Программа элективного курса: Биологический практикум 10 класс

      Цель программы: формирование естественно-научных умений и навыков, расширение интереса учащихся к биологии, развитие склонностей, способностей и интересов школьников, способность усваивать предмет на повышенном уровне.           Содержание и форма организации профильного курса направлена на расширение знаний ученика по учебному предмету. Программа включает углубление некоторых тем базовой программы и их расширение, а также изучение некоторых тем, выходящих за рамки школьной программы.     ...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ «Борисоглебская гимназия №1»

Программа элективного курса:

Биологический практикум

10 класс

Подготовила: учитель биологии ВКК

Гущина М.И.

Пояснительная записка


Цель программы: формирование естественно-научных умений и навыков, расширение интереса учащихся к биологии, развитие склонностей, способностей и интересов школьников, способность усваивать предмет на повышенном уровне.

Содержание и форма организации профильного курса направлена на расширение знаний ученика по учебному предмету. Программа включает углубление некоторых тем базовой программы и их расширение, а также изучение некоторых тем, выходящих за рамки школьной программы.

Программа выстроена в логике практикума, согласуемого с содержанием программы раздела «Общая биология» и содержит лабораторные и практические работы, как означенные в школьной программе по биологии (но значительно дополненные), так и новые, не указанные в базовой программе.

Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.

В процессе реализации программы учащиеся выполняют самостоятельные работы с натуральными объектами, т.е. с живыми системами разной степени сложности, что способствует формированию исследовательских навыков. Ученики решают генетические, цитогенетические и экологические задачи, развивающие логическое мышление и позволяющие глубже понять учебный материал.

Курс рассчитан на 34 часа (2 часа в неделю)

Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые микропрепараты, гербарные и живые растения, палеонтологические коллекции, изображения животных. Все это имеется в кабинете биологии.

Об успешном усвоении программы можно судить по выраженному интересу учащихся и по результатам выполнения самостоятельной работы.

Содержание программы

(темы лабораторных и практических работ)

  1. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

Тема 1. Строение эукариотической клетки. Особенности строения растительной, животной и грибной клеток. Особенности строения прокариотической клетки. 2 часа.

Ферментативные функции белков. (Специфичность фермента. Влияние кислотности среды на активность ферментов). 2 часа

Тема 2. Свойства клеточной мембраны. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука и элодеи. 2 часа.

Тема 3. Биосинтез белка. Решение задач по цитогенетике. 2 часа.

2. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

Тема 4. Деление клеток. Изучение фаз митоза по готовым микропрепаратам, определение митотической активности. 1 час. Изучение фаз мейоза по готовым микропрепаратам. 1 час.

Тема 5. Размножение организмов. Строение половых клеток. Изучение эмбрионального и постэмбрионального развития животных по влажным препаратам и коллекциям. 1 часа.

3. ГЕНЕТИКА

Тема 6. Методы изучения генетики человека. Составление родословных и их анализ 1 часа.

Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание.2 часа.

Генетика пола. Решение задач на сцепленное наследование и группы крови. 2 часа.

Наследственные болезни, их характеристика, частота встречаемости. 4 часа.

Взаимодействие генов. 1 час.

Генная и клеточная инженерия. 1 час.

4. МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Тема 7. Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. 1 часа.

Тема 8. Популяционно-видовой уровень. Изучение морфологического критерия вида. 1 час.

5. ЭКОЛОГИЯ

Тема 9. Экосистемный уровень. Составление экологической характеристики вида на примере комнатных растений. 1 час.

Сети пирамиды питания. 1 час.

Тема 10. Экологические факторы среды. Интенсивность действия экологического фактора. 1 часа.

Тема 11. Экологический мониторинг. Определение в воде загрязняющих веществ. Биоиндикация. 2 часа.

6. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Тема 12. Приспособленность видов. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. 1 час.

Тема 13. Основные закономерности эволюционного процесса. Выявление основных ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных. 2 часа.

Тема 14. Возникновение и развитие жизни на Земле. (Защита творческих работ.) 2 часа.

Учебно-тематический план

Содержание

К-во часов

В том числе

Формы контроля

Теор.

Прак.

1

Клеточный уровень организации материи. Свойства клеточной мембраны. Биосинтез белка.

8

-

8

Проверка правильности выполнения практических работ

2

Деление клеток. Размножение организмов

3

-

3

Проверка правильности выполнения практических работ

3

Генетика

11

3

8

Проверка правильности выполнения практических работ

4

Модификационная изменчивость

2

-

2

Проверка правильности выполнения практических работ

5

Экология

5

-

5

Проверка правильности выполнения практических работ

6

Эволюционное учение

5

-

5

Проверка правильности выполнения практических работ

Итого

34

3

31

Темы для рефератов


  1. История создания клеточной теории.

  2. Генетический код как язык программирования.

  3. История зарождения классической генетики.

  4. Получение лекарственных веществ методом генной инженерии

  5. Изгнанники и жертвы тоталитарных режимов.(Э.С Бауэр, Н.И.Вавилов.С.Н. Виноградский, Г. Кребс, А. Лавуазье, С.С. Четвериков).

  6. Возможные экологические последствия войны с использованием оружия массового поражения.

  7. Заповедники, заказники и национальные парки нашего региона.

  8. Российское законодательство об охране окружающей среды.

  9. Естественно-научные и богословские взгляды на проблему происхождения биосферы.

  10. Клонирование: за и против.

  11. Наследственные болезни в нашем регионе.

  12. Влияние модифицированных продуктов на здоровье человека.






























Литература


  1. .Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. М. «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА». 2003.

  2. Боднарук М.М, Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 класс. Волгоград. «Учитель». 2007.

  3. Губарева Л.И., Имзмрева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Практикум. М. «ВЛАДОС», 2003.

  4. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М.Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. М. «Дрофа» 2001.

  5. Короткова Л.С, Красновидова С.С. Дидактический материал по общей биологии. М. «Просвещение». 1990.

  6. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М «Просвещение». 1981.

  7. Резанов А.Г., Колесова Е.В., Титов Е.В., Резанов А.А. Экология. Тесты. М. «Издат-школа 2000». 1999.

  8. Рувинский А.О. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. М. «Просвещение». 1993.

  9. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии 10-11. М. «Просвещение». 2002.

10. Петросова Р.А. Основы генетики. «Дрофа», М, 2005


© 2010-2022