Рабочая программа по биологии (адаптированная) 9 класс по программа пономаревой

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


муниципальное общеобразовательное Бюджетное учреждение города Бузулука

«средняя общеобразовательная школа № 4»

Рассмотрено Принято Утверждено

на заседании ШМО на Педагогическом совете директор ___________Т.А. Юшина

протокол №______ протокол № 1 Приказ №65/5 от 27.08.2015 г. от «_____»____2015 г. от 27.08. 2015г.







рабочая программа

по биологии

(адаптированная)

для 9 КЛАССа






Учитель биологии

Кильдишова М.А.








2015-2016 уч.год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа составлена в соответствии с программой Федерального Государственного стандарта Пономарева И.Н., Чернова Н.М. 9 класс.

Рабочая программа по биологии (9 класс) составлена с рекомендациями, указанными в Письме Минобразования РСФСР от 14.11.87 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Постановлении Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей - инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

Программа разработана в соответствии с авторской программой под руководством профессора И.Н. Пономарёвой (М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005). Для обучения используется учебник И.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова, «Основы общей биологии»: 9 класс. - М.: «Вентана-Граф».

Данная программа направлена на реализацию следующих целей и решение определённых задач.

Цели:

  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методы познания живой природы.

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии, о факторах здоровья и рисках; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить биологические эксперименты.

  • Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.

Задачи: дать возможность ребёнку получить полноценную картину живого мира через усвоение основных разделов данного предмета; освоить правила работы с натуральными объектами и биологическими приборами; научиться работать с различными источниками информации.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

-Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

-Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции

Место программы в базисном плане:

Данная программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования в средней школе и требований к уровню подготовки выпускников по биологии, рассчитана на 9 часов в год, т.е. 1 час в месяц.

Планируемый уровень подготовки:

Знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: генов и хромосом; клеток растений, животных, грибов, бактерий.

  • Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии; наследственность и изменчивость; размножение организмов.


Уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюции растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний.

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

  • Распознавать и описывать: на рисунках основные части и органоиды клетки; наиболее распространённые растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных.

  • Выявлять: изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания.

  • Сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.

  • Определять: принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе.

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию.

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования, информацион-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли растений и животных; родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

• освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними


Учебно-тематическое планирование

Часов - 9 контрольных работ -2.


ТЕМА

Кол-во часов

лабораторных

контрольных

ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

1 ч.

-

-

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ.

2 ч.

1

1

РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (онтогенез).

1 ч.

-

-

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ.

2 ч.

1

1

ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.

1 ч.

-

-

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

1 ч.

-

-

УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (антропогенез).

1 ч.

1

-

ИТОГО

9 ч.

3

2

Перечень лабораторных работ: Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ТЕМА. СОДЕРЖАНИЕ.




КОНТРОЛЬ.

ЧАСЫ

ДАТА

ПО ПЛАНУ

ПО ФАКТУ

1.

Общие свойства живых организмов.


1

2.

Химический состав и строение клетки. Жизнедеятельность клетки.

Лабораторная работа № 1: «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток».

1

3.

Контрольная работа № 1: «Основы учения о клетке».

Контрольная работа № 1

1

4

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.

Деление клетки - митоз. Образование половых клеток - мейоз. Наука генетика. Основные понятия генетики.

Лабораторная работа №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.»

1

5.

Контрольная работа № 2: ««Основы учения о наследственности и изменчивости».

Контрольная работа № 2

1

6.

Генетические основы селекции организмов.

Центры происхождения культурных растений.


1

7.

Представления о возникновении жизни на Земле. Этапы развития жизни на Земле.

1

8.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Основные направления и закономерности эволюции.

1

9.

Место человека в системе органического мира. Этапы развития Человека Разумного

1

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

- Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных,

грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,

рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов,

-наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;

- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами

травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения,

слуха, инфекционных и простудных заболеваний

- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных

заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;

- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Авторская программа под руководством профессора И.Н. Пономарёвой. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.

2. И.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова, «Основы общей биологии»:

9 класс. - М.: «Вентана-Граф».

3. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова, «Поурочные разработки по общей биологии»: 9 класс. - М.: ВАКО, 2006.

4. 1С: Школа. Основы общей биологии 9 класс. К учебнику под редакцией Пономарёвой И.Н.

5. Сборник нормативных документов. Биология. /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2008.

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:

bio.1september.ru - газета «Химия» -приложение к «1 сентября»

edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

yandex.ru учительский портал

uchportal.ru/

wikikurgan.orbitel.ru/index.php

минобрнауки.рф

www/edu.ru

obrazovanie-dok.pdf

fgos.edurm.ru

prosvpress.ru

standartedu.ru

prosv.ruРабочая программа по биологии (адаптированная) 9 класс по программа пономаревойРабочая программа по биологии (адаптированная) 9 класс по программа пономаревой


© 2010-2022