- Преподавателю
- Биология
- Урок Знакомство с Покрытосеменными
Урок Знакомство с Покрытосеменными
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахмедханова В.З. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здравствуйте, ребята!
На прошлом уроке мы изучали тему «Голосеменные», давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы представленные на экране
-
1. Почему голосеменные получили такое название?
-
2. Назовите основные признаки голосеменных растений
-
3. Назовите примеры голосеменных растений
4. Каково значение голосеменных? СЛАЙД 3
Разнообразен и прекрасен мир растений:
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели,
Но властелины царства не они. Слайд 5
Обсуждение эпиграфа урока.
- Каквы думаете, почему?( ответы учащихся). Трудно ответить на вопрос и мы с вами узнаем с чем это связано..
- Давайте проверим. Слад 4
-Как можно назвать эту группу растений? ( ответы: Цветковые )
- О чем говорит такое название?(ответы: семена созревают на месте цветка и находятся в плоде) Слад 4
- Скажите, о чём пойдёт речь на уроке?(ответы: мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения). Слайд 5
Темой нашего урока является «Покрытосеменные, или цветковые растения»
Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова:
Безмолвные цветы -
Властители пространства,
И жаждой красоты
Живет цветов убранство.
-На уроке мы: (ответы: познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные; выясним преимущества покрытосеменных) Слайд 6
Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?
Итак, сегодня мы должны узнать:
-
1. Какие растения называются покрытосеменными
-
2. Разнообразие покрытосеменных
-
3. Места обитания покрытосеменных
-
4. Значение цветковых.
А еще мы окунемся немного в мир поэзии. Слайд 7
3.2. Актуализация знаний
1 мин
А теперь давайте вспомним:
-
Какие растения называют цветковыми?
-
Признаки низших растений
Что такое споровые растения? Слайд 8
Работа с учебником.
Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая молодая и многочисленная группа царства Растения, насчитывающая более 250 тыс видов. Слайд 9
Рассмотрим признаки покрытосеменных растений. Откройте в учебнике, прочитайте первый пункт и назовите какие можно выделить признаки цветковых?
Цветковых растений великое множество. Посмотрите на наши комнатные растения в нашем классе, чем они все отличаются?
Итак, растения отличаются друг от друга по многим признакам. Запишите в тетрадь заголовок: «особенности покрытосеменных»
Рассмотрим самые основные отличия:
ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ (отдельно распечатать) 10 листов.
Клеточное строение
Имеют органы растения.
А органов всего немного
Запомню их я навсегда.
на первом месте корень
В мозгах останется навек.
А корень в почвеньке растёт,
Оттуда минералку пьёт.
И, разрастаясь, как ни близко,
Становится совсем сосиской.
У лука корень, вот так да!
Такой смешной, как борода.
Морковкин корень не поймёшь:
Его колбаской назовёшь.
Вот корень свёклы, будто шар,
А цвет имеет, как пожар.
Слайд 10
В побеге есть листочки, почки,
Стебелёчки и цветочки.
А почки, словно, бочки,
Пузатые пенёчки.
Внешне листья разные,
И всяческообразные.
Но много в них и общего,
Наименьшего и наибольшего.
Слайд 11
А стебельки друг с другом так дружны,
Они растенью ведь нужны.
Почки, листочки, а так же и цветочки
Расти не могут без стволов.
слайд 12
-
1. Есть орган семенного размножения - цветок
У растений орган есть,
Что нельзя и глаз отвесть!
Самый яркий и заметный,
Ароматный, разноцветный.
Если ты всего знаток,
Он называется (цветок)!
слайд 14
Как тот орган отцветет,
Образуется в нем (плод).
Он покрывает (семена),
Покрывает и питает,
От всего их защищает.
Семя в почву попадет
Вскоре снова прорастет,
На свет появится росток,
Слайд 15
-
3. Внутри плода развиваются семена (т.е. они защищены (покрыты)
Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет -
Семя в землю попадет.
Потому растут растенья,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.
Слайд 16
В тетради запишите признаки цветковых:
Рассмотрим самые основные отличия:
-
По форме - деревья, кустарники и травы
-
Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня) слайд 17
-
По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение) слайд 18
-
По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся) слайд 19
-
По строению корневой системы и форме листьев слайд 10 и 11
-
По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения) слайд 20.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
СЛАЙД 7
Лабораторная работа "Строение цветковых растений на примере шиповника"
(Инструктивная карточка, гербарий)
Ребята! Сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу.
Цель работы: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника. Мы будем работать с гербарным материалом и рисунками учебника. На ваших столах лежат инструктивные карточки. Выполняя работу, записи делаем в инструктивной карточке. По истечении 5-ти минут я попрошу вас сделать самостоятельный вывод.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
Лабораторная работа
"Строение цветковых растений на примере шиповника"
Цель: Выявить особенности строения цветкового растения.
Оборудование: гербарий.
ХОД РАБОТЫ
-
Рассмотрите внешний вид растения.
-
Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 77 "Строение шиповника".
-
Отметьте особенности строения по следующему плану:
-
Жизненная форма шиповника ________________ . Это можно определить потому, что растение имеет ___________________________ стебель.
-
Листья ____________________ (простые или сложные)
-
Плод ____________________ (многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).
Сделайте вывод о принадлежности данного растения к отделу Покрытосеменных растений.
Какие выводы мы можем сделать? Самое главное наличие цветка
Итог урока
Вопросы:
-
1. Отличительный признак покрытосеменных - это наличие цветка и плода (да или нет)
-
2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания (да или нет)
-
3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)
-
5.Какое у вас настроение в конце урока:
(хорошее, плохое, чувство тревоги)
Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок
Дорогие ребята! Мы хорошо потрудились!
-
Значение покрытосеменных растений:
-
Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?
-
- Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее:
-
1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)
-
2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)
-
3. Корм для сельскохозяйственных животных
-
4. Декоративное значение
-
5. Лекарственное значение
-
Дома вам нужно было провести исследование о том, какие лекарственные растения есть вашей аптечке или какие растения наиболее часто используются в вашей семье и для каких целей, какое лекарственное действие они оказывают.
-
Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок
Оценка деятельности учащихся.
СЛАЙД 8
Домашнее задание. Выберите из предложенных заданий то, которое вы желаете выполнить:
-
Составьте словарь терминов данного урока.
-
Подготовьте устный рассказ о Покрытосеменных растениях, используя стр. 76-79.
-
Нарисуйте рисунки , иллюстрирующие тему.
А самым любознательным я предлагаю выполнить необычное домашнее задание:
Составить как можно больше слов - нарицательных существительных в именительном падеже, единственном числе из слова "ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ".
Возможные варианты: корыто, крот, корт, трек, морс, сом, крен, неон, рост, сорт, трос, ток, кот, ор, копыто, осот, помост, мост, покос, скот, сток, стек, песок, спор, спорт, порт, нос, сон, стон, тон, тор, торс, сыр, стык, коп, пек, кепи, море, мор, ром, рот, том, мот.
Побеждает команда, которая составит последнее слово
Надеюсь, эта викторина будет интересна также и детской аудитории портала «Солнышко». Удачи!
1. Какого лепестка не было у волшебного цветка в сказке В. Катаева "Цветик-семицветик"?
розового
3. Как звали хозяина Аленького цветочка в одноименной сказке С. Аксакова?
Зверь лесной зверь, чудо морское
4. Что называла Багира "Красным Цветком" в сказке Р. Киплинга "Маугли"?
огонь
5. Аромат каких цветов усыпил Элли, Тотошку и Льва в сказке А. Волкова "Волшебник Изумрудного города"?
маков
6. В сказке Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" садовники красили розы на большом кусте у входа в сад Королевы...
в красный цвет
7. Лепесток какого цветка служил одеялом Дюймовочке из одноименной сказки Г. Х. Андерсена?
лепесток розы
9. Как звали малышку, которая побывала на Луне в сказке Н. Носова "Незнайка на Луне"?
Фуксия
10. За какими цветами отправила мачеха свою падчерицу под Новый год в сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев"?
за подснежниками
Вопросы:
-
1. Отличительный признак покрытосеменных - это наличие цветка и плода (да или нет)
-
2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания (да или нет)
-
3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)
-
4. Двулетние растения - это растения которые дают плоды и семена только на второй год (да или нет)
-
5.Какое у вас настроение в конце урока:
(хорошее, плохое, чувство тревоги)
Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок. Закончить урок я хочу следующими поэтическими строками:
3. Подведение итогов урока
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
СЛАЙД 7
Лабораторная работа "Строение цветковых растений на примере шиповника"
(Инструктивная карточка, гербарий)
Ребята! Сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу.
Цель работы: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника. Мы будем работать с гербарным материалом и рисунками учебника. На ваших столах лежат инструктивные карточки. Выполняя работу, записи делаем в инструктивной карточке. По истечении 5-ти минут я попрошу вас сделать самостоятельный вывод.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
Лабораторная работа
"Строение цветковых растений на примере шиповника"
Цель: Выявить особенности строения цветкового растения.
Оборудование: гербарий.
ХОД РАБОТЫ
-
Рассмотрите внешний вид растения.
-
Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 77 "Строение шиповника".
-
Отметьте особенности строения по следующему плану:
-
Жизненная форма шиповника ____кустарник____________ . Это можно определить потому, что растение имеет __________пряостоячий,стелющийся_________________ стебель.
-
Листья ___сложные_________________ (простые или сложные)
-
Плод ___многоорешек_________________ (многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).