Внеклассное мероприятие по экологии «Наша чистая планета»

Дорет: «Человечество брало разгон 30 тыс. лет, чтобы затормозить перед пропастью». Японская мудрость: «Чтобы уметь управлять Природой, надо уметь ей покоряться». Проблема экологических противоречий уходит своими корнями в глубины развития человеческого общества. За период существования человека на планете уже в послеледниковый период неан-дертальцами были полностью уничтожены мамонты. Около 2 тысяч лет назад индейские племена Северной Америки почти полностью уничтожили бизонов, служащих для них основным источником пищи. Эксплуатация человеком природных ресурсов масштабно увеличивалась по мере ро¬ста средств воздействия на природу. В настоящее время взаимодействие общества и природы происходит в таких ши¬роких масштабах, что это породило одну из глобальных проблем - проблему экологи¬ческого жизнеобеспечения на планете. Эту проблему можно подразделить на ряд проблем, которые на пороге 11 века соз¬дают серьёзную угрозу современной цивилизации. К ним можно отнести: проблему истощения природных ресурсов, оскудения природной среды, загрязнения планеты, проблему здоровья человека и др. В большинстве своём отмеченные проблемы связаны с негативными воздействиями человека на окружающую среду. Современное общество начинает гораздо острее осознавать, что оно больше не может безоглядно пользоваться своей огромной властью над природой, беспредель¬но вторгаться в её сферы, радикально преобразовывать её без учёта возможных отрицательных последствий. Чем больше материальных благ создают люди, тем чаще они начинают задумываться над тем, что биосфера при этом неизбежно меняется. Решение экологической проблемы в настоящее время видится в следующем: в уси¬лении экологизации науки, образования, ... Проблема воды - одна из глобальных, стоящая перед людьми. Для сносного существования человеку нужно 15 л воды в день. В развитых странах среднее потребление воды на человека 100 л в сутки. На производство 1 т. бумаги уходит 100 т. воды, одного автомобиля - 250 т. воды, 1 т. стали - 150 т. воды. Каждый литр сточной воды, попадая в водоём, приводит в негодность 100 л хорошей воды. В Мировой океан ежегодно попадает несколько тонн жидких и твёрдых отходов. Обратим внимание на очаги экологического ... РАБОТА С КАРТОЙ Средиземное море, Чёрное, Азовское, Северное, Балтийское, Ладожское озеро. Пример величайшего экологического бедствия - Арал, Аральское море, «испарившееся» на гла¬зах одного поколения. Но не только Арал пострадал от деятельности человека: из-за изменения климата и отбора воды на орошение площадь озера Чад, одного из круп¬нейших озёр Африки, с 1963 года сократилась на 95 %. Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб. ВОЗДУХ (3 страница) Ещё 15-20 лет назад учёные забили тревогу по поводу «парникового эффекта», который может вызвать глобальные из¬менения климата, что проявится не только в повышении температуры, но и в изме¬нении интенсивности ультрафиолетового излучения Солнца. А тончайший озоновый слой в последние годы катастрофически уменьшается, появляются озоновые дыры. Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько же кислорода, сколько человеку необходимо в год.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по экологии «Наша чистая планета»

Коржова Марина Викторовна, учитель биологии

В современных условиях все большее значение уделяется экологическому воспитанию учащихся, немаловажное значение уделяется вопросам природоохранной деятельности. Предлагаемое внеклассное мероприятие проводилось в рамках проведения Дня Земли 22 апреля с учащимися 9-11х классов.

Материал показывает необходимость сохранения биологического разнообразия и является подтверждением одного из законов социальной экологии Барри Коммонера: «Все связано со всем» - и поэтому способствует формированию экологической культуры учащихся.

Главная цель урока - привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь им в осознании необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Развивать экологическое сознание и экологическую культуру детей;

  2. Познакомить учащихся с факторами загрязнения окружающей среды

  3. Содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому.

ОБОРУДОВАНИЕ

Аудиозапись, картины, плакаты о природе, плакаты на природоохранную тему, выполненные учащимися

Ход занятия

1. Вступление.

На фоне негромко звучащей мелодии учитель читает стихотворение:

ВВЕДЕНИЕ

Берегите Землю! Берегите

Чудо песен городов и вёсен,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Старости последнюю отраду.

Женщину, бегущую к детсаду,

Нежности беспомощное пенье,

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу-

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите!

С 1970 года 22 апреля в мире отмечается День земли - день активных и практических дел в адрес природы.

Нам тоже небезразлична судьба планеты. Все наши мечты - это мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. ЗВЕНИТ КОЛОКОЛ.

Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сегодня на нашем уроке учёными - экологами проводится «врачебный осмотр планеты". Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает? Многие серьёзные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли- свалки. Они вызывают боль и отвращение. В опасности «лёгкие» планеты - леса. Затуманились «глаза» Земли - озёра, моря, океаны.

То, что вы увидите здесь - журнал, хотя и необычный. Его название «Наша чистая планета».

Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Обратим внимание на страницы нашего журнала.

ИСТОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ (1 страница)

Я человек! И мне природа покорилась!

Да, мы - цари! Мы сотворили чудеса

В искусствах, ровно как в науке. Мы покорили небеса.

И атом передали в руки! Цари мы или не цари?

Иль существа иной породы?! Быть может врали буквари,

Что человек - есть царь природы?!

Прошло около 1 млн. лет, как появился на Земле Человек. Благодаря научно - техническим достижениям он возомнил себя господином Природы. И вольно или невольно стал применять давний принцип поработителей: «Разделяй и властвуй». Он не хотел ждать милости от природы, а захотел взять все её богатства. Он вырубал вековые леса, засорял прозрачные источники, осушал полноводные реки...

Эпиграфом нашего урока могут стать слова К.Г.Паустовского, французского писателя эколога Ж.Дорета и даже японской мудрости.

Паустовский: «Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

Дорет: «Человечество брало разгон 30 тыс. лет, чтобы затормозить перед пропастью». Японская мудрость: «Чтобы уметь управлять Природой, надо уметь ей покоряться». Проблема экологических противоречий уходит своими корнями в глубины развития человеческого общества.

За период существования человека на планете уже в послеледниковый период неандертальцами были полностью уничтожены мамонты. Около 2 тысяч лет назад индейские племена Северной Америки почти полностью уничтожили бизонов, служащих для них основным источником пищи. Эксплуатация человеком природных ресурсов масштабно увеличивалась по мере роста средств воздействия на природу.

В настоящее время взаимодействие общества и природы происходит в таких широких масштабах, что это породило одну из глобальных проблем - проблему экологического жизнеобеспечения на планете.

Эту проблему можно подразделить на ряд проблем, которые на пороге 11 века создают серьёзную угрозу современной цивилизации. К ним можно отнести: проблему истощения природных ресурсов, оскудения природной среды, загрязнения планеты, проблему здоровья человека и др.

В большинстве своём отмеченные проблемы связаны с негативными воздействиями человека на окружающую среду.

Современное общество начинает гораздо острее осознавать, что оно больше не может безоглядно пользоваться своей огромной властью над природой, беспредельно вторгаться в её сферы, радикально преобразовывать её без учёта возможных отрицательных последствий. Чем больше материальных благ создают люди, тем чаще они начинают задумываться над тем, что биосфера при этом неизбежно меняется. Решение экологической проблемы в настоящее время видится в следующем: в усилении экологизации науки, образования, техники, активизации населения в области экологической культуры.

ВОДА (2 страница)

Океан седой гремит набатно, Он таит обиду в глубине, Чёрные, раскачивая пятна На крутой разгневанной волне Стали люди сильными как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету. Чёрные сотрёшь ли, ЧЕЛОВЕК?

Проблема воды - одна из глобальных, стоящая перед людьми. Для сносного существования человеку нужно 15 л воды в день. В развитых странах среднее потребление воды на человека 100 л в сутки. На производство 1 т. бумаги уходит 100 т. воды, одного автомобиля - 250 т. воды, 1 т. стали - 150 т. воды.

Каждый литр сточной воды, попадая в водоём, приводит в негодность 100 л хорошей воды.

В Мировой океан ежегодно попадает несколько тонн жидких и твёрдых отходов. Обратим внимание на очаги экологического нездоровья на нашей планете.

РАБОТА С КАРТОЙ

Средиземное море, Чёрное, Азовское, Северное, Балтийское, Ладожское озеро. Пример величайшего экологического бедствия - Арал, Аральское море, «испарившееся» на глазах одного поколения. Но не только Арал пострадал от деятельности человека: из-за изменения климата и отбора воды на орошение площадь озера Чад, одного из крупнейших озёр Африки, с 1963 года сократилась на 95 %. Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб.

Наша планета - планета океанов. Уже более 30 лет назад в дневнике путешествий норвежский учёный Тур Хейердал написал: «Посреди океана теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымазаться в грязи...»

Учёные предупреждают, если не будут приняты меры предосторожности, Мировой океан покроется сплошной нефтяной плёнкой и всё живое в океане погибнет, заглохнет навсегда.

ВОЗДУХ (3 страница)

За последние 200 лет концентрация ртутных паров в атмосфере повысилась более чем в три раза. Произошло это в результате сжигания городских отходов и некоторых сортов углей, в которых содержится ртуть. Ещё 15-20 лет назад учёные забили тревогу по поводу «парникового эффекта», который может вызвать глобальные изменения климата, что проявится не только в повышении температуры, но и в изменении интенсивности ультрафиолетового излучения Солнца. А тончайший озоновый слой в последние годы катастрофически уменьшается, появляются озоновые дыры. Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько же кислорода, сколько человеку необходимо в год.

В сутки автомобиль способен выбрасывать 20 гр вредных выхлопных газов, в составе которых находятся и канцерогенные вещества.

Катастрофически растёт во всём мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промышленными выбросами, становится непригодным для жизни.

В воздухе иногда зависают тучи вредных газов, это так называемый смог. Оксиды серы и азота, взаимодействуя с водой, превращаются в серную и азотную кислоты, которые переносятся в виде тумана, а потом выпадают кислотными дождями. Детство, отрочество, юность - прекраснейшая пора, когда не только весь мир, но и сам себе кажешься вечным, бессмертным. И вдруг это великое чувство вечности зелёного мира будет утрачено? Мы не должны этого допустить!

Человечество хочет жить, и мы должны сделать всё возможное, чтобы природа не вычеркнула его из списка живых.

«Настало время осознать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца».

Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух - три основы.

Какая бы ни грянула беда- Всё возродится снова, Но если ... Впрочем, в наш жестокий век Понятно всем, Что «если», значит. О ЧЕЛОВЕК! Природа-мать ни рек И ни морей от глаз твоих не прячет, Ни росших трав, ни голубых озёр ... Цени доверие природы.

Не обмани её! И в тёмный лес входи, Как в храм под мраморные своды.

ПОЧВА (4 страница)

Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые 5 лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры - суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате этого почва оскудела, урожаи стали значительно хуже.

В результате деятельности человека сильнейшей деградации подверглось уже около 40 % почв Земли.

Человек ежегодно извлекает из земных недр более 100 млрд. тонн руды, горючих и строительных материалов. Добыча полезных ископаемых приводит к изменению рельефа Земли, образованию котловин, пустот в верхних слоях земной коры. И если в самое ближайшее время не будут приняты меры против дальнейшего разрушения почв, то катастрофа может оказаться необратимой.

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Пора бы человечеству понять,

Богатство, у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять

Она, как мы, такая же - живая!

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ (5 страница)

Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби! Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим, люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в своё удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Часто слышишь: «Человек - царь природы!».

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А может ли человек существовать без природы: без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев? Представить себе это невозможно... Всё это нам щедро даёт природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения к ней.

Внимательно изучив материалы дела мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны сегодня угрожает опасность. 25000 видов высших растений планеты на грани полного уничтожения. За последние 60 лет, исчезло на планете виден зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц...

В зоопарке Нью-Йорка установлено 225 гранитных в память исчезнувших с лица Земли животных. Виновником их исчезновения был человек.

Мы выяснили, что площадь лесов уменьшается ежеминутно на 20 га, а 20 кг макулатуры сохраняют одно дерево.

Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдают от пожаров: 97 % лесных пожаров возникают по вине человека.

Замечательный английский учёный и писатель Даррелл считает, что исчезновение какого-либо вида животных - невосполнимая потеря для человечества, подобно утрате шедевров мирового искусства. И то и другое неповторимо.

Мы все в неоплатном долгу перед братьями нашими меньшими. Они умирают не только от пули, на них наступают поля, заводы, ядохимикаты.

Утро синее тихо

Занималось в лесу.

Шла тропинкой лосиха,

Осыпая росу.

Рядом с ней без тревоги

И доверчив, и рыж, Семенил длинноногий Горбоносый малыш. Изучал на примерах

Он повадки её,

А рука браконьера Поднимала ружьё... Оступилась лосиха,

Осыпая росу, И опять стало тихо

В оглушённом лесу.

ОХРАНА (6 страница)

Смотрю на глобус, шар земной,

И вдруг вздохнул он,как живой

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»

В тревоги рощи и леса.

Роса на травах, как слеза,

И тихо шепчут родники: «Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег, Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги: «Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы - не солгу: «Я сберегу вас, сберегу!»

Неужели на всей Земле природа находится под гнётом человека? Нет! Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы государство создаёт охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.

Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остаётся наедине со своей совестью. Она для человека - единственный контролёр. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Мы все должны помнить, что не на словах, а на самом деле надо заботиться об окружающей нас природе. Надо изменить потребительское отношение к ней, иначе мы в скором времени окажемся перед фактом экологической катастрофы и погубим себя.

Всё, что можно, надо, не откладывая на завтра, взять под защиту! Нынешнее поколение-в ответе за будущее планеты Земля! Будем же беречь нашу Землю! Земля с её биосферой - величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Среди наиболее значительных и заметных явлений в общественном сознании середины 80-90-х годов-его интенсивная экологизация.

В 1987 году было образовано 38 неправительственных экологических организаций, в 1991 их число возросло более чем в 5 раз и в настоящее время составляет свыше 1000 организаций. Возрастающее влияние на развитие движения оказывает гуманистическая концепция, получившая название «экологический гуманизм». Суть концепции - призыв к формированию подлинно человеческого отношения к природе, и тем самым создание условий для жизни людей в гармонии с природой.

Вывод (7 страница)

Владевшая шестью материками, Природа защищалась до конца... Она лежит сегодня перед Вами!-

Отёчная от дыма и свинца.

Вам было одолеть её непросто.

Но в рукопашной с нею глаз на глаз

Вы проявили силу и упорство...

А где же милосердие у Вас?

Сделаем вывод, что в настоящее время главной причиной отрицательных изменений в природе являются не эволюционные силы, а воздействие человека. Которое проявляется как прямо, так и косвенно. Причём, косвенное воздействие гораздо сильнее. Оно более масштабно по времени и пространству. Человек пока ещё не научился прогнозировать последствия своей деятельности на планете. И это является главной причиной всех экологических бед.

В настоящее время у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых; Не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно.

Поэтому основная цель экологического образования - формирование ответственного отношения к природе.

Под экологическим образованием мы понимает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты.

Экологическое образование - это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня.

ПРИСЛУШАЙТЕСЬ! ОНИ МОЛЧАТ! НЕТ, ОНИ КРИЧАТ! ОНИ, ВЗЫВАЮТ К НАМ!

Ведь наша жизнь и наше будущее ЗАВИСЯТ от каждого из нас, и надо действовать сегодня, надо действовать сейчас!

Пусть это будет посаженное твоими руками дерево.

Или незагубленный уголок природы.

Вовремя потушенный пожар или костёр.

  • Заботливо расчищенный ручеёк

  • Защищённые гнёзда и муравейники.

Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия.

Литература:

1.Бочкарёва Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга, 1996.

2. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей подростков.- М., 2001.

3. Суравегина И.Т. Экология и мир: методическое пособие для учителя.- М.: Новая школа, 1994.

4. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и экологическая психология. - Ростов н/Д., 1996.



© 2010-2022