Открытый урок по теме: Наследственные болезни, причины, профилактика

Открытый урок рассказывает о болезнях которые передаются по наследству, причинах вызывающих их и путях профилактики. Вниманию студентов предлагается работа с опорными конспектами. В процессе которой студенты должны заполнить таблицу, в которой отражён вид заболевания, причина, профилактика, лечение. Основной акцент делается на генетическое консультирование в процессе репродуктивного развития.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии "Наследственные болезни, причины, профилактика»

Тип урока: изучение нового материала.

Вид учебного занятия: урок - презентация

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления блока информации - уже известной, но расширив её границы.

Задачи:

Образовательные: выяснить причины и разнообразие наследственных заболеваний.

Развивающие: развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах; умение решать генетические задачи.

Воспитательные: воспитание ценностного отношения к генетическому здоровью человека в общевидовом и личном плане.

Межпредметные связи: биология, химия.

Оборудование: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация: «Наследственные болезни, причины, профилактика»; комплекты опорных конспектов.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Прогнозируемый результат: ценностное отношение к своему генетическому здоровью, знание мер профилактики наследственных заболеваний человека.

Содержание урока

1. Наследственные болезни.

2. Классификация наследственных болезней.

3. Моногенные болезни.

4. Хромосомные болезни.

5. Полигенные болезни.

6. Факторы риска возникновения наследственных заболеваний.

Ход урока

Деятельность педагога

Деятельность студентов

1

2

I.Организационный момент

II.Организация проверки знаний

Генетический диктант

1. ………… -это совокупность генов, которую организм получает от родителей.

2. …………- это наука о наследственности и изменчивости.

3. …………-это участок молекулы ДНК.

4. ………… - изменение генотипа, происходящее под влиянием факторов внешней и внутренней среды.

5. ………… -это преобладающий признак. (Слайд 1);(Слайд 2)

III. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

1.Рассказ педагога.

Однажды у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным в жизни: богатство или слава?». Немного подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля.

2. Беседа по вопросам.

- Как вы думаете, почему так ответил мудрец?

- Что значит быть здоровым?

- Какие факторы влияют на здоровье человека?

- Какие вредные вещества поступают в атмосферу от ДВС?

- Что такое оксиды?

- Какие наследственные заболевания вам известны?

- Назовите тему урока. (Слайд 3)

- Сформулируйте цель урока. (Слайд 4)

- Какие задачи нам предстоит решить? (Слайд 4)

IY.Усвоение новых знаний.

1. Самостоятельная работа с опорными конспектами (работа в группах).

Наследственные болезни - заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями. Среди наследственных болезней, развивающихся в результате мутаций, традиционно выделяют три подгруппы: моногенные, хромосомные и полигенные. (Слайд 5)

Задание 1.

Прочитайте текст опорного конспекта и заполните таблицу:

Характеристика наследственных болезней человека

Название болезни

Причины

Признаки болезни

Профилактика

Лечение




I группа: Моногенные заболевания - мутация одного гена. (Слайд 6)

II группа: Хромосомные заболевания - мутация числа и структуры хромосом. (Слайд 7)

III группа: Полигенные заболевания - мутация нескольких генов. (Слайд 8)

Задание 2.

- Какие мутации вы наблюдали при изучении таких наследственных заболеваний как гемофилия, Синдром Дауна?

- Каковы факторы риска возникновения наследственных заболеваний?

V.Организация поэтапного закрепления.

1.Решите задачи на смекалку.

I группа: В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить молодой семье участок земли. Чтобы не распылять семейного землевладения, часто женихов и невест подбирают среди родственников. Но вскоре был вынесен запрет на такие браки.

Воп Вопрос: Почему были запрещены такие браки?

II группа: В книге Романовы «История династии» на странице 436

имеется следующая запись: «Цесаревич унаследовал гемофилию от матери - Анны Фёдоровны. Эта болезнь передаётся только через женщин: которые сами не болеют, но являются носителями вируса. Поражает гемофилия исключительно мужчин.

Вопрос: Какую ошибку допустил автор?

III группа: На Руси при выборе невесты родители принимали во внимание не только внешность, но и нрав. Особенно ценился миролюбивый характер, уступчивость, покладистость. Смотрели, какова работница и какое у неё здоровье, а проверяли так: накануне свадьбы приходили сваты, приносили угощения; сколько съест невеста - таково и здоровье, «чем больше - тем лучше». А ещё присматривались к родне невесты до пятого колена: смотрели, нет ли пьяниц, буянов, сумасшедших. Даже пословица была «Выбирай корову по рогам, а невесту по родам».

Вопрос: Что лежало в основе такого серьёзного выбора спутницы жизни?

2.Выскажите пожелание своему будущему ребёнку. Что он должен знать? Как вести себя, чтобы снизить риск возникновения мутаций?

3. Как это стихотворение связано с темой нашего урока?

«21 век, ты смотришь нам в глаза
печалями и горестью планеты.
Как тяжкий вздох гудят колокола,
Не отводите взгляд, смотрите!
Эта боль Земли пронзительна, как провод оголённый,
Что будет завтра, если мы смогли его родить,
Но лучше б был он не рожденный.
Нет, раны Хиросимы не забыть,
И не забыть трагедию Вьетнама,
Смотрите люди, быть или не быть,
Ведь это страшно, если слово мама
Слетать не станет с детских губ.

Смотрите люди! Помни человек!
Земля у нас одна,
Одна для всех,
У нас одно начало».

VI.Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы:

Изучили генные и хромосомные болезни.

Выявили причины и пути профилактики наследственных болезней.

Как вы считаете цель урока достигнута? Задачи решены? (Слайд 9)

Отметьте галочкой гены, которые доминируют в вашем настроении на данный момент.

VII.Домашнее задание:

на «5» - Электронная презентация на тему: «Наследственные болезни».

на «4» - Кроссворд на тему: «Генетика человека».

на «3» - Сообщение на тему: «Генетика и здоровье».

Большое спасибо за урок. Будьте здоровы.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой

Формулируют и записывают определения.

Взаимопроверка с использованием критериев выставления оценок.




Слушают.


Отвечают на вопросы, используя полученные ранее знания.


Формулируют сами тему, цель и задачи урока.




Выполняют задание в группах, читают, обсуждают, анализируют текст опорных конспектов.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы



Решают задачи.

Выполняют задания в группах, обсуждают, отстаивают свою точку зрения, аргументируют.







Пожелание в

будущее.


Чтение стихотворения.





Выставление оценок.


Цель достигнута, задачи решены.




© 2010-2022