- Преподавателю
- Биология
- Мастер - класс Развитие творческой мыслительной деятельности
Мастер - класс Развитие творческой мыслительной деятельности
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова Л.А. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мастер - класс учителя биологии МКОУ СОШ с.Алехино Мельниковой Л.А.
по теме «Развитие творческой мыслительной деятельности на уроках биологии»
Цель: познакомить с приемами развития творческой мыслительной деятельности учащихся.
План проведения мастер-класса:
I. Теоретическая часть «слово учителя»
1.1 Введение (см. приложение слайд № 1,2)
Урок рождается не просто:
Порой - с наивного вопроса,
Порой - со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений больше нету боле -
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы-
Восторг волшебного полета!
Все это - дивное явленье-
Урок, рожденный вдохновеньем…
Глубокое и детальное изучение биологии как науки начинается с шестого класса. И мне как учителю хочется показать всю красоту, величие и гармонию живой природы. Хочется, чтобы ученики на уроках думали, творили, а сам процесс усвоения знаний был интересным и позитивным.
Целью моей педагогической деятельности является: создание условий для развития творческой, мыслительной деятельности учащихся средствами учебного предмета «биологии»
В настоящее время биологические знания, биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии в системе воспитания культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому нельзя недооценивать. В будущем ученику придется принимать участие в решении экологических проблем, заботится о собственном здоровье и здоровье окружающих.
Моя задача - состоит в том, чтобы показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, общие закономерности, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти такой подход к ученику, который поможет понять себя и окружающий мир, который заденет не только умственные способности, но и душу. Все самое важное и главное совершается на уроке.
Можно ли научить каждого ученика эффективно мыслить, я не знаю, но каждому можно помочь освоить основные логические операции: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Курс биологии «Живой организм» построен с учетом мышления шестиклассников. В него включены интересные и хорошо знакомые объекты изучения, лабораторные работы, иллюстративный материал. Все это способствует развитию логического мышления, конкретно -образного мышления, учащиеся анализируют, сравнивают, делают выводы и обобщения.
1.2 Приемы, стимулирующие мыслительную деятельность (см. приложение слайд № 3)
Развитие ума, так же как и развитие мышц требует постоянных упражнений.
Приемы, стимулирующие активную мыслительную деятельность учащихся:
- аналитическая беда на основе текста или рисунка
- самостоятельная работа с учебником
- специальных упражнений на классификацию, обобщение, систематизацию.
- постановка проблемных вопросов задач.
Постоянное создание на уроках ситуаций, в которых ученикам приходится размышлять, рассуждать, доказывать, помогает формированию активного, критического, творческого мышления, без которого трудно обойтись в повседневной жизни.
1.3 Приемы развития творческой деятельности (см. приложение слайд №4-7)
Для развития творческих способностей, учащихся необходимо стимулировать творческую активность учащихся, создавать условия для её проявления: рисуют, фантазируют, изобретают, сочиняют, выдвигают оригинальные идеи. Все это не только стимулирует усвоения знаний, но и способствует раскрытию творческого потенциала каждого ученика.
Примеры творческих заданий:
- сказочные истории,
-моделирование,
- биография,
- один день из жизни,
- страницы из дневника,
- записки путешественника,
- подслушанный разговор,
- интервью,
- сочинение,
- написать статью,
- написать сценарий и т.д.
Творческие задания не могут предлагаться в обязательном порядке всем учащимся на каждом уроке - они выполняются только по желанию. Все эти работы можно выполнять индивидуально, в парах, группах.
II. Практическая часть:
2.1 Приемы ассоциативного мышления: «таинственный чемоданчик», в котором могут находиться образцы различных текстильных тканей при изучении темы «ткани растений». Данный прием позволяет самостоятельно определить тему урока. При изучении темы «Органы животных и растений» в таинственный чемоданчик можно поместить различные органы растений и животных и один предмет, не относящийся к живой природе.
2.2 Мыслительный лист. Это эффективное средство активизации мыслительной деятельности. По ходу урока на этих листах учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышление. Каждый должен высказать свою версию, например,: ответить на вопрос «Почему при варки картофеля клубень становится рассыпчатым?» Количество заданий на мыслительном листе может быть разным. Мыслительный лист может применяться на разных этапах урока.
2.3 Метод моделирования - создание объемной модели изучаемого объекта.
2.4 Эвристическая беседа с элементами игры
III. Заключение (См. приложение слайд № 8, 9)
IV. Приложение (презентация)
Тема урока: Ткани растений.
Задачи урока: сформировать представление о ткани, ознакомить с типами тканей растений, показать особенности строения тканей растений;
Продолжить развивать логическое мышление, создать условия для развития речевой деятельности, творческих способностей, воображения, фантазии;
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чувства ответственности, трудолюбия, самодисциплины.
-
Организационный момент.
-
Изучение новой темы:
Начать изучать новую тему можно с таинственного чемоданчика, в котором, находятся образцы различных текстильных тканей. Учащиеся догадаются, какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать.
-
Познакомимся с понятием «ткань»
Все живые организмы делятся на две большие группы: одноклеточные и многоклеточные - (проводим сравнение, вывод)
- Рассмотреть рисунки на странице 31 определить сходство между тканями (все ткани одинаковы?)
- самостоятельно сформулировать понятие «ткань»
- закрепить понятие ткань поможет игровой прием «снежный ком», где несколько учеников по очереди, но каждый добавляет по одному отличительному признаку понятия, повторяя при этом все предыдущие. (Ткань- это группа клеток// и межклеточного вещества, // сходных по строению, // размерам// и выполняемым функциям.)
- Изучить строение и функции тканей возможно в форме игры «Магазин растительных тканей», где ученики играют роль растения - покупателя, учитель - продавец. По ходу игры, учащиеся заполняют в таблице первый столбик. Перед заполнением таблицы обсуждаем, как можно назвать таблицу, подбираем точные названия каждого столбика.
ткани
Строение ткани
Выполняемые функции
Где находится
покровная
проводящая
механическая
основная
образовательная
Игра «Магазин растительных тканей»
Учитель: на нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают в однородной среде. Что это за растения? Где они обитают?
(водоросли, которые обитают в воде)
Учитель: а теперь представьте себе, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка придется обзавестись тканями. Какие ткани и для чего вы посоветуете ей купить?
(защитная ткань)
Учитель: в нашем магазине есть такая ткань. Называется она покровная.
(нужна ткань, которая будет воду доставлять по всему организму)
Учитель: есть такая ткань. Называется проводящая. Но если у вашей водоросли будут только эти ткани, она, как медуза, распластается по земле.
(значит, нужна опора)
Учитель: у растений эта ткань называется механической. Не хотите ли приобрести что-нибудь для питания водоросли?
(но ведь она и в воде питалась.)
Учитель: у водорослей в каждой клетке есть хлорофилл или другие пигменты, а вот у наземных растений они находятся в клетках основной ткани или, точнее, фотосинтезирующей. А долго ваша водоросль намерена расти?
(всю жизнь)
Учитель: значит, ей непременно понадобится образовательная ткань.
- учащиеся самостоятельно заполняют таблицу при помощи учебника.
- Закрепление изученного материала можно провести в виде беседы, анализируя таблицу, учащиеся делают выводы.
- Домашнее задание можно дать в форме творческого сочинения.
«Из каких тканей состоит Буратино?»