Рабочая коррекционная программа по биологии VIII вида 9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа

имени М.С.Евдокимова», филиал «Усть-Катунская основная

общеобразовательная школа»




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР «Усть-Катунская ООШ», филиал «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»

__________/ А. Н. Вострикова

________________ 20___г.




УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ ««Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»

_____________/ О.В. Смагина/

Приказ № ___от_____20__ г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического совета

Протокол № ________

от ______________20___г.



Рабочая коррекционная программа VIII вида

по биологии

9 класс



Учитель: Ю. А. Смолякова

Квалификационная категория:














2015 - 2016 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



стр.

Паспорт программы ..…………………………………………………………………

3

Пояснительная записка……………………………………………………………….

4

Тематическое планирование………………………………………………………….

5

Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………............

8

Критерии оценки……………………………………………………………………..

9

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся………………….

12

Лист коррекции…………………………………………………………………….

13












Паспорт

рабочей программы курса биологии


Тип программы -

коррекционная программа VIII вида

по биологии


Статус программы -

рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «Усть-Катунская оош», филиал МБОУ «Верх- Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова» программа определяет приоритеты в содержании биологического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ «Усть-Катунская оош», филиал МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.

Категория обучающихся -

учащиеся 9 класса МБОУ «Усть-Катунская оош», филиал

МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа

им. М.С.Евдокимова»

Сроки освоения программы -

1 год.

Объем учебного времени -

68 часов.

Форма обучения -

очная.

Режим занятий -

2 часа в неделю

Формы контроля: в форме тестов, практических работ, самостоятельных работ, зачетов с учетом нормативов образовательной программы школы.


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32), федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологии, учебного плана МБОУ «Усть-Катунская оош», филиал МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова» на 2012-2013 учебный год, авторской программы: специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, М: «ВЛАДОС», 2001.

Планирование содержит обязательный минимум содержания основных образовательных программ и направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека

Овладение умениями соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней, о вреде курения, употреблении спиртных напитков, наркомании, токсикомании.

Формирование навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека, измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Воспитание гигиеническое и формирование здо­рового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека

Получение знаний в процессе знакомства с организмом человека развивает у учащихся наблюдательность, учит устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и обращает внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма, нормальной жизнедеятельности.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

В связи с возникновением внештатных ситуаций в образовательном процессе школы, а именно: карантин, выполнение другой педагогической работы, не связанной с урочной деятельностью, выполнение образовательной программы по биологии в полном объёме целесообразно обеспечить за счёт:

блочной подачи учебного материала,

проведения интегрированных уроков,

использования резервного времени,

проведения уроков в дистанционной форме на платформе «Сетевой город»,

проведения уроков под наблюдением специального педагога, предназначенного сопровождать учащихся в овладении учебной программы по планам других учителей.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Общий обзор.

6

3.

Опорно-двигательная система.

12

4.

Кровеносная система.

9

5.

Дыхательная система.

8

6.

Пищеварительная система.

9

7.

Выделительная система.

3

8.

Кожа.

5

9.

Нервная система.

9

10.

Органы чувств.

5

11.

Охрана здоровья.

1


Всего часов:

68





Тематическое планирование

урока

Название раздела, темы

Кол-во часов

всего

Практическая работа

Введение.

1

1.

Место человека среди млекопитающих в живой природе.

1

Общий обзор.

6

2.

Клетка.

Лабораторная работа №1

«Устройство светового микроскопа»

1

1

3.

Химический состав клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клетки»


1

4.

Жизнедеятельность клетки.

1

5.

Ткани.

1

6.

Органы. Системы органов.

1


7.

Повторение темы: «Общий обзор»



Опорно-двигательная система

12

8.

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей. Лабораторная работа «Состав костей»


1

9.

Строение и соединение костей.

1

10.

Скелет головы.

1

11.

Скелет туловища.

1

12.

Скелет конечностей.

1

13.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах.

1

14.

Первая помощь при переломах костей.

1

15.

Строение и значение мышц.

1

16.

Основные группы мышц. Работа мышц. Утомление.

1

17.

Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека.

1

18.

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1

19.

Повторение темы: «Опорно-двигательная система»



Кровеносная система.

9

20.

Значение крови и органы кровообращения.

1

21.

Состав крови. Лабораторная работа №3 «Микроскопическое строение крови»


1

22.

Сердце: его строение и работа.

1

23.

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

1

24.

Движение крови по сосудам. Лабораторная работа №4 «Подсчет частоты пульса»


1

25.

Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови.

1

26.

Предупреждение заболеваний кровеносной системы.

1

27.

Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды.

1

28.

Повторение темы: «Кровеносная система»



Дыхательная система.

8

29.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

1

30.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

31.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»


1

32.

Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.

1

33.

Болезни дыхательной системы и их предупреждение.

1

34.

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

1

35.

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.

1

36.

Повторение темы: «Дыхательная система»



Пищеварительная система.

9

37.

Значение и состав пищи.

1

38.

Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

1

39.

Строение и значение зубов.

1

40.

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1

41.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

42.

Гигиена и нормы питания.

1

43.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Пищевые отравления.

1

44.

Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему.

1

45.

Повторение темы: «Пищеварительная система».



Выделительная система.

3

46.

Значение выделения. Строение почек.

1

47.

Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы.

1

48.

Повторение темы: «Выделительная система».




Кожа.

5

49.

Строение и значение кожи.

1

50.

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма

1

51.

Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях.

1

52.

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

1

53.

Повторение темы: «Кожа».



Нервная система.

9

54.

Значение и строение нервной системы.

1

55.

Спиной мозг.

1


56.

Головной мозг.

1

57.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь.

1

58.

Эмоции. Внимание и память.

1


59.

Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна.

1

60.

Гигиена нервной деятельности. Режим дня.

1


61.

Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

1

62.

Повторение темы: «Нервная система».



Органы чувств.

5

63.

Значение органов чувств. Орган зрения.

1

64.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

65.

Орган слуха. Гигиена слуха.

1

66.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

1

67.

Повторение темы: «Органы чувств».



Охрана здоровья.

1

68.

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

1















Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии ученик 9 класса должен:

По итогам изучения учащиеся должны знать:


  • названия, строение и расположение основных органов организма человека;


  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем;


  • влияние физических нагрузок на организм;


  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;


  • основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:


  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;


  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.




























Критерии оценки

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.












Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся



Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: программу специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, М: «ВЛАДОС», 2001.

  1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Биология. Человек. 9 класс. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В.

  2. Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 9 класс. VIII вид. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В.

  3. Методические рекомендации. Биология. 6-9 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Шевырева Т.В., Соломина Е.Н.

  4. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Биология. Человек. 9 класс. Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000052/index.shtml Занимательная биология

Почему, питаясь одной и той же пищей, дыша одним и тем же воздухом, живя примерно в одних и тех же условиях, развиваются совершенно разные животные и растения? Как из одной-единственной клетки возникает, например, человек? Когда, где и как зародилась жизнь на Земле? Как появился на Земле человек? Над этими и многими другими подобными вопросами, конечно, не раз задумывался каждый. Предлагаемая книга в занимательной форме не только по возможности ответит на все эти вопросы, но и расскажет о многих замечательных, а порой и неожиданных открытиях в биологии. Увлекательное изложение, многочисленные рисунки и оригинальные фотографии, несомненно, помогут читать эту книгу.

  1. biol50.narod.ru/index.html Биология для учителей и учеников

  2. Автор Светлана Лаврова. Занимательная ботаника. Издательство «Белый город»,2008






















Лист коррекции


№ или тема урока

Дата проведения по плану

Причина несоответствия

Коррекционные мероприятия

Фактическая дата проведения
































































© 2010-2022