Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии

Вопрос «Чему и как должна учить школа?» задают сотню раз за день. Когда я только начала работать в 1983 г. в школе, мне казалось, что если я люблю свой предмет, то и все мои ученики будут его любить. Оказалось, для многих учащихся предмет биология является довольно трудным. Это вызвано огромным понятийным аппаратом предмета. И самое главное, отсутствием реальной самооценки ученика: что мне хорошо удается в учебном процессе, а что я не умею. Ученик не имеет представления, какого уровня достигли е...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель биологии высшей категории МБОУ «Гимназия №123»

Мендусь Марина Александровна

Формирование универсальных учебных действий в изучении биологии

Вопрос «Чему и как должна учить школа?» задают сотню раз за день. Когда я только начала работать в 1983 г. в школе, мне казалось, что если я люблю свой предмет, то и все мои ученики будут его любить. Оказалось, для многих учащихся предмет биология является довольно трудным. Это вызвано огромным понятийным аппаратом предмета. И самое главное, отсутствием реальной самооценки ученика: что мне хорошо удается в учебном процессе, а что я не умею. Ученик не имеет представления, какого уровня достигли его общеучебные умения и навыки , несмотря даже на «отличную» оценку по предмету.

Ответ на вопрос «Чему должна учить школа»? простой: учить следует надпредметным, общеучебным умениям и навыкам, заменяемым в последнее время новым термином «универсальные учебные действия». «Когда должно происходить формирование УУД?» Ответ - всю жизнь. На на этапе элементарной грамотности (начальная школа) и функциональной грамотности (средняя ступень и старшая школа) УДД должны быть отработаны до автоматизма, то есть должны стать навыками!

На каком из предметных уроков в течение учебного дня есть время для доскональной отработки какого-либо универсального учебного действия? В каком учебнике показаны алгоритмы сравнения, классификации, элементарного заполнения таблицы?…Учебники биологии содержат большой объём предметных знаний, подлежащих запоминанию, а не приемы самостоятельного поиска и выбора необходимой информации

И в очередной раз ответственность за качество обучения возложена на учителя: он должен найти возможность перехода от предметного обучения к метапредметному изложению материала, и в течение 40 минут успеть сформировать и даже развить определенные УУД учащихся.

Утратив функцию единственного источника знаний, школа должна сформировать у каждого ученика умения учиться. И главное - умение учиться во взрослой жизни создаст готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Работаю учителем биологии почти тридцать лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Уроки биологии требуют наглядности для лучшего усвоения материала начала проводить уроки биологии с компьютерным сопровождением. При использовании ИКТ повышается интерес к предмету. Учащийся становится активным участником образовательного процесса.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я считаю - мультимедийные презентации при этом структура урока не меняется, сохраняются все основные этапы, но увеличивается мотивация и познавательная активность

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование мультимедийных презентаций можно применить на разных типах урока. При изучении нового материала он служит как наглядное пособие, является источником информации. На уроках формирования и совершенствования умений и навыков, использую слайды с кроссвордами, тестовыми заданиями, найди ошибку, например по теме «оплодотворение». На уроках обобщения и систематизации знаний - урок в 8 классе «Пищеварение (анатомия, физиология, гигиена)», урок в 10 классе «Типы биотических связей» использую материал с вопросами, иллюстрациями, схемами, логическими цепочками.

Применение компьютерных технологий на разных типах урока позволяют формировать и развивать познавательные универсальные учебные действия

ИКТ использую и во внеурочной деятельности: при подготовке домашних заданий учащимися, при организации исследовательской деятельности.

Ни для кого не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. Например, при изучении темы «Искусственный отбор» ребята получают предварительное задание найти информацию в Интернете на соответствующую тему и подготовить презентацию для урока-семинара по данной теме. Учащиеся активно работают, создают свои презентации и демонстрируют их одноклассникам.

Использование компьютерной техники дает возможность проявить себя любому из учащихся. При этом формы работы выбирает для себя сам учащийся. Так, дети с математическими способностями чаще выбирают подготовку программных продуктов - презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают - работу по составлению сообщений, докладов, рефератов с поиском информации, используя ресурсы интернета.

Применение ИКТ на занятиях по биологии весьма результативно. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения повышает активность работы обучающегося, переводит его из состояния пассивного потребителя информации в состояние автора своего образования.

Учитель - это тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам

Литература:

1.Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. - 2005. - №9. - с.115-126.

2.Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. - М., 2006.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Универсальные учебные действия gcro.ru›index.php/fgosmetm/fgosuchnach/1312-…

© 2010-2022