ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ МЕТОДИК НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

  С каждым годом  выпускной экзамен в форме ЕГЭ (тестирование) приобретает всё большее доверие школьников.        Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.      Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тарко-Сале»

















ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ МЕТОДИК НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
















Учитель биологии

МБОУ «СОШ № 2 г. Тарко - Сале»

Шубина Светлана Григорьевна










С каждым годом выпускной экзамен в форме ЕГЭ (тестирование) приобретает всё большее доверие школьников.

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.

Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.

Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.

Кроме этого, тестовый контроль позволяет диагностировать достижение целей учебно -познавательной деятельности учащихся на уроке. В связи с этим тестирование остается важным компонентом в системе оценивания умений и навыков учебно-познавательной компетенции учащихся. Эта форма контроля имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время.

«Тест» - слово английское и в переводе означает «проба», «испытание», «исследование». Употребляется этот термин в физиологии и медицине, в психологии и педагогике, правда в разном значении. В физиологии и медицине под тестом понимают пробное воздействие на организм с целью изучения различных физиологических процессов, происходящих в нем. В психологии и педагогике тестами называют стандартные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках или личностных характеристиках исследуемого лица.

Тестовые задания подразделяются на открытые и закрытые. В открытых заданиях ученик сам вписывает короткий ответ, в закрытых он выбирает ответ из нескольких предложенных вариантов, среди которых правильный только один. Иногда предлагается набор ответов, где надо выбрать несколько верных, с тем чтобы из отдельных частей сконструировать нечто целое.

Виды тестовых заданий.

Приведу примеры наиболее распространенных открытых тестов.

Пример 1.

Прочитайте предложенный тест, заполните в нем пропущенные места:

«В хлорофилловых зернах зеленых растений поглощается …, выделяется … и образуется … только на свету. При дыхании растений и в темноте, и на свету поглощается … и выделяется …».

Пример 2.

Рассмотрите схему строения органов выделения, найдите на ней органы и части, которые перечислены в прилагаемом тексте; выпишите соответствующие им на схеме обозначения.

Аорта … .

Мочеточник … .

Мочевой пузырь … .

Надпочечник … .

Нижняя полая вена … .

Почка … .

Термины целесообразно вписывать в алфавитном порядке, чтобы легче было работать. Найденная последовательность чисел записывается в одной строчке.

Работа с открытыми тестами позволяет учащимся проявить определенную самостоятельность, однако она менее экономична по затратам времени, которое на нее необходимо потратить для заполнения и обработки результатов.

Закрытые тесты могут быть более разнообразны. Одни из них требуют от учащихся лишь вспомнить изученный материал, другие проверяют понимание его и даже умение решать задачи. Различают тесты на выбор ответа, на сочетание, на нахождение последовательности событий и действий. К сочетательным тестам, например, относят нахождение связи между строением и функцией, к тестам на нахождение последовательности - цикл сердечных сокращений, порядок проведения приемов первой помощи при травматизме и пр. в заданиях на выбор правильного ответа иногда предлагают выполнить противоположное действие - исключить неправильный ответ из ряда правильных.

Составить представление о различных типах закрытых тестов можно с помощью следующих примеров.

Пример 1.

Назовите фамилию ученого, который открыл явление фагоцитоза.

А) И. П. Павлов.

Б) Л. Пастер.

В) И. И. Мечников.

Г) К. А. Тимирязев.

Этот тест не является трудным, от учащихся требуется только вспомнить нужную фамилию и выписать букву, соответствующую правильному ответу.

В тестах используются ложные ответы, их называют дистракторами. Они подбираются с таким расчетом, чтобы учащийся не мог из отбросить сразу. В качестве дистрактора здесь нельзя было воспользоваться именем, не связанным с биологией. При проверке качества тестов проверяются и дистракторы.

Пример 2.

Из предложенного ниже текста выберите верное определение понятия «рефлекс».

А) Ответ на раздражение.

Б) ответ на раздражение рецепторов при участии и контроле центральной нервной системы.

В) Способность регулировать работу органов с помощью гормонов.

Г) Способность организма сохранять постоянство внутренней среды.

В данном тексте в качестве дистракторов предлагаются: А - неполное определение рефлекса, в котором есть родовое понятие, но нет видового различия; В - один из видов гуморальной регуляции; Г - определение гомеостаза, которое связано с результатами рефлекторной и гуморальной регуляции, но к рефлексу не относится. Замечу, что среди дистракторов на первое место выносится неполное определение рефлекса, которое наиболее часто ошибочно употребляется учащимися (А). При массовом обследовании это дает возможность учесть частотность этой ошибки, равно как и других, правильных и неправильных, вариантов ответа.

Пример 3.

Какие из перечисленных фактов относятся к рефлексам?

А) Искривление стебля в сторону света.

Б) Сокращение мышцы при раздражении связанного с ней нерва.

В) Чихание в ответ на раздражение слизистой оболочки носа.

Г) Учащение сердечной деятельности под действием гормона надпочечников адреналина.

Определение понятия и подведение под понятие целесообразно сочетать в одной работе и при подборе дистракторов включать примеры, которые можно было бы подвести под ошибочные понятия, выбранные в качестве дистракторов в предшествующнем задании. Искривление растений в сторону света подводится под понятие А: раздражитель - свет, ответная реакция - движение в сторону света. Поскольку у растений рефлексов быть не может, ясно, что определение А к рефлексам не относится. Способность заметить это противоречие может стать предметом анализа и разъяснения сути ошибки при разборе работы.

Пример 4.

Какие из перечисленных ниже органов составляют выделительную систему? Исключите неверный ответ.

А) Прямая кишка.

Б) Мочевыносящий канал.

В) Мочевой пузырь.

Г) Почки.

В курсе биологии часто приходится объединять несколько фактов или явлений, признаков, процессов, операций, являющихся частью какого-то более широкого понятия или круга действий. Любая система органов включает несколько органов, перечислить которые часто бывает трудно в рамках одного верного ответа. Выйти из этого затруднения можно путем исключения понятия, находящегося вне ряда. При этом не требуется перечислять все звенья этого ряда, а важно, потому что количество дистракторов обычно ограничивается четырьмя или тремя пунктами.

Среди биологических тестов особое место занимает нахождение ошибок в рисунках. С помощью этого приема можно проверить понимание функциональных связей, правильность приемов оказания первой помощи, акцентировать внимание на различных противопоказаниях.

Пример 5.

Рассмотрите рисунок «Схема строения сердца», в котором отсутствует один важный признак. Найдите его среди перечисленных ниже признаков.

А) нет полулунных клапанов;

Б) нет створчатых клапанов;

В) нет сухожильных нитей и сосочковых мышц, препятствующих выворачиванию клапанов в сторону предсердий.

Г) отсутствует аорта и легочная артерия.

Тесты могут быть составлены и в виде задач. В этом случае формулируются условия задачи и вопросы. Далее даются возможные варианты ответов, среди которых один правильный. Его то и должны найти учащиеся. Конечно, ход рассуждений ребят остается скрытым от контроля, и в этом недостаток тестов. Однако соответствующие уточнения могут быть получены с помощью дополнительных заданий.

Пример 6.

Решите задачу: мышь перенесли из теплого помещения в холодное. Как изменится ее обмен веществ?

А) усилится за счет увеличения энерготрат на теплообразование.

Б) Уменьшится за счет влияния низкой температуры среды.

В) Останется без изменения.

Г) Будет непрерывно колебаться.

Пример 7.

Решите задачу: лягушку перенесли из теплого помещения в холодное. Как это отразится на ее обмене веществ?

А) усилится за счет увеличения энерготрат на теплообразование.

Б) Уменьшится за счет влияния низкой температуры среды.

В) Останется без изменения.

Г) Будет непрерывно колебаться.

Сопоставление обмена веществ теплокровных и холоднокровных животных позволит выяснить, насколько верно понимают школьники особенности метаболизма этих животных в зависимости от температуры среды.

Подобный прием можно использовать и для проверки понимания опытов, в том числе и физиологических. С этой целью предлагаю тесты в виде экспериментальных задач с выбором верного ответа.

Пример 8.

Вытяните вперед правую руку. Указательным пальцем этой руки коснитесь кончика носа. Какой отдел мозга участвовал в осуществлении этого движения, координируя деятельность 33 мышц руки и определяя траекторию движения от исходного положения до цели?

А) Спинной мозг.

Б) Продолговатый мозг.

В) Мозжечок.

Г) кора больших полушарий.

С помощью тестов можно судить в какой-то степени о консерватизме мышления школьников или, напротив, об их умении вчитываться в текст задания и находить правильный ответ, не совпадающий с традиционными установками. Приведу примеры такого текста.

Пример 9.

Как изменится ширина зрачка, если человека перевели в слабо освещенное помещений?

А) зрачок расширится.

Б) Зрачок сузится.

В) Зрачок расширится, если человек находился в полной темноте, и сузится, если раньше находился на ярком освещении.

Г) Зрачок сузится, если человек находился в полной темноте, и расширится, если человек раньше был в ярко освещенном помещении.

Учащиеся привыкли к мысли, что зрачок расширяется при слабом освещении, а ведь он реагирует на смену освещения, и потому необходимо знать, в каких условиях он находился раньше.

Эффективность тестов во многом зависит от быстроты их обработки. Оформление закрытых тестов на сочетание может быть разным, однако выгоднее всего свести его к обычному избирательному тесту, чтобы обеспечить однотипность заданий.

Пример 10.

Какую функцию выполняют следующие клеточные органеллы:

  1. Рибосомы. А. обеспечивают клетку энергией.

  2. Митохондрии. Б. передают наследственную информацию.

  3. Хромосомы. В. Осуществляют синтез белка.

Из приведенных сочетаний цифр и букв выберите то, которое соответствует выполняемым функциям органелл.

А) 1А, 2Б, 3В; в) 1Б, 2В, 3А;

Б) 1В, 2А, 3Б; г) 1А, 2В, 3Б.

Как видно из примера , суть приема заключается в следующем: структура обозначается цифрами, функции - заглавными буквами, а возможные ответы - сочетанием цифры и буквы.

Этот же принцип можно применить в заданиях на определение последовательности событий, процессов или приемов оказания первой помощи. Здесь сами события, процессы, приемы маркируют заглавными буквами, а в ответах для выбора предлагают ту или иную последовательность данных букв.

Пример 11.

В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при открытом переломе руки и артериальном кровотечении?

А. Наложение шины.

Б. Остановка кровотечения с помощью жгута.

В. Обработка раны дезинфицирующими средствами.

Г. Повязка.

Выпишите букву ответа, где дана правильная последовательность действий по оказанию первой помощи.

А) Б, В, Г, А; В) Г, А, Б, В;

Б) А, Б, В, Г; г) Г, В, Б, А.

Для более быстрой обработки закрытых тестов в конце тестовой работы обычно дается в рамке сводная таблица ответов. Таблица правильных ответов называется ключом. Так, для приведенных нами заданий тестов закрытого типа (1-11) ключи таковы:

1В, 2Б, 3В, 4А, 5В, 6А, 7Б, 8В, 9Г, 10Б, 11А.

Цифрой обозначается номер задания, а буквой - правильный ответ.

Объясняя тот или иной раздел биологии, учитель ставит своей целью добиться того, чтобы учащиеся поняли, усвоили его содержание, получили определенные знания и научились применять их на практике. Судить о том, достигнута ли поставленная цель, помогают мониторинговые тесты. Они представляют собой разноуровневые задания. Задания уровня А позволяют диагностировать освоение учеником учебной информации на уровне воспроизведения и описания фактического материала по биологии. Уровень В свидетельствует о сформированности умений учебно-познавательной деятельности на основе простых мыслительных операций (классификация, анализ, синтез, сопоставление). Уровень С представляет собой задания со свободным ответом, при выполнении которых ученик должен владеть умениями учебно-познавательной компетенции на основе сложных мыслительных операций: доказательство положений, выделение различий (различение), обобщение, сравнение.

После каждого задания указывается количество баллов, которое ученик может набрать при условии его правильного выполнения. Разное количество баллов тестовых заданий уровня А объясняется их различной сложностью, а также информационной насыщенностью правильного ответа.

Оценивание уровня В осуществляется следующим образом: при условии полного и правильного ответа ставится то количество баллов, которое указано в конце задания. Если ученику выполняет задание правильно, но неполно, то ему выставляется 0,5 балла и умножается на количество правильных ответов.

Оценивание заданий уровня С осуществляется в соответствии с эталоном, указанным в конце каждой части. Оценка выставляется в зависимости от набранной суммы, например по следующей шкале:

  • От 11,5 до 14 баллов - оценка «5»;

  • От 8,5 до 11,5 - оценка «4»;

  • От 5,5 до 8,5 - оценка «3»;

  • От 2 до 5,5 - оценка «2»;

  • Ниже 2 - оценка «1».

Ученик может начать выполнять задание с любого номера. На работу отводится около 15 - 20 минут.

Например: Тема «Кровь и кровообращение» 8 класс.

Уровень А

  1. В каком процессе принимают участие тромбоциты?

А) свертываемость;

Б) транспорт О2;

В) иммунитет;

Г) определение групп крови.

(1 балл)

2. Какая причина вызывает малокровие?

А) Недостаток лейкоцитов;

Б) Недостаток тромбоцитов;

В) избыток лейкоцитов;

Г) недостаток эритроцитов.

  1. балл)

3. Какая камера сердца дает начало малому кругу кровообращения?

А) Левое предсердие;

Б) Правое предсердие;

В) Левый желудочек;

Г) Правый желудочек.

(1 балл)

4. Как левый желудочек от правого желудочка?

А) По расположению;

Б) По толщине мышечного слоя;

В) По направлению движения крови;

Г) Не отличаются.

  1. балл)

  1. Дайте определение терминам:

Вакцина ________________________________________________________________

Артерии ________________________________________________________________

  1. балла)

Уровень В

  1. Установите соответствие между клетками крови и их функциями.

Клетки крови

Выполняемые функции

А

Т-лимфоциты

1

Транспорт кислорода

Б

В-лимфоциты

2

Свертываемость крови

В

Эритроциты

3

Клеточный иммунитет

Г

Тромбоциты

4

Выработка антител

Д

Фагоциты

5

Обнаружение антигенов

6

Определение групп крови

7

Транспорт гормонов

Уровень С

  1. Докажите, что сердце и сосуды относятся к одной системе органов.

  1. балла)

Тестовая форма контроля знаний, получившая широкое распространение в школе, несомненна удобна и экономична. Тестовые задания из инструмента контроля можно превратить в инструмент контроля и обучения одновременно. В этом случае тесты становятся и средством организации усвоения материала (методы, виды уроков, приемы), и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим развитие учащихся. Иными словами, работа с тестами становится одним из видов педагогической технологии - «воспроизводимого цикла обучения с заранее программированным результатом». Но заранее запланировать и запрограммировать результат обучения невозможно, ибо результаты индивидуальны, иногда свернуты и поэтому часто непредсказуемы. Однако вести ученика к желаемому учителем результату предполагаемая технология позволяет. Причем вести целенаправленно и творчески в соответствии с индивидуальным методическим почерком.

Цель предполагаемой технологии заключается в формировании как предметных знаний и умений, так и общеучебных (метапредметных) - анализ и структурирование учебного материала (объекта изучения), операции с понятиями, отбор и интерпретация фактов, наблюдение, выдвижение гипотез, оценка экспериментальных данных и т.д., т.е. тех знаний и умений, которые необходимы при изучении любой школьной дисциплины.

В качестве примера, приведу два варианта тестов к теме «Введение» (раздел «Общая биология») и покажу возможности организации работы с ним.

Вариант 1

  1. Назовите предмет изучения общей биологии:

А) строение и функции организма;

Б) Природные явления;

В) Закономерности развития и функционирования живых систем;

Г) Строение и функции растений и животных.

2. Какое из утверждений наиболее правильно?

А) Только живые системы построены из сложных молекул.

Б) Все живые системы обладают высокой степенью организации.

В) Живые системы отличаются от неживых составом химических элементов.

Г) В неживой природе не встречается высокая сложность организации системы.

3. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации?

А) На биосферном;

Б) На молекулярном;

В) На организменном;

Г) на клеточном.

4. Назовите высший уровень организации жизни?

А) Биосферный;

Б) Биогеоценотический;

В) Популяционно-видовой;

Г) Организменный.

5. Какой из научных методов исследования был основным в ранний период развития биологии?

А) экспериментальный;

Б) Микроскопия;

В) Сравнительный метод;

Г) Метод наблюдения и описания объектов.

Вариант 2.

  1. Какое из утверждений наиболее правильно?

А) Все живые организмы обладают одинаково сложным уровнем организации.

Б) все живые организмы обладают высоким уровнем обмена веществ.

В) Все живые организмы одинаково реагируют на окружающую среду.

Г) Все живые организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации.

2. Живые системы считаются открытыми потому, что:

А) Они построены из тех же химических элементов, что и неживые системы.

Б) Они обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой.

В) Они обладают способностью к адаптациям.

Г) Они способны размножаться.

3. Межвидовые отношения начинают проявляться:

А) НА биогеоценотическом уровне.

Б) На популяционно-видовом уровне.

В) на организменном уровне.

Г) На биосферном уровне.

4. Что является наиболее общим для всех известных уровней организации жизни?

А) Сложность строения системы.

Б) Закономерности, действующие на каждом уровне.

В) Элементы, составляющие систему.

Г) Качества, которыми обладает данная система.

5. Какой из уровней жизни считается первым надогранизменным уровнем?

А) Биосферный.

Б) Биогеоценотический.

В) Популяционно-видовой.

Г) Организменный

Каким же образом можно организовать работу с этими тестами?

Самый простой и очевидный путь - проверить знания учащихся после объяснения материала или прочтения ими учебника. Однако он не продуктивен, ибо большинство терминов и понятий, предъявленных для усвоения, не будут поняты учащимися без предварительных подробных разъяснений. Другой путь - это организация предварительной самостоятельной работы с текстом заданий и последующей дискуссией по теме. В этом случае школьникам предлагается внимательно (может быть, не один раз) прочитать вопросы и попытаться составить устный или письменный рассказ на тему «Что изучает общая биология?».

Это задание обычно повергает учащихся в недоумение. Форма работы необычна, да и умения извлекать информацию из текста, тем более предъявленного в такой форме, у учащихся тоже недостаточно. Но через некоторое время недоумение проходит и школьники приступают к работе. Так как задание достаточно сложное, и 5-7 минут не хватает для его выполнения, то имеет смысл несколько облегчить выполнение задачи и дать ученикам правильные ответы. Сразу же после этого многие готовы отвечать.

Стандартное, обычное изложение учебного материала - озвучивание правильных ответов, данных учителем, причем именно в той последовательности, в которой они находятся в задании (в варианте 1 это ответы В, Б, Г, А, Г, в варианте 2 - Г, Б, А, Б, В).

Кто-то из учащихся самостоятельно или при подсказке учителя, замечает, что в подобном изложении нет достаточной логики, что в нем отражены далеко не все понятия, встречающиеся в задании, что остается много существенных неясностей по смыслу и содержанию материала. Именно в этот момент, когда возник определенный интерес к новому виду деятельности, к собственной роли в ней, когда появилась почва для обсуждения темы, перед учащимися ставится серия вопросов, требующих и осмысления, и аргументации своего мнения, и оценки мнения одноклассников.

Разберем эту серию вопросов, начиная с первого варианта теста. Итак, вотпримерная серия вопросов по данным текстам:

  • С какими новыми понятиями вы встретились?

  • Почему в первом задании правилен ответ В (биология изучает закономерности развития и функционирования живых систем), а не любой другой из предложенных в тесте ответов?

  • Опровергните каждый из неверных ответов во втором вопросе.

  • Что такое система?

  • Чем отличается живая система от неживой. Какими свойствами обладают живые системы? (ответ может даваться на основе анализа двух вариантов теста.)

  • Как вы понимаете термин «Уровень организации»?

  • Какие уровни организации выделяют в биологии?

  • Что такое «метод исследования»?

  • Опровергните Каждый неверный ответ в первом вопросе второго варианта.

  • Постройте иерархию уровней жизни. Какие закономерности действуют на определенном уровне жизни? Докажите, что они общие.

После обсуждения этих вопросов я прошу учащихся построить изложение материала в необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедших в текст задания.

На следующем уроке можно предложить учащимся изложить небольшой текст учебника, например: «Свойства живых систем», «Уровни организации жизни», «Методы научного исследования» и другие. Затем написанное сопоставить с учебником и обсудитьб его.

Попытаемся проанализировать предложенный подход к работе с тестами с точки зрения познавательной деятельности учащихся и сравнить его с общепринятой методикой такой работы. Первый позитивный результат предполагаемой формы работы - создание положительной мотивации у учащихся к решению поставленной задачи. Такая мотивация возникает в результате постановки нетривиальной, иногда вызывающей растерянность, задачи. Первоначальное смятение порождает желание решить проблему. Затем начинается работа с текстом, причем с текстом необычным, неясным, сложным. Работа требует от десятиклассника владения различными интеллектуальными умениями - структурированием материала, отбором существенного и второстепенного, логическим выстраиванием изложения и т.д. Для любого учащегося, независимо от уровня его успеваемости, эта деятельность интересна, ибо требует принятия самостоятельных решений, ведь на первом этапе такой работы практически не бывает ошибок, и значит, нет страха перед ними.

Вызов принят и процесс решения задачи начался. Наступает стадия осмысления и постепенного понимания учебного материала. Очень важно, что понимание возникает и углубляется именно в процессе выполнения задания, благодаря собственной деятельности учащегося, практически без посторонней помощи. Роль учителя становится определяющей только в процессе дискуссии, обсуждения понятийного аппарата и заключается в постановке точных вопросов для обсуждения, коррекции ответов и удержания дискуссии в рамках правил и обсуждаемой тематики. Стадия осмысления переходит в стадию «рефлексия». На этом этапе реализуется требуемое усвоение материала, выявляемое как через написанные тексты, так и через диалог, вариативные тестовые задания, другие формы контроля.

Методика, изложенная выше, экономична во времени, эффективна, как при изучении нового материала, так и при повторении изученного. Она применима в группах и при индивидуальном обучении. Эта методика позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащегося, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом уровне и в соответствии с индивидуальными особенностями и темпом обучения ребенка.

При индивидуальной работе с тестовыми заданиями школьнику может предлагаться учебный материал различного уровня сложности, трудности и объема. Тестовые задания предполагают обычно наличие трех-четырех вариантов - от легких до достаточно сложных. Инвариантное (стандарт) содержание, как правило, включено в первые два. Третьи и четвертые варианты предполагают выход за рамки стандарта. В зависимости от уровня знаний и умений учащихся на первых этапах работы можно ограничиться усвоением только необходимого минимума содержания. Но очень скоро школьник будет справляться с заданиями повышенной сложности.

Наиболее эффективный прием описываемой технологии - работа без предварительного выучивания материала учебника. Тем самым снимается негативная реакция детей на необходимость читать учебные тексты, не всегда понятные и зачастую достаточно скучные. Зато после написания собственных текстов и сравнения их с текстами учебника интерес к последним заметно возрастает.

На мой взгляд, любой, квалифицированно составленный тест может служить инструментом для обучения. Однако для тех преподавателей, которые захотят применить эту технологию, пользуясь готовыми заданиями, или самостоятельно создавать тесты, следует заметить, что только система дидактически выверенных тестовых заданий разного типа и уровней сложности может обеспечить полноценный процесс обучения и усвоения материала.

Под дидактической системой заданий понимается такая организация учебного материал, которая позволяет обеспечить его усвоение детьми на разных уровнях (знание, репродуктивное применение, творческое применение). Дидактически выверенная система заданий должна «руководить» познавательной деятельностью школьника, обеспечивать и предъявление нового материала, и его повторение в разных контекстах. К одному и тому же содержательному фрагменту могут быть поставлены несколько вопросов. Понятия, вводимые в первых темах раздела, должны отражаться и «работать» в последующих темах. Внутри вариантов могут содержаться так называемые подсказки, облегчающие выполнение задачи (см. второй вариант приведенного теста).

Конструкция показанных примеров тестов позволяет проиллюстрировать сказанное выше. Почему эти два варианта можно считать системой заданий?

Во-первых, потому, что она включает в себя необходимый и достаточный минимум взаимосвязанных и взаимодействующих понятий :система, уровень организации системы, строение и функция системы, свойства системы. Эти понятия раскрываются в различных контекстах и наполняются новым смыслом: живая система способна к обмену веществ, энергией, информацией; к адаптациям, реакциям на окружающую среду. Живые системы обладают иерархичностью структуры и сложностью организации, состоят из разных элементов и в зависимости от уровня взаимодействия этих элементов обладают качественными отличиями.

Во-вторых, с дидактической точки зрения эта система заданий обеспечивает предъявление нового материала и применение имеющихся знаний и умений, прогнозирует деятельность учащегося при работе с текстом, ориентирует на отбор и обработку необходимого для выполнения задания материала.

В-третьих, данная система заданий позволяет каждому учащемуся реализовать себя как на репродуктивном, так и на творческом уровнях деятельности (выведение новых знаний, написание нового текста).

В заключении следует сказать, что использование тестов для обучения позволяет сформировать у учащихся такие важнейшие умения, как:

  • Работа с текстом и постановка вопросов к нему;

  • Отбор и структурирование материала;

  • Письменное или устное изложение текста;

  • Самооценка и самоконтроль;

  • Построение доказательств и их аргументация;

  • Критичность мышления; обнаружение противоречий в собственной и чужой мысли;

  • Индивидуальная ответственность за результат;

  • Умение организовать работу группы (быть лидером).

Учитель же, систематически применяя эту технологию, может добиться приличных результатов в обучении школьников, а также в развитии собственных творческих способностей.



© 2010-2022