- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии (специальность Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Рабочая программа по биологии (специальность Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильева В.М. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Чунский многопрофильный техникум»
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
учебной дисциплины
Биология
Специальность 23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Срок обучения: 3 года 10 мес.
Уровень образования: основное общее (9кл.)
р. п. Чунский
2015г.
Программа разработана на основе Программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом
Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»
и рекомендованной для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 26. 03. 2015 г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. ) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Чунский многопрофильный техникум»
Разработчик: преподаватель биологии высшей квалификационной категории Васильева Вера Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРт ПРОГРАММЫ ………………………………
4
-
СТРУКТУРА и содержание программы……
8
-
условия реализации программы……………
19
-
Контроль и оценка результатов Освоения
ПРОГРАММЫ……………………………………………
22
-
паспорт ПРОГРАММЫ
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и соответствующих общих и профессиональных компетенций.
1.2. Место учебной дисциплины «Биология» в структуре основной профессиональной образовательной программы: при освоении специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта технического профиля профессионального образования, в учебном плане ППССЗ место учебной дисциплины «биология» в составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины «Биология» - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Биология » направлено на достижение следующих целей:
-
получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
-
овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой
природы, необходимости рационального природопользования, бережного
отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному
здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных:
-
имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;
-
понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
-
способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
-
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;
-
способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
-
готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
-
обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
-
способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-
готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
-
осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
-
повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
-
способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
-
умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
-
способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
-
способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
-
сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
-
владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
-
сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
-
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В результате освоения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен уметь:
- обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий;
- определять живые объекты в природе;
- проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности.
знать/понимать:
-
смысл понятий о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема);
-
историю развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке;
-
роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
-
методы научного познания.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часа.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
лабораторные работы
Самостоятельная работа обучающегося
18
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
индивидуальные творческие задания
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачет
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.15 Биология
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
1. Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1
1
Раздел 1. Учение о клетке
5 (3)
Тема 1.1. Химическая организация клетки.
Содержание учебного материала
2
1.Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
2. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
2
Тема 1.2. Строение и функции клетки.
Тема 1.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Содержание учебного материала
1
1. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
2
Содержание учебного материала
1
2
1. Пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Тема 1.4.Жизненный цикл клетки.
Содержание учебного материала
1
2
1. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации:
Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Выполнение домашних заданий по разделу «Учение о клетке»
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Основные понятия и определения цитологии. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК.
3
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
4(2)
Тема 2.1. Размножение организмов.
Содержание учебного материала
1
1. Организм - единое целое. Многообразие организмов Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
2
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организма.
Содержание учебного материала
2
1. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.
1
2
Демонстрации:
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
Практическое занятие:
1.Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Выполнение домашних заданий по разделу «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»
2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Многообразие организмов. Митоз. Мейоз. Типы постэмбрионального развития животных.
2
Раздел 3.Основы генетики и селекции.
8 (4)
Тема 3.1.Основы учения о наследственности и изменчивости.
Содержание учебного материала
4
1. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.
2.Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и ди-гибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
3.Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
3
2
Практическое занятие:
1.Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.
1
Тема 3.2.Закономерности изменчивости.
Содержание учебного материала
2
1.Наследственная или генотипиче-ская изменчивость. Модификационная, или ненаследтвенная, изменчивость.
2.Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
2
Тема 3.3.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Содержание учебного материала
1.Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
2.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
2
Демонстрации: Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Выполнение домашних заданий по разделу «Основы генетики и селекции»
2.Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика
3.Решение генетических задач.
4.Анализ фенотипической изменчивости.
4
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение
8 (4)
Тема 4.1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Содержание учебного материала
2
1.Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле.
2.Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
2
Тема 4.2.История развития эволюционных идей.
Содержание учебного материала
2
1.Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.
2.Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 4.3.Микроэволюция и макроэволюция.
Содержание учебного материала
4
1.Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). 2.Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.
3.Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
3
Демонстрации:
Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Практическое занятие:
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Выполнение домашних заданий по разделу «Эволюционное учение»
2.Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного её развития.
3.Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).
4.Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
1
4
Раздел 5. Происхождение человека.
3 (2)
Тема 5.1.Антропогенез.
Содержание учебного материала
2
1.Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека.
2.Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.
2
Тема 5.2.Человеческие расы.
Содержание учебного материала
1
1. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
2
Демонстрации:
Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Раздел 6. Основы экологии.
6 (3)
Тема 6.1. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Содержание учебного материала
3
1.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.
2.Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
3.Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбо-экосистемы.
Тема 6.2.Биосфера - глобальная экосистема.
Содержание учебного материала
1
1.Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере
Тема 6.3.Биосфера и человек.
Содержание учебного материала
2
1.Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
2.Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
2.Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)
3. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
3
Раздел 7. Бионика.
1
Тема 7.1.Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.
Содержание учебного материала
1. Бионика рассматривает особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации:
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
Экскурсии:
Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Естественные и искусственные экосистемы своего района.
Всего:
36 (18)
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
3. условия реализации ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология», в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);
-
лабораторное оборудование (микропрепараты, микроскоп и др.)
Технические средства обучения:
-
информационно-коммуникативные средства;
-
экранно-звуковые пособия;
-
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
-
библиотечный фонд;
-
презентации к урокам.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология.
- М.: 2012
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах.
- М.: 2014
Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. - М.: 2015
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. - М.: 2010
Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. - М.: 2011
Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. - М.: 2012
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. - М.: 2007, 2010
Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В.Маркиной. - М.: 2010
Дарвин Ч. Сочинения, т.3. - М.: 1939
Дарвин Ч. Происхождение видов. - М.: 2006
Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: 2010
Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.- М.: 2010
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М.: 2010
Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М.: 2010
Инт ернет-ресурсы
biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии
5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университетаcollege.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.
informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
ww.school-city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 - биология в вопросах и ответах.
chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
4. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
проводить наблюдения
наблюдение за действиями учащихся в процессе лабораторной работы
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно - научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов
тестирование, опрос, беседа, наблюдения за действиями учащихся при выполнении лабораторной работы
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию
наблюдение за действиями учащихся в процессе лабораторной, практической работы; опрос, беседа
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности
наблюдение за действиями учащихся в процессе лабораторной работы
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа
наблюдение за действиями учащихся в процессе лабораторной, практической работы; опрос, беседа
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде
опрос, беседа, тестирование
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно - популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать
наблюдение за действиями учащихся в процессе выполнения самостоятельных работ, беседа
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
опрос, беседа, оценка правильности суждений, наблюдения за действиями учащихся при выполнении лабораторных работ
Знания/ понимание:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности
домашняя работа, практические занятия
тестирование, опрос, беседа
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем
тестирование, лабораторная работа
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере
опрос, беседа, наблюдения за действиями учащихся при выполнении лабораторных работ
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки
опрос, беседа, тестирование
биологическую терминологию и символику
тестирование, лабораторные работы, опрос, беседа, тестирование
4