- Преподавателю
- Биология
- Исследовательская деятельность учащихся среднего звена
Исследовательская деятельность учащихся среднего звена
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Ильяшевич В.М. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3
Исследовательская деятельность
учащихся среднего звена
Главной задачей учителя является развитие ученика - его интеллектуальных способностей, формирование у него творческих умений и навыков. Именно поэтому необходимо привлекать учащихся к исследовательской деятельности.
В работе нашей школы уделяется большое внимание 7-8 классам, потому что:
-
ребята познакомились с предметами естественно - научного цикла;
-
у них сформировался интерес к определенной области знаний;
-
проводится подготовка ребят к осознанному выбору профиля.
Почему исследовательская деятельность?
-
Учащиеся учатся самостоятельно формулировать задачи исследовательской деятельности.
-
Учащиеся учатся самостоятельно намечать пути решения задачи.
-
Школьники учатся сопоставлять результаты своей работы с научными данными.
В чем особенности 7-8классов?
-
Нет районных и городских олимпиад для 7классов, а проводимые конференции предполагают участие школьников только старших классов.
-
Решение творческих задач с заранее неизвестным решением.
Этим этот вид деятельности отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности.
-
Получение субъективных знаний. Т.е. новых и личностно значимых для ученика.
-
Учет технических возможностей учащихся (наличие компьютера, фотоаппарата).
Эта особенность учитывается при выборе формы представления исследования.
Исследовательская работа естественно - научного направления позволяет учителю выявить способности школьника к тому или иному предмету, а иногда к нескольким. Зачастую происходит самооткрытие учеником собственных способностей и возможностей, что является первой ступенью к самореализации личности. Исследовательская деятельность школьника не возникает в школе сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на наш взгляд, следующие:
- готовность учеников к этому виду работы;
- желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.
Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя исследовательской деятельностью ученика.
Большую помощь в этом виде деятельности оказывает классный живой уголок, экскурсии в музеи, однодневные походы - экскурсии на природу, кружковая работа, элективные курсы.
Немаловажным является единство обучения и воспитания. Понимание уникальности живого формирует бережное и уважительное отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, вырабатывают умения выделять объекты и явления, устанавливать причинно-следственные связи.
В 7-8 классах учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, формулируют цели и задачи, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования.
Этот вид деятельности интересен не только ученикам, но и их родителям, которые вносят определенную долю своего интеллектуального труда в работы детей. Родители помогают учителям формировать интерес у детей к выполнению творческих заданий, учат пользоваться справочной литературой.
Выбор области исследований в естественно - научном направлении достаточно широк:
Биология Биофизика
Физика Биохимия
Химия Физхимия
Продуктом исследовательской деятельности является:
- реферат - этот вид творческой работы рассматривается как составная часть исследовательской работы, т.к. предполагает представление максимально полной информации по выбранной теме, автор должен выработать и представить собственную точку зрения на эту проблему;
- экспериментальная часть-эта часть работы, написанная на основе эксперимента, где учащиеся самостоятельно трактуют особенности результата в зависимости от изменения исходных условий;
- сопоставление данных разных источников с собственными; результатами
- доклад;
- презентация.
Доклад и презентация способствуют формированию культуры публичных выступлений.
Результат исследовательской деятельности:
- совместное развитие ученика и учителя;
- развитие коммуникативной культуры;
- навыки самостоятельного проектирования собственной деятельности;
- способность сопоставлять;
- появление новых творческих замыслов.
Исследовательская работа прививает интерес к научной работе, именно поэтому ребята нашей школы являются активными участниками районных, областных, всероссийских и международных конференций. Можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса.