- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа обучения на дому по биологии
Рабочая программа обучения на дому по биологии
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина М.Ю. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для индивидуального обучения на дому ученика 8 класса Жукова Даниила
составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004 г.), авторской программы:
8 класс Человек.. Автор:, Н.И.Сонин (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И. Б. Морзунова. - 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010. - 254, (2)с., с.50).
Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по биологии (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 8 классах общеобразовательных средних школ общим объемом 70 учебных часов, а на изучение для индивидуального обучения 34 часа, 1 час в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В содержание типовой программы , а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
-
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой .
-
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
-
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Учащиеся должны знать/понимать:
Базовый уровень
- основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);
- особенности строения и жизнедеятельности клетки;
- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;
- биологический смысл разделения функций и органов;
- как обеспечивается целостность организма;
- интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;
- о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);
- как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;
- о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;
- о строении и функциях органов размножения;
- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;
- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;
- основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
- приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
- находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;
- соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;
- пользоваться медицинским термометром;
- объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;
- готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(34 часа, 1час в неделю)
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (1 час)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (1 час)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (2 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Тема 5. Координация и регуляция (5 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
■ Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Тема 6. Опора и движение (4 часа)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Тема 7. Внутренняя среда организма (2 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Тема 8. Транспорт веществ (2 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Тема 9. Дыхание (3 часа)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Тема 10. Пищеварение (2часа)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (1 час)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (1 час)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (1 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (3часа)
Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (2 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Резервное время - 1 час - повторение.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Дата
Тема 1. Человек как биологический вид.
1
Место человека в системе органического мира.
Особенности человека.
Тема 2. Происхождение человека.
2
Происхождение человека.
Этапы становления человека.
Расы человека. Их происхождение и единство.
Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.
3
История развития знаний о строении и функциях организма человека.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.
4
Клеточное строение организма.
Ткани и органы
5
Системы органов.
Тема 5. Координация и регуляция.
6
Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.
Роль гормонов в обменных процессах.
7
Нервная регуляция. Строение нервной системы.
Рефлекс.
Строение и функции спинного мозга.
8
Строение и функции головного мозга.
9
Анализаторы. Строение, функции, гигиена органов зрения.
Анализаторы слуха и равновесия.
10
Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Обобщающий урок по теме.
Тема 6. Опора и движение.
11
Скелет человека, его строение и значение.
Состав и строение костей. Типы строения костей.
12
Заболевание опорно - двигательной системы и их профилактика.
13
Строение и развитие мышц. Основные группы мышц.
Работа мышц.
14
Значение физической культуры и режима труда для формирования опорно - двигательной системы.
Обобщение по теме.
Тема 7. Внутренняя среда организма.
15
Внутренняя среда организма. Кровь, ее состав и значение.
Форменные элементы крови.
16
Иммунитет.
Тема 8. Транспорт веществ.
17
Органы кровообращения.
Работа сердца.
18
Движение крови по сосудам.
Заболевания сердечно - сосудистой системы, их предупреждение.
Тема 9. Дыхание.
19
Строение органов дыхания.
Газообмен в легких.
20
Регуляция дыхания.
Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
21
Обобщающий урок.
Тема 10. Пищеварение.
22
Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме.
Строение пищеварительной системы.
23
Пищеварение.
Гигиена питания.
Тема 11. Обмен Веществ и энергии.
24
Обмен веществ и энергии.
25
Витамины.
Тема 12. Выделение.
26
Строение и работа органов выделения.
Заболевания почек и их предупреждение.
Тема 13. Покровы тела.
27
Строение и функции кожи.
Роль кожи в терморегуляции.
Заболевание кожи и их предупреждение.
Тема 14. Размножение и развитие.
28
Половая система человека.
Оплодотворение.
Возрастные процессы.
Тема 15. Высшая нервная деятельность.
29
Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды.
Торможение.
Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы.
30
Типы нервной деятельности.
Гигиена умственного труда.
31
Особенности психики человека.
Обобщающий урок.
Тема 16. Человек и его здоровье.
32
Оказание первой доврачебной помощи.
33
Укрепление здоровья.
34
Повторение.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Учебник: Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа. 2010. - 287с.
Методические пособия:
1. Т.В. Козачек Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» /авт. - сост. Т.В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2009. - 328с.
2. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек» /Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин. - 5 - е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 139, [5] с.
3. Краева Е.В. Тесты по биологии: 8 класс: К учебнику Н.И. Сонина. М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» /Е.В. Краева. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 158 [2] с. - (Учебно - методический комплект).
4. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: дидактические карточки - задания к учебнику Н.И. Сонина. М.Р. Сапина «Биология. Человек» / Н.И. Сонин. А.М. Дагаев. - 4 - е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 47, [1] с.