Урок и презентация по биологии и 8 классе по теме: Особенности строения клеток крови

Урок разработан по ФГОС, технологии развивающего обучения.Метод коллективное обучение.Цель урока получить знания о строении и функциях форменных элементов крови, научиться применять полученные знания на практике.Урок построен в виде игры- путешествия в "Гематологическую лабораторию" .Используется цифровая лаборатория и мобильный класс.Ученики рассматривают клетки крови, сравнивают эритроциты человека и лягушки с помощью цифровых микроскопов подсчитывают содержание и сравнивают эритроциты.Д...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 8 классе по теме: «Особенности строения клеток крови».

Цель: сформировать знания о разнообразии клеток крови, их строении и функциях. Научиться распознавать форменные элементы крови, сравнивать эритроциты крови человека и лягушки.

Оборудование:

-таблицы

-ноутбуки

- цифровые микроскопы для лабораторной работы

Технологии, используемые на уроке:

- развивающие коллективное обучение, лабораторная работа с цифровыми микроскопами.

- здоровьесберегающие

1.Организационный момент.

Урок у нас необычный т.к.присутствуют гости, а вы ребята участники научно -практической конференции «Особенности строения клеток крови»

СЛАЙД№1

СЛ№2

СЛ№3 ДЕВИЗ

Гелисханова П. СЛАЙД№4

Заполнение : рабочего листа «ЗНАЮ»

Скажите, кто недавно из вас делал анализ крови?

С какой целью, что рассказал вам врач по результатам обследования? Видели ли вы бланк анализа крови, какие показатели там обозначены?

Бланк АНАЛИЗ КРОВИ слайд №5

Заполнение: рабочего листа «ХОЧУ УЗНАТЬ»

Эти вопросы помогают поставить цель урока, обозначить проблемы изучаемого материала. Цель формулируют учащиеся

Цель: сформировать знания о разнообразии клеток крови, их строении и функциях. Научиться распознавать клетки крови.

2. Повторение изученного материала.

Ребята распределены по 2 группам, каждая группа получает задание на карточках (представлены ниже). Учащиеся выполняют задание и по очереди отвечают, у каждой группы есть возможность дополнять ответы.

  1. Слайд№ 6 Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма, и в каком количестве?


  2. Сл№ 7 Функции крови


Почему кровь называют - «носительницей жизни?».

  1. Сл №8 и 9 Состав крови

Плазма - %

……………….. - 40%

Неорганические вещества

Органические вещества

Форменные элементы

(клетки крови)

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3. Изучение нового материала.

Физ. минутка.

А как вы думаете, от чего зависит скорость движения крови по сосудам?

(От сокращения сердца.)

(А еще она зависит от сокращения мышц. )

Сейчас не вставая, а сидя на стуле

Если совсем вы еще не уснули,

Вместо зарядки и для настроения

И чтобы улучшить кровообращение,

Руки на пояс поставьте сначала

Влево и вправо качайте плечами

Вы дотянитесь мизинцем до пятки

Если сумели - все в полном порядке

Вы почувствовали, как вам сразу стало теплее, у вас поднялось настроение. Это потому что к каждой клеточке вашего организма поступили питательные вещества и кислород.

Чем больше вы двигаетесь, занимаетесь спортом, тем больше клетки получают кислорода и полезных веществ, тем лучше развивается организм.

Опорные сигналы

выступления группы, остальные участники заполняют таблицу, задают вопросы одноклассникам.

Клетки

крови

Количество

В 1мм3

Продолжи-

тельность

жизни

Особенности

строения

Свойства

Где образуются

Где разрушаются

Функции



Выступление первой группы. Сл №11

Лейкоциты - получили своё название от греч. «леуцос» - белый, бесцветный. Самые крупные клетки крови, размеры их составляют от 8 до 20 мкм, имеют шаровидную форму, ядро, способны самостоятельно активно двигаться, выходить за пределы сосудов. Долгое время учёные не могли определить их функции, пока в 1882 году И.И.Мечников на основе своего опыта с личинкой морской звезды сделал вывод о том, что подобные клетки выполняют функцию защиты организма от внешних агентов. Мечников назвал эти клетки фагоцитами, а явление фагоцитозом.

Выступление второй группы.сл №12

Тромбоциты - (кровяные пластинки, бляшка ) (от греческого- ком, сгусток) - мелкие плоские бесцветные тельца неправильной формы, в большом количестве циркулирующие в крови. Образуются в красном костном мозге. Средняя продолжительность жизни кровяных пластинок составляет 2-10 суток, затем они утилизируются в печени и селезёнке. Функция тромбоцита заключается в предотвращении большой кровопотери при ранении сосудов, а также заживляет и регенерирует поврежденные ткани.

Относительно недавно установлено , что тромбоциты играют важнейшую роль в заживлении и регенерации поврежденных тканей, освобождая из себя в поврежденные ткани факторы роста, которые стимулируют деление и рост поврежденных клеток. В среднем, количество тромбоцитов в крови составляет 150-400 Г/л. Тромбоцитов на один миллион эритроцитов в норме приходится 60-70 тысяч тромбоцитов.

Выступление третьей группы. №13 14 15

Эритроциты - впервые были обнаружены голландцем Антони ван Левенгуком, тельца имели красный цвет, за что он назвал их корпускулами (по латыни - тельца). Итальянский врач Марцелло Мальпиги принял их за жировые шарики. В настоящее время эти клетки называют эритроцитами (от греч. «эритрос» - красный, «цитос» - сосуд, клетка). В 1мм3 крови содержится 4-5 млн. клеток (если положить все эритроциты друг на друга, получится столбик высотой 62 км, общая поверхность всех эритроцитов - 3800 м2 ( это в 1500 раз больше всей поверхности тела человека).

Имеют форму двояковогнутого диска. Вопрос: почему (больше площадь). Заполнены гемоглобином, перенос кислорода очень важная функция - эритроциты в процессе развития лишились ядра, сами не могут размножаться (костный мозг - производит клетки крови постоянно, для нормального кроветворения необходим витамин В12).

Продолжительность жизни - 80-120 дней, затем разрушаются в печени, селезёнке.

ВОПРОСЫ

Как вы думаете есть ли различия в строении эритроцитов у других классов позвоночных животных

Для ответа на вопрос

провести лабораторную работу.

ПРАВИЛА ТБ слайд 16

Слайд №17 18 19 20

Заполнение таблицы сл. №21 и№ 22

И на доске

Вывод: №23

Работа с АНАЛИЗОМ КРОВИ 1з 2 у 3х

Закрепление проверь себя сл №25 и 26

Я читаю высказывание, а вы решаете, к какому форменному элементу это относится, и поднимаете нужную карточку.

Белые клетки крови.

Содержат белок гемоглобин.

Защищают организм от потери крови, при повреждении сосуда.

Кровяные пластинки

Доставляют к клеткам организма кислород и удаляют углекислый газ.

Захватывают и переваривают посторонние частицы, попавшие в организм .

Красные клетки крови

Клетки, напоминающие амеб.


Синквейн.

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

1.эритроциты

2.красные, двояковогнутые

3.переносят, дышат, слипаются

4.эти клетки обеспечивают дыхание

5.жизнь

1.лейкоциты

2.бесцветные, ядерные

3.борятся, поедают, спасают

4.помогают бороться с микробами

5.защита

1.тромбоциты

2.части клеток, без ядра

3.защищают, образуют тромб, заживляют

4.тромб закупоривает повреждённый сосуд

5.спасение

Заполнение рабочего листа « УЗНАЛ»

Домашнее задание: п.17

оценки

сл №27

Прием обратной связи "Ладошки".

Заканчивая урок, я благодарю вас за сотрудничество и попрошу вас открыть мне ваши ладони, если вы удовлетворены уроком, а если нет - отверните их от меня.



© 2010-2022