Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 МО «Ахтубинский район»

«Согласовано»

Руководитель МО




____________

Протокол № от

« » 20 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ №3 МО «Ахтубинский район»


__________

« » 20 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №3»

МО «Ахтубинский район»



__________

Приказ № ______от


« » 20 г.

Рабочая программа по биологии

8 класс

на 2015-2016 учебные года


учителя биологии

Писаренко Анны Владимировны






2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа составлена

  • на основе программы

авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой

(сб. программ по биологии, М., изд. центр "Вентана-Граф", 2007. -72 с.)

рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).

  • в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.

"Биология: человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2011 год)

Нормативно-правовые документы,

на основании которых составлена рабочая программа.

Реализация программы обеспечи­вается нормативными документами:

1) Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 02.02.2011) «Об образовании».

2) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрированные в Министерстве Юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.

4) Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного общего образования).

5) Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».

6) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».

7) Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 г., утвержденный Приказом Министерства образования от 27.12.2011 г. № 2885.

8) Письмо Министерства образования и науки РФ Департамента государственной политики в образовании от 10.02.2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников учебников и учебных пособий в образовательном процессе».


Основные цели изучения курса биологии в 8 классе:

Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи раздела «Человек» ( 8 класс )


  • обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

через систему из 68 уроков и

индивидуальные образовательные

маршруты учеников


  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности

через лабораторные работы и

систему особых домашних заданий


  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

через систему разнообразных

заданий


  • развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков


  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО

Использованы следующие сокращения:

Урок актуализации знаний - УАЗ

Урок изучения нового материала - УИНМ

Урок обобщения и систематизации знаний - УОИСЗ

Урок комплексного применения знаний - УКПЗ

Комбинированный урок КУ

Урок контроля - УК

Урок - мозаика УМ

Введение. Содержание учебной программы:

Биологическая и социальная природа человека. (1ч)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Её преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

Тема 1. " Организм человека. Общий обзор" - 5 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • систематическое положение вида чело-век разумный

  • место человека в живой природе

  • биосоциальную природу человека

  • строение клетки

  • краткие сведения о строении и функ-циях основных тканей

  • основные процессы жизнедеятельности клетки

  • расположение основных органов в орга-низме человека

на повышенном уровне:

  • соответствие строения тканей выпол-няемым функциями

  • взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма

  • уровни организации организма

  • нервно-гуморальная регуляция деятель-ности организма


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом

  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах разные виды тканей

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • анатомия (стр.6)

  • физиология (стр.7)

  • гигиена (стр.8)

  • ткань (стр.21)

  • орган (стр.25)

  • система органов (стр.25)

  • рефлекс (стр.28)

  • рефлекторная дуга (стр.28)

на повышенном уровне:

  • обмен веществ (стр.18)

  • синапс (стр.23)

  • нейроглия (стр.23)

  • гормоны (стр.30)

  • железы внешней секреции (стр.30)

  • железы внутренней секреции (стр.30)

Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 9 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение опорно-двигательной системы

  • скелет человека, его отделы

  • типы соединения костей

  • виды костей

  • рост костей

  • мышцы, их функции

  • влияние ритма и нагрузки на работу мышц

  • утомление

  • роль физических упражнений для опор-но-двигательной системы

  • повреждения скелета

на повышенном уровне:

  • сходство скелетов человека и животных

  • особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохожде-нием

  • микроскопическое строение костей

  • основные группы мышц тела человека

  • работа мышц: статическая и динамичес-кая

  • роль нервной системы в регуляции дея-тельности мышц

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать отделы скелета и отдельные кости

  • узнавать типы мышечной ткани

  • оказывать первую помощь при травмах

  • уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани

  • обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • сустав (стр.38)

  • шов (стр.18)

  • надкостница (стр.34)

  • гладкая мышечная ткань (стр.51)

  • поперечнополосатая (стр.51)

  • сердечная (стр.51)

  • утомление (стр.55)

  • сколиоз (стр.58)

  • плоскостопие (стр.60)

на повышенном уровне:

  • мышцы-антагонисты (стр.55)

  • мышцы-cинергетики (стр.55)

  • геподинамия (стр.65)

  • лордоз (стр.58)

  • кифоз (стр.58)

  • статическая и динамическая работа (стр.56)

Тема 3. "Кровь и кровообращение". - 9 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • состав внутренней среды организма

  • значение крови и кровообращения

  • состав крови

  • иммунитет

  • СПИД

  • группы крови

  • переливание крови

  • инфекционные заболевания и меры борь-бы с ними

  • органы кровообращения

  • строение сердца

  • круги кровообращения

  • виды кровотечений

  • предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма

  • свойства крови

  • состав плазмы

  • особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями

  • резус-фактор

  • донорство

  • виды иммунитета

  • роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете

  • особенности строения сосудов

  • работа сердца

  • движение крови по сосудам

  • кровяное давление

  • нервно-гуморальная регуляция деятель-ности сердца и сосудов

  • лимфообращение

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать клетки крови на рисунках

  • определять пульс

  • оказывать первую помощь при кровоте-чениях

  • соблюдать правила общения с инфекци-онными больными

  • выделять факторы, отрицательно влия-ющие на сердечно-сосудистую систему

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток крови человека и других животных

  • определять кровяное давление

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • внутренняя среда (стр.68)

  • плазма (стр.69)

  • эритроциты (стр.70)

  • лейкоциты (стр.70)

  • свертывание крови (стр.69)

  • фагоцитоз (стр.71)

  • иммунитет (стр.73)

  • вакцина (стр.75)

  • прививка (стр.74)

  • группы крови (стр.77)

  • артерии (стр.81)

  • вены (стр.81)

  • капилляры (стр.81)

  • большой круг кровообращения (стр.81)

  • малый круг кровообращения (стр.82)

  • предсердия (стр.80)

  • желудочки (стр.80)

  • клапаны (стр.80)

  • автоматия сердца (стр.91)

  • капиллярное кровотечение (стр.96)

  • артериальное кровотечение (стр.96)

  • венозное кровотечение (стр.96)

на повышенном уровне:

  • тканевая жидкость (стр.68)

  • лимфа (стр.68)

  • тромбоциты (стр.70)

  • фибриноген (стр.69)

  • фибрин (стр.69)

  • иммунитет клеточный (стр.74)

  • иммунитет гуморальный (стр.74)

  • тимус (стр.74)

  • донор (стр.78)

  • изоантигены (стр.77)

  • гемоглобин (стр.70)

  • лимфатическая система (стр.74)

  • лимфатические узлы (стр.74)

  • реципиент (стр.78)

  • кровяное давление (стр.86)

  • инфаркт (стр.86)

  • инсульт (стр.86)

Тема 4. "Дыхательная система" - 7 часов.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение дыхания

  • строение и функции органов дыхания

  • жизненная емкость легких

  • инфекционные болезни: грипп, туберку-лез

  • гигиена органов дыхания

  • вредное влияние курения на органы ды-хания

  • приемы искусственного дыхания

на повышенном уровне:

  • особенности строения дыхательных пу-тей в связи с их функциями

  • дыхательные движения

  • газообмен в легких и тканях

  • нервно-гуморальную регуляцию дыхания

  • взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов

  • охрана воздушной среды

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках и таблицах орга-ны дыхания

  • владеть приемами искусственного дыха-ния

на повышенном уровне

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями

  • выявлять факторы, вызывающие болезни органов дыхания



термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • воздухоносные пути (стр.101)

  • плевра (стр.103)

  • грипп (стр.111)

  • туберкулез (стр.112)

  • жизненная емкость легких (стр.114)

на повышенном уровне

  • спирометр (стр.114)

  • легочное дыхание (стр.104)

  • тканевое дыхание (стр.104)

  • эфизема легких (стр.107)

  • реанимация (стр.118)

Тема 5. "Пищеварительная система" - 7 часов.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты

  • питательные вещества

  • строение и функции органов пищеваре-ния

  • зубы, виды зубов

  • пищеварительные железы

  • всасывание

  • гигиена питания

  • предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на пище-варение

на повышенном уровне

  • методы изучения пищеварения

  • пищеварительные ферменты, их значение

  • внутреннее строение зуба

  • роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения

  • функции пищеварительных желез

  • регуляция процессов пищеварения


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках органы пищева-рения

  • владеть приемами оказания первой помо-щи при отравлениях

на повышенном уровне:

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями

  • определять топографию органов пищева-рения


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты (стр.122-123)

  • питательные вещества (стр.122-123)

  • пищеварение (стр.125)

  • пищеварительные железы (стр.125-128)

  • зуб: коронка, шейка корень (стр.130)

  • резцы, клыки, большие и малые корен-ные (стр.130)

  • дизентерия (стр.141)

  • холера (стр.141)

на повышенном уровне:

  • ферменты (стр.132, 133, 135)

  • аппендикс (стр.127)

  • лизоцим (стр.132)

  • эмаль, дентин, пульпа (стр.130)

  • пристеночное пищеварение (стр.135)

  • фистула (стр.138)

  • гастрит (стр.142)

  • цирроз

Тема 6. «Обмен веществ и энергии. Витвмины» - 3 часа.

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика обмена веществ и энергии

  • пластический обмен, энергетический об-мен и их значение

  • значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

  • влияние никотина и алкоголя на обмен веществ

  • витамины

  • способы сохранения витаминов в пище-вых продуктах

  • рациональное питание

  • режим питания школьников

на повышенном уровне

  • взаимосвязь пластического и энергети-ческого обмена

  • обмен воды и минеральных солей

  • обмен органических веществ

  • роль витаминов в обмене веществ

  • нормы питания


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять правила гигиены на практике

на повышенном уровне:

  • составлять суточный рацион питания

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • обмен веществ (стр.147)

  • пластический обмен (стр.147)

  • энергетический обмен (стр.148)

  • витамины (стр.153)

  • авитаминоз (стр.153)

  • цинга (стр.154)

  • рахит (стр.154)

на повышенном уровне:

  • гиповитаминоз (стр.153)

  • гипервитаминоз (стр.153)

  • гликоген (стр.154)

  • бери-бери (стр.154)

Тема 7. " Мочевыделительная система". - 2 часа

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон- функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение их заболеваний. Гигиеническая оценка питьевой воды.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение выделения

  • органы мочевыделительной системы

  • профилактика заболеваний почек

  • строение и функции кожи

  • роль кожи в терморегуляции

  • закаливание организма

  • первая помощь при поражении кожи

  • гигиенические требования к одежде и обуви

на повышенном уровне:

  • микроскопическое строение почек

  • образование первичной и вторичной мо-чи

  • взаимосвязь строения кожи с выполняе-мыми функциями

  • механизм образования тепла

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы.

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций выделительной системы с функциями других систем органов

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • почка: корковый и мозговой слой, почеч-ная лоханка (стр.158)

на повышенном уровне:

  • нефрон, капсула и каналец нефрона

(стр.157)


Тема 8. "Кожа" - 3 часа

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эндосперма, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи; их предупреждение и меры защиты от заражения. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • строение и функции кожи

  • роль кожи в терморегуляции

  • закаливание организма

  • первая помощь при поражении кожи

  • гигиенические требования к одежде и обуви

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь строения кожи с выполняе-мыми функциями

  • механизм образования тепла

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов

  • обосновывать гигиенические правила

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • эпидермис (стр.163)

  • дерма (стр.163)

  • гиподерма (стр.163)

  • пигменты (стр.163)

  • закаливание (стр.168)

  • терморегуляция (стр.168)

на повышенном уровне:

)

  • рецепторы (стр.163)

  • меланин (стр.163)

  • альбинизм (стр.163)

  • термический и химический ожоги

(стр.166)

Тема 8. "Эндокринная система" - 2 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме

на повышенном уровне:

  • отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • находить на таблице железы внутренней секреции

на повышенном уровне:

  • сравнивать гормоны, витамины и фер-менты, как биологически активные ве-щества

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • гормоны (стр.173)

  • адреналин (стр.176)

  • инсулин (стр.176)

  • гормон роста (стр.177)

  • тироксин

на повышенном уровне

  • сахарный диабет (стр.175)

  • кретинизм (стр.175)

  • микседема (стр.175)

  • базедова болезнь (стр.175)

Тема 9. "Нервная система" - 6 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Отделы головного мозга. Аналитико - синтетическая функция коры больших полушарий.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение нервной системы

  • отделы нервной системы

  • строение и функции спинного мозга

  • строение и функции головного мозга

  • факторы, нарушающие функции нервной системы

на повышенном уровне:

  • особенности строения отделов нервной системы

  • особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением

  • вегетативная и соматическая нервные системы

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга

на повышенном уровне:

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • центральная нервная система (стр.178)

  • периферическая нервная система (стр.178)

  • серое вещество (стр.187)

  • белое вещество (стр.187)

  • спиномозговая жидкость (стр.186)

  • продолговатый мозг (стр. 190)

  • мозжечок (стр.190)

  • средний мозг (стр.190)

  • промежуточный мозг

  • кора (стр.190)

  • большие полушария головного мозга (стр.191)

на повышенном уровне

  • чувствительные, вставочные и двигательные нейроны (стр.178)

  • вегетативные узлы (стр.180)

  • симпатический отдел (стр.181)

  • парасимпатический отдел (стр.181)

  • мост (стр.190)

  • ядра (стр.190)

  • таламус (стр.191)

  • гипоталамус (стр.191)

Тема 9. " Органы чувств. Анализаторы". - 5 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • органы чувств и их значение

  • строение и функции органов зрения и слуха

  • гигиена зрения

  • предупреждение нарушений слуха

на повышенном уровне:

  • анализаторы

  • взаимодействие анализаторов

  • органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • узнавать на моделях части органов зрения и слуха

на повышенном уровне:

  • составлять схемы зрительных и слуховых восприятий

  • объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • белочная оболочка (стр.198)

  • роговица (стр.198)

  • сосудистая оболочка (стр.198)

  • радужка (стр.198)

  • зрачок (стр.198)

  • хрусталик (стр.198)

  • стекловидное тело (стр.198)

  • сетчатка (стр.199)

  • палочки (стр.199)

  • колбочки (стр.199)

  • дальнозоркость (стр.201)

  • близорукость (стр.201)

  • барабанная перепонка (стр.203)

  • слуховые косточки (стр.204)

  • слуховая труба (стр.204)

  • слуховые рецепторы (стр.204)

на повышенном уровне

  • анализатор (стр.196)

  • желтое пятно (стр.200)

  • вестибулярный аппарат (стр.206)

  • децибел (стр.205)

  • тактильные рецепторы (стр.208)

  • токсикомания (стр.209)

  • обонятельные рецепторы (стр.209)

  • вкусовые рецепторы (стр.209)

Тема 10. "Поведение и психика" - 5 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

В соответствии со Стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика ВНД

  • характеристика условных и безусловных рефлексов

  • понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга

  • значение сна

  • гигиена умственного и физического труда

  • режим дня школьника

  • вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему

на повышенном уровне:

  • роль И. Сеченова и И. Павлова в созда-нии учения о ВНД

  • образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение

  • социальная обусловленность поведения человека

  • изменение работоспособности в трудо-вом процессе

  • профилактика нервно-психических раст-ройств

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять упражнения по тренировке внимания и памяти

  • составлять режим дня школьника

на повышенном уровне:

  • сравнивать условные и безусловные реф-лексы

  • вырабатывать условные рефлексы у до-машних животных

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • поведение (стр.215)

  • мышление (стр.216)

  • сон (стр.222)

  • сновидения (стр.222)

  • память (стр.225)

  • воображение (стр.225)

  • мышление (стр.226)

  • воля (стр.227)

  • эмоции (стр.228)

  • внимание (стр.230)

  • работоспособность (стр.232)

на повышенном уровне

  • импринтинг (стр.214)

  • динамический стереотип (стр.215)

  • рассудочная деятельность (стр.217)

  • торможение (стр.219)

  • явление доминанты (стр.220)

  • быстрый сон (стр.222)

  • медленный сон (стр.222)

  • ощущения (стр.224)

  • восприятия (стр.224)

  • динамический стереотип (стр.233)

Тема 11. "Индивидуальное развитие человека" - 5 часов

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • система органов размножения

  • оплодотворение и внутриутробное разви-тие

  • рождение ребенка

  • рост и развитие ребенка

  • характеристику подросткового периода

  • вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство

на повышенном уровне:

  • основные этапы внутриутробного разви-тия

  • периоды развития ребенка после рожде-ния и их характеристика (физиологичес-кие и психические изменения)

  • условия правильного развития биосоци-ального существа

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • выделять факторы, влияющие на здо-ровье потомства

на повышенном уровне:

  • составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • яичники (стр.238)

  • яйцеклетка (стр.238)

  • семенники (стр.239)

  • сперматозоиды (стр.239)

  • половое размножение (стр.240)

  • оплодотворение (стр.244)

  • матка (стр.244)

  • плацента (стр.244)

  • пуповина (стр.244)

  • рост (стр.246)

  • развитие (стр.246)

на повышенном уровне

  • эмбриональный период

  • плодный период

  • постэмбриональный период

  • акселерация

  • физиологическая зрелость

  • психологическая зрелость

  • социальная зрелость


Учебно-методический комплект



Название документа


Автор


Издательство


Год выпуска


Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования


Э.Д. Днепров

А.Г. Аркадьев




Дрофа





2007




Сборника программ по биологии

Примерные программы по биологии

Авторские программы по биологии

авт. кол. под рук.

И.Н. Пономаревой

Э.Д. Днепров

А.Г. Аркадьев


Д. Днепров

А.Г. Аркадьев

Вентана-Граф


Дрофа


Дрофа


2009


2009


2011

Учебник. Биология. Человек.


Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.



Вентана-Граф

2011

Методическое пособие.

Поурочные разработки по биологии. Человек.

Биология человека.

Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека

Анатомия и физиология человека

«Биология человека» в таблицах и схемах

Биология в вопросах и ответах

Электронное пособие Человек.

ЕГЭ по биологии , 2010 ,2012,2013г.г.


Пепеляева О.А., Сунцова И.В.


Сонин Н.И.

Сапин М.Р


Зверев И.Д


для 9 класса школ с угл. изуч. биологии

Жеребцова Е.Л. Демьяненков Е.Н.



Вако


Вентана-Граф

Дрофа


Просвещение


Просвещение


Тригон

Просвещение

2012

2010

2011


2013


2013


2009














Календарно - тематическое планирование

Наименование предмета: биология

Класс: 8


Образовательная область: естествознание

Учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.

  1. класс

68 часов (2 часа в неделю)

№п/п

Дата

Название темы

Кол-во

часов

Содержание

Интерактивные методы обучения

Контроль

Д/З

1

планир

фактич

ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР.


1

Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека.

1

Анатомия, физиология, гигиена, методы изучения

§ 1

2

Структура тела. Место человека в живой природе.

1

Части тела, внутренние органы, мышцы, скелет

§ 2

3

Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность.

1

Клетка, ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы

§ 3-4

4

Ткани.

1

Ткани, мышечная, нервная, нейрон, синапс, нейроглия, мышечное волокно

Л.р. № 1. Просмотр под микроскопом различных тканей человека.

§ 5

5

Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

1

Органы, система органов, рецепторы, гормоны, нервная регуляция, гуморальная регуляция, уровни организации живого

письменный: провер. раб. № 1 «Строение клет-ки и ткани орга-низма человека»

2

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

§ 6

6

Скелет. Строение и состав костей.

1

Мышцы, скелет, хрящи,

Л.р. № 2. Определение нарушения осанки и плоскостопия.

§ 7

7

Соединение костей.

1

губчатое вещесво, костные клетки, надкостница

§ 8

8

Скелет головы и туловища.

1

Череп, отделы черепа: мозговой и лицевой, позвоночник, позвоночный канал

9

Скелет конечностей.

1

Плечевой пояс, кости руки, кисть, кости ноги

§9

10

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Травмы, переломы, вывих, растяжение связок, повязка, косынка, шина, пузырь

письменный: провер. раб. № 2 «Скелет человека

§10

11

Мышцы. Типы мышц, их строение и значение.

1

Мышцы, сухожилия, сократимость

§11

12

Работа мышц.

1

Сила мышцы, амплитуда движения, утомление

§12

13

Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

1

Осанка, свод стопы, плоскостопие

§13

14

Контрольная работа за 1 четверть «Опорно-двигательная система»

1

письменный: контрольная работа

3

КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ.


15

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав.

1

Кровь, тканевая жидкость, лимфа, гомеостаз, антиген

§ 14

16

Иммунитет.

1

Иммунитет, вирусы, вакцина, селезёнка, костный мозг, лечебная сыворотка

письменный: по результатам лаборат. работ

§ 15

17

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

Группы крови, резус - фактор, антитела

§ 16

18

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

1

Сердце, предсердие, желудочки, кровеносные сосуды, аорта, артерии, капилляры

§17

19

Движение лимфы.

1

Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы, грудной поток

Пр.р.№1. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.

§ 18

20

Движение крови по сосудам.

1

Артериальное давление, гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт, пульс, частота пульса

Пр.р.№2. Опыты, выясняющие природу пульса.

Пр.р.№3. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

§19

21

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

1

Автоматизм, абстиненция, адреналин, ацетилхолин

письменный: провер. раб. № 3 «Кровь. Иммуни-тет»

§20

22

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

1

Дозированная нагрузка, тренировочный эффект, функциональная проба

Пр.р. № 4. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба.

§ 21

23

Первая помощь при кровотечениях. Обобщение по теме «Кровь. Кровообращение»

1

Кровотечение, жгут, закрутка, давящая повязка

§ 22

4

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

7 ч


24

Значение дыхания. Органы дыхания.

1

Дыхательная система, лёгочное дыхание, тканевое дыхание, дыхательные пути

§ 23

25

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная жидкость, венозная кровь, диффузия, гемоглобин, артериальная кровь, альвеолярный воздух

Л.р. № 5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Л.р. № 6 (д/з). Изготовление самодельной модели Дондерса.

§24

26

Дыхательные движения.

1

Грудная полость, межрёберные мышцы, диафрагма, эмфизема легких

§ 25

27

Регуляция дыхания.

1

Дыхательный центр, рефлекторная регуляция, гуморальная регуляция

П.р. № 5. Измерение обхвата грудной клетки

письменный: провер. раб. № 4 «Органы дыхания»

§ 26

28

Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания.

1

Грипп, туберкулёз лёгких, рак легких, флюорография, закаливание, гигиена дыхания, ЖЕЛ, влажная уборка

П.р. № 6. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

§27

29

Первая помощь при поражении органов дыхания. Обобщение по теме «Дыхательная система»

1

Утопление, удушье, отёк гортани, обморок, реанимация

§ 28

30

Контрольная работа за 2 четверть

1

Контрольная работа

5

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.


31

Значение пищи и ее состав.

1

Белки, жиры, углеводы, витамины, вода

§ 29

32

Органы пищеварения.

1

Глотка, гортань, желчь, нёбо, пищевод

§ 30

33

Строение и значение зубов.

1

Зуб, резцы, клыки, кариес, коренные зубы, молочные зубы.

письмен: провер. раб. № 5 «Органы пищева-рения»

§ 31

34

Пищеварение в ротовой полости и в желудке.

1

Слюна, крахмал, глюкоза, желудок, желудочный сок, брюшина

Л.р. № 7. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал.

П.р. № 7 (д/з). Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка.

П.р. № 8 (д/з). Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.

§ 32

35

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Аппендицит, кишечный сок, брыжейка, ворсинка, гликоген, мочевина

письменный: по результатам лабор. работ

§ 33

36

Регуляция пищеварения.

1

Режим питания

§ 34

37

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение по теме «Пищеварительная система»

1

Дизентерия, брюшной тиф, холера, глистные заболевания

§ 35

6

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВИТАМИНЫ.


38

Обменные процессы в организме.

1

Стадии обмена веществ

§ 36

39

Нормы питания.

1

Основной обмен, энергоциты, суточный рацион

§ 37

40

Витамины.

1

Гиповитаминозы, гипервитаминозы

§ 38

7

МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.


41

Строение и функции почек.

1

Почка, нефрон, мочеточник, мочевой пузырь

§ 39

42

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

Гигиена питья

§ 40

8

КОЖА


43

Значение кожи и ее строение.

1

Эпидермис, дерма, гипотдерма, загар, ногти, волосы, пигмент

§41

44

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

1

Термический ожег, химический ожег, обморожение, чесотка

П.р. № 9. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

§42

45

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа»

1

Теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар, обтирания, обливания, душ, воздушные и солнечные ванны

письменный: провер раб. № 6 «Кожа»

§43

9

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА.


46

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

1

Железы внешней секреции, эндокринная система, гормоны, гипофиз

§44

47

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

1

Гормон роста, инсулин, сахарный диабет, гормоны

тестирование

§45

10

НЕРВНАЯ СИСТЕМА


48

Значение, строение и функционирование нервной системы.

1

Рефлекс, рефлекторная дуга, отделы нервной системы

§46

49

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы.

1

Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы

П.р. №10.Выяснение действия прямых и обратных связей.

П.р. № 11 (д/з). Выяснение вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.

§47

50

Нейрогуморальная регуляция.

1

Гипоталамус, нейрогормоны

Проверочные работы №7-8

§48

51

Спинной мозг.

1

Позвоночный канал, центральный канал, серые столбы

§49

52

Головной мозг: строение и функции.

1

Серое и белое вещество, мост, мозжечок, кора, ядра

§50

53

Контрольная работа за 3 четверть

1

Контрольная работа

11

ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ.


54

Как действуют органы чувств и анализаторы.

1

Анализатор, иллюзии

§51

55

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

Брови, веки, ресницы, глазницы, зрачок, радужка, хрусталик, сетчатка, роговица

П.р. № 12. Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна.

§52

56

Заболевание и повреждения глаз.

1

Дальнозоркость, близорукость

§53

57

Орган слуха.

1

Наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, слуховая зона, ушная раковина, слуховой проход, слуховые косточки

§54

58

Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение по теме «Анализаторы»

1

Осязание, обоняние, рецепторы, вкусовые клетки, токсикомания, послевкусие

П.р. № 13. Определение выносливости вестибулярного аппарата.

П.р. №14. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек

§55

12

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА.


59

Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

Безусловные рефлексы, инстинкты

§56-57

60

Закономерности работы головного мозга.

1

Условный рефлекс, условное торможение

§58

61

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

Сон, сновидение, режим сна

§59

62

Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы.

1

Физиология ВНД, познавательные процессы

§60

63

Воля и эмоции. Внимание. Динамика работоспособности. Режим дня.

1

Воля, эмоции, внушаемость, внимание

Проверочная работа №10

§61-62

13

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА.


64

Половая система человека.

1

Яйцеклетка, сперматозоид, зигота, матка, предстательная железа, фолликул, поллюция

§63

65

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

Сифилиз, гонорея, СПИД, ВИЧ

§64

66

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

1

Рост, развитие, плод, зародыш, плацента

§65

67

О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности.

1

Гастрит, язва желудка, цирроз печени, гангрена

§66-67

68

Контрольная работа за год

1

Контрольная работа


Итого

68ч








Рекомендуемая литература для учителя


  1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)

  2. Анастасова Л.П. и др.«Человек и окружающая среда» (М., «Просвещение», 1991 г.)

  3. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)

  4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)

  5. Демьяненков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)

  6. Лернер Г.И. «Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)

  7. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии 5-11 классах.- Волгоград: Учитель,2004. -80с.

  8. Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. - Волгоград: Учитель,2005. - 154 с.

  9. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие- М.: Дрофа,2002.-240с.

  10. Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. М. : Дрофа,1996.-176с.

  11. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. пособие.- 4-е изд., стериотип.- М. : Дрофа,2001.-160 с.

Рекомендуемая литература для учащихся


  1. Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2003 г.)

  2. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)

  3. Колесников Д.В., Маш Р.Д. «Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г.)

  4. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982


© 2010-2022