Исследовательская деятельность учащихся среднего звена

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Исследовательская деятельность
учащихся среднего звена

Главной задачей учителя является развитие ученика - его интеллектуальных способностей, формирование у него творческих умений и навыков. Именно поэтому необходимо привлекать учащихся к исследовательской деятельности.

В работе нашей школы уделяется большое внимание 7-8 классам, потому что:

  • ребята познакомились с предметами естественно - научного цикла;

  • у них сформировался интерес к определенной области знаний;

  • проводится подготовка ребят к осознанному выбору профиля.

Почему исследовательская деятельность?

  1. Учащиеся учатся самостоятельно формулировать задачи исследовательской деятельности.

  2. Учащиеся учатся самостоятельно намечать пути решения задачи.

  3. Школьники учатся сопоставлять результаты своей работы с научными данными.

В чем особенности 7-8классов?

  • Нет районных и городских олимпиад для 7классов, а проводимые конференции предполагают участие школьников только старших классов.

  • Решение творческих задач с заранее неизвестным решением.

Этим этот вид деятельности отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.

  • Получение субъективных знаний. Т.е. новых и личностно значимых для ученика.

  • Учет технических возможностей учащихся (наличие компьютера, фотоаппарата).

Эта особенность учитывается при выборе формы представления исследования.

Исследовательская работа естественно - научного направления позволяет учителю выявить способности школьника к тому или иному предмету, а иногда к нескольким. Зачастую происходит самооткрытие учеником собственных способностей и возможностей, что является первой ступенью к самореализации личности. Исследовательская деятельность школьника не возникает в школе сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд, следующие:

- готовность учеников к этому виду работы;

- желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя исследовательской деятельностью ученика.

Большую помощь в этом виде деятельности оказывает классный живой уголок, экскурсии в музеи, однодневные походы - экскурсии на природу, кружковая работа, элективные курсы.

Немаловажным является единство обучения и воспитания. Понимание уникальности живого формирует бережное и уважительное отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, вырабатывают умения выделять объекты и явления, устанавливать причинно-следственные связи.

В 7-8 классах учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, формулируют цели и задачи, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования.

Этот вид деятельности интересен не только ученикам, но и их родителям, которые вносят определенную долю своего интеллектуального труда в работы детей. Родители помогают учителям формировать интерес у детей к выполнению творческих заданий, учат пользоваться справочной литературой.

Выбор области исследований в естественно - научном направлении достаточно широк:

Биология Биофизика

Физика Биохимия

Химия Физхимия

Продуктом исследовательской деятельности является:

- реферат - этот вид творческой работы рассматривается как составная часть исследовательской работы, т.к. предполагает представление максимально полной информации по выбранной теме, автор должен выработать и представить собственную точку зрения на эту проблему;

- экспериментальная часть-эта часть работы, написанная на основе эксперимента, где учащиеся самостоятельно трактуют особенности результата в зависимости от изменения исходных условий;

- сопоставление данных разных источников с собственными; результатами

- доклад;

- презентация.

Доклад и презентация способствуют формированию культуры публичных выступлений.

Результат исследовательской деятельности:

- совместное развитие ученика и учителя;

- развитие коммуникативной культуры;

- навыки самостоятельного проектирования собственной деятельности;

- способность сопоставлять;

- появление новых творческих замыслов.

Исследовательская работа прививает интерес к научной работе, именно поэтому ребята нашей школы являются активными участниками районных, областных, всероссийских и международных конференций. Можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса.


© 2010-2022