Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Федерального базисного учебного плана. Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.

Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. "Дрофа", 2001 г. - стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю) и в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф», 2013 год)

Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В рабочей программе учитель может изменять порядок изложения и числа часов, отведенных на их изучение.

Цель курса:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

- овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи курса:

- обучения:

1.создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учениками знаний по анатомии, морфологии и систематике животных в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков


  • продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков: умение работать с микроскопом, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, проводить биологические эксперименты, вести наблюдения в природе; умение распознавать наиболее распространённых животных своей местности через лабораторные работы, экскурсии и видео-уроки.

  • продолжить развивать у детей общеучебные умения:

особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного; через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания.

2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков.

3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий.

- развития:

- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер:

-продолжить развитие внимания, памяти,

-особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез),

-развивать стремление добиваться особых успехов,

- продолжить формирование положительного отношения к учёбе через учебный материал уроков.

- воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе через учебный материал уроков, экскурсии, использование ТСО.

Концепция рабочей программы:

Ценностно-смысловые содержания программы предполагают:
- умения учащихся формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету и сферам деятельности;
- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательное содержание программы:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
- иметь опыт восприятия картины мира.
Социокультурное направление программы:
- определять свое место и роль в окружающем мире; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе.
Коммуникативные направление программы:
- уметь учащимся представить себя устно и письменно;
- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационное направление программы:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Природоведческое и здоровьесберегающее содержание программы:
- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.





СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 5 часов

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 9 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 9 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Тема 4. "Дыхание" - 6 часа

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

Тема 5. "Пищеварение" - 7 часов

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 4 часа

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Тема 7. "Выделение. Кожа" - 3 часов

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

Тема 8. "Эндокринная система" - 3 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Тема 9. "Нервная система. Органы чувств" - 8 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

Тема 10. "Поведение и психика" - 6 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 4 часов

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Всего уроков

Практический компонент

Контрольная работа, зачёт

лабораторная работа

Практическая работа

1.Введение. Общий обзор организма человека.

5

2


2.Опорно-двигательная система.

9

3


3.Кровь и кровообращение.

9

4


4.Дыхательная система.

6

3


5.Пищеварительная система.

7

1


6.Обмен веществ и энергии. Витамины

4

3


7. Мочевыделительная система

2

1


8. Кожа

3

3


9. Гуморальная регуляция и вегетативная нервная система

3



1

10.Нервная система

3

1


1

11.Органы чувств. Анализаторы

5

3


12. Поведение и психика

6



13. Индивидуальное развитие организма.

4



14.Повторение

2



Итого:

68


24


1




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ №

урока

Название раздела, тема урока

Дата

ИКТ

Примечание

План

факт

1

Введение

1 час

03.09


Общий обзор организма человека. 4 часов

1(2)

Общий обзор организма человека

( план строения)

08.09

презентация

2(3)

Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность.

10.09

3(4)

Ткани, органы и их регуляция

15.09

Л/р№1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной тканей».

4(5)

17.09

Л/р№2«Получение мигательного рефлекса и его торможения».

Опорно - двигательная система. 9 часов

1(6)

Значение опорно- двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей.

22. 09

CD

Биология 6- 9 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий»

2(7)

Строение и состав костей.

24.09

презентация

3(8)

Скелет головы и скелет туловища.

29.09

Л/р№3«Изучение позвонков».

4(9)

Скелет конечностей

06.10

CD

Биология 6- 9 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий»

5(10)

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

08.10

6(11)

Мышцы человека.

13.10

Л/р№4«Определение гибкости позвоночника».

7(12)

Работа мышц.


15.10

Л/р№5«Изучение местоположения мышц , костей».


8(13)

Нарушение осанки и плоскостопие.

20.10

CD

Биология. Человек. 8 класс. БЭНП «Кирилл и Мефодий»

9(14)

Развитие опорно-двигательной системы.

22.10

презентация

Тест№2

Кровь и кровообращение.

9 часов

1(!5)

Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав.

27.10

презентация

Л/р №6

«Рассмотрение микропрепарата мазка крови; сравнение эритроцитов крови человека и лягушки».

2(16)

Иммунитет

10.11

CD

Биология. Человек. 8 класс. БЭНП «Кирилл и Мефодий»

3(17)

Тканевая совместимость и переливание крови.

12.11

презентация

4(18)

Строение и работа сердца. Круги кровообращения.

17.11

CD

Биология. Человек. 8 класс. БЭНП «Кирилл и Мефодий»

5(19)

Движение лимфы.

19.11

Л/р № 7

«Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов».

6(20)

Движение крови по сосудам.

24.11

Л/р №8 « Измерение пульса на лучевой артерии».

7(21)

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

26.11

CD

Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»

8(22)

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

01.12

презентация

Л/р№9«Проведение сердечно- сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки(20 приседаний)

9(23)

Первая помощь при кровотечениях.

03.12

Тест №3

Дыхание 6 часов

1(24)

Значение дыхания. Органы дыхания.

08.12

CD

Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»

2(25)

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

10.12

Л/р№10«Состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха».

3(26)

Дыхательные движения.

15.12

презентация

Тест №4

4(27)

Регуляция дыхания.

17.12

CD

Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»

5(28)

Болезни органов дыхания.

22.12

Л/р №11

«Вычисление расчётной жизненной ёмкости лёгких, исходя из возраста и пола».

6(29)

Первая помощь при поражении органов дыхания.

24.12

Л/р №12 « Выявление загрязнения воздуха учебного помещения».

Пищеварение 7 часов

1(30)

Значение и состав пищи.

29.12

CD

Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»

2(31)

Органы пищеварения

14.01

презентация

3(32)

Строение и значение зубов.

19.01

CD

Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»

4(33)

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

21.01

Л/р №13 « Действие ферментов слюны на крахмал»

5(34)

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

26.01

презентация

6(35)

Регуляция пищеварения.

28.01

CD

Биология. 1С Репетитор

7(36)

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

02.02

Тест№5

Обмен веществ и энергии

4 часа

1(37)

Обменные процессы в организме

04.02

Л/р№14

2(38)

Нормы питания.

09.02

презентация

Л/р №15

«Определение норм питания, составление пищевых рационов».

3(39)

11.02

Л/р№16 «Функциональная проба Серкина с максимальной задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки(20приседаний), выявляющая особенности обмена веществ в зависимости от тренированности организма».

4(40)

Витамины.

16.02

Тест №6

Выделение 2 часа

1(41)

Строение и работа почек.

18.02

CD

Биология. Человек. 8 класс. БЭНП «Кирилл и Мефодий»

2(42)

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

25.02

презентация

Л/р№17«Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её прозрачности».

Кожа и теплорегуляция 3 часа

1(43)

Кожа. Значение и строение кожи.

02.03

Л/р№18«Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы».

2(44)

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

04.03

Л/р № 19

«Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи».

3(45)

Роль кожи в теплорегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

09.03

Л/р №20 «Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки».

Нервная система. 3 часа

1(46)

Значение и строение нервной системы.

11.03

презентация

2(47)

ЦНС

16.03

презентация

Л/р №21

«Штриховое раздражение кожи

(наблюдение сужение сосудов под действием симпатического подотдела: появление белой полосы) и последующее расширение кожных сосудов под воздействием парасимпатического подотдела вегетативной нервной системы (появление красной полосы).

3(48)

«ЦНС».

18.03

П/р №1

Органы чувств и анализаторы. 5 часов

1(49)

Значение органов чувств и анализаторов

01..04

2(50)

Орган зрения

06.04

презентация

Л/р№22«Выявление функций радужки и хрусталика , нахождение слепого пятна».

3(51)

Заболевания и повреждения глаз.

08.04

CD

Биология. Человек. 8 класс. БЭНП «Кирилл и Мефодий»

4(52)

Орган слуха.

13.04

Л/р №23

« Определение остроты слуха».

5(53)

Вестибулярный аппарат. Мышечное чувство. Органы равновесия,, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие анализаторов.

15.04

презентация

Л/р №24

«Определение чувствительности тыльной поверхности кисти и подушечек пальцев на ладонной стороне кисти».

Гуморальная регуляция и вегетативная нервная система. 3 часа

1(54)

Железы внутренней секреции, их связь с вегетативной нервной системой.

20..04

CD

Биология. Человек. 8 класс. БЭНП «Кирилл и Мефодий»

2(55)

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

22.04

Тест№ 7

3(56)


Зачёт №1

Индивидуальное развитие организма. 4 часа

1(57)

Половая система человека.

27.04

2(58)

Внутриутробное развитие организма.

29.04

CD

Биология. Человек. 8 класс. БЭНП «Кирилл и Мефодий»

3(59)

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

04.05

CD

Биология. Человек. 8 класс. БЭНП «Кирилл и Мефодий»

4(60)

Вредное влияние курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ на организм человека.

06.05.


Поведение и психика. 6 часов


Оформление результатов, подготовка презентации

1(61)

Врождённые формы поведения. Приобретённые формы поведения.

11..05

Определение темы и подтем, целей проекта.

2(62)

Закономерности работы головного мозга

13.05

Определение источников, способов сбора и анализа информации к проекту

3(63)

Биологические ритмы. Сон и его значение

18.05

Накопление информации путём работы с литературой к подтемам проекта

4(64)

Особенности ВНД человека

20.05

Оформление результатов, подготовка презентации

5(65)

Воля и эмоции

Работоспособность. Режим дня

25.05

Оформление результатов, подготовка презентации

6(66)

27.05

Представление выполненной работы, защита презентаций

7(67)

повторение


8 (68)

повторение












УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Учебно - методический комплект по биологии в 8 классе включает:

Учебник: Биология. 8 класс А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш . М.:«Вентана- Граф».2010

Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1,2 - М.: «Вентана~Граф» 2009.

Дополнительная литература:

1. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. - М.: Вентана-Граф, 2005;

2. Биология в основной школе: Программы. Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. - М.: « Вентана-Граф», 2009.

3. Готовимся к ЕГЭ: биология. Человек. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. - М.: « Дроф»,2004

4. Контрольно - измерительные материалы по биологии 8 класс под редакцией Поповой Л.А., М., «Вако», 2011 г.

5. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. «Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии», М., «Вентана - Граф», 2006 г.

6. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека», М., Просвещение, 1983 г.

7. Рохлов В.С. «Дидактический материал по биологии», М., Просвещение, 1997 г.

Электронные издания:

1 . «Биология 6-9 класс» Минобразования РФ; ГУ РЦ ЭМТО; «Кирилл и Мефодий», 2003 г.

2. «1С: Репетитор. Биология» Минобразования РФ, АОЗТ «1С», 1998 - 2001 г.

3.«Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», НФПК «Национальный фонд подготовки кадров», 2004 г.

Интернет -ресурсы:

bio.1september.ru - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября

sbio.enfo- научные новости биологии

edios.ru- Эйдос - центр дистанционного образования

km/ru/edication- учебные материалы и словари на сайте "Кирилл и Мефодий»

Общепедагогические сайты: 1) it. - n. ru - портал «Сеть творческих учителей»;

2) openklass. ru - «Открытый класс»;

3) teacher.fio - ru / about . asp - Сетевое сообщество

методистов;

4) setilab. ru -Сетевые исследования, лаборатории, проекты.

Таблицы:

1.Спинной мозг и схемы коленного рефлекса.

2.Органы выделения.

3. Нервные клетки и схема рефлекторной дуги.

4. Кровеносная система.

5. Скелетные мышцы.

6.Коллорийность и состав пищевых продуктов.

7. Расположение внутренних органов.

8. Кожа.

9. Железы внутренней секреции.

10.Вывихи и переломы костей.

11.Череп человека.

12.Скелет человека.

13.Жизненная ёмкость лёгких.

14. Кровь.

15.Схема строения органов пищеварения.

16.Органы дыхания.

17.Дыхание и кровообращение сердца при покое и работе.

18. Фазы работы сердца.

19.Схема кровообращения.

20.Сердце.

21. Зрительный анализатор.

22.Значение тренировки сердца.

23.Головной мозг человека.

24.Слуховой анализатор.

25. Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании.

26. Витамины.

27. Обонятельный и слуховой анализатор.

28. Строение костей и типы их соединения.

29. Схема строения нервной системы.

30.Внутренние органы.

31. Мозжечок.

Муляжи:

  1. Сердце.

  2. Головной мозг

  3. Зрительный анализатор

Готовые микропрепараты:

  1. Мочевыделительная система.

  2. Эпителиальная ткань.

  3. Кровь и кроветворные органы.

  4. Нервная ткань.

Микроскопы световые

Микроскоп электронный





ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ

8 КЛАСС

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Критерии оценивания учащихся.

Оценка практических умений учащихся.

Оценка умений ставить опыты.

Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов;

при закладке опыта допускаются: 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

Правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов; работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

Допущены неточности и ошибки в закладке опыта, написании наблюдения, формировании выводов.

Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

правильность проведения;

умения выделять существенные признаки, логичность и биологическую грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

выделены существенные признаки, логичность и научная грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «4»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «2»:

Допущены 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

Неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Контроль знаний в форме устных ответов учащихся

Отметка «5» - ставится, если логически последовательно полностью раскрыт ответ на вопрос, самостоятельно обоснован и проиллюстрирован, сделан вывод, во время ответа использовалась научная терминология.

Отметка «4» - ставится, если при правильном ответе учащийся не способен самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его.

Отметка «3» - ставится, если учащийся даёт не точный или не полный ответ на поставленный вопрос, не правильно произносит биологические термины, не может точно сформулировать, обосновать свой ответ.

Отметка «2» - ставится, если учащийся даёт не правильный ответ на поставленный вопрос, не демонстрирует умение использовать при ответе иллюстративный материал.

Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами

Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.

Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.

Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.

Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.

Оценка ответов учащихся при проведении практических и лабораторных работ

Оценка «5» ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Примечания
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.




ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Перечень лабораторных работ


Тема


1.

Лабораторная работа №1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной тканей».

2.

Лабораторная работа № 2 «Получение мигательного рефлекса и его торможения».

3.

Лабораторная работа №3 «Изучение позвонков».

4.

Лабораторная работа №4 «Определение гибкости позвоночника».

5.

Лабораторная работа № 5 «Изучение местоположения мышц , костей».

6.

Лабораторная работа № 6 «Рассмотрение микропрепарата мазка крови; сравнение эритроцитов крови человека и лягушки».

7.

Лабораторная работа № 7. «Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов».

8.

Лабораторная работа № 8 « Измерение пульса на лучевой артерии».

9.

Лабораторная работа № 9. «Проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки(20 приседаний)

10.

Лабораторная работа №10 «Состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха».

11.

Лабораторная работа №11«Вычисление расчётной жизненной ёмкости лёгких, исходя из возраста и пола».

12

Лабораторная работа №12 « Выявление загрязнения воздуха учебного помещения».

13.

Лабораторная работа № 13« Действие ферментов слюны на крахмал»

14.

Лабораторная работа №14 « Обменные процессы в организме»

15.

Лабораторная работа №15 «Определение норм питания, составление пищевых рационов»

16.

Лабораторная работа №16 «Функциональная проба Серкина с максимальной задержкой дыхания до и после дозированной нагрузки(20приседаний), выявляющая особенности обмена веществ в зависимости от тренированности организма».

17.

Лабораторная работа №17 «Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её прозрачности».

18.

Лабораторная работа № 18«Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы».

19.

Лабораторная работа №19 «Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи».

20.

Лабораторная работа № 20 «Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки».

21.

Лабораторная работа № 21 « Штриховое раздражение кожи

(наблюдение сужение сосудов под действием симпатического подотдела: появление белой полосы) и последующее расширение кожных сосудов под воздействием парасимпатического подотдела вегетативной нервной системы (появление красной полосы)».

22.

Лабораторная работа № 22 «Выявление функций радужки и хрусталика , нахождение слепого пятна».

23.

Лабораторная работа № 23 «Определение остроты слуха».

24.

Лабораторная работа № 24. «Определение чувствительности тыльной поверхности кисти и подушечек пальцев на ладонной стороне кисти».

Темы проектов.

  1. Пищеварительная система.

  2. Врождённые формы поведения.

  3. Приобретённые формы поведения.

15


© 2010-2022