Компетентностно-ориентированные задания

Необходимость формирования компетенции определяется целями образовательного процесса. Основными векторами образования сегодня являются ориентация на обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и развитие индивидуальности, направленные на реализацию и максимально полное раскрытие разнообразных граней личности.Компетентно-ориентированные задания составлены для учащихся 6 классов по теме «Грибы» Каждоме задание включает в себя задачную формулировку, модельный ответ и инструмент п...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Загравская Е.В.

Тема: Грибы

Информационная компетентность

Уровень II

Аспект: Обработка информации. Систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры (по двум или более основаниям)

Стимул. Если выполните задание, научитесь систематизировать объекты по разным признакам.

Источник информации: учебник «Биология.7 класс» К.Кайым и др.

Задачная формулировка: из списка грибов выберите такие, которые будут соответствовать предложенным ниже заданиям.

Введение в проблему.

Мукор, трутовик, головня, шампиньон, сыроежка, фитофтора, спорынья, боровик, дрожжи, бледная поганка, лисичка, пеницилл, трутовик, мухомор, черный груздь, мучнистая роса, вешенка. сатанинский гриб..

1задание. Грибы из списка разделите на следующие группы:

А.Шляпочные грибы;

В.Грибы - паразиты;

С.Одноклеточные грибы;

D.Плесневые грибы;

2 задание. Разделите перечисленные грибы на две группы. По каким признакам вы будете делить?

3 задание. Выберите из списка съедобные и ядовитые грибы. Данные занесите в таблицу.

4 задание. Выберите грибы, искусственно выращиваемые человеком.

5 задание. Выберите из списка грибы, живущие за счет симбиоза.

Модельный ответ:

1задание.

А.Шляпочные грибы: шампиньон, сыроежка, боровик, бледная поганка, лисичка, мухомор, черный груздь, сатанинский гриб;

В.Грибы - паразиты: трутовик, спорынья, мучнистая роса, вешенка, фитофтора, головня;

С.Одноклеточные грибы: дрожжи;

D.Плесневые грибы: мукор, пеницилл;

2 задание. Съедобные грибы: шампиньон, сыроежка, боровик, лисичка, черный груздь, вешенка.

Ядовитые грибы: мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб.

З задание. Разделите перечисленные грибы на две группы. По каким признакам вы будете делить?

1 группа - низшие грибы;

2 группа - высшие грибы.

4 задание. Человеком искусственно выращиваются вешенка и шампиньон.

5 задание. За счет симбиоза живут грибы, образующие с деревьями микоризу:сыроежка, боровик, бледная поганка, лисичка, мухомор, черный груздь.

Инструмент проверки: за правильно выполненное задание - 2 балла.


Загравская Е.В.

Тема: Грибы

Компетентность разрешения проблем

Уровень II

Аспект: Идентификация (определение) проблемы.

Стимул. Если выполните задание, узнаете, с какой целью дедушка рассказал Девочке сказку.

Задачная формулировка: Что делать, если на пути у грибника попался ядовитый гриб?

Введение в проблему. Прочитай сказку. Ответь на вопросы.

Слушает Девочка дедушкину сказку: Шел раз грибник по лесу. Видит - стоит на полянке мухомор. "Вот я тебя!", думает человек и поднимает палку. Вдруг гриб говорит человеческим голосом:

- Погоди меня губить, дай слово молвить. Посмотри вон туда. Видишь грибные пеньки.

Это все, что осталось от двух моих братьев. Первый погиб, когда еле приплелся сюда больной дикий кабан. Съел он моего брата, немного полежал, встрепенулся и убежал в лес. А вчера отыскал нас олень. Шатался он от слабости. Съел второго моего братца и веселый побежал по своим делам.

- Раздумал я тебя губить, - сказал человек.

И пошел дальше по лесу. Встретил муравейник, не ткнул в него палкой, как делал раньше. Ни одного деревца, ни одной веточки не сломал.

- Поняла, - сказала Девочка

1.Что ответила Девочка дедушке?

2.Почему человек после встречи с мухомором стал вести себя иначе?

Модельный ответ:

1.Ничего в лесу нет лишнего. Мухомор для больных зверей является лекарством.

2.Человек понял, что своими поступками наносил вред природе.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 3 балла







Тема: Грибы

Компетентность разрешения проблем

Уровень II

Аспект: Целеполагание и планирование деятельности

Стимул. Выполнив задания узнаешь о почвенном питании растений,

Задачная формулировка. Прочитай текст «Микориза». Заполни в таблице «Симбиоз гриба и растения» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3,4,5. Ответьте на вопросы.

Введение в проблему.

МИКОРИЗА

Микориза - это симбиоз гриба с корнями древесных растений. Установлено, что без микоризы деревья хуже развиваются, отстают в росте, ослаблены, чаще подвержены заболеваниям.

Мицелий гриба, который можно сравнить с корневыми волосками корней растений, образует чехол вокруг корня или же проникает в ткани растения-хозяина.

Микориза встречается, главным образом, у ели, сосны, березы, осины, дуба и других деревьев. В этом случае плодовые тела грибов можно увидеть вблизи деревьев. При этом гетеротрофный гриб получает от дерева углеводы и витамины и, в свою очередь, расщепляет до аминокислот белки почвенного гумуса; часть аминокислот при этом поглощается и используется деревом. За счет мицелия гриба увеличивается площадь всасывания воды и минеральных веществ.

СИМБИОЗ ГРИБА И РАСТЕНИЯ

Признаки для сравнения

Гриб



Растение

получает

отдает

получает

отдает

Роль микоризы в жизни грибов и растений

1

2

3

4

Особенности микоризы

5

1.По материалам текста «Микориза» выскажите предположение, зачем при искусственных посадках древесных пород в питомниках, при лесовозобновлении после вырубок в почву вносят кусочки грибницы или отдельные гифы микоризных грибов?

Модельный ответ

СИМБИОЗ ГРИБА И РАСТЕНИЯ

Признаки для сравнения

Гриб



Растение

получает

отдает

получает

отдает

Роль микоризы в жизни грибов и растений

Углеводы и витамины

Воду и минеральные вещества

Аминокислоты

почвенного гумуса, воду,

минеральные вещества

Углеводы, витамины

Особенности микоризы

Образует чехол вокруг корня или проникает в ткани растения.


  1. После вырубок в почву вносят кусочки грибницы или отдельные гифы микоризных грибов для улучшения почвенного питания деревьев. Деревья, не имеющие на своих корнях микоризы, развиваются медленно, часто поражаются различными болезнями.

Инструмент проверки: таблица - 6 баллов;

вопрос - 2 балла.

Тема: Грибы

Компетентность разрешения проблем

Уровень II

Аспект: Действия по решению проблемы

Стимул. Выполнив задание, научитесь отличать съдобные грибы от ядовитых.

Задачная формулировка. Рассмотрите изображения грибов, ответьте на вопросы.

Введение в проблему. 1.Вам даны изображения грибов: БЕЛЫЙ, РЫЖИК, ПОДБЕРЕЗОВИК, МАСЛЕНОК. Найди лишнюю картинку. Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три оставшихся гриба?

Компетентностно- ориентированные заданияКомпетентностно- ориентированные заданияКомпетентностно- ориентированные заданияКомпетентностно- ориентированные задания

2.Изображения грибов расположены в два ряда:

ЛОЖНЫЙ ОПЕНОК, МУХОМОР,

МАСЛЕНОК, ЛИСИЧКА, БЛЕДНАЯ ПОГАНКА

Какую картинку из расположенных в нижнем ряду грибов, вы перенесли бы в верхний ряд - вместо знака вопроса? Почему именно ее?

Компетентностно- ориентированные заданияКомпетентностно- ориентированные задания?

Компетентностно- ориентированные заданияКомпетентностно- ориентированные заданияКомпетентностно- ориентированные задания

Модельный ответ

1. Рыжик - пластинчатый гриб, все остальные - трубчатые

2. Бледная поганка, ядовитый гриб.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ 3 балла.



© 2010-2022