- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС на 2015-2016 учебный год
Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС на 2015-2016 учебный год
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мамаева О.Г. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно - тематическое планирование
по биологии 5 класс. ФГОС. 2015 - 2016 учебный год.
№
п/п
№
Уро
ка
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
часов
Дата
проведения
Оборудование
Основные виды
учебной
деятельности
план
факт
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.
8
1
1
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
1
Презентации «Многообразие живых организмов»;
«Организм и его свойства».
Ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи. Объясняют роль
биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов.
2
2
Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук.
Л.р.№ 1. «Знакомство с оборудованием для научных исследований».
1
Презентация «Наука биология».
Приборы: лупа, микроскоп, линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр, пробирка, пипетка, химический стакан, колба.
Ставить учебную задачу под руководством учителя; систематизировать и обобщать разные виды информации; составлять план выполнения учебной задачи. Определяют основные методы биологических исследований.
3
3
Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. П.р. № 1. «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».
1
Презентация «Методы изучения природы».
Приборы: лупа, микроскоп, линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр, пробирка, пипетка, химический стакан, колба.
Определяют основные методы биологических исследований.
4
4
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы, их значение. Л.р. № 2. «Устройство ручной лупы, светового микроскопа». «Строение клеток (на готовых микропрепаратах)».
1
Презентации: «Строение растительной и животной клеток» «Деление клеток».
Приборы: Лупа, микроскоп, готовые микропрепараты клеток животных и растений.
Учатся работать с лупой и световым микроскопом, рассматривать готовые микропрепараты, находить на микропрепаратах ядро, вакуоль, пластиды.
5
5
Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Л.р. № 3. «Строение клеток кожицы чешуи лука».
1
Приборы: Лупа, микроскоп, предметные стекла, пипетка, лукавица, йод, пипетка.
Учатся работать со световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выясняют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах
6
6
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. П.р. № 2. «Определение состава семян пшеницы».
1
Презентация «Химический состав клетки».
Приборы: семена подсолнечника, пшеницы, мука, стакан с водой, марля, йод, лист белой бумаги, пробирки.
Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.
7
7
Вещества и явления в окружающем мире. П.р. № 3 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»
1
Презентация «Вещества» «Явления в окружающем мире». Приборы: пробирки, растворы белка, жира, углеводов, стакан с водой.
Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.
8
8
Великие естествоиспытатели.
См. работа по теме: «Живой организм: строение и изучение». (20 мин).
1
Презентация «Естествоиспытатели»
Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук.
Раздел 2. Многообразие живых организмов.
14
9
1
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
1
Презентация «Развитие жизни на Земле»
Таблица « Развитие жизни на Земле»
Называют основные этапы развития жизни на Земле. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы.
10
2
Разнообразие живых организмов.
1
Презентация «Разнообразие живых организмов»; «Набор цифровых образовательных ресурсов».
Таблица «Разнообразие живых организмов».
Определяют предмет систематики. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы.
11
3
Классификация организмов. Вид.
Терминологический диктант.(10 мин).
1
Презентация «Классификация организмов»; «Виды живых организмов».
Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).
12
4
Царства живой природы: Бактерии.
1
Презентация «Разнообразие бактерий»
Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.
13
5
Царства живой природы: Грибы.
1
Презентация «Разнообразие грибов».
Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы.
14
6
Царства живой природы: Грибы.
Терминологический диктант. (10 мин).
1
Презентация «Разнообразие грибов»; «Съедобные и ядовитые грибы»; « Грибы - паразиты».
Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы.
15
7
Царства живой природы: Растения.
Тест по теме: «Бактерии. Грибы». (20 мин.)
1
Презентация «Разнообразие растений»; «Ядовитые и неядовитые растения»
Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы.
16
8
Царства живой природы: Растения.
1
Презентация «Мхи, папоротники».
Гербарии.
Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы.
17
9
Царства живой природы: Растения.
Тест по теме: «Растения: Мхи. Папоротники».
(15 мин.)
1
Презентация «Голосеменные растения».
Таблица: «Голосеменные растения»
Гербарии.
Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы.
18
10
Царства живой природы: Растения.
Тест по теме: «Голосеменные растения».
(20 мин.)
1
Презентация: «Покрытосеменные (цветковые) растения».
Таблица: «Покрытосеменные (цветковые) растения». Гербарии
Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы.
19
11
Царства живой природы: Животные.
1
Презентация: «Разнообразие животных»
Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы.
20
12
Царства живой природы: Животные.
1
Презентация: «Разнообразие животных».
Таблица: «Животные»
Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы.
21
13
Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.
1
Презентация: «Культурные и дикорастущие растения»; «Дикие и домашние животные».
Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.
22
14
Охрана живой природы.
См. работа по темам: «Растения». «Животные». (20 мин.)
1
Презентация: «Охрана живой природы».
Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов.
6
23
1
Наземно - воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. П. р. № 4. «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов - определителей, чучел, гербариев и т.д.)
1
Презентация: «Среда обитания живых организмов и их приспособленность».
Таблица: «Среды обитания животных». Оборудование: фотографии, атласы - определители, гербарии.
Находить и использовать причинно - следственные связи. Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы. Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Сравнивать различные среды обитания.
24
2
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
1
Презентация: «Жизнь на разных материках».
Находить и использовать причинно - следственные связи. Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы. Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Знать основные среды обитания живых организмов; приводить примеры обитателей морей и океанов. Наблюдать за живыми организмами.
25
3
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Л. р. № 4. «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания».
1
Презентация: «Жизнь на разных материках».
Оборудование: фотографии, атласы, гербарии.
Находить и использовать причинно - следственные связи. Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы. Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Наблюдать за живыми организмами; приводить примеры обитателей морей и океанов; сравнивать условия обитания в различных средах обитания.
26
4
Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности и толщи воды.
1
Презентация: «Жизнь в морях и океанах».
Находить и использовать причинно - следственные связи. Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы. Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту. Сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; приводить примеры обитателей морей и океанов.
27
5
Жизнь в морях и океанах. Донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
См. р. по теме: «Среда обитания живых организмов». (15 мин.)
1
Презентация: «Жизнь в морях и океанах».
Находить и использовать причинно - следственные связи. Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы. Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
28
6
Практическая работа № 5. «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».
1
Презентация: «Среды обитания»
Коллекции насекомых, фотографии мелких грызунов.
Находить и использовать причинно - следственные связи. Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы. Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле.
5
29
1
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек)
.Л. р. № 5. «Измерение своего роста и массы тела».
1
Презентация: «Как человек появился на земле».
Оборудование: напольные весы, ростомер.
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Знать предков человека, их характерные черты, образ жизни; основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком.
30
2
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
1
Презентация: «Красная книга России».
Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
31
3
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
1
Презентация: «Как человек изменил землю». «Красная книга Краснодарского края».
Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезнувшие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.
32
4
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика.
См. р. по теме: «Биологическое разнообразие», «Здоровье человека». (15 мин.)
1
Презентация: «Здоровый образ жизни».
Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.
33
5
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
П. р. № 6. «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».
1
Презентация: «Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения».
Оборудование: бинт, марлевые салфетки, йод, кровоостанавливающий жгут.
Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.
Заключение
1
34
1
Обобщение и повторение изученного материала.
1
Презентация: «Взаимосвязь живых организмов».
Различают изученные объекты по таблицам. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно - популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.
Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезнувшие виды растений и животных.
Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.
Лабораторных работ: 4
Практических работ: 5
Проектно - исследовательских работ: 5