Урок Знакомство с Покрытосеменными

очень интересный урок с элементами игры. используются межпредметные связи с литературой, географией, валеологией. урок проводится в 7 классе при изучении отдела покрытосеменные.  Разнообразен и прекрасен мир растений:                                                          Мхи, водоросли, папоротники, плауны                                                          И семенные: сосны, туя, пихты, ели,                                                          Но властелины царства не они.
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы изучали тему «Голосеменные», давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы представленные на экране

  • 1. Почему голосеменные получили такое название?

  • 2. Назовите основные признаки голосеменных растений

  • 3. Назовите примеры голосеменных растений

4. Каково значение голосеменных? СЛАЙД 3

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они. Слайд 5

Обсуждение эпиграфа урока.

- Каквы думаете, почему?( ответы учащихся). Трудно ответить на вопрос и мы с вами узнаем с чем это связано..

- Давайте проверим. Слад 4

-Как можно назвать эту группу растений? ( ответы: Цветковые )

- О чем говорит такое название?(ответы: семена созревают на месте цветка и находятся в плоде) Слад 4

- Скажите, о чём пойдёт речь на уроке?(ответы: мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения). Слайд 5

Темой нашего урока является «Покрытосеменные, или цветковые растения»

Эпиграф к нашему уроку могут быть следующие слова:

Безмолвные цветы -
Властители пространства,
И жаждой красоты
Живет цветов убранство.

-На уроке мы: (ответы: познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные; выясним преимущества покрытосеменных) Слайд 6

Какие цели мы сегодня должны поставить перед собой при изучении новой темы?

Итак, сегодня мы должны узнать:

  • 1. Какие растения называются покрытосеменными

  • 2. Разнообразие покрытосеменных

  • 3. Места обитания покрытосеменных

  • 4. Значение цветковых.

А еще мы окунемся немного в мир поэзии. Слайд 7

3.2. Актуализация знаний

1 мин

А теперь давайте вспомним:

  • Какие растения называют цветковыми?

  • Признаки низших растений

Что такое споровые растения? Слайд 8

Работа с учебником.

Покрытосеменные растения, по мнению ученых, произошли от голосеменных растений. Это самая молодая и многочисленная группа царства Растения, насчитывающая более 250 тыс видов. Слайд 9

Рассмотрим признаки покрытосеменных растений. Откройте в учебнике, прочитайте первый пункт и назовите какие можно выделить признаки цветковых?

Цветковых растений великое множество. Посмотрите на наши комнатные растения в нашем классе, чем они все отличаются?

Итак, растения отличаются друг от друга по многим признакам. Запишите в тетрадь заголовок: «особенности покрытосеменных»

Рассмотрим самые основные отличия:

ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ (отдельно распечатать) 10 листов.
Клеточное строение
Имеют органы растения.
А органов всего немного
Запомню их я навсегда.

на первом месте корень

В мозгах останется навек.
А корень в почвеньке растёт,
Оттуда минералку пьёт.

И, разрастаясь, как ни близко,
Становится совсем сосиской.
У лука корень, вот так да!
Такой смешной, как борода.

Морковкин корень не поймёшь:
Его колбаской назовёшь.
Вот корень свёклы, будто шар,
А цвет имеет, как пожар.

Слайд 10

В побеге есть листочки, почки,
Стебелёчки и цветочки.
А почки, словно, бочки,
Пузатые пенёчки.

Внешне листья разные,
И всяческообразные.
Но много в них и общего,
Наименьшего и наибольшего.

Слайд 11

А стебельки друг с другом так дружны,
Они растенью ведь нужны.
Почки, листочки, а так же и цветочки
Расти не могут без стволов.
слайд 12


  • 1. Есть орган семенного размножения - цветок

У растений орган есть,
Что нельзя и глаз отвесть!
Самый яркий и заметный,
Ароматный, разноцветный.
Если ты всего знаток,
Он называется (цветок)!
слайд 14

Как тот орган отцветет,
Образуется в нем (плод).
Он покрывает (семена),
Покрывает и питает,
От всего их защищает.
Семя в почву попадет
Вскоре снова прорастет,
На свет появится росток,

Слайд 15





  • 3. Внутри плода развиваются семена (т.е. они защищены (покрыты)

Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет -
Семя в землю попадет.
Потому растут растенья,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.

Слайд 16

В тетради запишите признаки цветковых:

Рассмотрим самые основные отличия:

  1. По форме - деревья, кустарники и травы

  2. Место обитания (вода, пустыня, лес, степи, арктическая пустыня) слайд 17

  3. По размерам (эвкалипты более 100 метров высотой, а ряска очень маленькое растение) слайд 18

  4. По форме стеблей (прямостоячие, стелящиеся, лазающие и вьющиеся) слайд 19

  5. По строению корневой системы и форме листьев слайд 10 и 11

  6. По продолжительности жизни (однолетние, двулетние и многолетние растения) слайд 20.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

СЛАЙД 7

Лабораторная работа "Строение цветковых растений на примере шиповника"
(Инструктивная карточка, гербарий)

Ребята! Сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу.

Цель работы: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника. Мы будем работать с гербарным материалом и рисунками учебника. На ваших столах лежат инструктивные карточки. Выполняя работу, записи делаем в инструктивной карточке. По истечении 5-ти минут я попрошу вас сделать самостоятельный вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

Лабораторная работа
"Строение цветковых растений на примере шиповника"

Цель: Выявить особенности строения цветкового растения.

Оборудование: гербарий.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите внешний вид растения.

  2. Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 77 "Строение шиповника".

  3. Отметьте особенности строения по следующему плану:

  • Жизненная форма шиповника ________________ . Это можно определить потому, что растение имеет ___________________________ стебель.

  • Листья ____________________ (простые или сложные)

  • Плод ____________________ (многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).

Сделайте вывод о принадлежности данного растения к отделу Покрытосеменных растений.

Какие выводы мы можем сделать? Самое главное наличие цветка

Итог урока

Вопросы:

  • 1. Отличительный признак покрытосеменных - это наличие цветка и плода (да или нет)

  • 2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания (да или нет)

  • 3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)

  • 5.Какое у вас настроение в конце урока:

(хорошее, плохое, чувство тревоги)

Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок

Дорогие ребята! Мы хорошо потрудились!

  • Значение покрытосеменных растений:

  • Скажите, ребята, какую роль играют в природе и жизни человека цветковые растения?

  • - Действительно роль этих растений огромна, обобщив ваши ответы можно выделить следующее:

  • 1. Пища для человека (овощные, хлебные, масличные, плодово-ягодные)

  • 2. Сырье для промышленности (лен, хлопчатник, сахарная свекла)

  • 3. Корм для сельскохозяйственных животных

  • 4. Декоративное значение

  • 5. Лекарственное значение

  • Дома вам нужно было провести исследование о том, какие лекарственные растения есть вашей аптечке или какие растения наиболее часто используются в вашей семье и для каких целей, какое лекарственное действие они оказывают.


  • Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок

Оценка деятельности учащихся.

СЛАЙД 8

Домашнее задание. Выберите из предложенных заданий то, которое вы желаете выполнить:

  • Составьте словарь терминов данного урока.

  • Подготовьте устный рассказ о Покрытосеменных растениях, используя стр. 76-79.

  • Нарисуйте рисунки , иллюстрирующие тему.

А самым любознательным я предлагаю выполнить необычное домашнее задание:

Составить как можно больше слов - нарицательных существительных в именительном падеже, единственном числе из слова "ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ".

Возможные варианты: корыто, крот, корт, трек, морс, сом, крен, неон, рост, сорт, трос, ток, кот, ор, копыто, осот, помост, мост, покос, скот, сток, стек, песок, спор, спорт, порт, нос, сон, стон, тон, тор, торс, сыр, стык, коп, пек, кепи, море, мор, ром, рот, том, мот.

Побеждает команда, которая составит последнее слово







Надеюсь, эта викторина будет интересна также и детской аудитории портала «Солнышко». Удачи!


1. Какого лепестка не было у волшебного цветка в сказке В. Катаева "Цветик-семицветик"?

розового



3. Как звали хозяина Аленького цветочка в одноименной сказке С. Аксакова?

Зверь лесной зверь, чудо морское


4. Что называла Багира "Красным Цветком" в сказке Р. Киплинга "Маугли"?

огонь


5. Аромат каких цветов усыпил Элли, Тотошку и Льва в сказке А. Волкова "Волшебник Изумрудного города"?

маков


6. В сказке Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" садовники красили розы на большом кусте у входа в сад Королевы...

в красный цвет


7. Лепесток какого цветка служил одеялом Дюймовочке из одноименной сказки Г. Х. Андерсена?

лепесток розы


9. Как звали малышку, которая побывала на Луне в сказке Н. Носова "Незнайка на Луне"?

Фуксия


10. За какими цветами отправила мачеха свою падчерицу под Новый год в сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев"?

за подснежниками

Вопросы:

  • 1. Отличительный признак покрытосеменных - это наличие цветка и плода (да или нет)

  • 2. Покрытосеменные растения являются автотрофами по способу питания (да или нет)

  • 3. Покрытосеменные растения размножаются семенами (да или нет)

  • 4. Двулетние растения - это растения которые дают плоды и семена только на второй год (да или нет)

  • 5.Какое у вас настроение в конце урока:

(хорошее, плохое, чувство тревоги)

Я думаю, что каждый из вас сегодня получит хорошую оценку за урок. Закончить урок я хочу следующими поэтическими строками:

3. Подведение итогов урока

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

СЛАЙД 7

Лабораторная работа "Строение цветковых растений на примере шиповника"
(Инструктивная карточка, гербарий)

Ребята! Сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу.

Цель работы: выявить особенности строения цветкового растения на примере шиповника. Мы будем работать с гербарным материалом и рисунками учебника. На ваших столах лежат инструктивные карточки. Выполняя работу, записи делаем в инструктивной карточке. По истечении 5-ти минут я попрошу вас сделать самостоятельный вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

Лабораторная работа
"Строение цветковых растений на примере шиповника"

Цель: Выявить особенности строения цветкового растения.

Оборудование: гербарий.

ХОД РАБОТЫ

  1. Рассмотрите внешний вид растения.

  2. Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 77 "Строение шиповника".

  3. Отметьте особенности строения по следующему плану:

  • Жизненная форма шиповника ____кустарник____________ . Это можно определить потому, что растение имеет __________пряостоячий,стелющийся_________________ стебель.

  • Листья ___сложные_________________ (простые или сложные)

  • Плод ___многоорешек_________________ (многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).



© 2010-2022