Урок Генетика и здоровье человека. Биология 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.










Урок по теме « Генетика и здоровье человека».

10 класс.


УМК:

Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 класс.- 5- е издание, стереотип.-М.: Дрофа2010г. -138с.

Учебник: Сивоглазов В. И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011г.




















Подготовила:

Гоголева Светлана Ивановна

учитель биологии В(С)ОШ.


2013 год.


Цели и задачи урока:

Цели: формирование у учащихся знаний о значении генетики для медицины и здоровья человека.

Задачи:

- образовательные: показать значение генетики для медицины, ввести понятие «наследственные заболевания», показать причины возникновения наследственных заболеваний и методы их профилактики.

-развивающие: формировать навыки логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; развитие памяти, внимания; - продолжить формирование умения анализировать полученную информацию, аргументировать ответы .

- воспитательные: воспитывать интерес к изучению генетики, пропагандировать здоровый образ жизни, формировать бережное отношение к своему здоровью.



Методы обучения:

Словесные: рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные: метод иллюстраций

Формы организации познавательной деятельности:

1. фронтальная;

2. групповая;

3. индивидуальная;

4. демонстрация презентации;

6. тестирование.

Средства обучения:

Печатные пособия - учебники, таблицы, тесты, рабочие тетради, раздаточный материал.

Электронные образовательные ресурсы - сетевые образовательные ресурсы · Аудиовизуальные - слайды, презентация, ПК, мультимедийный проектор, экран.




Этап учебного занятия, время.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Исполь-

зуемые электронные образователь-ные ресурсы.

Организацион-

ный момент.

3 мин.

1.Проконтролировать готовность учащихся к уроку, настрой учащихся на рабочий лад

2. Определение целей и задач урока, формулировка цели урока совместно с учащимися

3. Вступительное слово учителя о генетике человека как области генетики, связанной с медициной.

Проблема здоровья людей и генетика тесно взаимосвязаны. Медицинская генетика занимается изучением закономерностей передачи наследственных болезней из поколения в поколение, роль наследственности в самых разных патологиях человека, то есть, наследственную патологию (дефекты, болезни, уродства и пр.), а также разработкой методов диагностики, профилактики и лечения патологий, в том числе, заболеваний с наследственной предрасположенностью. Ее задача - своевременно выявить больных детей, выработать рекомендации и назначения по их лечению и, что очень важно, обнаружить носителя этих заболеваний (одного из родителей). Наследственные болезни - это патологические состояния организма, обусловленные изменениями генетичес -кого материала -

мутациями. Ежегодно в нашей стране рождается около 200 тысяч детей с наследственными заболеваниями. Причем количество видов этих заболеваний с каждым годом растет. 1986 г - известно 2000 наследствен- ных патологических состояний,

1992 г. - уже 5000. Причина этого двояка. С одной стороны совершенствование методов молекулярно - генетической диагностики позволяет выявлять наследственную причину заболеваний, ранее не относимых к этой категории. С другой стороны бурное развитие науки и техники приводит к интенсивному накоплению в окружающей среде разнообразных мутагенов, способных наносить вред здоровью не только современного человека, но и будущих поколений.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, настраиваются на урок, принимают участие в формулировке цели урока, записывают тему урока.








Ученики делают запись в тетради.








Актуализация знаний и умений учащихся.

5 мин.

Выполняется в ходе теста, беседы и экспресс - опроса.

Для того, чтобы выполнить все поставленные задачи нам необходимо вспомнить основные понятия генетики. Для этого мы с вами ответим на вопросы теста (подготовка к ЕГЭ). Тест прилагается. А также нам важен материал прошлого урока, а именно материал о мутациях.

Показ слайдов ( мутации).

Что такое мутации?

Чем соматические мутации отличаются от генеративных?

На какие 3 группы делятся мутации по уровню изменения генетического материала?

Дайте понятие полиплоидии.

На какие 3 группы делятся мутагенные факторы?

Что относят к физическим мутагенам?

Что относят к химическим мутагенам?

Что относят к биологическим мутагенам?

Мы вспомнили различные виды мутагенов, а теперь поговорим о их влиянии на организм человека.

Дети выполняют тест, отвечают на вопросы учителя, беседуют с учителем по излагаемой теме

neobychno.com/6657/neobychajnye-mutacii-zhivotnyx

guppy.ucoz.ru/photo/biologicheskie_kartinki/mutacii/8

Изложение нового материала.

20 мин.

Воздействие на живой организм различных мутагенов приводит к возникновению мутаций, которые, как правило, оказывают неблагоприятное воздействие на жизнедеятельность человека.

Соматические мутации- вызывают преждевременное старение, сокращают продолжительность жизни, влияют на жизненно - важные функции организма.

Генеративные мутации- могут приводить к выкидышам, мертворожде -нию, к увеличению частоты наследственных заболеваний.

Причиной наследственных заболеваний могут быть генные, хромосомные и геномные мутации.

Презентация «Наследственные болезни человека» , подготовленная учеником класса (желательно).

В ходе презентации учащиеся знакомятся с наследствен-

ными болезнями, делают в тетради схему

(из презентации), записывают примеры различных наследственных заболеваний,

о которых говорится в презентации.




Гимнастика для глаз.

Презентация .



Закрепление и систематиза-

ция знаний.

13 мин.

Деловая игра.

«Генетика и медицина»

Цель: формирование у учащихся знаний о значении генетики для медицины.

Задачи:

1)Конкретизация полученных знаний о наследственных болезнях человека, причинах их возникновения и методах их профилактики.

2) Формирование толерантного отношения к больным с наследствен -ными заболеваниями.

3) Способствовать развитию критического мышления, навыков групповой работы, умения слушать и слышать собеседника.

4) Продолжить формирование навыков работы с текстом, анализа, сравнения, обобщения. Ход деловой игры Организационный момент.

Ребята, мы сегодня в ходе презентации познакомились с некоторыми наследственными заболеваниями, а теперь давайте поговорим о том, как люди относятся к таким больным…

В Спарте детей, которые признаны неполноценными по тем или иным критериям, - живьём сбрасывали в пропасть. Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

Как современное общество относится к людям, имеющим наследственные заболевания? (ответы учащихся).

Сейчас мы с вами проведем деловую игру и вернемся к этим вопросам. Каждая группа будет представлять собой специалистов в той или иной области.

Работа в группах.

Создание групп учащихся (каждая группа получает задание).

Генетики - знакомятся с наследственными заболеваниями человека.

Историки - знакомятся с наукой евгеникой.

Корреспонденты - изучают отношение общества к людям с наследственными заболеваниями.

Медики - изучают меры профилактики наследственных болезней.

Печатные материалы для каждой группы прилагаются.

Дети отвечают на вопрос учителя, слушают правила деловой игры.

Ребята работают в группе

( знакомятся с текстом, отвечают на вопросы, обсуждают, отстаивают свою точку зрения, делают выводы), выбирают лидера - выступающего.

ru.wikipedia.org/wiki/Евгеника

golovachev.ru/forum/showthread.php?t=684 Евгеника - будущее или конец Циви лизации?

bulgaria88.narod.ru/evgenika.htm Биология в вопросах и ответах

teatrprosto.ru/Театр Простодуш -ных

teatrprosto.ru/?page_id=49&album=1&gallery=4

Подведение итогов урока.

2 мин.

Подведение итогов, контрольные вопросы. Практически каждое пятилетие в мире издается каталог наследственных заболеваний человека. И каждый раз список их увеличивается. С чем это связано?

В Японии по существующему законодательству отец, выдавая дочь замуж, должен выделить молодой семье участок земли. Чтобы земля не досталась чужим людям, часто женихов и невест подбирают среди родственников. В таких семьях наблюдается резкое повышение частоты наследственных заболеваний. Объясните, с чем это связано?

Изучение наследствен-

ности человека затруднено. Почему?

Можно ли предупредить наследственные болезни?

И я сегодня раздаю вам памятки о том, как уменьшить воздействие мутагенов на организм человека. Памятки прилагаются.

Какой вывод по уроку мы можем с вами сделать?

( ответы учеников с корректировкой учителя, если необходимо).

Учитель отмечает учащихся, которые были активны на уроке, выставляет отметки за презентацию, работу на уроке.

Ребята слушают учителя, отвечают на вопросы, делают выводы по уроку.

Постановка домашнего задания.

2 мин.

Формулировка, комментирование домашнего задания.

Параграф 17, подготовить сообщение о любой наследственной болезни (желательно о той, о которой мы сегодня не упоминали).

Учащиеся фиксируют.



.





Выступление представителя от группы.

Рекомендации для учащихся:


  1. Выступление стройте четко, обоснованно.

  2. Умейте слушать и критически оценивать ответы товарищей.

  3. Грамотно и четко формулируйте выводы.

Группа «Генетики»

  1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

  2. Каковы причины наследственных заболеваний?

  3. Назовите генные болезни и их причины? Какие болезни относят к хромосомным, приведите примеры.

  4. Подготовьте выступление представителя от группы.

Причиной наследственных заболеваний человека могут быть генные, хромосомные и геномные мутации.

Генные болезни возникают в результате мутации в одном гене, что приводит к изменению структуры или количества бел­ка. Как правило, эти заболевания ведут к нарушению обмена веществ. В зависимости от расположения мутантного гена выделяют болезни аутосомного и сцепленного с полом наследования.

К аутосомным болезням относится фенилкетонурия - рецессивное заболевание, которое воз­никает в результате мутации гена, расположенного в 12-й хромосоме, и приводит к накоплению в организме человека избытка аминокисло­ты - фенилаланина. При отсутствии строгой диеты, исключающей про­дукты, содержащие фенилаланин, у ребенка может развиться умствен­ная отсталость. Мутация, приводящая к изменению структуры молекулы гемоглоби­на, вызывает серповидноклеточную анемию. В крови таких боль­ных обнаруживаются эритроциты серповидной формы, не способные нормально переносить кислород. Примером заболеваний, которые наследуются сцеплено с полом, мо­жет служить одна из форм гемофилии - нарушение свертываемости крови К рецессивным болезням относится альбинизм - врож­денное отсутствие пигментации кожи, волос и радужки глаз.

К хромосомным относят болезни, обус­ловленные геномными мутациями или структурными изменениями отдельных хромосом. В настоящее время у человека известно более 700 подобных заболеваний.

Самой распространенной патологией такого ро­да является болезнь Дауна - трисомия по 21-й хромосоме. Больные, страдающие этой болезнью, имеют широкую переносицу, характерный раскосый разрез глаз, всегда открытый рот с большим языком, умственную отсталость, пороки внутренних органов.

Лишняя 13-я хромосома приво­дит к развитию синдрома Патау, который характеризуется столь тяжелыми отклонениями в развитии, что 95% больных детей умирает в первый год жизни. Дополнительная Х-хромосома у мужчин (XXY) вызывает развитие синдрома Клайнфелътера, который выражается в бесплодии, женском типе скелета (широкий таз, узкие плечи), умст­венной отсталости. Отсутствие одной Х-хромосомы у женщин (ХО) приводит к развитию синдрома Шерешевского-Тернера. Женщи­ны, имеющие такой хромосомный набор, бесплодны, имеют широкую грудную клетку, короткую шею и рост, в среднем, не более 150 см.

Самой известной хромосомной мутацией является утрата фрагмента 5-й хромосомы, которая приводит к развитию синдрома «кошачьего крика». Признаком его служит необычный плач, напоминающий мяуканье кошки, что связано с нарушением строения гортани и голосовых связок. Кроме того, у таких детей наблюдается умственное и физическое недоразвитие .

Ежегодно в мире рождается около 1,5 миллион детей с наследственными болезнями.

































Выступление представителя от группы.

Рекомендации для учащихся:

1. Выступление стройте четко, обоснованно.

2. Умейте слушать и критически оценивать ответы товарищей.

3. Грамотно и четко формулируйте выводы.

Группа «Историки»

  1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

  2. Что изучает наука евгеника?

  3. Как использовали эту науку нацисты? Каково состояние евгеники на современном этапе?

  4. Подготовьте выступление представителя от группы.

Термин "евгеника" впервые предложен английским биологом Ф. Гальтоном в книге "Наследственность таланта, его законы и последствия" (1869). В настоящее время евгеника представляет собой науку о наследственном здоровье человека и о возможных методах активного влияния на его эволюцию, целью евгеники является совершенствование природы человека. Многие генетики разделяли положения этого учения, видели в ней гуманные цели. Однако нацисты превратили евгенику в опасное оружие против человечества. Фактически евгеника была заменена расовой гигиеной, был узаконен геноцид .

В нацистской Германии принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, уроды, душевно больные, гомосексуалисты, коммунисты и т.д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.

Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы "предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы", а впоследствии - и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

Программа эвтаназии Т-4 - («Акция Тиргартенштрассе 4») - официальное наименование евгенической программы немецких нацистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожению в основном душевнобольных (или умственно отсталых), а также нетрудоспособных лиц (инвалидов и болеющих больше 5 лет людей). Уничтожались также и дети. Массовые убийства осуществлялись на территории Германии, позднее на территории Польши, СССР и других оккупированных стран посредством введения отравляющих веществ, ядов, отравления газом, расстрелов.

Уничтожение гомосексуалистов.

Лебенсборн - Зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.

«Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение)

«Холокост» (Holocaust) - от древнегреческого Holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению 6 000 000 евреев в 1933 - 1945 гг. Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались.

Были созданы Айнзацгруппы - специальные подразделения эсэсовских войск для поиска и убийства скрывающихся партизан, евреев, коммунистов и цыган.

План «Ост» - Захват восточных территорий и «сокращение» местного населения, как относящегося к низшей расе.

Таким образом, евгеника была использована, чтобы оправдать одни из наиболее страшных преступлений в истории человечества.

Положительным является то, что евгеника послужила одним из стимулов зарождения и развития генетики человека и ее важной части - медицинской генетики.

В начале 90-х годов XX века были начаты работы по реализации гранди­озного мирового проекта «Геном человека». По масштабам финансиро­вания этот проект сравним с космическими проектами. Весной 2000 г. в канадском городе Ванкувере подвели итоги перво­го этапа. Было официально объявлено, что нуклеотидная последова­тельность всех хромосом человека расшифрована. Трудно переоценить значение этой работы, так как знание структуры генов человеческого организма позволяет понять механизмы их функционирования и, сле­довательно, определить влияние наследственности на формирование признаков и свойств организма, на здоровье и продолжительность жизни.

















Выступление представителя от группы.

Рекомендации для учащихся:

1. Выступление стройте четко, обоснованно.

2. Умейте слушать и критически оценивать ответы товарищей.

3. Грамотно и четко формулируйте выводы.

Группа «Корреспонденты»

  1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

  2. Как относится общество к людям с наследственными заболеваниями?

  3. Изменилось ли ваше отношение к детям, имеющим наследственные заболевания?

  4. Подготовьте выступление представителя от группы.

Из 600−800 новорожденных один ребенок появляется на свет с синдромом Дауна. В Москве каждый год рождается около сотни детей с синдромом Дауна и в пять-семь раз больше с нарушениями аутического спектра.

В России 85% детей синдромом Дауна остаются в детских домах, где многие из них погибают, не дожив до 5−летнего возраста. Те из малышей, кому посчастливится жить в семье, обучаются в специальных коррекционных учреждениях. Не все родители готовы отдать ребенка в обыкновенную школу.

«Моя дочь Оля испытала все «прелести» вливания в коллектив - не дай бог ни одному из вас почувствовать, что это такое», - говорит Нинель Гусарова. «Даже преподаватели позволяют, ругая ребенка, сказать, что он больной», - продолжает мать Оли. Необычные дети сильнее остальных подвержены агрессии со стороны сверстников. И многие родители уверены, что их детям намного комфортнее и безопаснее будет среди равных - в специальных коррекционных школах. «Они здесь как дома, в своей среде и под постоянным присмотром медиков и педагогов», - говорит педагог-волонтер Нинель Гусарова .

Родители детей с интеллектуальными нарушениями говорят, что после школы детям нечего делать. Они не знают, чем занять ребенка, чтобы он продолжал развиваться - не терял приобретенные навыки и не жил в изоляции. В советское время люди с умственными нарушениями за небольшую зарплату работали в мастерских, пели в хоре. Сейчас единой системы нет, поэтому мама 40−летнего мальчика должна ходить с ним на факультатив пения или в кружок лепки из пластилина.

Дети с синдромом Дауна часто достигают определенных успехов на творческой стезе. Они танцуют, занимаются пластическими видами спорта, рисуют или по-настоящему увлекаются литературой. Один из живых примеров - Театр простодушных, где Игорь Неупокоев уже более десяти лет ставит спектакли с наивными актерами. «Первый спектакль мы репетировали три года. Вы можете себе представить, они ведь просто не могли одновременно топать и хлопать и не понимали, чего я от них добиваюсь!

05.10.2009г. Рисунки детей, страдающих синдромом Дауна выставили в Луганской областной библиотеке имени Горького. «Ранее дети с синдромом Дауна считались необучаемыми вообще. Сейчас разработаны методики обучения этих детей. И методики эти основаны, прежде всего, на развитии творческих способностей. Эта выставка - тому подтверждение».

Производственно-интеграционные мастерские им. В.П.Шмитца - уникальный проект, реализованный при активном участии общественной организации «Инициатива Псков» (Германия). Мастерские призваны оказать комплексную помощь людям с ограниченными умственными и физическими возможностями. В Корытовских производственно-интеграционных мастерских для инвалидов в настоящее время проходят профессиональную и социальную реабилитацию более 100 молодых людей с ограниченными возможностями.

В Пскове работает Центр лечебной педагогики, который посещают 40 детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.




























Выступление представителя от группы.

Рекомендации для учащихся:

1. Выступление стройте четко, обоснованно.

2. Умейте слушать и критически оценивать ответы товарищей.

3. Грамотно и четко формулируйте выводы.

Группа «Медики»

  1. Прочитайте и обсудите в группе предложенный текст.

  2. Какова главная задача медико-генетического консультирования?

  3. Что относится к методам дородовой диагностики?

  4. Подготовьте выступление представителя от группы.

В настоящее время профилактика, диагностика и лечение наследственных заболеваний приобретает очень большое значение. Медико-генетическое консультирование - особый вид медицинской помощи, направленный на предупреждение наследственных болезней в отдельных конкретных семьях. Медико-генетическая консультация есть в городе Пскове.

В медико-генетическом консультировании можно выделить три основных этапа.

I этап. Уточнение диагноза заболевания, по поводу которого консультируется семья. С этой целью тщательно анализируются исходные сведения о больном. При необходимости проводятся дополнительные обследования не только самого больного, но и его родственников, включая исследования хромосом, специальные биохимические и другие анализы. Результаты всех обследований интерпретируются с помощью детального анализа его родословной.

II этап. Проводится расчет риска рождения больного ребенка в семье или вероятности заболевания в более позднем возрасте для уже родившихся. Расчет риска не всегда бывает простым, и от врача-генетика требуется хорошее знание математической статистики, теории вероятностей. Сейчас очень часто используются специальные компьютерные программы.

III этап. Дается объяснение прогноза. Врач-консультант помогает семье в принятии решения о планировании будущего ребенка. Он дает информацию о природе заболевания и величине повторного риска для родственников больного, рекомендует возможные дополнительные меры профилактики, например, устранение профессиональных или бытовых вредностей, диспансерное наблюдение при повышенной наследственной предрасположенности к болезням, проявляющимся в более позднем возрасте и т. п.

Эффективность консультирования значительно возрастает благода­ря использованию современных методов дородовой ди­агностики. Наиболее массовое распространение получило ультразвуковое визуальное обследование, позволяющее обнаружить скрытые пороки развития головного и спинного мозга, туловища, конечностей. Современные чувствительные ультразвуковые аппараты способны выявлять и пороки развития внутренних органов плода. Взятие крови из пупо­вины и анализ околоплодной жидкости, в которой всегда есть клетки эмбриона и продукты его метаболизма, позволяют на ранних этапах беременности обнаружить наследственные заболевания.

Врач-консультант может посоветовать и воздержаться от дальнейшего деторождения (к счастью, необходимость в таких рекомендациях возникает очень редко). Подобные рекомендации врача не носят директивного характера, и право окончательного решения всегда предоставляется самим консультирующимся. Медико-генетические консультации есть во многих городах, в том числе и в городе Пскове.















© 2010-2022