Статья Формирование экологической компетентности

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование экологической компетентности в процессе изучения естественно - научных дисциплин.

Громенко Т. В.

г. Усть - Илимск, Иркутская область


Современное экологическое образование предусматривает воспитание человека, осознающего значение проблем окружающей среды, обладающего определёнными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия грамотных решений в соответствии со стратегией устойчивого развития.

Актуальным становится смещение акцентов с предметного на социально - проблемный характер содержания экологического образования. Интегрированным результатом экологического образования выступает экологическая компетенция, как важнейший общекультурный показатель общего развития.

Под экологическим воспитанием и образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Проблема личностного развития дошкольника, школьника может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь целостную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.

Основная цель экологического образования и воспитания:

  • Воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами;

  • Воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом.

Основные задачи учителей экологии и биологии в развитии экологической культуры школьников:

  • Координация практической деятельности детей детских садов, школ, клубов, объединений по изучению и оценке состояния окружающей среды в городе, с соблюдением процесса преемственности;

  • Разнообразие форм работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу.

На протяжении многих лет МБОУ «Городская гимназия №1» проводит многогранную и эффективную работу по экологическому образованию и воспитанию школьников. Для реализации поставленных задач мною разработана Концепция непрерывного экологического образования, которая предусматривает учебную, внеурочную и внеклассную деятельность и проходит через все образовательные ступени:

Концепция базируется на:

  • определении основных составляющих частей непрерывного экологического образования в рамках образовательного пространства МБОУ «Городская гимназия №1»

  • обозначении путей реализации программы повышения экологической грамотности и культуры гимназистов.

Содержание экологического образования в гимназии носит интегративный характер, имеет самостоятельное значение и связано с традиционными областями знаний. Модель экологизации образования в гимназии представлена направлениями:

  • дошкольное образование на базе детского сада №5

  • экологическое образование по специальным программам как самостоятельная дисциплина.

  • экологическое образование как составная часть изучения естественно - научных дисциплин.

  • дополнительное экологическое образование через деятельность Малой Академии гимназии, объединения «Экогармония» и Центра дополнительного образования «Мозаика».

Первое направление - преподавание экологии как научной дисциплины - предусматривает:

1. Дошкольное экологическое образование, направленное на формирование первоначальных понятий о живой и неживой природе, элементарных взаимосвязях в природе, развитие эмоционального восприятия природы, воспитание гуманных чувств доброты, сострадания ко всему живому.

2. Экологическое образование в общеобразовательной школе, предусматривающее формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе; усвоение знаний о единстве природы, сложных взаимоотношениях внутри экосистемы, об изменении этих взаимоотношений; альтернативному мышлению в выборе способов разрешения экологических проблем; воспитание духовных качеств личности.

Второе направление экологического образования предусматривает междисциплинарность и экологизацию основных образовательных программ:

  1. Основные понятия и проблемы экологии в естественно - научных дисциплинах: рассматривает организм, популяцию, биотическое сообщество, саморегулирование, адаптацию, преобразование вещества, продуктивность, круговорот веществ как константы окружающей среды, обеспечивающие жизнь на планете.

  2. Основные понятия и проблемы по медицинской экологии и экологии человека: получение знаний об экологических факторах здоровья, их зависимость от условий среды.

  3. Основные понятия и проблемы экологи в гуманитарных дисциплинах: содержание экологического образования отражает положения географической, социальной, культурной и исторической экологии, философское осмысление экологических ценностей.

Третье направление включает:

  1. Дополнительное экологическое образование детей (кружки, факультативы): удовлетворение потребностей детей в экологических знаниях. Обучение методикам исследовательской деятельности, опытнической работы по экологии. Формирование навыков практической природоохранной деятельности.

  2. Деятельность клубов, экологических объединений: пропаганда экологических знаний, участие в городских и гимназических мероприятиях, акциях.

  3. Экологическое образование в семье - повышение экологической культуры в быту, в местах отдыха.

На первой ступени обучения учащиеся вовлекаются во внеурочную и внеклассную деятельность: они участвуют в различных конкурсах, играх, акциях, которые проводятся в гимназии и городе. Организуют проведение этих мероприятий члены экологического объединения «Экогармония». Младшие школьники посещают объединение «Окно в природу». Для них разработана программа факультатива «Экология и краеведение для младших школьников» , которая предполагает расширение и углубление знаний курса «Окружающий мир», экологических знаний, знакомство с краеведческим материалом и изучение истории, природы и культуры своего края.

Ведущая тенденция программы - интеграция, которая предполагает использование различных видов деятельности - наблюдение, исследование, игры, беседы, конкурсы.

При реализации программы используются различные формы проведения занятий. Это могут быть экскурсии, занятия в парке, на «экологической тропе», на поляне, живом уголке, в зимнем саду, практические занятия по уходу за комнатными растениями, приготовление «витаминной пищи», экологический тренинг по укреплению здоровья.

Экологическое воспитание должно обеспечить детям потребность собственного здоровья. Проблема здоровьесбережения школьников очень актуальна, поэтому в систему работы включен «Эколого - валеологический лекторий для родителей и детей». Работа лектория предполагает:

  • занятия факультатива;

  • уроки с использованием здоровьесберегающих технологий;

  • лекции на родительских собраниях;

  • индивидуальные беседы для родителей.

На второй ступени экологическое воспитание осуществляется через центр дополнительного образования и объединение «Экогармония». Кроме того, на данном этапе в гимназии организована деятельность Школы Здоровья, в рамках которой реализуется программа «Здоровье».

Основной задачей экологического образования на этом этапе является удовлетворение интереса учащихся к изучению предметов естественного цикла, а также формирование познавательных, коммуникативных, социальных компетенций через организацию исследовательской, проектной деятельности, социальную практику. Проектная деятельность широко применяется в учебной и внеклассной работе. К таким проектам относится городской проект «Зелёный щит города», «Школа - сад», «Зимующие птицы», «Кормушка».

Формирование экологической компетенции значительно возрастает, если задачу эту решать на основе ведущей деятельности учащихся и связанного с ней образа жизни, поведения. Так, экологическая компетенция подростков в области, их ведущей деятельности - общения - это способность бесконфликтно общаться с разными людьми и с природой, находить источники экологической опасной информации. Внеурочная и внеклассная деятельность по экологическому направлению в группах предпрофильной подготовки помогает решать ещё одну задачу: помогает выбору профиля дальнейшего обучения.

Единство базового и дополнительного образования - важнейшее звено в развитии творческого мышления учащихся, так как создаёт условия для формирования ключевых компетенций, позволяет ребёнку освоить разные социальные роли, способствует построению своего образовательного маршрута. Деятельность Малой академии гимназии создаёт большие возможности для развития творческих способностей детей. Исследовательская деятельность - это образовательная работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, даёт мощный импульс к саморазвитию, самоанализу, самоконтролю, самооценке. Расширяется кругозор в предметной области, развиваются творческие способности. Исследовательская работа воспитывает умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Тематика исследовательских работ по экологии разнообразна, природа щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свои объекты, остаётся их только найти: «Раздражимость как общее свойство живых организмов»; «Оценка экологического состояния окружающей среды в г.Усть - Илимске с помощью лишайников»; «Определение нитратов в овощных культурах»; «Влияние тяжёлых металлов на свойства белков»; «Генеалогический метод изучения наследственности»; «Анализ качества хлеба»; «Экологическое состояние древесной растительности в парковой зоне гимназии»; «Кресс - салат как тест - объект загрязнения почвы»; «Влияние аналогов антропогенного загрязнения на синтез аскорбиновой кислоты в листьях лука»; «Оценка состояния окружающей среды в г. Усть-Илимске по комплексу признаков хвойных растений». Результатом научных исследований является успешное выступление учащихся на городских олимпиадах по экологии, научно - практических конференциях.

Таким образом, основная цель экологического образования гимназии - формирование мировоззренческой позиции и становление ценностно - созидательной позиции, которая проявляется в различных видах компетентности: информационно - познавательной, ценностно - ориентировочной, коммуникативной.

© 2010-2022