Профильная смена пришкольного экологического лагеря

МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕНЫ НА БАЗЕ ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ. АВТОР: ГОЛУБЕВА Т.С. В течение последнего десятилетия в Российской Федерации был принят ряд нормативно-правовых и концептуальных документов,  направленных на обеспечение  устойчивого развития ее экологических аспектов. Это, в первую очередь, закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 год) и «Экологическая доктрина Российской Федерации» (2002 год). В этих основополагающих документах экологическое образование и просвещение, нацеленные на повышение уровня экологической культуры населения, декларируются как его важнейш... Особая роль в решении этой проблемы принадлежит общеобразовательной школе, поскольку именно в детские и юношеские годы закладываются основы экологической культуры человека. Цель современного образования,  согласно федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Абсолютно очевидно, что этим требованиям может соответствовать лишь  экологически грамотная личность.  В связи с этим, достижение этой цели возможно только в контексте решения задач экологического воспитания дет...    В данное время в учебном плане обычной средней школы нет предмета экология. Вопросы экологического воспитания и образования  выносятся либо на  элективные курсы, либо рассматриваются в рамках тематических классных часов и внеклассных мероприятий.  Становится очевидным, что в сложившихся условиях необходимо искать новые возможности и средства повышения эффективности экологического воспитания. Особое внимание следует уделять определению новых форм экологического образования за пределами учебног... Огромное значение имеет вовлечение детей в практическую деятельность по созданию экологических проектов, озеленению и благоустройству школьного двора, улицы, города, организация краеведческой работы, зеленых патрулей и так далее. Наиболее полноценно такую экологическую работу  возможно  реализовать на базе летнего пришкольного лагеря путем создания профильной экологической смены.   Именно в летнем экологическом лагере  возможно восполнить недостаток экологических знаний и навыков правильного общения с природой, сделать процесс экологического воспитания непрерывным и творческим.  Лагерь с экологической направленностью, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-образовательной работы с обучающимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое воспитание и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной ф...      Для грамотной организации подобной экологической смены ресурсов школы может быть не достаточно  (кадровых, методических, технических). В этом случае необходимо привлечение социальных партнеров – специалистов,  заинтересованных в реализации экологического просвещения совместно со школьниками и педагогами.  В  случае с нашей школой таким партнером может стать национальный парк «Мещера» (ФГБУ НП «Мещера»). Являясь особо охраняемой природной территорией, парк обладает более обширным спектром  в...    Социальная значимость экологической лагерной смены растет с возрастанием степени вовлечения в совместную деятельность  и других сторонних организаций: ТО «Гусевское лесничество», центр занятости населения, городской библиотечный информационный центр, городской Совет ветеранов, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в городе  Гусь-Хрустальный.    Для более эффективной  работы профильной экологической смены подбираются  формы,  предполагающие общение детей друг с другом и с взрослыми, решение творческих задач, расширение личного кругозора и, как следствие, – позитивное изменение мировоззрения и формирование  убежденности  в способность личного влияния на будущее. У подростков, участвующих в этой работе, повышается самооценка, активность поведения, появляется способность к адекватному  восприятию экологических проблем, интерес и ответст...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

Программа профильной экологической смены «Муравей»

Автор программы: Голубева Т.С., учитель биологии МБОУ СОШ №4


Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………………....2

Цель программы……………………………………………………………………...……….3

Задачи………………………………………………...………………………………………..3

Сроки реализации программы…………………………………………..…………………...3

Формы и режим занятий………………………………………………..……….……………4

Ожидаемые результаты…………………………………………..……..…….…...................6

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы……………………………………………….……………………………………6

Механизм реализации программы лагеря……..………………………………………..…..6

Календарный план Мероприятий…………………………………………………………...7

Режим дня школьного лагеря……………………………………………………………….11

Методическое обеспечение программы…………………………………............................12

Список использованной литературы……………………………......……………………...13





Пояснительная записка

Лето - самое яркое по эмоциональной окраске время года. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.

Лето, в своём роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, лето - всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Задача педагогов и воспитателей - сделать это время для ребят интересным и незабываемым. В воспитании каникул не бывает. Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развить способности.

Лагерь с экологической направленностью, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяют в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое воспитание и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере, детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионных занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по окружающему миру, биологии, экологии, ознакомление с природой родного края и проведение элементарных экологических полевых исследований, конференции по итогам самостоятельных исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической и спортивной направленности.

Прямое общение с природой с раннего детства помогает нам увидеть мир во всем его многообразии, стать человечнее, научиться уважать и ценить то, что нас окружает. Общение детей с природой воспитывает в них бережное, доброе отношение ко всему живому, будь то растения, птицы или животные. Природа - мудрый учитель и наша задача сохранить и приумножить, что создано, и не нарушить ее естественного происхождения.

При создании летнего пришкольного экологического лагеря учитывались следующие аспекты:

- соответствие возрастным особенностям;

- обеспечение всестороннего развития через организацию разнообразной активной деятельности всех детей;

- гармоничное сочетание развития личностных возможностей с формированием общественных интересов;

- единство и взаимосвязь всех направлений работы - целостная система воздействий на ребенка.

Актуальность: Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу молодежи (ведь находясь на природе, мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе, причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.



Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому развитию детей.

Задачи:

- воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения;


- воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;


- приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;


- развитие творческих способностей;


- обогащение духовной культуры, приобщение к прекрасному;


- выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;

- организация активного отдыха и оздоровления детей;


- формирование лидерских качеств;


- приобретение навыков работы в команде;


- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.



Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Основной состав лагеря - это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 8-12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.


Сроки реализации программы. Финансирование

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены - 21 день.

Государственное финансирование в рамках работы летнего пришкольного оздоровительного лагеря.



Формы и режим занятий

Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры. Программа используется в лагере дневного пребывания при школе. Она рассчитана на одну лагерную смену, т. е. 21 день.

Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.

Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.

Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

Совещание - это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.

Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.

Мозговой штурм - групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.

Достоинства этого метода:

- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;

- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;

- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.

Ситуационно-ролевые и деловые игры - позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.

Также в работе будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:

- тематические программы;

- познавательные игры и викторины;

- спортивные игры и соревнования;

- психологические игры;

- игровые тестирования, опросы, анкетирование;

- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов;

- конкурсы презентаций эколого-биологической тематики;

- занятия на природе;

- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты, стенгазет;

- концерты, фестивали, акции;

- посещение Национального парка «Мещера» и проведение совместных мероприятий экологической направленности;

В соответствии с моделью смены предлагается следующая структура управления:

Руководство экологической сменой осуществляет «штаб-лидер», в состав которого входят руководитель лагеря и воспитатели отрядов, командиры отрядов (дети) и еще по 2 лидера - активиста из каждого отряда. Важнейшие вопросы решает общий сбор. Шесть выбранных детских лидеров руководят структурными подразделениями:

- пресс-центр (есть свои журналисты, выпускается газета «Наш Муравейник»);


- исследовательский центр (контролирует исследовательскую деятельность учащихся и ее продвижение, информирует работников пресс-службы о результатах исследований.);

- отряд особого назначения (ООН) - отвечает за организацию трудовых экологических десантов, социально значимых дел, информирует пресс-службу;

- штаб КТД (коллективных творческих дел) - отвечает за подготовку массовых творческих мероприятий и праздников, организацию культурного досуга, информирует пресс-центр;


- центр физкультуры и здоровья (готовит физкультурно - оздоровительные мероприятия, графики спортивных турниров, проводит зарядки, разминки, следит за выполнением санитарных и гигиенических норм).


Оздоровительная работа

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:


- утренняя гимнастика;


- принятие солнечных и воздушных ванн;


- организация пешеходных экскурсий;


- организация здорового питания детей;


- организация спортивно-массовых мероприятий:

Возможные риски:

Плохие погодные условия;


Высокая активность клещей;


Поломка автотранспорта и оргтехники.

Ожидаемые результаты


Для школьников:

1. Укрепление и оздоровление детского организма: закаливание, формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).

2. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках по дисциплинам естественнонаучного цикла.

3. Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие у школьников интереса к творческой исследовательской деятельности.

4. Развитие креативных способностей учащихся.

5. Развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде.

6. Развитие лидерских качеств.

7. Развитие информационной культуры участников проекта.

8. Изменение и утверждение массового сознания школьников в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе.

9. Повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой).

10. Формирование у школьников чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины».

Для педагогов и воспитателей:

1. Приобретение навыков организации профильной лагерной смены.

2. Возможность осуществления непрерывного процесса экологического образования и воспитания.

3. Развитие навыков организации и руководства исследовательской деятельностью учащихся и экспериментальной работой.

4. Возможность лучше узнать и оценить интересы и способности детей с целью корректировки программы их дальнейшего индивидуального развития.

5. Приобретение навыков социального партнерства с другими организациями



Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

В лагерной смене будут организованы выставки гербариев различных растений, поделок из растительного материала, фотовыставка «Подарки природы», учебно-исследовательская конференция, презентация творческих работ.




Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

- расстановку кадров;

- комплектование отрядов, разработку документации.

II. Организационный этап включает:

- знакомство;

- выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

- сплочение отрядов;

- формирование законов и условий совместной работы;

- подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Педагоги, дети, родители общественные организации - организаторы программы:

- познают, отдыхают, трудятся;

- делают открытия в себе, в окружающем мире;

- помогают в проведении мероприятий;

- учатся преодолевать трудные жизненные ситуации;

- развивают способность доверять себе и другим;

- укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой, здорового образа жизни, выставку рисунков, поделок.

IV. Заключительный этап.

Анализ результатов.

Кадровое обеспечение

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения: заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии, социальный педагог, психолог и другие специалисты.



Календарный план Мероприятий


Дата


Содержание


Место проведения


Исполнители


1 день


«Муравей » встречает гостей

Путешествие по «Муравейнику»

Знакомство с законами «Муравейника» (проведение инструктажей).
Коллективное принятие правил поведения в «Муравейнике»

Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй лето, здравствуй лагерь!»




Территория школы

По отрядам




Воспитатели, социальный педагог


2 день

Подготовка к открытию смены «Муравей»

Работа на школьном цветнике «Цвети, цвети, родная школа!»

Подвижные игры на свежем воздухе.

Актовый зал

Пришкольный участок

Спортплощадка




Воспитатели,

спортивный организатор


3 день

Открытие лагерной смены «Муравей»

Праздник «Ура, каникулы!»

Презентация отрядных уголков

Подвижные игры.

Актовый зал



Спортплощадка

Начальник лагеря, воспитатели, спортивный организатор


4 день

День леса. «К Берендею в гости»

Экологическая сказка «В гостях у Берендея».

Конкурс экологических плакатов «Мы рисуем лес».

Подвижные игры на свежем воздухе.

Актовый зал


По отрядам



Спортплощадка

Воспитатели,
спортивный организатор


5 день

«Лекарственные растения»

Просмотр презентации «Лекарственные растения»

Посещение НП «Мещера». Прогулка по заповедной территории. Сбор материала для гербариев «Целебный сундучок». Правила создания флористической тетради

Экологические игры

« Окна Земли», «Познакомимся с деревом».

Актовый зал



Лесная территория НП «Мещера»

Воспитатели


Сотрудники НП «Мещера»


6 день

Конкурс отрядных презентаций на тему «Путешествие в страну Витаминию»


Конкурс экологической частушки
Подвижные игры.

Актовый зал



Спортзал

Воспитатели

спортивный организатор


7 день


Беседа «Осторожно, насекомые!» с просмотром презентации

Исследовательская работа «Определение чистоты воздуха по лишайникам и хвойным растениям»

Животные нашего леса.

Игра « Что я за животное?»


По отрядам



Лесной массив






Воспитатели

учитель биологии


8 день

По страницам Красной книги. Изучение редких и исчезающих растений и животных родного края

Конкурс агитационных плакатов «Охраняйте природу!»

Весёлые старты


По отрядам





Спортплощадка


Воспитатели,
учитель биологии


9 день


День независимости «Муравейника»

Конкурс рисунков на асфальте «Моя Россия!».

Беседа «Знаем ли мы свои права».

Спортивная эстафета. Девиз: «Моя страна, моя Россия!»




Школьный двор


По отрядам

Спортплощадка




Воспитатели


Спортивный организатор


10 день


«В гостях у Водяного»

«Вода в нашей жизни»: Экологический десант на городское озеро.

Игра « Звуки», Игра «Цвета».

Исследовательская работа: «Вода в нашей жизни»

Минутки здоровья «Советы доктора Воды»




городское озеро


по отрядам




Воспитатели, учитель биологии


11 день


Бал цветов

«Какие цветы нельзя дарить на День рождения» (Растения из Красной книги), сбор материала для гербариев

Продолжение работы по наполнению флористической тетради
Игра «Биение сердца дерева»

Минутки здоровья «Как закаляться», «Зоологические забеги».




Территория леса (луг, поляна)



Спортплощадка




Воспитатели



12 день

Ландшафтный дизайн на пришкольном участке. Продолжение работы на школьном цветнике «Цвети, цвети, родная школа!»

Беседа «Эстетическая роль и значение зелёных насаждений».

Спортивно-конкурсная программа: «Веселые старты с «экологическими» препятствиями»

Пришкольный участок


Спортплощадка

Воспитатели

учитель биологии


Спортивный организатор


13 день

День борьбы с вредными привычками.

Викторина «Мы за здоровый образ жизни!»

Конкурс рисунков «Твое здоровье в твоих руках!»


по отрядам


Воспитатели, социальный педагог-психолог


14 день

Прогулка в лес. Сбор материала для поделок из растительности, для гербариев. Игра «Познакомимся с деревом», подвижные игры.

Подготовка к конференции.


Лесной массив


По отрядам




Воспитатели


15 день

Топонимика родного края

Исследовательская работа «История названий»


Конкурс рисунков на асфальте «Край, в котором ты живешь»

Подвижные игры.

Актовый зал


Школьный двор

Спортплощадка

Воспитатели

учитель географии


Спортивный организатор


16 день

Посещение экологической тропы Национального парка «Мещера».

НП «Мещера»

Воспитатели

Сотрудники парка


17 день

Учебно-исследовательская конференция.

Подвижные игры.

Кабинет информатики

По отрядам

Воспитатели, учитель биологии


18 день

«Мы всё лепим, мастерим…»

Подготовка к выставке: «Подарки природы»»

Подготовка фотоматериалов для фотовыставки «Родная Мещера»

Подготовка к закрытию лагеря.

Подвижные игры.


По отрядам





Спортплощадка

Воспитатели



Спортивный

организатор


19 день

День памяти и скорби
Торжественный митинг «Не забыть нам той войны»

Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!»

Посещение мемориала «Вечный огонь»

Территория школы


Школьный двор

Воспитатели


20 день

«Подарки природы» Выставка гербариев, поделок из растительности, фотовыставка.

Показ творческих презентаций.

Подготовка газеты по итогам лагерной смены «Наш муравейник»

Подготовка к закрытию лагеря.

Школьная рекреация


По отрядам.


Воспитатели


21 день

Закрытие лагерной смены «До свидания, Муравей».

Концертная программа.

Игра «Ищи клад»

Актовый зал


Школьный двор

Начальник лагеря
воспитатели




Режим дня школьного лагеря


8.30 - 9. 00 Мы вам рады!

Чтобы быть весь день в порядке,

Надо делать нам зарядку!


9.00-9.15 Всем пора, всем пора на линейку детвора!


9.15-10.00 Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара!


10.00- 12. 00 Кто куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

Кто - то любит танцевать,

Кто - то петь и рисовать.


12.00 - 13.00 Лишь заслышим зов игры,

Сразу на улицу выбежим мы!

Ждет нас много забав интересных,

Соревнований, прогулок чудесных!


13.30. -14.30 Вот уже который раз

Повара встречают нас!

Время обеда настало.


14.30 До свиданья! До новых встреч!



Методическое обеспечение программы

Игра «ОКНА ЗЕМЛИ»

Лес покажется новым и интересным, если взглянуть на него по-другому. В этой игре дети ложатся на землю в лесу и следят за раскачиванием деревьев, слушают птиц и шум ветра. Через просветы в листве деревьев дети наблюдают, как безмолвные облака заглядывают в лесной дом.

Каждый должен лечь на землю, и, глядя в небо, представить себя частью земли. Игра "Окна Земли" дает опыт восприятия леса глазами самого леса!

Игра «БИЕНИЕ СЕРДЦА ДЕРЕВА»

Дерево - живое существо. Оно ест, отдыхает, дышит, в нем циркулирует "кровь" - все, как у нас. Биение сердца дерева - это прекрасное хрустящее и булькающее течение жизни.

Выберите дерево с тонкой корой и диаметром ствола 15 см. Лиственные породы лучше прослушиваются, чем хвойные, и некоторые деревья могут иметь более громкое биение сердца, чем другие. Прижмите стетоскоп плотно к дереву так, чтобы не было никаких посторонних звуков (стетоскоп должен быть неподвижен). Возможно, придется попробовать прикладывать стетоскоп в разных местах, прежде чем найдется самое удобное и "громкое". Детям захочется послушать и биение собственного сердца. Если есть возможность - можно послушать также и биение сердец животных. Ребята услышат замечательное разнообразие ритмов!

Игра «ПОЗНАКОМИМСЯ С ДЕРЕВОМ»

Разбиться на пары. Повязать вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву.

Помогите "слепому" ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность. Следует давать конкретные указания. Спросите: "Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?".

Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья, чащобы, которые можно было бы легко обойти). Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

Игра « ЗВУКИ»

На лужайке, около воды, или на лугу дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто-либо слышит птичью песню, он отгибает один палец. Кто лучше всех слышит? Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы. Чтобы было еще интересней, попробуйте досчитать до десяти, когда не слышите ни одной птицы. Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест падающих листьев, журчание воды.

Игра «ЦВЕТА»

Чтобы научить детей внимательно наблюдать природу, попросите их сосчитать, сколько различных цветов и оттенков они могут назвать, не передвигаясь с того места, где они находятся.

Эта игра показывает роль защитной окраски в жизни животных.

Игра « ЧТО Я ЗА ЖИВОТНОЕ?»

Прикрепите картинку животного к спине одного из детей. Не показывайте ему эту картинку. Пусть он повернется спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Затем ЭТОТ ребенок задает вопросы, чтобы узнать, какое он животное. Другие дети могут отвечать только "да", "нет", "может быть".




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Вересов Н.Н Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников. Дошкольное воспитание 1993.№7.с. 39-43


Вопросы охраны и использования природы в процессе изучения биологии в школе: Методические рекомендации для учителей биологии. - Новгород, 1989.- 83 с.

А.В. Гагарин «Воспитание природой», М., 2000г.


Голованова Е.Н. «Формирование экологической культуры жителей города» «Народная школа»,2004, №5 - с.23-25


Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: учебно-методическое пособие, 5-еиздание стереотипное.- М.- ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола,2003.-288 с.



Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.



Игры по естествознанию. Как познавать природу, играя и путешествуя (под редакцией И.Ю. Алекшиной). СПб: СМИО-пресс,2001,- 128с.








14


© 2010-2022