Рабочая программа обучения на дому по биологии

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для индивидуального обучения на дому ученика 8 класса Жукова Даниила

составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(2004 г.), авторской программы:

8 класс Человек.. Автор:, Н.И.Сонин (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И. Б. Морзунова. - 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010. - 254, (2)с., с.50).

Основной задачей курса является подготовка обучающихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по биологии (2004). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 8 классах общеобразовательных средних школ общим объемом 70 учебных часов, а на изучение для индивидуального обучения 34 часа, 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

В содержание типовой программы , а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  • Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой .

  • Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

  • Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Учащиеся должны знать/понимать:

Базовый уровень

- основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение);

- особенности строения и жизнедеятельности клетки;

- особенности строения и функции основных тканей, органов и систем органов;

- биологический смысл разделения функций и органов;

- как обеспечивается целостность организма;

- интегрирующую функцию кровеносной, нервной и эндокринной систем органов;

- о внутренней среде организма и способах поддержания ее постоянства (гомеостаза);

- как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире и какую роль в этом играют высшая нервная деятельность и органы чувств;

- о биологическом смысле размножения и причинах естественной смерти;

- о строении и функциях органов размножения;

- элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека;

- элементарные сведения о соотношении физиологического и психологического в природе человека; о темпераменте, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле;

- основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

- приемы первой помощи при травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях, кровотечениях.

Учащиеся должны уметь:

Базовый уровень

- находить взаимосвязи тканей, органов и систем органов при выполнении ими разнообразных функций;

- соблюдать правила гигиены, объяснять влияние физического труда и спорта на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;

- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;

- пользоваться медицинским термометром;

- объяснять наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме и применять свои знания для составления режима дня, правил поведения и т.п.;

- готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(34 часа, 1час в неделю)

Тема 1 . Место человека в системе органического мира (1 час)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (1 час)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

■ Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (2 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

■ Демонстрация схем систем органов человека.

Тема 5. Координация и регуляция (5 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

■ Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Тема 6. Опора и движение (4 часа)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Тема 7. Внутренняя среда организма (2 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Тема 8. Транспорт веществ (2 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Тема 9. Дыхание (3 часа)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Тема 10. Пищеварение (2часа)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (1 час)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

■ Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (1 час)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (1 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (3часа)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (2 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Резервное время - 1 час - повторение.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата

Тема 1. Человек как биологический вид.

1

Место человека в системе органического мира.

Особенности человека.


Тема 2. Происхождение человека.

2

Происхождение человека.

Этапы становления человека.

Расы человека. Их происхождение и единство.


Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.

3

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.

4

Клеточное строение организма.

Ткани и органы

5

Системы органов.

Тема 5. Координация и регуляция.

6

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.

Роль гормонов в обменных процессах.

7

Нервная регуляция. Строение нервной системы.

Рефлекс.

Строение и функции спинного мозга.

8

Строение и функции головного мозга.


9

Анализаторы. Строение, функции, гигиена органов зрения.

Анализаторы слуха и равновесия.

10

Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Обобщающий урок по теме.

Тема 6. Опора и движение.

11

Скелет человека, его строение и значение.

Состав и строение костей. Типы строения костей.

12

Заболевание опорно - двигательной системы и их профилактика.

13

Строение и развитие мышц. Основные группы мышц.

Работа мышц.

14

Значение физической культуры и режима труда для формирования опорно - двигательной системы.

Обобщение по теме.

Тема 7. Внутренняя среда организма.

15

Внутренняя среда организма. Кровь, ее состав и значение.

Форменные элементы крови.


16

Иммунитет.



Тема 8. Транспорт веществ.

17

Органы кровообращения.

Работа сердца.


18

Движение крови по сосудам.

Заболевания сердечно - сосудистой системы, их предупреждение.


Тема 9. Дыхание.


19

Строение органов дыхания.

Газообмен в легких.

20

Регуляция дыхания.

Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

21

Обобщающий урок.

Тема 10. Пищеварение.

22

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме.

Строение пищеварительной системы.

23

Пищеварение.

Гигиена питания.

Тема 11. Обмен Веществ и энергии.

24

Обмен веществ и энергии.

25

Витамины.

Тема 12. Выделение.

26

Строение и работа органов выделения.

Заболевания почек и их предупреждение.

Тема 13. Покровы тела.

27

Строение и функции кожи.

Роль кожи в терморегуляции.

Заболевание кожи и их предупреждение.

Тема 14. Размножение и развитие.

28

Половая система человека.

Оплодотворение.

Возрастные процессы.

Тема 15. Высшая нервная деятельность.

29

Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды.

Торможение.

Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы.

30

Типы нервной деятельности.

Гигиена умственного труда.

31

Особенности психики человека.

Обобщающий урок.

Тема 16. Человек и его здоровье.

32

Оказание первой доврачебной помощи.



33

Укрепление здоровья.



34

Повторение.



Ресурсное обеспечение рабочей программы

Учебник: Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа. 2010. - 287с.

Методические пособия:

1. Т.В. Козачек Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» /авт. - сост. Т.В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2009. - 328с.

2. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек» /Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин. - 5 - е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 139, [5] с.

3. Краева Е.В. Тесты по биологии: 8 класс: К учебнику Н.И. Сонина. М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» /Е.В. Краева. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 158 [2] с. - (Учебно - методический комплект).

4. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: дидактические карточки - задания к учебнику Н.И. Сонина. М.Р. Сапина «Биология. Человек» / Н.И. Сонин. А.М. Дагаев. - 4 - е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 47, [1] с.



© 2010-2022