- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии
Рабочая программа по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юсупова А.Г. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РАССМОТРЕНО:
УТВЕРЖДЕНО:
на заседании ЦМК
Приказом директора
Протокол № 1
ГАПОУ «КанТЭТ»
Минобразования Чувашии
от «28» августа 2015 г.
от « 29 » августа 2015 г. №416
РАБОЧИЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
ОУД.11. Биология.
для специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Квалификация:
Техник
Нормативный срок обучения -3г.10мес
на базе среднего общего/образования
Разработчики:
Юсупова.А.Г преподаватель биологии
Канаш 2015г
Программа учебной дисциплины разработана на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
Организация - разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Канашский транспортно-энергетический техникум» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики
Разработчик: Юсупова А. Г., преподаватель ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7-12
-
условия реализации учебной дисциплины
13-14
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15--16
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Биология
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по программе подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, разработана на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-
научной картине мира;
−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влия-
ния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную
и этическую сферы деятельности человека;
−− способность использовать знания о современной естественно-научной карти-
не мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприя-
тию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору
путей ее достижения в профессиональной сфере;
−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принци-
пами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию
с коллегами, работе в коллективе;
−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий;
−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской
и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного обо-рудования;
−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики от-
равлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (ку-
рения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных: осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; −− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловече-
скую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных
научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и про-
исхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками
информации;
−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способ-
ность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов
состояния окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их опи-
сания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
−− способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной на-
учной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности для решения практических задач;
−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой при-
роде, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биоло-
гической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из-
мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
−− сформированность умений объяснять результаты биологических эксперимен-
тов, решать элементарные биологические задачи;
−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения
1
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельная работа обучающихся 18часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные работы
1
практические занятия
4
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
-выполнение рефератов;
-работа с учебной и справочной литературой;
-создание презентаций;
-составление и решение задач прикладного и практического характера
18
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Содержание учебного материала
1
1
1
Закономерности общей биологии
Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Раздел 1. Учение о клетке
5
Содержание учебного материала
2
2
1
Химическая организация клетки. Клетка - элементарная живая система и
основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая
история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки
и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в
клетке.. Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
2
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
1
2
3
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический
обмен. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации.
Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
1
2
Лабораторная работа
1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.
3
3
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие.
4
2
Содержание учебного материала
1
1
Размножение организмов. Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
2
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов
1
3
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Бесполое размножение.
1
Практические занятия
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Половое размножение и его биологическое значение.
Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Защита мини-проекта по теме: «Эмбриональное развитие».
3
Раздел 3. Основы генетики и селекции.
8
Содержание учебного материала
2
2
1
Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы
наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций
2
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика - теоретическая основа селекции.
Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.
И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции:
гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Значение генетики для селекции и медицины.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
2
3
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в
биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость.
2
4
Контрольная работа
1
Практическое занятие
Решение генетических задач
1
Самостоятельная работа обучающихся
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
Защита мини-проекта по теме «Различные породы домашних животных».
4
3
Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение
8
Содержание учебного материала
2
2
1
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация
2
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.
2
2
3
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс..Популяция. Миграции.
Природные катастрофы. Изоляция.
4
2
Самостоятельные работы обучающихся
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
2
3
Раздел 5. Происхождение человека
3
Содержание учебного материала
1
2
1
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.
2
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма. Единство происхождения человеческих рас. Большие и малые расы.
1
2
Практические занятия
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека..
1
2
Самостоятельные работы обучающихся
Современные представления о зарождении жизни.
Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
Выполнение мини-проекта «Доказательства родства человека и животных.
3
3
Раздел 6. Основы экологии
6
Содержание учебного материала
2
1
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей
средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
2
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
3
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей
среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их со-
обществам) и их охрана.
Практическое занятие
Экскурсия.
Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе
2
Самостоятельные работы обучающихся
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
3
Раздел 7. Бионика
1
Содержание учебного материала
1
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственнойдеятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.
Дифференцированный зачет
2
Всего
54
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Беляев Д К Бородин ,П М Биология 10-11 Изд « Просвещение «2012
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. изд. Центр "Академия" Общая биология. - М., 2013
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2012г
Тупикин Е.Н. "Биология с основами природоохранной деятельности" 2007
Пепеляева ОА., Сунцова И.В.Поурочные разработки по общей биологии. Москва «ВАКО».2006.
Дополнительная литература
Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. -
М., 2014.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. - М., 2014.
Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник
для студ. учреждений высш. образования. - М., 2014.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. учреждений
высш. образования (бакалавриат). - М., 2014.
Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. - М., 2015.
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый
уровень, 10-11 класс. - М., 2014.
Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10-
11 класс. - М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ-
ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверж-
дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе-
ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
Биология: в 2 т. / под ред. Н. В. Ярыгина. - М., 2010.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. - М., 2010.
Дарвин Ч. Сочинения. - Т. 3. - М., 1939.
Дарвин Ч. Происхождение видов. - М., 2006.
Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. - М.,
2010.
Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. - М., 2010.
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М., 2010.
Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М., 2010.
Интернет-ресурсы
sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-
логии).
5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии -
экологии на сервере Воронежского университета).
biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по
биологии, On-line тесты).
informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо-
танного в Московском государственном открытом университете).
nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического
центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,
биологии, химии, другим предметам).
schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно
подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Чело-
век»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
личностные
Внеаудиторная, самостоятельная работа выполнение индивидуальных проектных заданий ;
- Опрос по индивидуальным заданиям;
- Подготовить доклады, рефераты;
- Презентация;
метапредметные
Проанализировать результаты своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности);
-Презентация
-Подготовить доклады, рефераты;
-Проверочные работы по темам;
-Различные формы опроса на аудиторных занятиях;
-Решить ситуационные задачи;
-Составление презентаций
-Устная проверка (опрос)
-Устный опрос, реферат
предметные
Аудиторные занятия
- Выполнение и защита практических работ;
- Домашняя работа
- Зачет в форме тестирования.
- Индивидуальные задания,
- Итоговая аттестация по дисциплине проходит в соответствии с учебным планом по специальности.
- Контроль знаний - тестирование по теме:
- Контрольная работа
- Опрос по индивидуальным заданиям
- Подготовить доклады, рефераты;
- Подготовиться к семинару;
- Подготовиться к тестированию;
- Подготовка беседы по формированию здорового образа жизни;
- Презентация
- Различные формы опроса на аудиторных занятиях;
- Решение задач по отдельным темам курса
- Составление сравнительной таблицы
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
7