- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа учителя
Рабочая программа учителя
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Килина Л.В. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Характерной чертой российского государства является его полиэтничность и поликультурность.
В русле складывающихся политических ситуаций в стране и происходящих в ней национальных процессов актуальность разработки рабочей программы по удмуртской литературе очевидна и не нуждается сегодня в подробном обосновании. Вопрос о необходимости включения в школьное образование данного предмета в так называемые «региональные компоненты». Современный выпускник должен обладать богатейшими знаниями своей родной культуры, литературы и знанием культуры и литературы рядом живущей национальности. Хорошее знание национальной литературы в многонациональном российском государстве, объективное оценивание места ее в ряде литературных народов нашей страны одна из основных задач изучения удмуртской литературы в русской школе.
В основе рабочей программы по удмуртской литературе учитываются эстетические принципы изучения национальной литературы с учетом опыта сочетания регионального компонента. Региональный подход позволяет последовательно подойти к созданию системы всевозможных межнациональных и общечеловеческих аналогий, реализуемых на уровне биографий отдельных авторов, их текстов, эстетических концепций.
Взгляды на национальную литературу в контексте региона, в параллелях и во взаимосвязях с другими литературными регионами расширяет представление учащихся до осознания того, что в недрах каждой национальной литературы существует великое многообразие всевозможных эстетических явлений, во многом аналогичных русской и мировой литературной традиции.
Изучение истории удмуртской литературы направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям национальной культуры;
-воспитать интерес к удмуртской литературе и культуре вообще, вызвать потребность в чтении художественных произведений удмуртских поэтов и писателей, научить учащихся понимать слово писателя, формировать эстетические вкусы, взгляды,
- изучение содержания художественных произведений; основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общих представлений об историко-литературном процессе;
-характеризовать и оценивать главных героев произведений по их поступкам, выявляя в каждом общее и индивидуальное; сопоставлять и оценивать героев одного произведения; объяснять роль художественной речи для характеристики героев и выражения авторского отношения к ним.
-овладение умениями анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний, написание сочинений различных типов; использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
По школьному плану на изучение истории удмуртской литературы выделено 34 часа в 10 классе по 1 часу в неделю.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей;
-
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
1
Введение. Удмуртский фольклор.
1
2
П. Кулешов «Легенды и были Прикамья»
1
3
Истоки удмуртской литературы.
1
4
Пафос рождения. Г. Верещагин, М. Можгин, Кедра Митрей.
1
5
Роман Кедра Митрея «Тяжкое иго»
1
6
П.А. Блинов. Роман «Жить хочется»
1
7
Кузебай Герд - основоположник удмуртской поэзии.
2
8
Ашальчи Оки -первая удмуртская поэтесса.
2
9
Филипп Григорьевич Кедров. Роман «Катя»
2
10
М. А. Коновалов. Романы «Гаян», «Лицо со шрамом»
2
11
Михаил Петров. Лирика.
1
12
М. Петров. Историзм романа «Старый Мултан». Связь романа с русской литературой.
2
13
Поэзия 50-60 годов.
2
14
Анализ стихотворения поэтов 50-60 годов.
1
15
М.А. Лямин. Повесть «Четыре года в шинелях»
2
16
Т.А. Архипов. Повесть «Встреча с прошлым»
1
17
Т.А Архипов. «Вся красота твоя»
2
18
Г. Красильников. Роман «Начало года»
2
19
Сравнительная характеристика двух произведений
1
20
Творчество Флора Васильева
2
21
Русский поэт Удмуртии О.А. Поскребышев.
2
22
Женская поэзия Удмуртии. (Л. Кутянова, Т. Чернова, Л. Кузнецова, Г. Романова).
2
23
Наша землячка, поэтесса М.Г. Зимина.
1
24
Обобщение по удмуртской поэзии.
1
Итого
34
Содержание программы:
Из них уроков развития речи : 2.
Контроль осуществляется во время уроков по тетрадям и творческим работам учащихся.
Календарно-тематическое планирование по истории удмуртской литературе для 10 класса
№
Тема урока
К-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Контроль
Домашняя работа
Дата проведения
План
Факт
1
Введение. Удмуртский фольклор.
1
Исследовательская работа
Особенности фольклорного и литературного произведения. Сравнение удмуртского и русского фольклора.
Знать основные жанры фольклора.
Уметь находить сходства и отличия русского и удмуртского фольклора.
Наличие опорного конспекта.
Читать «Легенды и были Прикамья»
П. Кулешов.
2
П. Кулешов «Легенды и были Прикамья»
1
Урок-беседа
Изучение особенностей легенды «Жемчужина», «Атаман Носков»
Знать содержание книги.
Уметь анализировать идейное содержание легенд.
Устный опрос содержания произведений.
3
Истоки удмуртской литературы.
1
Урок - лекция.
Ознакомление с основными тенденциями развития удмуртской лите-ратуры на основе исторической ситуации.
Знать историческое прошлое уд-муртского народа.
Уметь соотносить его с развитием литературы
Тестовая работа по содержанию лекции.
Выразитель-ное чтение стихотворе-ния «Сизый, сизый голу-бочек» Г.Е. Верещагина.
4
Пафос рождения. Г. Верещагин, М. Можгин, Кедра Митрей.
1
Урок-лекция
Обзорное ознакомление с творчеством первых удмуртских поэтов
.
Знать основные этапы зарождения удмуртской поэзии.
Уметь делать содержательный анализ стихотворений.
Выразительное чтение стиха
Читать роман Кедра Митрея «Тяжкое иго».
5
Роман Кедра Митрея «Тяжкое иго»
1
Урок- семинар.
Обзорное ознакомление с романом, основные персонажи романа.
Знать содержание романа.
Уметь анализировать эпизод.
Устные ответы по содержанию произведения.
Биография П.А. Блинова.
Сообщения.
6
П.А. Блинов. Роман «Жить хочется»
1
Урок - беседа.
Показать становление человека, героя романа «Жить хочется» в новой социальной среде.
Знать содержание романа.
Уметь сравнить роман «Жить хочется» и «Тяжкое иго»
Составление плана произведения. (Краткий опорный конспект)
Лирика Кузебая Герда
7-8
Кузебай Герд - основоположник удмуртской поэзии.
2
Урок изучения нового материала.
Познакомить с биографией и творчеством Кузебая Герда. Обзор лирики
Знать биографию поэта.
Уметь анализировать стихи поэта.
Выразительное чтение стихов
Наизусть сонет «Осень»
9-10
Ашальчи Оки -первая удмуртская поэтесса.
2
Урок изучения нового материала.
Познакомить с биографией и творчеством Ашальчи Оки. Обзор лирики
Знать биографию поэта.
Уметь анализировать стихи поэта.
Анализ стихотворения «Как собака»
Выразитель-ное чтение стихов
11-12
Филипп Григорьевич Кедров. Роман «Катя»
2
Урок - лекция
Познакомить с биографией и творчеством Филиппа Кедрова, его лирикой и произведением «Катя»
Знать основные этапы творчества поэта, его лирические произведения.
Уметь анализировать их.
Обзор повести «Катя», наизусть стихотворение «Люблю осень»
Наизусть стихотворение «Люблю осень»
13-14
М. А. Коновалов. Романы «Гаян», «Лицо со шрамом»
2
Урок изучения нового материала.
Познакомить с биографией писателя, идейным содержанием романов.
Знать содержание романа.
Уметь делать сравнительный анализ идейного содержания.
Беседа по прочитанному.
Читать роман «Лицо со шрамом»
15
Михаил Петров. Лирика.
1
Урок - семинар
Познакомить с лирическими произведениями автора (песенное творчество) и произведениями о войне.
Знать содержание произведений, посвященных Вов.
Уметь выделять основные темы лирики Петрова
Опорный конспект.
Читать роман «Старый Мултан»
16-17
М. Петров. Историзм романа «Старый Мултан». Связь романа с русской литературой.
2
Урок изучения нового материала.
Познакомить и обсудить основное содержание романа «Старый Мултан»
Знать истори-ческую основу произведения.
Уметь анализировать эпизод.
Устные ответы учащихся.
18-19
Поэзия 50-60 годов.
2
Урок - лекция
Познакомить с поэзией С.Широбокова, Н. Байтерякова, Гайя Сабитова, А. Лужанина и др.
Знать творчество писателей.
Уметь определять основные темы их произведений.
Выразительное чтение стихов.
Опорный конспект.
Наизусть одно из сти-хотворений (по выбору учащихся)
20
Анализ стихотворения поэтов 50-60 годов.
1
Урок развития речи
Научить анализировать стихи, выделять тематику лирического произведения
Знать алгоритм анализа стихо-творения
Уметь применять его при практической работе
Письменные работы учащихся
Читать повесть Лямина «Четыре года в шинелях»
21-22
М.А. Лямин. Повесть «Четыре года в шинелях»
2
Урок изучения нового материала
Познакомить с биографией Лямина и его повестью «Четыре года в шинелях»
Знать содержание повести.
Уметь анализировать эпизоды.
Опорный конспект
Сообщение о 357 Удмурт-ской дивизии, сформированной на территории нашего района
23
Т.А. Архипов. Повесть «Встреча с прошлым»
1
Урок изучения нового материала
Ознакомить с биографией и творчеством Т. Архипова и его повестью «Встреча с прошлым»
Знать биографию писателя.
Уметь находить признаки авто-биографичности повести
Устные ответы на вопросы проблемного характера.
Читать роман «Вся красота твоя»
24-25
Т.А Архипов. «Вся красота твоя»
2
Урок изучения нового материала
Познакомить с историей создания книги. Обсудить проблемы, поставленные в романе.
Знать героев произведения и их судьбу.
Уметь вести беседу по произведению.
Ответы на вопросы
Биография
Г. Красильни-кова (Конспект)
26-27
Г. Красильников. Роман «Начало года»
2
Урок изучения нового материала
Познакомить с содержанием романа. Рассказать о плюсах и минусах романа.
Знать содержание романа.
Уметь составить конспект по лекции учителя.
Опорный конспект
Стихи Ф. Васильева.
28
Сравнительная характеристика двух произведений
1
Урок развития речи
Научить делать сравнительную характеристику произведений на одну тему.
Знать содержание романов «Вся красота твоя» и «Начало года»
Уметь делать сравнительную характеристику.
Письменная работа
29-30
Творчество Флора Васильева
2
Урок изучения нового материала
Познакомить с творчеством поэта, дать содержатель-ный анализ его стихов.
Знать основные темы поэзии Васильева.
Уметь анализировать стихи.
Анализ стихов
Наизусть одно из сти-хотворений по выбору учащихся.
29-30
Русский поэт Удмуртии О.А. Поскребышев.
2
Урок изучения нового материала
Познакомить с творчеством поэта, дать содержатель-ный анализ его стихов.
Знать основные темы поэзии Поскребышева.
Уметь анализировать стихи.
Наизусть стихотворение
Наизусть одно из сти-хотворений по выбору учащихся.
31-32
Женская поэзия Удмуртии. (Л. Кутянова, Т. Чернова, Л. Кузнецова, Г. Романова).
2
Урок изучения нового материала
Познакомить с творчеством поэтесс, дать содержательный анализ стихов.
Знать основные темы поэзии.
Уметь анализировать стихи.
Наизусть стихотворение
Наизусть одно из сти-хотворений по выбору учащихся.
33
Наша землячка, поэтесса М.Г. Зимина.
1
Урок изучения нового материала
Познакомить с творчеством поэтессы, дать содержательный анализ стихов.
Знать основные темы поэзии.
Уметь анализиро-вать стихи.
Стихи наизусть
34
Обобщение по удмуртской поэзии.
1
Урок - концерт
Раскрыть красоту удмуртской при-роды, отраженную в произведениях удмуртских поэтов
Знать тексты стихов наизусть
Уметь правильно прочитать их при публичном выступлении.
Выступления учащихся.
Контрольно-измерительные материалы.
Закрепление по теме «Пафос рождения».
-
Назовите зачинателей удмуртской литературы. ( Г.Е. Верещагин, Кедра Митрей, Кузебай Герд, Ашальчи Оки.)
-
Что вы знаете об удмуртских произведениях в дореволюционный период? (Немногим более 200 книг и брощюр).
-
Какое количество крупных произведений насчитывается сейчас? ( Более 60 романов и повестей, более 250 поэтических книг и драматических произведений.)
-
Что вы узнали о прошлом удмуртского народа? (В 14-15 веке селились в лесах по берегам рек. Более 400 лет присоединение к России, торговали с соседями, жили дружно со всеми.)
-
Что оказало влияние на самосознание удмуртского народа? (Крестьянская война 1773 - 1775 годов.)
-
Что происходило на территории нынешней Удмуртии в конце 18 начале 19 веков? (Развитие промышленности, строительство заводов в Иже, Воткинске, приток интеллигенции, закабаление удмуртских крестьян, приписывание их к заводам)
-
Имена великих людей, связанных с Удмуртией? (Радищев, Герцен, Салтыков-Щедрин, Короленко, Чернышевский, Достоевский, Чайковский, Книпер-Чехова, Шишкин, Жуковский и др.)
-
Что вы знаете о словарях удмуртского языка? (1775 - 1400 слов, 1851 - 2430 слов, 1896 - около 9000 слов, 1948 - (удмуртско-русский словарь) - 15 000 слов, 1956 - (русско-удмуртский) - около 40 000 слов)
-
Кузница литературных кадров? ( Можгинское педучилище).
-
Темы произведений удмуртских писателей? (Человек и земля, человек и природа, труд, любовь). - т.е. деревенская тема.
-
Почему? ( Большинство поэтов и писателей - выходцы из деревни.)
Краткий опорный конспект по роману Блинова «Жить хочется».
-
Деми в деревне.
-
Беспризорник. (Пути становления личности).
-
Встреча с рыбаком
-
Первая любовь.
-
Встреча с Павлом.
-
-
Деми - инженер ( Работа в трудкоммуне, где он смог научиться ремонтировать машины).
-
Жизнь в колхозе.
-
Признание.
-
Деми - вольный человек. (Научился работать на тракторе, водит машину, много читает, знает себе цену, мечтает стать красным командиром, как его отец).
Информационно-методическое обеспечение.
-
Петер Домокош. История удмуртской литературы.Ижевск: Удмуртия 1993.
-
Книга «100 сказок удмуртского народа» в обработке Кралиной изд. «Удмуртия» 1978 г.
-
З. Богомолова «Песня над Чепцой и Камой» М.: Современник.1984.
-
Стихи удмуртских поэтов. Удмуртское книжное изд. Ижевск 1978.
-
«Край мой родниковый» М.: Современник. 1981
-
Писатели и литературоведы Удмуртии (библиографический справочник) Ижевск: Ассоциация «Научная книга». 2006 г.
-
Писатели Удмуртии. Ижевск издательство «Удмуртия» 1989 г.
-
Портреты писателей.
-
Презентации к уроку (2)