Рабочая программа по биологии для 11 класса

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка


Рабочая программа - по биологии составлена для учащихся 11 класса на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 в редакции от 31.01. 2012 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

3. Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане МАОУ СОШ № 69 города Тюмени отводится 69 часов для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе среднего общего образования. В Х классе 35 часов, ХI классе - 34 часа из расчета 1 час в неделю.


4. Результаты освоения учебного предмета в 11 классе

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере;

- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики правил поведения в природной среде;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

5. Содержание учебного предмета в 11 классе

Вид

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учение Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Экосистемы

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.











  1. Тематическое планирование для 11 класса


Раздел, Тема

Характеристика основных видов деятельности

1

Вид (20 часов)


Понимать:

- основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина);

- строение биологических объектов: вида;

- сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов.

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

Объяснять:

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

- единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

- причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

- необходимости сохранения многообразия видов;

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


1 - 20 урок

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учение Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.


2

Экосистемы (14 часов)


Понимать:

- основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере;

- строение биологических объектов: экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: формирование приспособленности, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

Объяснять:

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

- влияние экологических факторов на организмы;

- взаимосвязи организмов и окружающей среды;

- причины устойчивости и смены экосистем;

- решать элементарные биологические задачи;

- составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания).

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики правил поведения в природной среде;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


20 - 34 урок

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.







7.Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств

Материально-технического обеспечения

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1

Книги для чтения по всем разделам курса биологии

2

Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

2.ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблицы

1

Анатомия, физиология и гигиена человека

2

Основы экологии

3

Портреты ученых биологов

4

Правила поведения в учебном кабинете

5

Строение, размножение и разнообразие растений

6

Схема строения клеток живых организмов

3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

1

Электронные библиотеки по всем разделам курса биологии

2

Электронные базы данных по всем разделам курса биологии

4. ЭЛЕКТРОННО - ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

1

Фрагментарные видеофильмы «Планеты» ВВС

2

Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение» 5 класс

3

Электронный атлас для школьника «Ботаника»

4

Электронный атлас для школьника «Зоология»

5

Учебное электронное издание «Лабораторный практикум» Биология 6 - 11 классы

6

Электронные уроки и тесты «Биология в школе»

7

1 С: Школа. Экология, 10 - 11 классы. Учебное пособие.

8

Библиотека электронных наглядных пособий Биология 6 - 9 класс

9

Мультимедийное учебное пособие нового образца Биология (Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники)

10

Учебное электронное издание «Экология»

11

Цикл видеопрограмм «Среда» (Об экологических проблемах различных регионов России и мира)

12

Электронное учебное издание «Подготовка к ЕГЭ по биологии»

5.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1

Компьютер мультимедийный

2

Мультимедийный проектор

3

Набор датчиков к компьютеру

4

Экран проекционный

6.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Приборы, приспособления

1

Барометр

2

Весы учебные с разновесами

3

Гигрометр

4

Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

5

Микроскоп школьный ув.300-500

6

Тонометр

7

Цифровой микроскоп или микрофотонасадка

8

Комплект - лаборатория «Пчелка - У»

9

Лаборатория «Архимед»

7.НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ

1

Гербарии,

иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп

Микропрепараты

1

Набор микропрепаратов по общей биологии (базовый)

2

Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (базовый)

3

Набор микропрепаратов по разделу «Человек» (базовый)

4

Набор микропрепаратов по разделу »Животные» (базовый)

Коллекции

1

Вредители сельскохозяйственных культур

2

Морфо-экологические адаптации организмов к среде обитания (форма, окраска и пр.)

Живые объекты

Комнатные растения по экологическим группам

Тропические влажные леса

Влажные субтропики

Сухие субтропики

8.СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ

1

Доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт

2

Стол письменный для учителя (в лаборантской)

3

Стол препараторский ( в лаборантской)

4

Столы двухместные лабораторные ученические в комплекте со стульями

5

Стул для учителя

6

Стол компьютерный

7

Шкафы секционные для оборудования

8

Раковина - мойка



Учебно-тематический план

п\п


Раздел

Всего

час.

В том числе

Зачеты, контрольные работы

Лабораторные и практические

работы

1.

Вид

20

3

5

2.

Экосистемы

14

1

4

3.

Итого

34

4

9


Календарно - тематическое планирование для 11 класса

Дата

Тема урока

Тип и форма проведения урока

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

(уметь/ знать)

Контрольно - оценочная деятельность

(Вид, форма)

Домашнее

задание

Вид (20 часов)


История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учение Ж. Б. Ламарка.

Вводный урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Эволюция

Креационизм

Классификация

Таксоны

Факты

История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш. Бонне.

Представления о сущности жизни и её развитии (Конфуций, Диоген, Фалес, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Аристотель);

Господство идеалистических идей.

Критика теории Ж. Б. Ламарка его современниками.

Закономерности

«Система природы» К. Линнея.

«Упражнение и не упражнение органов» и «Наследование благоприятных признаков».

Теории

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть ученых и их вклад в развитие биологии.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Формулировать законы «Упражнения и не упражнения органов» и «Наследование благоприятных признаков».

Объяснять единство живой и неживой природы.

Знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина);

Знать ученых и их вклад в развитие биологии.

Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Уметь формулировать законы: «Упражнения и не упражнения органов» и «Наследование благоприятных признаков».

Уметь объяснять единство живой и неживой природы.

Задания со свободным ответом.

Вопросы § 41.

§ 41


Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Эволюционная палеонтология;

Определенная изменчивость;

Неопределенная изменчивость;

Искусственный отбор;

Наследственная изменчивость;

Борьба за существование;

Естественный отбор.

Факты

Естественно - научные и социально - экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Роль эволюционной теории в формировании естественно - научной картины мира.

Процессы

Искусственный отбор и естественный отбор.

Теории

Эволюционная теория.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть естественно - научные и социально - экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

Называть основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе.

Сравнивать естественный и искусственный отбор и делать выводы на основе сравнения.

Знать:

- естественно - научные и социально - экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина;

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе.

Уметь сравнивать естественный и искусственный отбор и делать выводы на основе сравнения.

Задания со свободным ответом.

Вопросы § 42.

.

§ 42


Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Доказательства эволюции.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Цитология

Сравнительная морфология

Палеонтология

Эмбриология

Биогеография

Факты

Прямые и косвенные доказательства эволюции.

Законы

Закон К. Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков.

Биогенетический закон Мюллера и Геккеля.

Характеризовать роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Давать определение ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции.

Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств.

Знать роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Уметь находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции;

приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств.

Задания со свободным ответом.

§ 43


Вид. Критерии вида.

Л. Р. № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Вид

Критерии вида

Генофонд

Популяция

Объекты

Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2 - 3 видов одного рода.

Факты

Вид, его критерии.

Наличие видов - двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.

Давать определение ключевым понятиям.

Характеризовать критерии вида.

Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.

Составлять характеристику видов с использованием основных критериев.

Знать критерии вида;

- необходимость определения вида по совокупности критериев.

Уметь составлять характеристику видов с использованием основных критериев

Л. Р. № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Вопросы § 44.

§ 44


Популяция - структурная единица вида.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Вид

Популяция

Генофонд популяции

Объекты

Популяция.

Факты

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Процессы

Эволюционные изменения в популяциях.

Давать определение ключевым понятиям.

Характеризовать:

- популяцию как структурную единицу вида;

- популяцию как единицу эволюции.

Находить информацию о популяциях в различных источниках и критически её оценивать.

Уметь характеризовать:

- популяцию как структурную единицу вида;

- популяцию как единицу эволюции;

- находить информацию о популяциях в различных источниках и критически её оценивать.

Задания со свободным ответом.

Отработка заданий ЕГЭ.

§ 45


Зачет № 1 «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции».

Урок оценки и контроля знаний.

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции

Выбрать один правильный ответ.

Выбрать три правильных ответа из шести.

Установить соответствие.

Дать определение терминам. Дать развернутый ответ.

Усвоение знаний по темам «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции».

Тест «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции».



Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Л. Р. № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Наследственная изменчивость

Мутации

Популяционные волны

Дрейф генов

Изоляция

Факты

Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Процессы, явления

Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть факторы эволюции.

Характеризовать факторы эволюции.

Объяснять причины изменяемости видов.

Выявлять изменчивость у особей одного вида.

Знать факторы эволюции.

Уметь

объяснять причины изменяемости видов;

- выявлять изменчивость у особей одного вида.

Л. Р. № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Вопросы § 48, 49.

§ 48, 49


Борьба за существование.

Естественный отбор и его формы.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Борьба за существование

Естественный отбор

Движущий отбор

Стабилизирующий отбор

Факты

Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции.

Процессы

Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть причину борьбы за существование.

Характеризовать:

- естественный отбор как результат борьбы за существование;

- формы естественного отбора.

Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

Знать причину борьбы за существование.

Уметь характеризовать:

- естественный отбор как результат борьбы за существование;

- формы естественного отбора.

- сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

Дидактические карточки.

§ 46, 47


Приспособленность - результат действия факторов эволюции.

Л. Р. № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Адаптации и их многообразие, виды адаптаций (морфологические, физиологические, поведенческие).

Факты

Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптаций.

Процессы

Процесс формирования приспособленности.

Давать определение ключевым понятиям.

Характеризовать:

- приспособленность как закономерный результат эволюции;

- виды адаптаций.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды;

- механизм возникновения приспособлений;

- относительный характер приспособлений.

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Определять относительный характер приспособленности.

Уметь: - характеризовать приспособленность как закономерный результат эволюции;

- виды адаптаций;

- объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды;

- механизм возникновения приспособлений;

- относительный характер приспособлений.

Выявлять приспособленность организмов к среде обитания;

- определять относительный характер приспособленности.

Л. Р. № 3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

Вопросы §50.

§ 50


Видообразование.

Основные направления эволюции.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Видообразование

Географическое видообразование

Экологическое видообразование

Биологический прогресс

Биологический регресс

Генетическая эрозия

Факты

Видообразование - результат эволюции.

Сохранение многообразия видов -условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия видов.

Процессы

Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли.

Видообразование.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть способы видообразования и приводить примеры.

Описывать механизм основных путей видообразования.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных.

Характеризовать:

- причины процветания или вымирания видов;

- условия сохранения видов.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде.

Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия

Знать способы видообразования и приводить примеры.

Уметь описывать механизм основных путей видообразования.

Уметь приводить

примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных;

- характеризовать:

- причины процветания или вымирания видов;

- условия сохранения видов;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде.

Дидактические карточки.

§ 51

Основные положения синтетической теории эволюции.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Биологический прогресс

Биологический регресс

Генетическая эрозия

Факты

Сохранение многообразия видов -условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.

Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия видов.

Процессы

Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных.

Характеризовать:

- причины процветания или вымирания видов;

- условия сохранения видов.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде.

Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия.

Уметь приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животныЗнать:

- причины процветания или вымирания видов;

- условия сохранения видов.

Уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде;

- прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия.

Отработка заданий ЕГЭ.

§ 52


Зачет № 2 «Механизмы эволюционного процесса».

Урок контроля и оценки знаний.

Факторы эволюции.

Движущие силы эволюции. Борьба за существование.

Естественный отбор и его формы.

Приспособленность - результат действия факторов эволюции.

Видообразование. Основные направления эволюционного процесса.

Синтетическая теория эволюции.

Выбрать один правильный ответ.

Установить соответствие.

Выбрать верное утверждение.

Дать развернутый ответ.

Усвоение знаний по теме «Механизмы эволюционного процесса».

Тест «Механизмы эволюционного процесса».


Развитие представлений о возникновении жизни на Земле.

П. Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лекция.

Ключевые понятия

Материализм

Идеализм

Креационизм

Факты

Происхождение жизни на Земле - вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.

Теории

Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.

Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.

Уметь анализировать взгляды ученых на происхождение жизни;

- характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.

П. Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Вопросы § 53, 54.

§ 53, 54

Отличительные признаки живого.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Биологическая эволюция

Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой.

Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой,

Кайнозой.

Факты

Развитие жизни в архее, протерозое, мезозое, кайнозое.

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определение ключевым понятиям.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Уметь выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции;

- устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

Работа по дидактическим карточкам.

§ 55 - 59

Принципы систематики. Классификация организмов.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Систематические категории

Систематика

Классификация

Вид

Давать определение ключевым понятиям.

Знать, что эволюция органического мира осуществляется микро - и макроэволюционными процессами в их единстве и взаимодействии.

Знать, что эволюция органического мира осуществляется микро - и макроэволюционными процессами в их единстве и взаимодействии.

Вопросы § 60, 61.

Отработка заданий ЕГЭ.

§ 60, 61

Доказательства происхождения человека от животных. П. Р. № 2 «Гипотезы происхождения человека»

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Антропогенез

Атавизмы

Рудименты

Сравнительно - анатомические

доказательства

Цитогенетические

Эмбриологические

Факты

Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики.

Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно - анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Человек - биосоциальное существо.

Законы

Закон К. Бэра.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть место человека в системе животного мира.

Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук

Доказывать, что человек биосоциальное существо.

Знать место человека в системе животного мира.

Уметь обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук

Уметь доказывать, что человек биосоциальное существо.

П. Р. № 2 «Гипотезы происхождения человека».

Вопросы § 62.

§ 62


Основные этапы эволюции приматов.

Комбинированный урок.

Факты

Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека.

Анатомо - физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей.

Процесс

Антропогенеза.

Называть:

- стадии эволюции человека;

- представителей каждой эволюционной стадии.

Характеризовать:

- особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиций;

- роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

Знать :

- стадии эволюции человека;

- представителей каждой эволюционной стадии;

- особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиций;

- роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

Вопросы § 63.

§ 63

Первые представители рода Homo.

Комбинированный урок.

Факты

Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека.

Анатомо - физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей.

Процесс

Антропогенеза.

Называть:

- стадии эволюции человека;

- представителей каждой эволюционной стадии.

Характеризовать:

- особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиций;

- роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

Знать :

- стадии эволюции человека;

- представителей каждой эволюционной стадии;

- особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиций;

- роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.

Вопросы § 64.

§ 64

Появление человека разумного.

Факторы эволюции человека.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Расы и нации

Расизм

Факты

Принадлежность всего человечества к одному виду - Человек разумный.

Расы - крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть и различать человеческие расы.

Объяснять механизмы формирования расовых признаков.

Доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма и социал - дарвинизма.

Уметь различать человеческие расы;

- объяснять механизмы формирования расовых признаков;

- доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма и социал - дарвинизма.

Вопросы § 65.

Отработка заданий ЕГЭ.

§ 65, 66

Зачет № 3 «Происхождение человека».

Урок контроля и оценки знаний.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Выбрать один правильный ответ.

Выбрать верное утверждение.

Дать развернутый ответ.

Усвоение знаний

по теме «Происхождение человека».

Тест «Происхождение человека».


Экосистемы (14 часов)

Предмет экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Урок изучения и первичного закрепления.

Ключевые понятия

Экология

Среда обитания

Экосистема

Экологические факторы:

абиотические, биотические, антропогенные.

Ограничивающий фактор

Экологическая ниша

Объекты

Экосистемы

Факты

Экосистема - функциональная единица биосферы. Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы - определенные компоненты среды, способные влиять на живые организмы.

Закономерности

Влияние экологических факторов на организмы.

Законы

Закон минимума К. Либиха.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

- задачи экологии;

- экологические факторы.

Обосновывать роль экологии в решении

практических задач.

Объяснять роль экологии в решении практических задач.

Объяснить взаимосвязь организмов и окружающей среды: биологическое действие экологических факторов на организмы.

Выявлять закономерности влияния факторов на организмы.

Прогнозировать результаты изменения действия факторов.

Знать:

- задачи экологии;

- экологические факторы;

- роль экологии в решении

практических задач;

- роль экологии в решении практических задач;

- взаимосвязь организмов и окружающей среды: биологическое действие экологических факторов на организмы;

- закономерности влияния факторов на организмы.

Уметь прогнозировать результаты изменения действия факторов.

Вопросы § 67.

§ 67


Взаимодействие популяций разных видов.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Биотические факторы

Хищничество

Паразиты

Конкуренция

Симбиоз

Комменсализм

Амменсализм

Нейтрализм

Объекты

Экосистемы

Факты

Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть виды взаимоотношений между организмами.

Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.

Объяснять механизм влияния взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия и равновесия в экосистемах.

Знать типы взаимоотношений между организмами.

Уметь объяснять механизм влияния взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия и равновесия в экосистемах.

Задания со свободным ответом.

§ 68


Видовая и пространственная структура экосистем.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Биоценоз

Биогеоценоз

Экосистема

Биотоп

Зооценоз

Фитоценоз

Микробиоценоз

Продуценты

Консументы

Редуценты

Объекты

Экосистема, биоценоз, биогеоценоз.

Факты

Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать структуру экосистем.

Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Знать структуру экосистем;

- компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы;

- компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Вопросы § 69.

§ 69

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. П. Р. № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии».

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Пищевые или трофические связи, сети.

Пищевые цепи: пастбищные и детритные.

Трофические уровни.

Экологическая пирамида.

Объекты

Трофическая структура биоценоза.

Факты

Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Направления потока вещества в пищевой сети.

Процессы

Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.

Закономерности

Экологическая пирамида.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры организмов, предоставляющих трофические уровни.

Характеризовать:

- трофическую структуру биоценоза;

- роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;

- солнечный свет как энергетический ресурс.

Знать примеры организмов, предоставляющих трофические уровни;

- трофическую структуру биоценоза;

- роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;

- солнечный свет как энергетический ресурс.

П. Р. № 3 «Составление схем передачи веществ и энергии».

Биологический диктант.

Вопросы § 70.

§ 70


П. Р. № 4 «Решение экологических задач»

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Пищевые или трофические связи, сети.

Пищевые цепи: пастбищные и детритные.

Трофические уровни.

Экологическая пирамида.

Объекты

Трофическая структура биоценоза.

Факты

Пищевые связи - регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Направления потока вещества в пищевой сети.

Процессы

Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням.

Закономерности

Экологическая пирамида.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры организмов, предоставляющих трофические уровни.

Характеризовать:

- трофическую структуру биоценоза;

- роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;

- солнечный свет как энергетический ресурс.

Знать примеры организмов, предоставляющих трофические уровни;

- трофическую структуру биоценоза;

- роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;

- солнечный свет как энергетический ресурс.

П. Р. № 4 «Решение экологических задач».

Отработка заданий ЕГЭ.

§ 70

Причины устойчивости и смены экосистем.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Динамическое равновесие

Факты

Экосистема - динамическая структура. Видовое разнообразие - причина устойчивости экосистемы.

Причины смены экосистем.

Процесс

Смена популяций различных видов.

Закономерности

Смена экосистем в природе.

Давать определение ключевым понятиям.

Объяснять:

- причину устойчивости экосистем;

- причины смены экосистем;

- необходимость сохранения многообразия видов.

Описывать этапы смены экосистем.

Выявлять изменения в экосистемах.

Решать простейшие экологические задачи.

Знать:

- причину устойчивости экосистем;

- причины смены экосистем;

- необходимость сохранения многообразия видов.

Уметь описывать этапы смены экосистем.

Уметь выявлять изменения в экосистемах.

Уметь решать простейшие экологические задачи.

Задания со свободным ответом.

Вопросы § 71.

§ 71


П. Р. № 5

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Агроценозы

Объекты

Агроэкосистемы (агроценозы)

Факты

Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде.

Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры экологических нарушений.

Называть:

- способы оптимальной эксплуатации агроценозов;

- способы сохранения естественных экосистем.

Характеризовать влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам.

Знать:

- способы оптимальной эксплуатации агроценозов;

- способы сохранения естественных экосистем;

- влияние человека на экосистемы.

Уметь сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

Уметь прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам.

П. Р. № 5

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».

Вопросы § 72.

§ 72

Агроценозы.

П. Р. № 6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Агроценозы

Объекты

Агроэкосистемы (агроценозы)

Факты

Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде.

Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры экологических нарушений.

Называть:

- способы оптимальной эксплуатации агроценозов;

- способы сохранения естественных экосистем.

Характеризовать влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

Прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам.

Знать:

- способы оптимальной эксплуатации агроценозов;

- способы сохранения естественных экосистем;

- влияние человека на экосистемы.

Уметь сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

Уметь прогнозировать результаты экологических нарушений по заданным параметрам.

П. Р. № 5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».

Задания со свободным ответом.

§73,74

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Биосфера

Биогенное вещество

Живое вещество

Факты

Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение живого вещества в биосфере. Биомасса.

Теория

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

- структурные компоненты и свойства биосферы;

- границы биосферы и факторы, их обусловливающие.

Характеризовать:

- живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;

- распространение биомассы на земном шаре.

Знать:

- основные положения учение В.И. Вернадского о биосфере;

- структурные компоненты и свойства биосферы;

- границы биосферы и факторы, их обусловливающие.

Вопросы § 75.

Дидактические карточки.

§75


Роль живых организмов в биосфере.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Круговорот веществ и элементов

Ноосфера

Факты

Круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере.

Давать определение ключевым понятиям.

Описывать:

- биохимические циклы воды, углерода;

- проявление физико - химического воздействия организмов на среду.

Характеризовать:

- сущность и значение круговорота веществ и превращение энергии;

- роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

Прогнозировать последствия для нашей планеты нарушения круговорота веществ.

Знать:

- биохимические циклы воды, углерода;

- проявление физико - химического воздействия организмов на среду;

- сущность и значение круговорота веществ и превращение энергии;

- роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

Уметь прогнозировать последствия для нашей планеты нарушения круговорота веществ.

Задания со свободным ответом.

Вопросы §76.

§76

Эволюция биосферы.

Комбинированный урок.

Эволюция биосферы.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть:

- структурные компоненты и свойства биосферы;

- границы биосферы и факторы, их обусловливающие.

Характеризовать:

- живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;

- распространение биомассы на земном шаре.

Знать:

- структурные компоненты и свойства биосферы;

- границы биосферы и факторы, их обусловливающие.

Отработка заданий ЕГЭ.

§77

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Комбинированный урок.

Ключевые понятия

Предельно допустимая концентрация (ПДК)

Факты

Антропогенные факторы в воздействие на биосферу. Факторы, вызывающие экологический

кризис. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почв.

Пути решения экологических проблем.

Процессы

Экологический кризис и его последствия.

Рациональное использование природных ресурсов.

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека наживую природу.

Находить и систематизировать информацию:

- о последствиях деятельности людей на биосферу в целом;

- о глобальных экологических проблемах и путях их решения.

Анализировать и оценивать

последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу.

Обосновывать необходимость разработки принципов рационального природопользования.

Уметь анализировать и оценивать различные глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.

Вопросы §78,79.

§78,79

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса.

Урок контроля и оценки знаний.

Вид. Экосистемы

Выбрать правильный ответ.

Установить последовательность.

Найти ошибки в тексте и исправить их.

Решение экологических задач.

Составление цепей питания.

Усвоение знаний по темам «Вид. Экосистемы».

Тестовая контрольная работа.

повторение

Обобщающий урок по темам «Вид. Экосистемы».


Обобщение знаний по темам «Вид. Экосистемы».

Решение разноуровневых тестов.

Решение экологических задач.

Составление цепей питания.

Знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере;

- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

Уметь:

- решать элементарные биологические задачи;

- составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;


Разноуровневых тесты.

Карточки с заданиями.



© 2010-2022