Конспект к уроку по биологии 5 класс по теме: Методы изучения природы

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

учителя биологии МАОУ гимназии № 6

муниципального образования город Новороссийск

Семенычевой Ольги Витальевны


Тема урока: «Методы изучения природы»

(5а, 5б классы)

Цель урока: Расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.

Задачи урока:

  1. обобщить и закрепить знания учащихся об естественных науках;

  2. развить знания учащихся о методах изучения природы;

  3. продолжить работу по формированию практических и исследовательских навыков;

  4. закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием;

  5. воспитать культуру общения учащихся при работе в группах и характера юного исследователя;

  6. развивать грамотную монотонную устную речь;

  7. расширить кругозор учащихся: мировоззренческое воспитание, межпредметные связи, преемственность;

  8. воспитать бережное отношение к природе (экологическое воспитание).

Предметные результаты:

- формировать умение характеризовать научные методы;

- формировать умение понимать смысл терминов: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, измерение, моделирование.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  2. Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

  3. Сформировать умение владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).

  4. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Этапы урока:

  1. Организационный (создание благоприятной атмосферы, проверка готовности к уроку, обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности).

Рассаживание учащихся по группам - научным лабораториям (астрономы, геологи, химики, биологи).

Учитель: «Ребята сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие - в научный мир: будем работать в астрономической, геохимической и биологической лабораториях. Результат работы научных лабораторий будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Каждый из вас сам оценит свой труд в работе лаборатории».

(Предлагаю карты «Учет знаний и умений. Рефлексия урока», где учащиеся тремя цветами отмечают свой труд и свое настроение в конце урока. O красный - 5; O зеленый - 4; O желтый - 3)

Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке:

1. Расскажите, что такое живая и неживая природа? Какие объекты являются частью живой природы?

2. Как вы думаете, каковы основные процессы жизнедеятельности живых организмов? На ваш взгляд, какова их роль в жизни живых организмов?»

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Знаешь ли ты науки о природе? (Презентация слайд 1 «Естественные науки»)

Без этой науки трудно добыть полезные ископаемые, так как она изучает месторождения полезных минералов? Какая эта наука? Геология

Как работает мозг человека, как устроен лист растения, почему выделяют кислород растения, почему в нашем лесу не водятся обезьяны. Ответ на вопрос даст наука? Биология

Графит - стержень карандаша и алмаз - резец стекла. Это вещества, состоящие из одного элемента. Какая наука доказала их родство? Химия

Обсерватория. Телескоп. Ежедневные наблюдения за небесными светилами. Люди какой профессии трудятся здесь? Астрономия

  • Работа учащихся с табличками названия наук.

Учитель: Какая наука главнее?

Ответы учащихся (аргументы).

  1. Изложение новой темы.

Презентация слайд 2-3 «Методы изучения природы: наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование»

Учитель: Вряд ли найдется человек, который не смотрел и не восхищался величественной картиной звездного неба! Эта картина привлекала внимание людей еще на заре цивилизации. Внимание человека к звездному небу привлекали и будут привлекать планеты Солнечной системы.

Живые и неживые тела, явления природы можно изучать разными способами или методами. Метод (пред. с греческого) - способ познания, путь. Главные из них - наблюдение, описание, сравнение, эксперимент и моделирование.

В основе нашего исследования лежит телескопическое наблюдение за планетами Солнечной системы.

Планеты находятся в постоянном движении и телескоп (в переводе с греческого «теле»- далеко и «скопос» - наблюдатель) позволяет определить их перемещение.

Презентация слайд 4-6 «Телескоп»

Сообщения ребят группы «Астрономы» о планетах Солнечной системы (Приложение №1)

Просмотр видео (движение планеты Сатурн - в он-лайн режиме, снято в собственный телескоп» (Приложение №2).

Учитель: все свои набдюдения ученые описывают - этот метод называется описание. Используя современные технические средства и компьютерную технику можно моделировать процессы (Модель движения Земли и Луны вокруг Солнца).

Ребята на магнитной доске (заготовленные планеты) размещают модель Солнечной системы. (Короткие сообщения о Джордано Бруно и Копернике).

Физкультминутка

Презентация слайд 7 «Вулкан»

Сообщения ребят группы «Геологи» и «Химики» о вулканах, демонстрация химического опыта учителем (разложение бихромата аммония) - эксперимент.

Опыт "Химический вулкан" - разложение бихромата аммония напоминает извержение настоящего вулкана.

Во время эксперимента можно увидеть и темную гору с кратером, и раскаленные частицы, вылетающие из кратера, и "большие массы" вулканического пепла, который покрывает "обширные районы". Нет разве что потоков лавы, однако далеко не все настоящие извержения сопровождаются образованием рек лавы.

Ребята описывают стадии извержения вулкана и сравнивают с «химической моделью».

Презентация слайд 5-6 «Биология»

Учитель: «Ну, вот мы попали в биологическую лабораторию, следующий этап нашей работы - это перевоплощение в ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем ответить на следующие вопросы:

1. Кто изучает природу?

2. Как, на ваш взгляд, изучают природу?

3. Какие приборы используют в изучении природы?»

Комментированное чтение рубрики с помощью учителя на основе технологии продуктивного чтения (обозначения в тексте учебника).

Учитель: Давайте просмотрим видео и попробуем выяснить, как же все - таки происходит изучение живой природы, которая окружает нас».

Демонстрация видеофрагмента.

Учитель для группы «Биологов»:

«1. Что вы увидели, при просмотре данного видеофрагмента?

2.Что вы можете рассказать об увиденном?

3.На основе чего вы построили свой рассказ?

Теперь просмотрите текст учебника и выберите из него те методы, которые вы использовали при построении своего рассказа».

Выслушивает ответы учеников.


  1. Закрепление нового материала

А сколько же всего существует методов изучения природы?

Верно!!! Молодцы!!!

Существуют пять методов изучения природы:

1. Наблюдение;

2. Описание;

3. Эксперимент;

4. Сравнение;

5. Моделирование.

Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя:

1.Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?

2. Кого называют орнитологом?

3. Какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории?

Заполните, пожалуйста, следующую таблицу:

Методы изучения природы:

Примеры:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята высказываются по поводу изученного материала - что понятно, а что следует разобрать повторно.

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?» Прошу поднять кружочки, если O красный - 5; O зеленый - 4; O желтый - 3.


  1. Домашнее задание

Вот несколько вариантов домашнего задания, каждый из вас выбирает один из них и выполняет его.

1. Параграф 3 учебника И. Н.Пономаревой (стр.12-15)-выучить параграф и уметь кратко пересказать самые главные пункты;

2. Ответить на вопросы в конце параграфа-письменно, в рабочей тетради;

3. Выполнить задание к параграфу учебника, в тетради на печатной основе.








© 2010-2022