Рабочая программа по природоведению в 5 классе коррекционной школы

Рабочая программа по природоведению в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа успешно апробирована в коррекционной школе. Неуспевающих нет, успевает 100% учащихся. Качество обученности на достаточном уровне. Программа по природоведению разработана на основе базисной программы под редакцией В.В. Воронковой. В программе представлены цели, задачи, материалы и оборудование, а так же ...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Нормативно-правовая база

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивным письмами Министерства образования и науки.

Рабочая программа разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-224с.

  1. Пояснительная записка

Курс природоведения является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению пятиклассниками элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Преподавание природоведения направленно на коррекцию недостатков умственного развития школьников. Необходимо научить учащихся ответственно относиться к природной среде, развивать физическую культуру, они учатся грамотному поддержанию своего здоровья и формированию у них здорового образа жизни.

В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости.

Цель: изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушением интеллектуального развития, о живой и неживой природе, о природных сообществах, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи:

Образовательные:

  • Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

  • Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

  • Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

  • Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие и коррекция мыслительных процессов через выполнение самостоятельных работ, разгадывание кроссвордов, ребусов и др.

  • Развитие и коррекция устной и письменной речи при беседе и работе в тетрадях.

  • Развитие и коррекция внимания и восприятия при работе с наглядными пособиями, учебником.

  • Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы посредством создания доброжелательной атмосферы, общения с природой.

  • Развитие и коррекция общей и мелкой моторики во время физминуток.

  • Соблюдение здоровьесберегающих технологий.

Воспитывающие:

  • Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

  • Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

  • Формирование здорового образа жизни.

  • Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

  • Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

3. Основные требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

· Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

· Расположение России, ее столицы, природные богатства и хозяйственная деятельность человека.

· Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.

· Основные отделы тела человека, значение и взаимосвязь органов, бережного отношения к своему здоровью.

· Основные приемы укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучающиеся должны уметь:

· Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.

· Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.

· Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.
· Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.
· Соблюдать правила поведения в природе.

4.Содержание программы учебного курса

На изучение природоведения отводится 2 часа в неделю, то есть 70 часов в год.

Вводный урок

1

Вселенная

3

Наш дом - Земля

14

Растительный мир Земли

14

Животный мир Земля

15

Человек

9

Есть на Земле страна - Россия

13

Заключительный урок

1

5.Учебно-методический комплекс

Литература

Учебник:

Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. - 2-е изд. - М.: Прсвещение, 2012.-176с.

Дополнительная литература:

  1. Хлебосолова О. А., Хлебосолова Е. И., Природоведение: Учеб. для 5 класса.- М.: ВЛАДОС, 2004

  2. Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебно-методическое пособие для учителей. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2003 г.

  3. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А. Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005г.

  4. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва, 2001

  5. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во «Учитель», 2003 г.

  6. Зайцев Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма; Детство-пресс, 1999.
    Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»; М.: ВАКО, 2004.

Интернет-ресурсы:

  1. nsportal.ru

  2. pedtehno.ru

  3. uchportal.ru

  4. uroki.net

  5. metodisty.ru

  6. pedsovet.su

Дидактический материал:

-натуральные объекты (гербарии, образцы культурных и дикорастущих -растений, коллекции, модели, муляжи);

-учебные картины, таблицы, фотографии;

-звукозаписи, видеофильмы;

-раздаточный материал;

- карточки для проверки знаний;

-карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы;

- карта РФ.

Оборудование и приборы:

- учебные презентации;

- оборудование для демонстрации опытов;

- офтальмотренажер Базарного;

- «Шарик-каштан»;

- «Секретная коробочка».

6. Календарно-тематическое планирование

5 «А», 5 «Б», 5 «В».

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Дата

Примечания

1

Предмет «Природоведение»

1

ВСЕЛЕННАЯ

2

Небесные тела: планеты, звезды.

1

3

Солнце. Солнечная система.

1

4

Исследование космоса.

1

НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ

5

Планета Земля.

1

6

Воздух.

1

7

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

8

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

1

9

Поверхность суши. Горы.

1

10

Почва.

1

11

Полезные ископаемые.

1

12

Горючие полезные ископаемые.

1

13

Свойства воды.

1

14

Вода в природе.

1

15

Воды суши: ручьи, реки.

1

16

Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения.

1

17

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

1

18

Обобщающий урок: «Наш дом - Земля».

1

2 четверть


РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ

19

Разнообразие растительного мира

1

20-21

Среда обитания растений

2

22

Части растения

1

23

Деревья, кустарники, травы

1

24

Лиственные деревья

1

25

Хвойные деревья

1

26

Дикорастущие и культурные кустарники

1

27

Травы

1

28

Декоративные растения

1

29

Лекарственные растения

1

30

Комнатные растения

1

31

Охрана растений

1

32

Повторительно-обобщающий урок

1

3 четверть


ЖИВОТНЫЙ МИР ЗЕМЛИ

33

Разнообразие животного мира

1

34

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

35

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери

1

36

Насекомые

1

37

Рыбы

1

38

Птицы

1

39

Звери

1

40

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне

1

41

Уход за животными в живом уголке

1

42

Певчие птицы. Птицы живого уголка

1

43

Аквариумные рыбки

1

44

Собаки

1

45

Домашние кошки

1

46

Охрана животных. Заповедники и заказники

1

47

Повторительно-обобщающий урок: «Животный мир Земли»

1

ЧЕЛОВЕК

48

Как устроен наш организм

1

49

Как работает наш организм

1

50

Здоровье человека

1

51

Осанка

1

52

Органы чувств

1

53

Здоровое питание

1

4 четверть

54

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

55

Оказание первой медицинской помощи

1

56

Повторительно-обобщающий урок: «Человек»

1

ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ СТРАНА РОССИЯ

57

Россия - Родина моя

1

58

Население и народы России

1

59

Москва - столица России

1

60

Санкт-Петербург

1

61

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград

1

62

Города России. Новосибирск, Владивосток

1

63

Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов

1

64

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир

1

65

Растительный мир России

1

66

Животный мир России

1

67

Охрана природы. Заповедники и заказники

1

68

Наш город (село, деревня)

1

69

Повторительно-обобщающий урок: «Есть на Земле страна Россия»

1

70

Повторительно-обобщающий урок по курсу «Природоведение. 5 класс»

1



© 2010-2022