Статья Проектная деятельность в рамках ФГОС

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность как одно из эффективных направлений внеурочной де6ятельности школьников в рамках ФГОС

В.В Неказакова, учитель биологии, высшая категория,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ливны»


В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая учащимися во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащимися класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания, обновление содержания образования. И решить эти проблемы и задачи помогает проектная деятельность.

Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.

Так что же такое проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской. Личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.

Проект - это «пять П».

  1. Проблема (значимая задача).

  2. Планирование (план действий, выбор продукта, форма презентации).

  3. Поиск информации (поиск и сбор материала, его обработка и осмысление).

  4. Продукт (результат работы, изделие).

  5. Презентация (представление продукта, результата). Рефлексия собственной деятельности.

В практике используют следующие виды проектов.

1. Классификация проектов по доминирующей деятельности

- практико-ориентированный проект;

- исследовательский проект;

- информационный проект;

- творческий проект;

- ролевой проект.

2. Классификации я проектов по продолжительности:

- мини-проект;

- краткосрочный проект;

- недельный проект;

- годичный проект.

3. Классификация по количеству участников:

- индивидуальный;

- парный;

- групповой.

Продукты проектной деятельности различны: видеофильм, альбом, санбюллетень, брошюры, буклеты, компьютерная презентация, сценарии мероприятий, доклад, поделки, рисунки..

Для разработки проекта необходим алгоритм.

Первый шаг: подготовка (определение темы, цели, задач проекта).

Цель - желаемый результат, который будет получен в ходе всего исследования (доказать…, обосновать…, разработать…).

Задачи - ряд промежуточных целей, необходимых для реализации общей цели (проанализировать…, описать…, выявить…, определить…, установить…).

Второй шаг: определение актуальности проекта, выдвижение гипотезы.

Третий шаг: планирование деятельности по реализации проекта:

- определении е источников необходимой информации;

- определение способа сбора и анализа информации;

- деление на рабочие группы (теоретики, социологи, оформители, архивариусы и т.д.);

- распределение задач между членами рабочей группы.

Четвертый шаг: структурирование информации, изготовление продукта или проведение исследования.

Пятый шаг: выводы.

Шестой шаг: подготовка презентации, защита проекта.

Примеры проектов, которые были разработаны учащимися на занятиях внеурочной деятельности.

Спецкурс «Экология. Живая планета»:

  • «Береза - символ России»,

  • «Сохраним урочище Липовчик».

  • Видеофильм «Экология в мультфильмах;

  • «Вторая жизнь бытовых отходов (изготовление поделок);

  • «Будь природе другом»,

  • «Животные в литературных произведениях».

Поделки, изготовленные на занятиях, были представлены на Всероссийский конкурс «Зеленая планета».

Проекты, разработанные на спецкурсе «Твое здоровье»:

  • «Осторожно: грипп» (санбюллетень, брошюра, выступление на классных часах);

  • «Вся правда о чипсах»;

  • «Козы в нашей жизни»;

  • «Ох, уж этот, туберкулез» (проведение акции, календарь).

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимися необходимо:

  1. Провести подготовительную работу.

  2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

  3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию.

  4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

  5. Создавать группу не более 3-5 человек.

Литература

  1. Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: - Казань, 1995Б.-26.

  2. На путях к методу проектов//. Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной, - М.,2000г.

  3. С.Г. Воровщиков; М.М. Новожилова «Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать».-2-е изд.М:5 За знания, 2007г. -352с.



© 2010-2022