Разработка урока по биологии на тему Борьба за существование. Естественный отбор

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс

Урок: Борьба за существование. Естественный отбор.

Цель: сформировать понятия «борьба за существование» и «естественный отбор», показать учащимся их формы и роль в эволюции.

Задачи урока:

  • Образовательная: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч. Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

  • Развивающая: личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, сформировать умение анализировать и оценивать презентацию учащихся по темам.

  • Воспитательная: воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала:

1) Проблема урока:

Полна, полна чудес могучая природа.
(А. С . Пушкин).

О каких чудесах природы говорится?

Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.

Одним из условий естественного отбора в природе Ч. Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс. яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за §существование. Борьба за существование - сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.

2)Задание 1. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа § 7.4 (стр. 201) или презентацию, выступающих.

Форма борьбы за существование

определение

причины

результат

примеры

внутривидовая


межвидовая


Борьба с неблагоприятными условиями среды


Обсуждение заполненной таблицы.

3) Задание 2. Заполните таблицу «Формы естественного отбора», используя текст параграфа § 7.5 (стр. 206) или презентацию выступающих.

Формы

естественного отбора

В каких условиях действует

Примеры



Обсуждение полученных результатов.

4) Задание 3.

Ответьте на вопрос. Что является результатом естественного отбора?

Учащиеся предлагают версии.

Ответ: Результатом естественного отбора является приспособленность организмов и их многообразие. Об этом и говорит А. С. Пушки в своем высказывании: «Полна, полна чудес могучая природа».

  1. Закрепление:

Тест «Борьба за существование. Естественный отбор»

1.Под борьбой за существование понимается:
а) совокупность отношений организма с другими организмами и природными условиями среды;
б) конкуренцию организмов с особями своего вида;
в) выживание сильнейшего в борьбе за существование.

2. Определите форму взаимоотношений волка и лисы:
а) паразит- хозяин;
б) хищник - жертва;
в) конкуренты.


3.Какая форма борьбы за существования описана в тексте: «Семена одуванчика погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах».

а) внутривидовая;

б) межвидовая борьба;

в) борьба с неблагоприятными условиями среды.

4.Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют
а) движущим
б) стихийным
в) стабилизирующим

5. Насекомые-вредители приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результате
а) высокой плодовитости
б) модификационной изменчивости
в) сохранения мутаций естественным отбором

6. Естественный отбор - это
а) сложные отношения между организмами и неживой природой
б) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями
в) процесс образования новых видов в природе.

Проверка теста. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

III. Домашнее задание: § 7.4, 7.5.

© 2010-2022