Программа внеурочной деятельности ФГОС Экологическое пространство школы

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Аннинская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей естественнонаучного цикла

протокол №1

от «28» августа2015г.

Рассмотрена и рекомендована к использованию Научно-методическим советом при РИМК

Председатель НМС

_____________Хабарова С.Б.


протокол №1

от «28» августа2015г

Утверждено.

Директор школы

____________М.В.Попова

приказ №55

от «28» августа2015г


Рабочая программа

Внеурочной деятельности

« Экологическое пространство школы »


для «5» ,«6» классов

на 2015-2016 учебный год


количество часов в неделю:1

количество часов в год: 35

Составитель: учитель биологии

Бершак Ольга Николаевна


Анна

2015 г.




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана для учащихся 5- 6 классов.
Количество недельных часов- 1
Количество часов в год-35

Изучение курса в 5- 6 классах направлено на решение следующих задач:

освоить знания о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладеть начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развить интерес к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитать положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применить полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:

  1. Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 сентября 2013 г.).

  3. Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 01.02.2012 №74).

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,зарегистрированный в Минюсте России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644.

  5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.

  7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

  8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-14 учебный год.

  9. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта.

  10. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования, технического творчества обучающихся».

  11. Примерные программы по учебным предметам.

  12. Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  13. Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 31.08.2012 №851 «О внесении изменения в приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760».

  14. Приложение к письму департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06332 «Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования».

  15. Устав МКОУ АСОШ №1

Исследовательская деятельность по курсу «Экологическое пространство школы)» предполагает подготовку в течение учебного года исследовательской работы, посвященной одному из растений, произрастающих на территории Анны. Таким образом, коллективная работа класса будет выглядеть как «Атлас растений Анны». В индивидуальную работу каждого ребенка будут входить результаты наблюдений, рисунки, фотографии, гербарные образцы, творческие работы. Каждый ученик будет специалистом по одному, выбранному растению, а во время защиты работы познакомится с растительным миром Анны, с помощью своих одноклассников. Помимо теоретических исследований работы будут содержать информацию об использовании растений в практической деятельности человека, рецепты, что позволит во время заболеваний использовать не только химические лекарственные препараты, но и лекарственные растения.
Обучающиеся смогут осознать роль зеленых растений на планете, изучая растения из своего ближайшего окружения. Нет ничего прекрасней на этой планете, чем цветок. И нет ничего важнее на Земле, чем растение. Настоящая среда обитания человека - это зеленый ковер из трав, устилающий землю. Без зеленых растений мы бы не смогли ни дышать, ни есть. С нижней стороны каждого листа миллионы подвижных пор поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В общей сложности в чуде фотосинтеза задействовано 65 миллионов квадратных километров поверхности листьев, вырабатывающих кислород и пищу для человека и животных.
Из 375 миллиардов тонн пищи, которые мы употребляем ежегодно, львиная доля приходится на растения. Они синтезируют пишу из воздуха и почвы с участием солнечного света. Остальная часть пищи приходится на животные продукты, но животные, в свою очередь, также питались растениями. Всю пишу, напитки, алкоголь и наркотики, лекарства и пилюли, которые поддерживают жизнь человека, а при правильном использовании, еще и крепкое здоровье, мы получаем лишь благодаря фотосинтезу. Из сахаров получаются все крахмалы, жиры, масла, воск и целлюлоза. От рождения до смерти человек использует целлюлозу для жилища, одежды, топлива, волокон, лозоплетения, веревок, музыкальных инструментов и бумаги, на которой он излагает свои мысли. Многообразие растений, которые с выгодой использует для себя человек, описаны на шестистах страницах «Словаря экономически выгодных растений» Апхольфа (Upholf). По мнению экономистов, сельское хозяйство и лесоводство являются основой богатства любой нации.
Инстинктивно ощущая красоту и благоприятное влияние вибраций растений на человеческую душу, люди чувствуют наибольший уют и счастье в жизни рядом с флорой. Трудно представить праздник без цветов. Мы дарим цветы и растения как символ любви, дружбы, уважения или благодарности за гостеприимство. Мы украшаем дома - садами, города - парками, страны - заповедниками, территория лицея украшена дендрарием и клумбами. Знать все о растениях, которые нас окружают важно и полезно.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Спецкурс в 5- 6 классах «Экологическое пространство школы.» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства и основы исследовательской деятельности (методика проведения и правила оформления исследовательской работы).
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Относится к школьному компоненту.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Реализация рабочей программы спецкурса должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметнымирезультатами освоения являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов;
• классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Название темы (раздела)

Количество часов

Основное содержание темы, термины и понятия

Творческая и исследовательская деятельность

1

Азы исследовательской деятельности

3

Исследовательская деятельность Методы исследования в биологии. Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования Наблюдение, опыт, эксперимент.Многообразие растений

Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года

2

Систематика растений

2

Многообразие растений. Определитель растений Систематические единицы

Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года

3

Морфология растений

4

Морфологические особенности изучаемого растения Морфология, листовая мозаика, особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов

Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года

4

Анатомия растения

6

Анатомия изучаемого растения. Клеточное строение изучаемого растения .Работа в лаборатории

Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года

5

Физиология растений

7

Особенности жизнедеятельности растения. Дыхание, фотосинтез, тропизмы. Сезонные изменения в жизни растения

Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года

6

Экология растений

3

Экологические особенности произрастания Географический ареал распространения

Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года

7

Роль растения в природе и жизни человека

6

Биоценозы, биогеоценозы с участием растений.пищевые цепи с данным растением, сообщества Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении рецепты и информация об использовании растения человеком Растение в литературных и музыкальных произведениях

Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года

8

Правила оформления работы

4

Подготовка презентации по материалам проекта Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.) Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления)

Подготовка оформленной исследовательской работы в течение учебного года





6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Примерные сроки изучения

Кол-во часов

Тема

Основное содержание темы, термины и понятия

Планируемые результаты обучения

Дата


Личностные

результаты

Метапредметные результаты (освоение учащимися универсальных учебных действий)

Предметные умения (освоение предметных знаний)

Азы исследовательской деятельности 3ч

1

2-6.09

1

Исследовательская деятельность

Понятие «объект исследования, гипотеза». План исследования, цель и задачи исследования

Формирование познавательных интересов

Учатся составлять план исследования

Знакомятся с особенностями исследовательской деятельности

2

9-13.09

1

Методы исследования в биологии

Наблюдение, опыт, эксперимент

Формирование познавательных интересов

Знакомятся с универсальными научными методами

Изучают методы исследования в биологии

3

16-20.09

1

Экскурсия «Мир растений»

Многообразие растений

Формирование познавательных интересов

Учатся составлять отчет по экскурсии

Выбирают объект исследования, готовят гербарные образцы

Систематика растений 2ч


4

23-27.09

1

Работа с определителем растений

Многообразие растений

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с источником информации

Учатся работать с определителем

5

30-4.10

1

Систематика изучаемого растения

Систематические единицы

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с источником информации

Определяют систематическое положение выбранного растения

Морфология растений 4ч

6

7-11.10

1

Морфологические особенности изучаемого растения
Экскурсия

Морфология, листовая мозаика

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с живыми объектами

Зарисовывают растение, проводят измерения размеров

7

14-18.10

1

Морфологические особенности изучаемого растения

Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с живыми объектами

Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов


8

21-25.10

1

Морфологические особенности изучаемого растения

Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с живыми объектами

Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов

9

28-2.11

1

Морфологические особенности изучаемого растения

Строение корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с живыми объектами

Изучают особенности строения корня, побега, листорасположение, структуру листа, жилкование , строение цветка, плодов

Анатомия растений 6ч

10

11-15.11

1

Анатомия изучаемого растения

Внутреннее строение

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с живыми объектами

Изучают внутреннее строение

11

18-22.11

1

Анатомия изучаемого растения

Внутреннее строение

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с живыми объектами

Изучают внутреннее строение

12

25-30.11

1

Клеточное строение изучаемого растения

Клетка, органоиды

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с живыми объектами

Готовят микропрепарат растения. Рассматривают его под микроскопом

13

2-6.12

1

Работа в лаборатории

Правила работы с лабораторным оборудованием

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с инструкциями, оборудованием

Учатся работать с инструкциями, оборудованием

14

9-14.12

1

Работа в лаборатории

Правила работы с лабораторным оборудованием

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с инструкциями, оборудованием

Учатся работать с инструкциями, оборудованием

15

14-20.12

1

Работа в лаборатории

Правила работы с лабораторным оборудованием

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с инструкциями, оборудованием

Учатся работать с инструкциями, оборудованием

Физиология растений 4ч

16

23-27.12

1

Особенности жизнедеятельности растения

Дыхание, фотосинтез, тропизмы

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с источником информации

Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений

17

13-17.01

1

Особенности жизнедеятельности растения

Дыхание, фотосинтез, тропизмы

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с источником информации

Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений

18

20-24.01

1

Сезонные изменения в жизни растения

Экскурсия

фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.)

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с источником информации

Работают в фотолаборатории. Готовят фотографии растения в разные времена года, ведут фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.)

19

27-31.01

1

Сезонные изменения в жизни растения

фенологические наблюдения за растением ( когда опадают и распускаются листья, период цветения, плодоношения и т.д.)

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с источником информации

Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений

Экология растений 3ч

20

3-7.02

1

Экологические особенности произрастания

экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с источником информации

Изучают экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения. Определяют его отношение к различным экологическим группам

21

10-14.02

1

Экологические особенности произрастания

экологические факторы, оказывающие преимущественное влияние на произрастание данного растения

Формирование познавательных интересов

Учатся работать с источником информации

Знакомятся с особенностями жизнедеятельности растений

22

17-21.02

1

Географический ареал распространения

ареал распространения

Формирование познавательных интересов

Умение работать с картой

Наносят на контурную карту ареал распространения данного растения

Роль растения в природе и жизни человека 6 ч

23

24-28.02

1

Роль растения в природе

биоценозы, биогеоценозы с участием растений.

Формирование познавательных интересов

Умение собирать и анализировать информацию

Рассматривают биоценозы, биогеоценозы с участием растений. Составляют пищевые цепи с данным растением, зарисовывают сообщества

24

3-7.03

1

Роль растения в жизни человека

рецепты и информацию об использовании растения человеком

Формирование познавательных интересов

Умение собирать и анализировать информацию

Собирают рецепты и информацию об использовании растения человеком

25

10-14.03

1

Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении

Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении

Формирование познавательных интересов

Умение работать с различными источниками информации

Из различных источников собирают информацию

26

17-21.03

1

Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении

Пословицы, сказки, загадки и поговорки о растении

Формирование познавательных интересов

Умение собирать и анализировать информацию

27

31-4.04

1

Растение в литературных и музыкальных произведениях

Формирование познавательных интересов

Умение собирать и анализировать информацию

Из различных источников собирают информацию

28

7-11.04

1

Творческая работа - подготовка сказки о выбранном растении

Формирование познавательных интересов

Умение собирать и анализировать информацию

Учатся творчески преподносить информацию о растениях

Правила оформления работы 4ч

29

14-18.04

1

Подготовка презентации по материалам проекта

Формирование познавательных интересов

Умение работать в программе презентаций

30

21-25.04

1

Оформление исследовательской работы (титульный лист и т.д.)

Правила оформления работы

Формирование познавательных интересов

Умение работать в программе печати

31

28-2.05

1

Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления)

Тезисы выступления

Умение проводить защиту работы, анализировать работу других и свою

32

5-9.05

1

Защита исследовательской работы (подготовка тезисов, выступления)

Тезисы выступления

Умение проводить защиту работы, анализировать работу других и свою


Итого:32

Резерв:3

Всего: 35


7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение

Класс

Методическое, дидактическое обеспечение

5-6

1)Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

2). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;

3). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

4) Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008.- 128с: 6 ил. - (Дидактические материалы);

5)Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005. - 112с;

6)Энциклопедии.справочники, электронные пособия

7) Н. Ф. Бодрова «Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Поурочное планирование. Воронеж, 2009 г.

8)Журналы «Биология в школе»



Материально-техническое обеспечение

Микроскопы, микропрепараты, лаборатория «Архимед», оборудование для проведения лабораторных работ, оборудование для проведения лабораторных работ «Прорастание семян», цифровой микроскоп, таблицы по биологии, природные объекты, гербарии, муляжи, компьютер, проектор, экран.


© 2010-2022