- Преподавателю
- Биология
- Доклад. Развитие речи на уроках природоведения
Доклад. Развитие речи на уроках природоведения
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Мальцева Л.П. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Природа-это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка.
Ещё известный педагог В.А.Сухомлинский говорил, о том, что мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой и именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, т.к. всё, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. Он видел нерасторжимую связь между умением видеть красоту природы и потребностью изобразить её собственным словом. Если слово не связано с образом, не опирается на живые, непосредственные наблюдения, оно лишается своего содержания
Об особой роли природы в развитии речи говорил и другой великий педагог-К.Д.Ушинский. Логику природы он считал для ребёнка самой доступной и полезной. Он считал, что именно непосредственное наблюдение окружающей природы составляет те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит её логичность, истина самого слова; из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов.
Предмет природоведение ставит своей целью сообщить школьникам элементарные сведения о реальных предметах, объектах и явлениях живой и неживой природы; доступно объяснить связи между отдельными природными явлениями, показать их причины, продемонстрировать взаимозависимости и взаимосвязи между человеком и природой…. Одной из основных задач курса является и задача по развитию речи учающихся.
Речь и мышление тесно связаны между собой, развитие речи и мышление идёт в их диалектическом единстве. Экспериментально доказано, что дефекты мышления ведут к дефектам речи, что мы и наблюдаем у наших воспитанников.
У детей с нарушением интеллекта встречаются следующие виды речевых дефектов:
- звукопроизносительные;
- дефекты сложных речевых форм;
- дефекты в построении фразы;
- дефекты содержания;
- дефекты сопутствующих компонентов…
Исходя из этого необходимо: обогащать речь учащихся, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющиеся недостатки, расширить лексико-грамматические возможности путём практического овладения навыками словообразования и словоизменения.
Для этого я провожу следующую работу.
В начале урока дежурные проводят наблюдения за природой и погодой. Один дежурный описывает погоду, используя схему ответа «Бюро погоды», которая состоит из опорных слов, способствующих актуализации имеющихся знаний.
Второй дежурный зарисовывает изменения, происходящие в живой и неживой природе на доске, а затем после проверки уже непосредственно заполняет календарь природы, где отмечается температура воздуха, осадки, наличие ветра, облачности, природных явлений и т.д.
Остальные учащиеся называют признаки того или иного времени года.
Такого рода задания очень полезны, т.к. учащиеся внимательнее присматриваются к окружающим явлениям, ищут наиболее точные определения изменений происходящих в природе.
При смене очередного времени года проводим анализ. Для этого, на доске вывешиваем календари, за три прошедших месяца и работаем с ними.
Проводится беседа по следующим вопросам:
Какое сейчас наступило время года?
Какое время года окончилось?
Какая была зима в этом году? и т.д.
Затем, считаем по календарю количество морозных, ясных и пасмурных дней.
Сколько было зимой пасмурных дней?
В каком месяце было много ясных дней?
А в каком месяце было много пасмурных дней?
Какие праздники были зимой?...
В заключение дети еще раз повторяют характерные признаки зимы в игре «хорошо- плохо».
Использование подобных заданий способствует развитию речи, формированию у учащихся с нарушением интеллекта системы знаний, приучает их выделять главное, существенное в тех сведениях, которыми они располагают, помогает устанавливать причинно-следственные связи и т.д.
Процесс обучения в коррекционной школе 8 вида характеризуется тем, что наглядность в нем, как говорил А.Н.Граборов, доводится до очевидности. Она выполняет функцию опоры мышления.
К.Д.Ушинский говорил: «детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким - ни будь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усвоит их на лету…».
У меня имеется богатая коллекция разнообразного наглядного материала- рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, кино- и видеоматериалы, альбомы, тематические папки, компьютерные программы, которые я использую на разных этапах урока.
Для облегчения запоминания материала и его лучшего воспроизведения необходимо также использовать методические приемы, требующие включения различных анализаторов, как слуховых, так и зрительных, тактильных.
Важным средством развития речи является дидактическая игра. Она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, помогает сделать учебный предмет увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний. В своей работе я использую различные речевые игры и задачи. Это такие игры, как «отгадай предмет по названию частей», «закончи предложение», «кто как ест», «подбери общее слово к двум словам», «придумай слова по теме овощи» и т.п. Их применение способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, оказывает благотворное влияние и на развитие связной, фразовой речи. При этом, учащиеся практически овладевают навыками словоизменения: согласования слов в роде, числе, падеже.
Изменилось время, общество и визуальная среда в которой растёт ребёнок. Ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный. Поэтому, наряду с традиционными на своих уроках я использую мультимедиа технологии, которые открывают для нас педагогов новые возможности.
Следует отметить, что в настоящее время и в специальной /коррекционной/ школе активно используется компьютер- он выступает как средство обучения. В моём кабинете имеется компьютер, проектор и большой экран.
Они позволяют объединить на одном носителе различные формы представления информации: фотографии, слайды, музыкальные фрагменты, дикторский текст, видеоматериалы, компьютерную анимацию и т.д.
Средства мультимедиа помогают предъявить необходимое изображение с точностью до мгновения. Детально продумать последовательность подачи изображения на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим, чтобы обеспечить не простую репродукцию знаний, а заложить развивающее начало в урок, побудить обучающихся к активной мыслительной и речевой деятельности.
Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление, гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного процесса.
Но, вместе с тем мне, как учителю специальной /коррекционной/ школы сложно использовать на уроках компьютерные программы, созданные без учёта специфики нашего образовательного учреждения. Возникает необходимость в создании презентаций на основе уже существующих компьютерных программ, собственных разработок с разным уровнем сложности, использованием иллюстративного материала, с учётом специфики школы и возможностей учащихся.
Мною созданы различные тематические сборники. Их с успехом можно применять на всех этапах урока. Вначале урока - для актуализации опорных знаний и сообщения темы урока, ведь необходимость яркого начала урока невозможно переоценить.
В середине - для ознакомления с новым материалом, в конце - для закрепления полученных знаний.
Например, при ознакомлении с животным миром леса учащимся даётся видеоряд. По желанию каждый ищет в тексте учебника материал о каком- либо животном, а затем по очереди учащиеся сопровождают показ своими комментариями...
Любой показ должен способствовать развитию речи и сопровождаться вопросами развивающего характера, вызывающими ребят на диалог, комментирование происходящего.
В своей работе я использую и программные продукты, разработанные по заказу Министерства Образования РФ.
Одна из них программа «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире».
Работа с данным пособием делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося, ведь большинство практических заданий там носит игровой характер, то есть учащийся в увлекательной и игровой форме должен принять то или иное решение.
Данное пособие включает в себя 6 модулей:
Живая и неживая природа.
Форма Земли. Ориентирование на местности.
Смена времён года. Смена дня и ночи.
Размножение и распространение цветковых растений.
Круговорот воды в природе.
Круговорот веществ в природе.
Все указанные модули разбиты на эпизоды, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей. Это позволяет использовать любой эпизод в произвольном порядке по своему усмотрению, неоднократно возвращаясь к нему в зависимости от поставленных учебных целей и задач при изучении нового материала, закреплении, повторении пройденного материала, контроле знаний.
Каждый фрагмент пособия сопровождается звуковым комментарием диктора, который поясняет демонстрируемые явления, комментирует видеоряд, акцентирует внимание на важных и интересных фактах. Предусмотрена и функция отключения звукового сопровождения /демонстрация фрагмента/.
Можно выстроить видеоряд урока и в любом темпе, с учётом индивидуальных особенностей учащихся /демонстрация фрагмента/. Даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определённого навыка, у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения.
Возможна также и самостоятельная работа ученика с предлагаемыми материалами, так как использование данного пособия требует лишь минимума компьютерной грамотности, в частности работы с компьютерной мышкой.
Данное мультимедийное пособие является эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить более качественное обучение в сочетании с другими видами деятельности. Использование интересных, разнообразных заданий существенно влияет и на эмоциональный фон урока, помогает оптимизировать учебную нагрузку. Интерес снимает напряжение, усталость, утомляемость, он как бы расчищает дорогу к знаниям, которые усваиваются свободней и легче.
Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных занятий у учащихся расширяется кругозор, развивается любознательность, память, происходит обогащение словарного запаса детей и развитие речи.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бугульминская школа №10 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
ДОКЛАД
«Организация работы по развитию речи на уроках природоведения в специальной /коррекционной / школе VIII вида».
Учитель: Мальцева Л.П.