Рабочая программа по биологии (7 класс)

 Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне,  на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7 класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2010. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БОРИСКИНО-ИГАР

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЛЯВЛИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ




Рассмотрено на заседании МО

«____» _______________ 2014 г.

Руководитель МО ___________

Согласовано зам. директора по УВР

_______________И. Ю. Сорокина

«____» _______________ 2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ СОШ

с. Борискино - Игар

______________ Н. А. Николаев

«______» _____________ 2014 г
















Рабочая программа

Биология

7 класс











Учитель Заборникова Нина Серафимовна

Высшая квалификационная категория





2014

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на основе авторской программы И. Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7 класса авторов В. М. Константинова, В.С. Кучменко, И.Н. Пономаревой

Цели и задачи изучения курса.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.



Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

7. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

8. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.: Вентана-граф, 2010.

Сведения о программе.

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы И.Н. Пономаревой и др. «Животные» для 7 класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 72 с., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Обоснование выбора программы.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в 6 классе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Информация о внесенных изменениях. Разделы соответствуют программе. Резервное время 1 час можно использовать на проведение контрольно - обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Место и роль учебного курса

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

Информация о количестве учебных часов

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ с. Борискино - Игар Клявлинского района данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса:


Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок, ОМС.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные, ОМС; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Технологии обучения: Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра)

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности.

В результате учащиеся: овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Виды и формы контроля: Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Учебно-тематический план


№ п. п.

Название темы

Кол-во

часов

Лабораторные работы

1

Общие сведения о мире животных.

Строение тела животных

7

2

Подцарство Простейшие

4

Лаб. р. №1. Строение и передвижение инфузории - туфельки»

3

Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные

3

4

Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6

Лаб. р. № 2. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.

5

Тип Моллюски

4

Лаб. р. №3. «Изучение строения раковин моллюсков»

6

Тип Членистоногие

8

Лаб. р. №4. «Внешнее строение насекомого»

7

Тип Хордовые

28

Лаб. р. №5. Внешнее строение и особенности передвижения рыб. Строение скелета рыб. Внутренние органы.

Лаб. р. № 6. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах

Лаб. р. № 7. Сравнение скелетов лягушки и ящерицы. Изучение их внешнего строения

Лаб. р. №8. «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лаб. р. №9. «Строение скелета птицы»

Лаб. р. №10. «Строение скелета млекопитающих»

8

Развитие животного мира на Земле

4

9

Природные сообщества

3

10

Заключение

1


Итого

68















Содержание учебной программы

Тема 1. «Общие сведения о мире животных. Строение тела животных» - 7 часов


Зоология - наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Экскурсия. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.


Учащиеся должны знать

Систематические категории. Сходство и различие растений и животных. Среды жизни. Взаимосвязи животных в природе: симбиоз, хищничество, паразитизм. Биоценозы.

Краткую историю изучения животных. Квартирантство. Конкуренция. Биогеоценозы.

Учащиеся должны уметь

Давать определения понятий. Перечислять черты сходства и отличия животных от растений. Перечислять взаимосвязи животных в природе.

Делать выводы (о чем говорит сходство и различие животных от растений). Показывать взаимосвязи животных в природе.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Зоология. Царство. Тип. Класс. Отряд. Вид.

Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Биоценоз

Подцарство. Подтип. Семейство. Род. Квартиранство. Конкуренция. Биогеоценозы.

Тема 2. «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные» - 4 часа

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Строение и передвижение инфузории.




Учащиеся должны знать

Общая характеристика одноклеточных. Строение и функции одноклеточных организмов: амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории - туфельки. Значение их в природе и жизни человека.

Взаимосвязь строения одноклеточных с функциями. Других представителей одноклеточных организмов.

Учащиеся должны уметь

Давать характеристику простейших. Узнавать на рисунках, таблицах основных представителей простейших. Рассматривать микропрепараты и зарисовывать одноклеточные организмы.

Сравнивать строение простейших организмов и делать выводы. Готовить микропрепараты простейших.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Одноклеточные организмы. Ложноножки. Реснички. Жгутики. Пищеварительная и сократительная вакуоль. Циста. Светочувствительный глазок. Хлоропласты. Раздражимость. Автотрофное и Гетеротрофное питание.

Обмен веществ. Вольвокс. Малярийный плазмодий. Колониальный организм. Радиолярии.


Тема 3. «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные» - 3 часа


Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.


Учащиеся должны знать

Признаки многоклеточного организма. Общую характеристику типа. Среда обитания и внешнее строение гидры. Строение и значение эпителиально-мускульных, нервных, стрекательных, пищеварительных, половых клеток. Что такое рефлекс, регенерация. Размножение гидры.

Взаимосвязь строения с функциями. Многообразие и значение морских кишечнополостных.

Учащиеся должны уметь

на базовом уровне

на повышенном уровне

Давать общую характеристику типа. Перечислять процессы жизнедеятельности. Узнавать на рисунках, таблицах представителей типа.

Показывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями. Обосновывать процессы жизнедеятельности.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Кишечнополостные. Гидра. Полип. Лучевая симметрия. Рефлекс. Половые клетки. Почкование. Регенерация. Яйцеклетка. Сперматозоид.

Медузы. Актинии. Кораллы. Эктодерма. Энтодерма. Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Жизненные формы.

Тема 4. «Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви» - 6 часов

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.

Обобщение знаний по теме «Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»


Учащиеся должны знать

Общую характеристику типов и классов: Сосальщики, Ленточные, Малощетинковые. Что такое орган, система органов. Приспособления к паразитизму. Меры борьбы с паразитами. Роль в природе и жизни человека.

Ресничные. Многощетинковые. Взаимосвязь строения с функциями. Циклы развития. Причины упрощения организации паразитических червей.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки типов и классов. Узнавать на рисунках, таблицах представителей разных типов и классов. Наблюдать за объектами и описывать их.

Показывать усложнение червей в процессе эволюции. Раскрывать взаимосвязь строения с функциями. Делать выводы, сравнивать, обобщать.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Плоские, круглые, кольчатые черви. Сосальщики. Ленточные. Малощетинковые. Мезодерма. Ткань. Орган. Система органов. Двусторонняя симметрия. Гермафродиты. Раздельнополые. Яичники. Семенники. Замкнутая кровеносная система.

Ресничные. Многощетинковые. Цикл развития. Дегенерация. Кожно-мускульный мешок. Целом.

Тема 5. «Тип Моллюски» - 4 часа

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторная работа. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»


Учащиеся должны знать

Признаки типа. Внешнее и внутреннее строение прудовика Роль в природе и жизни человека. Многообразие моллюсков. Черты приспособленности к среде обитания.

Признаки классов. Соответствие строения выполняемым функциям.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки типа, процессы жизнедеятельности, черты приспособленности. Узнавать представителей типа на рисунках, таблицах. Работать с натуральными объектами.

Показывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями. Доказывать, что моллюски - высокоорганизованные беспозвоночные животные. Сравнивать представителей разных классов.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Моллюски. Двустворчатые. Брюхоногие. Раковина. Мантия. Мантийная полость. Двусторонняя симметрия тела. Легкое. Жабры.

Головоногие. Вводной сифон. Выводной сифон. Раздельнополые животные.

Тема 6. «Тип Членистоногие» - 8 часов

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые - переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторная работа. Внешнее строение насекомого.

Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие» и по разделу «Подцарство Многоклеточные»


Учащиеся должны знать

Признаки типа, классов. Внешнее строение речного рака, паука крестовика, насекомого. Внутреннее строение речного рака, насекомого. Черты приспособленности организмов к среде. Стадии развития полного и неполного превращения. Охраняемых насекомых Кировской области. Многообразие ракообразных, паукообразных, насекомых. Роль в природе и жизни человека. Методы борьбы с насекомыми-вредителями.

Признаки важнейших отрядов. Соответствие строения выполняемым функциям. Основы поведения насекомых. Черты сходства и отличия стадий. Охраняемых насекомых России. Шелководство, пчеловодство.


Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки типа, классов. Распознавать на рисунках, таблицах, коллекциях представителей разных групп. Находить отделы тела. Зарисовывать внешнее строение насекомого.

Сравнивать представителей разных классов и отрядов. Доказывать, что членистоногие высокоорганизованные беспозвоночные.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Членистоногие. Ракообразные. Паукообразные. Насекомые. Наружный скелет. Хитин. Общественные насекомые. Полное превращение. Неполное превращение. Инстинкт. Методы борьбы с насекомыми вредителями.

Трахеи. Дыхальца. Железы. Мальпигиевы сосуды. Энцефалит. Биологический способ борьбы.

Тема 7. «Тип Хордовые» - 28 часов

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные.

Ланцетник - представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма - карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы. Внешнее строение и особенности передвижения рыб. Строение скелета рыб. Внутренние органы.

Обобщение знаний по теме «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы»


Учащиеся должны знать

Признаки типа Хордовые. Признаки надкласса. Внешнее строение рыб. Внутреннее строение рыб. Многообразие и значение рыб. Охраняемые виды рыб Кировской области.

Признаки подтипа Бесчерепные, подтипа Черепные. Признаки отрядов надкласса Рыбы. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания. Взаимосвязь строения с функциями. Обмен веществ. Поведение рыб.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки типа, подтипов, надкласса. Находить отделы тела, части тела. Распознавать на рисунках, таблицах, коллекциях представителей надкласса. Зарисовывать внешнее строение рыбы.

Перечислять признаки отрядов. Показывать взаимосвязь строения с выполняемыми функциями. Обосновывать необходимость охраны некоторых видов рыб.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Хорда. Позвоночник. Костные рыбы. Хрящевые рыбы. Нерест. Боковая линия. Плавники. Череп. Внутренний скелет. Плавательный пузырь. Головной мозг. Спинной мозг. Артерии. Вены. Капилляры. Венозная кровь. Артериальная кровь. Один круг кровообращения.

Проходные рыбы. Кистеперые рыбы. Передний мозг. Средний мозг. Промежуточный мозг. Мозжечок. Продолговатый мозг. Рефлекс. Холоднокровные. Акклиматизация.

Класс Земноводные, или Амфибии.

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения лягушки на готовых влажных препаратах.


Учащиеся должны знать

Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение земноводных. Нервная система и органы чувств. Размножение и цикл развития. Многообразие и происхождение земноводных. Значение земноводных. Охраняемые виды Самарской области.

Внешнее строение земноводных со средой обитания. Особенности строения в сравнении с надклассом Рыбы. Охраняемые виды России.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки класса. Находить отделы тела. Распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах представителей различных отрядов.

Признаки отрядов. Сравнивать представителей разных отрядов. Применять знания для охраны некоторых видов.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Земноводные. Хвостатые. Бесхвостые. Непрямое развитие. Головастик. Кожное дыхание. Два круга кровообращения. Холоднокровные.

Клоака.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторная работа. Сравнение скелетов лягушки и ящерицы. Изучение их внешнего строения.

Экскурсия. Разнообразие животных родного края (краеведческий музей).

Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся»


Учащиеся должны знать

Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение. Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Охраняемые виды Кировской области.

Черты сходства и отличия с земноводными. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с переходом к наземному образу жизни. Происхождение пресмыкающихся. Охраняемые пресмыкающиеся России.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки класса. Распознавать представителей разных отрядов на рисунках, таблицах, влажных препаратах.

Доказывать происхождение пресмыкающихся. Находить черты сходства и отличия земноводных и пресмыкающихся; объяснять, чем они обусловлены.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Пресмыкающиеся. Чешуйчатые. Черепахи. Крокодилы. Регенерация. Прямое развитие.

Подотряды. Внутреннее оплодотворение. Третье веко. Стегоцефалы.

Класс Птицы.

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторные работы. Внешнее строение птиц. Строение перьев. Строение скелета птиц. Изучение строение куриного яйца.

Экскурсия. Знакомство с птицами леса.

Обобщение знаний по теме «Класс Птицы»


Учащиеся должны знать

Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение. Размножение птиц. Строение яйца. Забота о потомстве. Поведение птиц. Безусловные рефлексы. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе (гнездование, кочевки, перелеты). Экологические группы птиц (леса, луга, парка). Роль птиц в природе и жизни человека. Птицеводство.

Черты сходства и отличия с пресмыкающимися. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи со средой обитания. Условные рефлексы. Доказательства происхождения птиц. Причины перелетов и способы их изучения.. Приспособленность к среде обитания. Мероприятия по охране птиц. Происхождение домашних птиц. Породы домашних птиц.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки класса. Распознавать представителей разных экологических групп. Находить отделы тела птицы, отделы скелета, основные части перьев. Зарисовывать внешнее строение птицы, строение пера. Применять знания для охраны редких птиц.

Находить особенности во внешнем и внутреннем строении и в строении скелета, связанные с полетом. Доказывать происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Различать перья на натуральных объектах.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Теплокровность. Безусловные рефлексы. Гнездовые птицы. Выводковые птицы. Перелетные птицы. Кочующие птицы. Оседлые птицы. Токование.

Условные рефлексы. Надотряды. Археоптерикс. Экологические группы птиц.

Класс Млекопитающие, или Звери.

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторная работа. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающих. Изучение внутреннего строения млекопитающего по готовым влажным препаратам

Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие»


Учащиеся должны знать

Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие млекопитающих. Отряды класса Млекопитающие. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные животные. Происхождение домашних животных.

Черты сходства и отличия с пресмыкающимися. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение в сравнении с другими классами типа Хордовые. Доказательства происхождения млекопитающих. Черты приспособленности представителей отрядов к среде обитания. Мероприятия по охране млекопитающих. Породы сельскохозяйственных животных.

Учащиеся должны уметь

Перечислять признаки класса. Определять систематическое положение представителей разных отрядов.

Находить черты усложнения млекопитающих во внешнем и внутреннем строении. Доказывать происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся.

Термины и понятия, над которыми надо работать

Млекопитающие. Звери. Волосяной покров. Живорождение. Яйцекладущие. Животноводство.

Диафрагма. Плацента. Беременность. Роды. Экологические группы зверей. Реакклиматизация. Звероводство.

Тема 8. «Развитие животного мира на Земле» - 4 часа

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

Современный животный мир - результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.


Учащиеся должны знать

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Понятие о естественном отборе и искусственном отборе. Основные этапы происхождения животных. Причины эволюции (по Ч. Дарвину).

Сравнительную характеристику естественного и искусственного отбора. Усложнение строения в процессе исторического развития животного мира. Несостоятельность взглядов о неизменности мира.

Учащиеся должны уметь

Перечислять доказательства эволюции

Использовать знания для доказательства эволюции животного мира

Термины и понятия, над которыми надо работать

Эволюция. Палеонтология. Эмбриология. Наследственность. Изменчивость. Естественный отбор.

Искусственный отбор.Борьба за существование. Этапы эволюции.


Тема 9. «Природные сообщества» -3 часа

Естественные и культурные сообщества организмов. Место и роль животных в природных сообществах. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания и экологические ниши. Численность животных в природе и причины ее колебаний. Колебание численности животных в агроценозах.

Экскурсии. «Жизнь природного сообщества весной», «Весенние явления вводном природном сообществе».

Учащиеся должны знать

Сообщества: естественные и культурные. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Трофические связи, цепи питания и экологические ниши.

Численность животных в природе, причины колебаний. Колебание численности животных в агроценозах.

Учащиеся должны уметь

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды.

Использовать знания для составления цепей питания животного мира

Термины и понятия, над которыми надо работать

Биогеоценоз, экосистема. Цепи питания. Экологические ниши.

Причины колебаний численности.


Тема 10. Заключение - 1 час

Животный мир как многообразие организмов, популяций, видов и сообществ. Уровни организаций живой природы. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.


Учебно - методический комплекс

Программа

  1. Программы для основной общеобразовательной школы. Биология. 6 - 9 классы. И. Н. Пономарева и другие. М.: Дрофа, 2008.

Основная литература

Базовый учебник

И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, B. C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений И. Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2006.

Методическое пособие для ученика

И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, B. C. Кучменко. Биология: Животные. Рабочие тетради № 1, № 2 для 7 класса. - М.: «Вентана-Граф», 2006.

Инструмент по отслеживанию результатов работы

1. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 1996.

2. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998.

Учебно-методическое пособие для учителя

В. С. Кучменко, С. В. Суматохин. Биология. Животные. Методическое пособие. 7 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2003.

Дополнительная литература

  1. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. - М.: НЦ ЭНАС, 2002.

  2. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2000.

  3. Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. - М.: Школа-Пресс, 1999.

  4. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999.

Электронные издания

1. Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий) Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

2. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

3. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

5. Электронный атлас для школьника. Зоология. - «ЧеРо», 2004 г. «Интерактивная линия», 2004г. Авторы - д.б.н. В.Р. Дольник, д.б.н. М.А. Козлов

6. Видеофильм

7. ОМС





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса биологии «Животные»

Название темы урока

Кол-во

часов

Элементы содержания в соответствии с ФКГОС

Источники/ ИКТ

Дата

Тема: «Общие сведения о мире животных» - 4 часа

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о многообразии животных, углубления знаний об условиях жизни животных и средах жизни, расширения знаний о группах животных, их взаимоотношениях и значении.

Развивающие: способствовать развитию умения работать с учебником в качестве источника знаний, умение формулировать результаты наблюдений.

Воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию учащихся, воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда.

1

Зоология - наука о животных

1

Зоология - наука о царстве Животные. Их отличие от растений. Распространение. Дикие и домашние животные.

Пять сред обитания и их особенности

Понятие систематики, категории животных

Понятие гетеротрофы, первого и второго понятия

Видеофильм

ОМС - 036

2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи в природе.

1

Видеофильм

ОМС - 037

3

Классификация и систематические единицы животных.

1

ОМС - 038

4

Роль и место животных в сообществе. Влияние человека на животных

1

Тема «Строение тела животных» - 3 часа

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации об организме животных как биосистеме, углубления знаний о строении клетки животных, расширения знаний об органах и тканях.

Развивающие: способствовать развитию умения работать с учебником в качестве источника знаний, развивать умения работать с рисунками и текстом учебника, умение сравнивать, анализировать и делать выводы

Воспитательные: способствовать воспитанию аккуратности при выполнении рисунков, заполнении таблиц, воспитанию интереса к учебе

5-6

Клетка. Ткани.

2

Органоиды клетки, ткань, виды тканей, особенности тканей

Орган. Основные органы и системы

ОМС - 040

7

Органы и системы органов.

1

ОМС - 041

Тема «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные»» - 4 часа.

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о строении, жизнедеятельности и многообразии Простейших, осознанию мысли о единстве жизни на земле и об отличительных особенностях одноклеточных животных.

Развивающие: способствовать развитию умения работать с учебником в качестве источника знаний, умение работать с микроскопом, готовить временные микропрепараты, наблюдать и сравнивать рассматриваемые объекты, формулировать результаты наблюдений.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе при изготовлении временных микропрепаратов и выполнении рисунков в тетради, воспитывать чувство коллективизма при выполнении лабораторных работ.

8

Подтип Саркодовые

1

Признаки типа, строение и процессы жизнедеятельности амебы

Видеофильм

ОМС - 042

9

Подтип Жгутиконосцы

1

Строение и процессы жизнедеятельности

эвглены

ОМС - 043

10

Подтип Инфузории

1

Строение и процессы жизнедеятельности инфузории

Лаб. р.№1 Строение и передвижение инфузории - туфельки»

ОМС - 044

11

Многообразие Простейших

1

Болезни, вызванные простейшими, и их признаки

ОМС - 045

Тема: «Тип Кишечнополостные» - 3 часа

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о строении многоклеточных животных на примере Кишечнополостных.

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать, конструировать вопросы разного уровня по содержанию учебной статьи.

Воспитательные: способствовать формированию опыта коллективного и парного общения, устойчивого интереса к приобретению знаний.

12

Общая характеристика типа. Кишечнополостные.

1

Общие черты, связь со средой обитания

Видеофильм

ОМС - 046

13

Пресноводная гидра

1

Строение и процессы жизнедеятельности гидры, связь со средой обитания

14

Морские кишечнополостные. Значение в природе и жизни человека

1

Особенности строения морских представителей, значение

ОМС - 047

Тема «Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви» - 6 часов

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о многообразии и особенностях строения трехслойных животных, о жизненном цикле червей, углубления знаний об условиях жизни животных и средах жизни, расширения знаний об органах и системах органах, о свободноживущих и паразитических организмах.

Развивающие: способствовать развитию умения распознавать представителей разных систематических групп и их сравнивать, развитию умения работать с изображениями объектов.

Воспитательные: способствовать формированию потребности к соблюдению правил личной гигиены, бережного отношения к своему здоровью.

15

Тип Плоские черви. Белая планария

1

Внешнее строение, усложнение

Видеофильм

ОМС - 049

16

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

1

Цикл развития, приспособления к паразитизму, профилактика

ОМС - 050

17

Тип Круглые черви. Класс Нематоды

1

Цикл развития, приспособления к паразитизму, меры профилактики

ОМС - 051

18

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые

1

Особенности типа, связи со средой обитания

ОМС - 052

19

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые

1

Строение и связи со средой обитания

ОМС - 053

20

Общая характеристика червей. Их значение и место в эволюции животного мира. Обобщения и систематизации

1

Черты усложнения, общие черты, особенности в связи со средой обитания


Тема «Тип Моллюски» - 4 часа.

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации об особенностях строения и жизнедеятельности животных типа Моллюски, их значении в природе и жизни человека, расширить знания о систематике и классификации животных на примере животных данного типа.

Развивающие: способствовать развитию умения распознавать представителей разных систематических групп и их сравнивать, развивать умение работать натуральными объектами.

Воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию учащихся, воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда:

21

Общая характеристика типа

1

Признаки типа

Видеофильм

ОМС - 063

22

Класс брюхоногие моллюски

1

Строение тела и раковины, внутреннего строения

ОМС - 064

23

Класс Двустворчатые моллюски

1

Строение тела и раковины, внутреннего строения

Лаб. р.№2 «Изучение строения раковин моллюсков»

ОМС - 065

24

Класс Головоногие моллюски

1

Строение внешнее и внутреннее

ОМС - 066

Тема «Тип Членистоногие» - 8 часов.

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о многообразии животных типа Членистоногие, об особенностях каждой группы, углубления знаний об органах животных, расширения знаний о значении животных в природе и жизни человека.

Развивающие: способствовать развитию умений работать с учебником в качестве источника знаний, составлять таблицы и схемы, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать эстетическому и гигиеническому воспитанию учащихся, воспитывать экологическое мышление, интерес к учебе, к результатам своего труда.

25

Класс Ракообразные

1

Органы внешнего строения, черты усложнения внутреннего строения

Видеофильм

ОМС - 055

26

Класс Паукообразные

1

Органы внешнего строения, черты усложнения внутреннего строения

ОМС - 056

27

Класс Насекомые

1

Органы внешнего строения, черты усложнения

Лаб. р.№3 «Внешнее строение насекомого»

ОМС - 057

28-29

Типы развития насекомых. Отряды насекомых.

2

Стадии двух типов развития и их биологическое и экологическое значение. Признаки основных классов

ОМС - 058,059

30

Полезные общественные насекомые

1

Особенности поведения и жизнедеятельности общественных насекомых

ОМС - 060

31

Насекомые - вредители и переносчики заболеваний

1

Вред, наносимый насекомыми, и меры борьбы с ними

ОМС - 061

32

Общая характеристика типа. Обобщения и систематизации

1

Тема: «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы» - 6 часов

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о строении хордовых животных, о взаимосвязях между особенностями внешнего и внутреннего строения и средой обитания, расширению знаний об органах и системах органов животных.

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, работать с натуральными и наглядными объектами, умению формулировать результаты наблюдений, делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к природе, воспитывать аккуратность в работе при изготовлении временных микропрепаратов и выполнении рисунков в тетради, воспитывать чувство коллективизма при выполнении лабораторных работ.

33

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные

Роль ланцетника как научного объекта.

Видеофильм

ОМС - 068, 069

34

Надкласс Рыбы. Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания

1

Строение тела, роль плавников и чешуи

Лаб. р.№4 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

ОМС - 071

35

Внутреннее строение костной рыбы

1

Строение различных отделов и позвонков

Лаб. р.№5 «Внутреннее строение тела рыбы»

ОМС - 071

36

Особенности размножения рыб

1

Особенности размножения, стадии развития

ОМС - 072

37

Основные систематические группы рыб

1

Признаки отрядов

ОМС - 070

38

Промысловые рыбы. Рациональное использование и охрана. Обобщение и систематизация

1

Меры сохранения их разнообразия, редкие виды Самарской области

ОМС - 073

Тема « Класс Земноводные» - 4 часов.

Цели: Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о строении и жизнедеятельности Земноводных, о взаимосвязях между особенностями внешнего и внутреннего строения и средой обитания, расширению знаний об органах и системах органов животных.

Развивающие: способствовать развитию умения работать с учебником в качестве источника знаний, умение сравнивать и обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, работать с наглядными объектами.

Воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, воспитанию интереса к учебе.

39

Особенности внешнего и внутреннего строения Земноводных

1

Черты строения и их значение для организма

Лаб.р.№6 «Изучение отделов скелета лягушки»

Видеофильм

ОМС - 075

40

Строение и деятельность внутренних органов.

1

Общее строение систем и черты усложнения

ОМС - 076

41

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

1

Стадии развития

ОМС - 077

42

Многообразие и значение Земноводных

1

Роль в природе, в деятельности человека, редкие виды Самарской области

ОМС - 078

Тема « Класс Пресмыкающиеся» - 4 часа.

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о строении и жизнедеятельности Пресмыкающихся, о взаимосвязях между особенностями внешнего и внутреннего строения и средой обитания, расширению знаний об органах и системах органов животных

Развивающие: способствовать развитию умения работать с учебником в качестве источника знаний, умение сравнивать и обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, работать с наглядными объектами.

Воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, воспитанию интереса к учебе.

43

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся

1

Черты усложнения, особенности в связи с наземной средой

Видеофильм

ОМС - 080

44

Особенности внутреннего строения

1

Черты усложнения

ОМС - 081

45

Многообразие пресмыкающихся

1

Представителей отрядов и признаки отрядов

ОМС - 082

46

Значение пресмыкающихся, их охрана. Древние пресмыкающиеся. Обобщение и систематизация

1

Меры охраны, редкие виды Самарской области

ОМС - 083

Тема « Класс Птицы» - 6 часов.

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц в связи с освоением воздушной среды, многообразии птиц и их значении в природе и жизни человека, расширить знания о систематических группах животных.

Развивающие: продолжать формировать умение сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы по результатам лабораторной работы.

Воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологического мышления, воспитывать аккуратность в работе при выполнении рисунков в тетради, воспитывать чувство коллективизма при выполнении лабораторных работ.

47

Среда обитания и внешнее строение птиц.

1

Отделы тела, строение пера.Лаб.р.№7 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

ОМС - 085

48

Опорно-двигательная система

1

Отделы скелета и его изменение в связи с полетом

Лаб.р.№8 «Строение скелета птицы»

ОМС - 086

49

Внутреннее строение птиц.

1

Строение отделов и приспособления к полету

ОМС - 087

50

Размножение и развитие птиц.

1

Строение яйца, типы развития,

Наблюдение «Строение яйца»

ОМС - 088

51

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

1

Признаки отрядов, представителей,

ОМС - 089

52

Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме

1

Значение птиц и меры охраны

ОМС - 090

Тема: «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие» 9 часов

Цели:

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации об особенностях строения млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных животных, о многообразии и практическом значении в жизни человека, расширению знаний об органах и системах органов животных

Развивающие: способствовать развитию умения распознавать представителей разных систематических групп и их сравнивать, развивать умение работать с дополнительной литературой в качестве источника знаний, умение формулировать вопросы

Воспитательные: способствовать воспитанию экологического сознания учащихся, воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда

53

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

1

Строение кожи, отделы тела, органы чувств

ОМС - 092

54

Скелет и мускулатура млекопитающихх

1

Отделы скелета, название костей

Лаб.р.№9 «Строение скелета млекопитающих»

ОМС - 093

55

Внутреннее строение млекопитающих.

1

Строение систем и некоторых органов их место

ОМС - 094

56

Размножение и развитие. Происхождение млекопитающих.

1

Оплодотворение, матка, роды,

Преимущества внутриутробного размножения

ОМС - 095

57

Отряды плацентарных млекопитающих.

1

Признаки отрядов и семейств, представители

ОМС - 096

58

Отряды плацентарных млекопитающих.

1

Признаки отрядов и семейств, представители

ОМС - 097

59

Экологические группы млекопитающих

1

Признаки экологических групп, представителей

ОМС - 098

60

Значение млекопитающих.

Контрольно - учетный

1

Место животных в природе, редкие виды Самарской области

ОМС - 099

Тема «Развитие животного мира на Земле» - 7 часов

Цели:

Образовательные: создать условия для формирования понятия об эволюции животного мира, об основных факторах эволюции, усвоения основных этапов эволюции.

Развивающие: способствовать развитию умения выявлять общие признаки животных, черты усложнения у животных разных групп.

Воспитательные: способствовать формированию биологической культуры, пониманию научной картины мира, владению общебиологическими терминами

61

Доказательства эволюции животного мира. Учение Дарвина об эволюции.

1

Понятие и доказательства

ОМС - 100

62

Основные этапы эволюции беспозвоночных животных

1

Основные этапы

ОМС - 101

63

Основные этапы эволюции позвоночных животных

1

Основные этапы

64

Охрана и рациональное использование животных

1

ОМС - 103

65

Естественные природные и культурные сообщества

1

66

Место и роль животных в природных сообществах.

1

Роль и место животных как потребителей органического вещества

ОМС -102

67

Роль человека в сохранении многообразия животного мира.

1

68

Подведение итогов за год





© 2010-2022