Статья Использование ИКТ на уроках биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационно-компьтерных технологий

на уроках биологии


Учитель биологии высшей квалификационной категории

Быстрова Людмила Николаевна

В последние годы важным направлением развития школьного образования стало использование новых информационных технологий. Компьютерные технологии прочно вошли в школьную жизнь, они активно применяются при подготовке к урокам, как учителем, так и учащимися.

Особенностью преподавания биологии является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала, в процессе закрепления новых знаний. Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании словесных методов изложения возможна в пределах 10-15%, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25%, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65%.

Наряду с использованием таблиц, муляжей, моделей, натуральных объектов: аквариумных рыб, комнатных растений, влажных препаратов, коллекций насекомых, гербариев растений, чучел птиц, млекопитающих, в процессе изучения биологии на своих уроках и во внеурочной деятельности я широко применяю информационно-коммуникативные технологии. Применение компьютера позволяет повысить эффективность урока, делает занятия более наглядными и интересными.

В настоящее время по биологии разработано множество электронных изданий. На своих уроках я постоянно использую мультимедийные приложения к учебникам Н.И. Сонина. Основу изданий составляют мультимедийные презентации, разработанные в полном соответствии со структурой учебника. Цветные рисунки, фотографии, слайд-шоу позволяют наглядно представить материал. Анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса. При просмотре видеофрагмента учащиеся выделяют главное, находят признаки, устанавливают причинно-следственные связи.

Мультимедийные презентации, видеофрагменты можно использовать при проверке знаний. Например, демонстрируется фрагмент с иллюстрациями, анимациями, звук отключен, ученика прощу прокомментировать процесс или останавливаю кадр, а ученика прошу продолжить рассказ.

Для контроля знаний использую тесты с самопроверкой, которые отличаются большим разнообразием, содержат фотографии, иллюстрации и требуют от учеников различных форм деятельности.

Электронные учебники по биологии из серии виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» дополняют урок, делают его наглядным. Яркие рисунки способствуют быстрому осмысленному запоминанию изучаемого материала.

Использование иллюстраций виртуального учебника повышает качество проведения лабораторных работ, так как учащиеся в сравнительном плане рассматривают объект под микроскопом и на экране монитора, что позволяет быстро ориентироваться в натуральном объекте, сравнить, выделить главное. Когда недостаточно раздаточного материала натуральных объектов, проводим виртуальные лабораторные работы, используя учебное электронное издание «Лабораторный практикум по биологии».

Репетитор по биологии используем для подготовки к ЕГЭ. Данный мультимедийный курс даёт хорошие возможности для самостоятельной подготовки учащихся.

Электронные справочники и энциклопедии - хорошее средство для поиска и отбора материалов при подготовке рефератов.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. На своих уроках я использую возможности данного ресурса: перед учащимися ставлю задачу найти дополнительную информацию с её сохранением для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении темы «Химический состав клетки» в 10 классе, мною было задано задание найти сведения о значении микроэлементов в организме человека. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной и интересной информации по данному вопросу. При изучении темы «Генетическая и клеточная инженерия» у учащихся вызывают большой интерес такие вопросы: что такое трансгенные продукты, безопасны ли они для человека? Ребята не только нашли информацию в Интернете по данному вопросу, ознакомились с результатами опроса, проводимого на сайте «Интер-Сои» soyka.ru., где посетителям сайта предлагалось ответить на вопрос о готовности употреблять трансгенные продукты в пищу, но и провели собственный социологический опрос среди своих сверстников и людей более старшего возраста (приложение 1).

Ресурсы Интернета постоянно используются учащимися для приготовления аналитического обзора, реферата, сообщения по сформулированной заранее теме.

В последнее время широкое признание получил метод проектов. Проектную деятельность учащихся я использую как на уроках, так и во внеурочной работе. Основой проекта является исследовательская деятельность.

На занятиях кружка «Комнатное цветоводство» учащимся было дано задание выяснить, какую роль выполняют растения в интерьере помещений и достаточно ли в нашей школе комнатных растений. Учащиеся изучили необходимую литературу по данному вопросу и провели небольшое исследование, чтобы выяснить, достаточно ли в нашей школе растений. Оказалось, что в большинстве кабинетов достаточное количество растений, а вот в рекреациях зелёных растений практически нет. В качестве творческого задания было предложено разработать проекты озеленения школы. Учащиеся предложили несколько проектов озеленения рекреаций с учётом освещённости, температурного режима, эстетики, используя различный материал: камни, дерево, подвесные кашпо (приложение 2)

Важное значение для школьников имеет эстетическое и экологическое состояние пришкольного участка. Группа учащихся исследовала экологическое состояние пришкольного участка. Учитывая тип почвы, характер освещённости ребята составили список растений для создания цветников и представили проект «Благоустройство пришкольного участка» (приложение 3).

Работая над проектами, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определённого времени ребята работают. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях.

Затем ставится задача и составляется план работы. Это развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определяются объекты исследования.

На следующем этапе учащиеся выполняют проект в соответствии с поставленными задачами: выдвигают гипотезы, ставят эксперименты с природными объектами, систематизируют, обобщают полученные данные, анализируют информацию, полученную из разных источников.

На этапе подведения итогов у ребят вырабатывается умения делать аргументированные выводы, обрабатывают данные экспериментальной и опытной работы, оформляют полученные результаты, решают познавательные и творческие задачи, работая в сотрудничестве с педагогом.

При подготовке защиты проекта ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования.

Во время презентации проекта ребята представляют результат своей деятельности. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

Мультмедийные презентации позволяют представить необходимую информацию в виде слайдов с анимациями и звуковыми эффектами. Презентации я использую на всех этапах урока: при изучении нового материала пользуюсь готовыми презентациями, разрабатываю свои с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

В среднем и старшем звене 100% учащихся владеют программами Microsoft Power Point , Microsoft Publisher и на этапе обобщения и систематизации знаний с интересом самостоятельно готовят презентации и буклеты по предложенным темам.

Например, при изучении темы «Витамины», учащиеся 8 класса подготовили буклет «Чудесные вещества» (приложение 4). Для выполнения этой работы ребята изучили необходимую литературу, провели исследование «Содержание витамина С в различных соках», обработали результаты исследования, составили диаграммы, используя программу Microsoft Excel, подобрали красочные иллюстрации. В дальнейшем эти буклеты можно использовать как раздаточный материал.

При изучении темы «Опорно-двигательная система» группой учащихся была представлена презентация «Нарушение осанки» (приложение 5), где ребята представили основные виды нарушения осанки, выяснили причины, вызывающие нарушения осанки и провели небольшое исследование о состоянии здоровья учащихся своего класса и выпускников школы, а также представили мероприятия по профилактике нарушений осанки. В 10 классе при изучении темы «Клетка» учащимися были подготовлены презентации «Патология клетки» (приложение 6), «Клонирование», «Стволовые клетки».

Исследовательская работа учащихся «Влияние курения на организм» (приложение 7), оформленная в виде презентации используется не только на уроках биологии, но и при проведении классных часов классными руководителями.

С использованием мультимедийной установки и программы Power Point я провожу интеллектуально-творческие игры.

Так, для учащихся 6 класса мною разработана и применяется творческая игра по теме «Строение покрытосеменных растений» (приложение 8).

Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся. Исходя их поставленной цели, вытекают следующие задачи:

  1. Сформировать и углубить знания об особенностях строения покрытосеменных растений.

  2. Развить навыки индивидуальной и коллективной работы

  3. Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в результате обучения.

  4. Совершенствовать навыки работы с терминами, биологическими понятиями, определениями.

Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диски, карточки, жетоны с очками.

Ход урока

1. Оргмомент - 3 мин.

2. Пояснение правил игры - 2 мин.

3. Блиц-турнир - 3 мин

4. 1 раунд. Строение, жизнедеятельность, размножение растений - 10 мин.

5. 2 раунд. Семейства: сложноцветные, розоцветные, паслёновые, лилейные, злаки - 10 мин.

6. 3 раунд. Ученые, определения, эксперименты, рисунки - 5 мин.

7. 4 раунд. Термины - 5 мин.

8. Подведение итогов урока - 2 мин.

Правила игры

Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра».

1 этап - отбор игроков. Классу предлагается блиц-турнир (20 вопросов, на которые они должны ответить в течение 5 минут). Блиц-турнир может проводиться в виде тестового задания или в виде фронтального опроса. За каждый правильный ответ дети получают очки, 3 учащихся набравших набольшее количество баллов становятся участниками игры.

1 и 2 раунды. На табло появляется таблица, содержащая вопросы и очки.

Таблица 1 раунда

Строение

10

20

50

100

Жизнедеятельность

10

20

50

100

Размножение растений

10

20

50

100

Таблица 2 раунда

Семейство сложноцветные

100

200

500

Семейство розоцветные

100

200

500

Семейство паслёновые

100

200

500

Семейство лилейные

100

200

500

Семейство злаки

100

200

500

Учащиеся выбирают тему и определенные очки, по гиперссылке открывается вопрос, право ответа имеет ученик первым поднявший руку. В течение игры предлагается вопрос аукцион, вопрос «кот в мешке», подразумевающий передачу права ответа одному из соперников, сюрприз-подсказка, когда игроки могут получить подсказку одноклассника.

Для того, чтоб в течение всей игры были заняты все учащиеся, а не только игроки, каждый последний вопрос раунда предлагается классу, если игроки ошибаются, право ответа так же переходит учащимся не занятым в игре, а игроки теряют баллы.

В 3 раунде игрокам предлагается вспомнить определения, биологические законы, поучаствовать в эксперименте. Правила игры сохраняются.

Таблица 3 раунда

Учёные

500

Определения

200

Эксперименты

500

Рисунки

100

В заключительном раунде учащимся предлагается работа с терминами. Одновременно с игроками эту работу выполняют все ученики. Детям предлагается исправить ошибки в терминах.

Анализируя результаты своей работы, я пришла к выводу, что применение новых информационных технологий позволяет сформировать устойчивый интерес к биологии. Используя опросник для учащихся «Что является ведущим мотивом учебной деятельности по биологии» (приложение 9), 84,5% учащихся в результате ранжирования на первое место ставят «интерес к предмету» и «стремление повысить свой общекультурный уровень, расширить кругозор». Два года назад, когда в кабинете не было компьютера, мультимедийной установки и не было возможности для широкого применения ИКТ, познавательный интерес к предмету был выражен только у 68,2% учащихся.

Применение ИКТ оказывает влияние на развитие учащихся, результативность обучения, влияет на качество знаний. Так за последние два года качество знаний по биологии повысилось на 14, 7%.

Информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, повышают обобщающую, исследовательскую, развивающую, побуждающую, воспитывающую функции. Новые информационные технологии не могут заменить полностью изучение биологии стандартными методами, а лишь являются полезным дополнением к урокам, хорошим средством для самоподготовки учителей и учеников.

4

© 2010-2022