- Преподавателю
- Биология
- Статья Проектная деятельность в рамках ФГОС
Статья Проектная деятельность в рамках ФГОС
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Неказакова В.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность как одно из эффективных направлений внеурочной де6ятельности школьников в рамках ФГОС
В.В Неказакова, учитель биологии, высшая категория,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ливны»
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая учащимися во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащимися класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета и во внеурочной деятельности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения и воспитания, обновление содержания образования. И решить эти проблемы и задачи помогает проектная деятельность.
Организация проектной работы школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Так что же такое проект? Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской. Личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.
Проект - это «пять П».
-
Проблема (значимая задача).
-
Планирование (план действий, выбор продукта, форма презентации).
-
Поиск информации (поиск и сбор материала, его обработка и осмысление).
-
Продукт (результат работы, изделие).
-
Презентация (представление продукта, результата). Рефлексия собственной деятельности.
В практике используют следующие виды проектов.
1. Классификация проектов по доминирующей деятельности
- практико-ориентированный проект;
- исследовательский проект;
- информационный проект;
- творческий проект;
- ролевой проект.
2. Классификации я проектов по продолжительности:
- мини-проект;
- краткосрочный проект;
- недельный проект;
- годичный проект.
3. Классификация по количеству участников:
- индивидуальный;
- парный;
- групповой.
Продукты проектной деятельности различны: видеофильм, альбом, санбюллетень, брошюры, буклеты, компьютерная презентация, сценарии мероприятий, доклад, поделки, рисунки..
Для разработки проекта необходим алгоритм.
Первый шаг: подготовка (определение темы, цели, задач проекта).
Цель - желаемый результат, который будет получен в ходе всего исследования (доказать…, обосновать…, разработать…).
Задачи - ряд промежуточных целей, необходимых для реализации общей цели (проанализировать…, описать…, выявить…, определить…, установить…).
Второй шаг: определение актуальности проекта, выдвижение гипотезы.
Третий шаг: планирование деятельности по реализации проекта:
- определении е источников необходимой информации;
- определение способа сбора и анализа информации;
- деление на рабочие группы (теоретики, социологи, оформители, архивариусы и т.д.);
- распределение задач между членами рабочей группы.
Четвертый шаг: структурирование информации, изготовление продукта или проведение исследования.
Пятый шаг: выводы.
Шестой шаг: подготовка презентации, защита проекта.
Примеры проектов, которые были разработаны учащимися на занятиях внеурочной деятельности.
Спецкурс «Экология. Живая планета»:
-
«Береза - символ России»,
-
«Сохраним урочище Липовчик».
-
Видеофильм «Экология в мультфильмах;
-
«Вторая жизнь бытовых отходов (изготовление поделок);
-
«Будь природе другом»,
-
«Животные в литературных произведениях».
Поделки, изготовленные на занятиях, были представлены на Всероссийский конкурс «Зеленая планета».
Проекты, разработанные на спецкурсе «Твое здоровье»:
-
«Осторожно: грипп» (санбюллетень, брошюра, выступление на классных часах);
-
«Вся правда о чипсах»;
-
«Козы в нашей жизни»;
-
«Ох, уж этот, туберкулез» (проведение акции, календарь).
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимися необходимо:
-
Провести подготовительную работу.
-
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
-
Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию.
-
Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
-
Создавать группу не более 3-5 человек.
Литература
-
Ильин Г.Л. Теоретические основы проективного образования: - Казань, 1995Б.-26.
-
На путях к методу проектов//. Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной, - М.,2000г.
-
С.Г. Воровщиков; М.М. Новожилова «Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать».-2-е изд.М:5 За знания, 2007г. -352с.