создания клеточной теории.
-
Генетический код как язык программирования.
-
История зарождения классической генетики.
-
Получение лекарственных веществ методом генной инженерии
-
Изгнанники и жертвы тоталитарных режимов.(Э.С Бауэр, Н.И.Вавилов.С.Н. Виноградский, Г. Кребс, А. Лавуазье, С.С. Четвериков).
-
Возможные экологические последствия войны с использованием оружия массового поражения.
-
Заповедники, заказники и национальные парки нашего региона.
-
Российское законодательство об охране окружающей среды.
-
Естественно-научные и богословские взгляды на проблему происхождения биосферы.
-
Клонирование: за и против.
-
Наследственные болезни в нашем регионе.
-
Влияние модифицированных продуктов на здоровье человека.
Литература
-
.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. М. «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА». 2003.
-
Боднарук М.М, Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 класс. Волгоград. «Учитель». 2007.
-
Губарева Л.И., Имзмрева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Практикум. М. «ВЛАДОС», 2003.
-
Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М.Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. М. «Дрофа» 2001.
-
Короткова Л.С, Красновидова С.С. Дидактический материал по общей биологии. М. «Просвещение». 1990.
-
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М «Просвещение». 1981.
-
Резанов А.Г., Колесова Е.В., Титов Е.В., Резанов А.А. Экология. Тесты. М. «Издат-школа 2000». 1999.
-
Рувинский А.О. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. М. «Просвещение». 1993.
-
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии 10-11. М. «Просвещение». 2002.
10. Петросова Р.А. Основы генетики. «Дрофа», М, 2005