- Преподавателю
- Биология
- Программа внеурочной деятельности ФГОС Экологическое пространство школы
Программа внеурочной деятельности ФГОС Экологическое пространство школы
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бершак О.Н. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей естественнонаучного цикла
протокол №1
от «28» августа2015г.
Рассмотрена и рекомендована к использованию Научно-методическим советом при РИМК
Председатель НМС
_____________Хабарова С.Б.
протокол №1
от «28» августа2015г
Утверждено.
Директор школы
____________М.В.Попова
приказ №55
от «28» августа2015г
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
« Экологическое пространство школы »
для «5» ,«6» классов
на 2015-2016 учебный год
количество часов в неделю:1
количество часов в год: 35
Составитель: учитель биологии
Бершак Ольга Николаевна
Анна
2015 г.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана для учащихся 5- 6 классов.
Количество недельных часов- 1
Количество часов в год-35
Изучение курса в 5- 6 классах направлено на решение следующих задач:
освоить знания о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладеть начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развить интерес к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитать положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применить полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
-
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 сентября 2013 г.).
-
Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 №74).
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,зарегистрированный в Минюсте России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644.
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.
-
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-14 учебный год.
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта.
-
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования, технического творчества обучающихся».
-
Примерные программы по учебным предметам.
-
Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 31.08.2012 №851 «О внесении изменения в приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760».
-
Приложение к письму департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06332 «Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования».
-
Устав МКОУ АСОШ №1
Исследовательская деятельность по курсу «Экологическое пространство школы)» предполагает подготовку в течение учебного года исследовательской работы, посвященной одному из растений, произрастающих на территории Анны. Таким образом, коллективная работа класса будет выглядеть как «Атлас растений Анны». В индивидуальную работу каждого ребенка будут входить результаты наблюдений, рисунки, фотографии, гербарные образцы, творческие работы. Каждый ученик будет специалистом по одному, выбранному растению, а во время защиты работы познакомится с растительным миром Анны, с помощью своих одноклассников. Помимо теоретических исследований работы будут содержать информацию об использовании растений в практической деятельности человека, рецепты, что позволит во время заболеваний использовать не только химические лекарственные препараты, но и лекарственные растения.
Обучающиеся смогут осознать роль зеленых растений на планете, изучая растения из своего ближайшего окружения. Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая среда обитания человека - это зеленый ковер из трав, устилающий землю. Без зеленых растений мы бы не смогли ни дышать, ни есть. С нижней стороны каждого листа миллионы подвижных пор поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В общей сложности в чуде фотосинтеза задействовано 65 миллионов квадратных километров поверхности листьев, вырабатывающих кислород и пищу для человека и животных.
Из 375 миллиардов тонн пищи, которые мы употребляем ежегодно, львиная доля приходится на растения. Они синтезируют пишу из воздуха и почвы с участием солнечного света. Остальная часть пищи приходится на животные продукты, но животные, в свою очередь, также питались растениями. Всю пишу, напитки, алкоголь и наркотики, лекарства и пилюли, которые поддерживают жизнь человека, а при правильном использовании, еще и крепкое здоровье, мы получаем лишь благодаря фотосинтезу. Из сахаров получаются все крахмалы, жиры, масла, воск и целлюлоза. От рождения до смерти человек использует целлюлозу для жилища, одежды, топлива, волокон, лозоплетения, веревок, музыкальных инструментов и бумаги, на которой он излагает свои мысли. Многообразие растений, которые с выгодой использует для себя человек, описаны на шестистах страницах «Словаря экономически выгодных растений» Апхольфа (Upholf). По мнению экономистов, сельское хозяйство и лесоводство являются основой богатства любой нации.
Инстинктивно ощущая красоту и благоприятное влияние вибраций растений на человеческую душу, люди чувствуют наибольший уют и счастье в жизни рядом с флорой. Трудно представить праздник без цветов. Мы дарим цветы и растения как символ любви, дружбы, уважения или благодарности за гостеприимство. Мы украшаем дома - садами, города - парками, страны - заповедниками, территория лицея украшена дендрарием и клумбами. Знать все о растениях, которые нас окружают важно и полезно.
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Спецкурс в 5- 6 классах «Экологическое пространство школы.» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства и основы исследовательской деятельности (методика проведения и правила оформления исследовательской работы).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
-
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Относится к школьному компоненту.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Реализация рабочей программы спецкурса должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметнымирезультатами освоения являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов;
• классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п
Название темы (раздела)
Количество часов
Основное содержание темы, термины и понятия
Творческая и исследовательская деятельность
1
Азы исследовательской деятельности
3
Исследовательская деятельность Методы исследования в биологии. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования Наблюдение, опыт, эксперимент.Многообразие растений
Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
2
Систематика растений
2
Многообразие растений. Определитель растений Систематические единицы
Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
3
Морфология растений
4
Морфологические особенности изучаемого растения Морфология, листовая мозаика, особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов
Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
4
Анатомия растения
6
Анатомия изучаемого растения. Клеточное строение изучаемого растения .Работа в лаборатории
Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
5
Физиология растений
7
Особенности жизнедеятельности растения. Дыхание, фотосинтез, тропизмы. Сезонные изменения в жизни растения
Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
6
Экология растений
3
Экологические особенности произрастания Географический ареал распространения
Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
7
Роль растения в природе и жизни человека
6
Биоценозы, биогеоценозы с участием растений.пищевые цепи с данным растением, сообщества Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении рецепты и информация об использовании растения человеком Растение в литературных и музыкальных произведениях
Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
8
Правила оформления работы
4
Подготовка презентации по материалам проекта Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.) Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления)
Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п
Примерные сроки изучения
Кол-во часов
Тема
Основное содержание темы, термины и понятия
Планируемые результаты обучения
Дата
Личностные
результаты
Метапредметные результаты (освоение учащимися универсальных учебных действий)
Предметные умения (освоение предметных знаний)
Азы исследовательской деятельности 3ч
1
2-6.09
1
Исследовательская деятельность
Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования
Формирование познавательных интересов
Учатся составлять план исследования
Знакомятся с особенностями исследовательской деятельности
2
9-13.09
1
Методы исследования в биологии
Наблюдение, опыт, эксперимент
Формирование познавательных интересов
Знакомятся с универсальными научными методами
Изучают методы исследования в биологии
3
16-20.09
1
Экскурсия «Мир растений»
Многообразие растений
Формирование познавательных интересов
Учатся составлять отчет по экскурсии
Выбирают объект исследования, готовят гербарные образцы
Систематика растений 2ч
4
23-27.09
1
Работа с определителем растений
Многообразие растений
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с источником информации
Учатся работать с определителем
5
30-4.10
1
Систематика изучаемого растения
Систематические единицы
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с источником информации
Определяют систематическое положение выбранного растения
Морфология растений 4ч
6
7-11.10
1
Морфологические особенности изучаемого растения
Экскурсия
Морфология, листовая мозаика
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с живыми объектами
Зарисовывают растение, проводят измерения размеров
7
14-18.10
1
Морфологические особенности изучаемого растения
Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с живыми объектами
Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов
8
21-25.10
1
Морфологические особенности изучаемого растения
Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с живыми объектами
Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов
9
28-2.11
1
Морфологические особенности изучаемого растения
Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с живыми объектами
Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов
Анатомия растений 6ч
10
11-15.11
1
Анатомия изучаемого растения
Внутреннее строение
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с живыми объектами
Изучают внутреннее строение
11
18-22.11
1
Анатомия изучаемого растения
Внутреннее строение
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с живыми объектами
Изучают внутреннее строение
12
25-30.11
1
Клеточное строение изучаемого растения
Клетка, органоиды
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с живыми объектами
Готовят микропрепарат растения. Рассматривают его под микроскопом
13
2-6.12
1
Работа в лаборатории
Правила работы с лабораторным оборудованием
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с инструкциями, оборудованием
Учатся работать с инструкциями, оборудованием
14
9-14.12
1
Работа в лаборатории
Правила работы с лабораторным оборудованием
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с инструкциями, оборудованием
Учатся работать с инструкциями, оборудованием
15
14-20.12
1
Работа в лаборатории
Правила работы с лабораторным оборудованием
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с инструкциями, оборудованием
Учатся работать с инструкциями, оборудованием
Физиология растений 4ч
16
23-27.12
1
Особенности жизнедеятельности растения
Дыхание, фотосинтез, тропизмы
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с источником информации
Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений
17
13-17.01
1
Особенности жизнедеятельности растения
Дыхание, фотосинтез, тропизмы
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с источником информации
Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений
18
20-24.01
1
Сезонные изменения в жизни растения
Экскурсия
фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.)
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с источником информации
Работают в фотолаборатории. Готовят фотографии растения в разные времена года, ведут фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.)
19
27-31.01
1
Сезонные изменения в жизни растения
фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.)
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с источником информации
Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений
Экология растений 3ч
20
3-7.02
1
Экологические особенности произрастания
экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с источником информации
Изучают экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Определяют его отношение к различным экологическим группам
21
10-14.02
1
Экологические особенности произрастания
экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения
Формирование познавательных интересов
Учатся работать с источником информации
Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений
22
17-21.02
1
Географический ареал распространения
ареал распространения
Формирование познавательных интересов
Умение работать с картой
Наносят на контурную карту ареал распространения данного растения
Роль растения в природе и жизни человека 6 ч
23
24-28.02
1
Роль растения в природе
биоценозы, биогеоценозы с участием растений.
Формирование познавательных интересов
Умение собирать и анализировать информацию
Рассматривают биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Составляют пищевые цепи с данным растением, зарисовывают сообщества
24
3-7.03
1
Роль растения в жизни человека
рецепты и информацию об использовании растения человеком
Формирование познавательных интересов
Умение собирать и анализировать информацию
Собирают рецепты и информацию об использовании растения человеком
25
10-14.03
1
Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении
Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении
Формирование познавательных интересов
Умение работать с различными источниками информации
Из различных источников собирают информацию
26
17-21.03
1
Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении
Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении
Формирование познавательных интересов
Умение собирать и анализировать информацию
27
31-4.04
1
Растение в литературных и музыкальных произведениях
Формирование познавательных интересов
Умение собирать и анализировать информацию
Из различных источников собирают информацию
28
7-11.04
1
Творческая работа - подготовка сказки о выбранном растении
Формирование познавательных интересов
Умение собирать и анализировать информацию
Учатся творчески преподносить информацию о растениях
Правила оформления работы 4ч
29
14-18.04
1
Подготовка презентации по материалам проекта
Формирование познавательных интересов
Умение работать в программе презентаций
30
21-25.04
1
Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.)
Правила оформления работы
Формирование познавательных интересов
Умение работать в программе печати
31
28-2.05
1
Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления)
Тезисы выступления
Умение проводить защиту работы, анализировать работу других и свою
32
5-9.05
1
Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления)
Тезисы выступления
Умение проводить защиту работы, анализировать работу других и свою
Итого:32
Резерв:3
Всего: 35
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение
Класс
Методическое, дидактическое обеспечение
5-6
1)Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
2). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;
3). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;
4) Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008.- 128с: 6 ил. - (Дидактические материалы);
5)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005. - 112с;
6)Энциклопедии.справочники, электронные пособия
7) Н. Ф. Бодрова «Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Поурочное планирование. Воронеж, 2009 г.
8)Журналы «Биология в школе»
Материально-техническое обеспечение
Микроскопы, микропрепараты, лаборатория «Архимед», оборудование для проведения лабораторных работ, оборудование для проведения лабораторных работ «Прорастание семян», цифровой микроскоп, таблицы по биологии, природные объекты, гербарии, муляжи, компьютер, проектор, экран.