• Преподавателю
  • Биология
  • Урок по ботанике Разнообразие растений. Растение – живой организм. по программе Пономаревой И. Н

Урок по ботанике Разнообразие растений. Растение – живой организм. по программе Пономаревой И. Н

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Водоросли, мхи, папоротники, деревья, кусты, цветы – всё это входит в понятие «растения». Одни из них обитают  в глубинах океана, другие растут около дома, в лесу, на лужайке и т.д. Одни растения дают нам пищу, из других мы делаем одежду, третьи используются в медицинских целях и т.п. Одни радуют нас яркими красивыми цветами, а другие не цветут никогда. Некоторые из них огромны (эвкалипт высотой более 100метров), другие настолько малы, что их м...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 2. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

/2-я неделя сентября/.

Разнообразие растений. Растение - живой организм.

Урок по ботанике Разнообразие растений. Растение – живой организм. по программе Пономаревой И.Н.Урок по ботанике Разнообразие растений. Растение – живой организм. по программе Пономаревой И.Н.

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с цветковыми растениями»

Урок по ботанике Разнообразие растений. Растение – живой организм. по программе Пономаревой И.Н.

Цель урока:

*Продолжить формирование знаний о разнообразии растений.

*Дать представление о высших растениях и их отличиях от низших.

*Сформировать представления о вегетативных и генеративных органах.

*Углубление знаний учащихся об организме.

*Растение как система взаимодействующих органов.

*Формирование знаний об основных процессах жизнедеятельности растения.

*Показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами среды

Урок по ботанике Разнообразие растений. Растение – живой организм. по программе Пономаревой И.Н.План урока:

1. Признаки растений.

2. Высшие и низшие растения.

3. Основные органы растения и их функции.

4. Семенные и споровые растения.

5. Растение - живой организм - биосистема.

6. Условия жизни растений - факторы среды.

7. Четыре среды обитания растений.

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Водоросли, мхи, папоротники, деревья, кусты, цветы - всё это входит в понятие «растения».

Одни из них обитают в глубинах океана, другие растут около дома, в лесу, на лужайке и т.д.

Одни растения дают нам пищу, из других мы делаем одежду, третьи используются в медицинских целях и т.п.

Одни радуют нас яркими красивыми цветами, а другие не цветут никогда. Некоторые из них огромны (эвкалипт высотой более 100метров), другие настолько малы, что их можно разглядеть только в микроскоп (хламидомонада).

У некоторых мощная корневая система, приспособленная для добывания воды с большой глубины (верблюжья колючка), а некоторые не имеют корней вообще.

Одни из них живут много сотен лет (дуб, секвоя), а жизнь других длится меньше года.

Разобраться в этом огромном разнообразии нам помогает наука систематика.

Систематика - наука о классификации (распределения организмов на группы по сходным признакам).

Самая крупная единица систематики - царство. Царство растений делят на два подцарства: высшие растения и низшие растения.

Царство Растения

Подцарство низшие растения Подцарство высшие растения

Тело не расчленено на отдельные органы Тело состоит из органов (корень и побег)

(нет корней, стебля, листьев). Водоросли. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные,

цветковые.

Органы - это части организма растения, выполняющие в нём определённые функции и имеющие особое строение.

У растений обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения.

Органы растений

Вегетативные органы Генеративные органы

Корень и побег (стебель, листья, почки) Цветок, плод, семя

Функции: питание, дыхание, обмен веществ Функции: половое размножение,

С окружающей средой, рост, бесполое (вегетативное расселение растений.

размножение).

Побеги, содержащие только вегетативные органы, называются вегетативными, а побеги, имеющие генеративные органы, называются генеративными.

Спора - это специализированная клетка, которая служит для размножения и расселения.

Растения, размножающиеся спорами, называются споровыми.

Семя - это многоклеточное образование, которое содержит зародыш, дающий начало будущему проростку и запас питательных веществ

Растения, размножающиеся семенами, называются семенными

Растения

Споровые Семенные

Водоросли Голосеменные

Мхи Покрытосеменные

Папоротники (или Цветковые)

Хвощи

Плауны

Все произрастающие на Земле растения - живые организмы.

В живом организме все жизненные процессы (питание, дыхание, обмен веществ, выделение, размножение, рост, развитие, взаимодействие с окружающей средой, реагирование на изменения среды) взаимосвязаны.

Это обеспечивается согласованным действием:

клеток→тканей→органов→систем органов.

Взаимосвязанная работа систем органов обеспечивает жизнь растения как единого организма, как особой живой системы - БИОСИСТЕМЫ.

Прочитайте § 3 на стр. 18-19 и выполните задание №4.

Задание № 4. Растение - живой организм.

Установите соответствие.

А - Организм; Б - Жизнедеятельность; В - Питание; Г - Дыхание; Д - Рост;

Е - Развитие; Ж - Обмен веществ; З - Выделение; И - Размножение. К - Органы.

1. Увеличение растения в размерах.

2. Процессы, протекающие в организме и обеспечивающие ему возможность существования.

3. Части организма растения, выполняющие в нём определённые функции и имеющие особое строение.

4. В течение всей своей жизни растение приобретает новые свойства.

5. Газообмен, в процессе которого растение потребляет из окружающей среды кислород, и выделяет в окружающую среду углекислый газ.

6. Процесс поступления веществ в организм, их превращения и выделения продуктов жизнедеятельности.

7. Благодаря этому свойству жизнь продолжается из поколения в поколение.

8. Получение организмом питательных веществ и энергии.

9. Живая система, способная к самостоятельному существованию.

10.Процесс удаления ненужных, а часто и ядовитых веществ из организма.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Д

Б

К

Е

Г

Ж

И

В

А

З

Растения в течение своей жизни постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Они способны жить только там, где находят благоприятные условия для жизни: питания, размножения, роста и развития. Если нужных растениям условий нет, то они в этой среде жить не могут.

Условия окружающей среды, от которых зависит жизнь организма, называют факторами среды.

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

(экологические факторы)

Абиотические Биотические Антропогенные

*вода *животные *человек

*свет * растения

*температура *грибы

*минер. вещества *бактерии

СРЕДЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Водная Наземно-воздушная Почвенная Организменная

Мало света, кислорода. Много света, воздуха. Мало кислорода. В организме хозяина много

На дне водоёма совсем Большие колебания t и влаги Почвы разных природных питательных веществ.

темно, давление. В зависимости от сезона, зон имеют свои особенности:

t +4; +25 ◦С, мин. вещ. Времени суток, географического влажные, сухие, подзолистые,

положения, ветер. Переувлажнённые тундровые

почвы, вечная мерзлота.

Задание на дом: §§ 2-3, стр. 13- 20, тетрадь - задание № 5-6.


© 2010-2022