Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье», авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, -с.172. //, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 70 часов в год.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8-го класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые полностью соответствуют стандарту.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009. - 96 с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В.Колесов «Биология. Человек» 8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2009.- 336с.



1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ


Нормативные документы

1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по биологии. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г. (Вестник образования России. 2004г. №12).

2.

Примерная программа основного общего образования по биологии. Сборник нормативных документов. Биология. \ составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: «Дрофа», 2006.

3.

В.В.Пасечник. Программа курса биологии для 6 - 11классов общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа» 2006.

4.

Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.


2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Компетенции

Общеучебные

Интеллектуальные - распознавание вопросов, идей и проблем, которые могут быть исследованы научными методами.

Информационные - проводить самостоятельный поиск биологической информации из разных источников, находить и выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов научного исследования, формировать ответ в понятной для других форме.

Коммуникативные - демонстрировать коммуникативные умения, аргументировано, чётко и ясно формулировать выводы, доказательства.

Предметно-ориентированные

Демонстрировать знание и понимание биологических понятий и знаков.

Уметь обращаться со школьным лабораторным оборудованием.

Уметь распознавать органы, системы органов человеческого организма.

Уметь ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунком.

Использовать приобретённые биологические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного и экологически грамотного поведения.

Компоненты

Школьные

Элементы литературы, филологии, истории, экологии и т.д.


3. СТРУКТУРА КУРСА


Модуль (глава)

Примерное количество часов

1.

Введение.

1

2.

Происхождение человека.

2

3.

Строение и функции организма.

Общий обзор организма.

58

1

4.

Клеточное строение организма. Ткани.

3

5.

Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

1

5.

Опорно-двигательная система.

8

6.

Внутренняя среда организма.

3

7.

Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6

8.

Дыхательная система.

5

9.

Пищеварительная система.

6

10.

Обмен веществ и энергии.

4

11.

Покровные органы. Теплорегуляция.

3

12.

Выделение.

2

13.

Нервная система человека.

4

14.

Анализаторы.

5

15.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

16.

Эндокринная система.

2

17.

Индивидуальное развитие организма.

6 + 1(68)

18.

Резерв

1


Всего:

70



4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Тема

1.

Контрольная работа № 1по темам «Строение организма», «Опорно-двигательная система»

2.

Контрольная работа № 2 по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание».

3.

Контрольная работа №3 по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.»

4.

Контрольная работа № 4 по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.»

5.

Итоговая контрольная работа.



5. Лабораторные работы.

№ п/п

Тема

1.

Микроскопическое строение кости.

2.

Мышцы человеческого тела.

3.

Утомление при статической работе.

4.

Осанка и плоскостопие.

5.

Функции венозных клапанов.

6.

Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

7.

Функциональная проба.

8.

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

9.

Действие слюны на крахмал

10.

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

11.

Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.

12.

Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.

13.

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образование нового динамического стереотипа.

14.

Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях.



6. Планирование по модулям.

Человек и его здоровье (2 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел I. Происхождение человека (3 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

Раздел2. Строение и функции организма (57 ч)

Тема 2.1.Общий обзор организма (1ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема2.2.Клеточное строение организма. Ткани (5ч)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторные работы

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1ч)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторная работа: Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Тема2.5.Внутренняя среда организма (3ч)+ 1ч из резерва

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7.Дыхательная система (4ч)+1ч из резерва

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрации

  • модели гортани;

  • модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха;

  • приёмов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей;

  • роли резонаторов, усиливающих звук;

  • опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе;

  • измерения жизненной ёмкости лёгких;

  • приёмов искусственного дыхания.

Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8.Пищеварительная система (6ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.

Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал.

Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3ч)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.

Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения:

  • рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти;

  • определение типа кожи с помощью бумажной салфетки;

  • определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.Выделительная система (1ч)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.Нервная система человека (5ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13.Анализаторы (5ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации

  • моделей глаза и уха;

  • опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек;

  • обнаружение слепого пятна;

  • определение остроты слуха;

  • зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии кисших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрации

  • безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;

  • двойственных изображений, иллюзий установки;

  • выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа; изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15.Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрации

  • модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза;

  • модели гортани с щитовидной железой;

  • почек с надпочечниками.

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.

Повторение 2ч ( резерв)



7. Уровень усвоения модуля.

Введение.

Учащийся должен знать/понимать:

  • методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Учащийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей;

  • использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Раздел №1. Происхождение человека.

Учащийся должен знать/понимать:

  • определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Учащийся должен уметь:

  • сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать выводы на основе сравнения.

Раздел №2. Происхождение человека.

Тема 2.1. Общий обзор организма.

Учащийся должен знать/понимать:

  • определения: ткань, орган, система органов.

Учащийся должен уметь:

  • называть органы и системы органов человека;

  • распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека;

  • характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани.

Учащийся должен знать/понимать:

  • определение: фермент, ткань;

Учащийся должен уметь:

  • называть: органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, роль ферментов в процессе обмена веществ, основные группы тканей человека;

  • распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки;

  • сравнивать клетки растений, животных, человека; ткани человека и делать выводы на основе их сравнения;

  • характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки;

  • изучать микроскопическое строение тканей; рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека;

  • устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями;

  • использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

  • находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

Учащийся должен знать/понимать:

  • определения: рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.

Учащийся должен уметь:

  • называть: отделы нервной системы; принцип работы нервной системы;

  • распознавать на таблицах и описывать: отделы и органы нервной системы;

  • характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Тема 2.4. Опорно-двигательная система.

Учащийся должен знать/понимать:

  • особенности строения скелета человека: особенности строения скелета головы и туловища, особенности строения поясов и свободных конечностей;

  • функции ОДС;

Учащийся должен уметь:

  • распознавать на таблицах: основные части скелета человека: скелета головы и туловища, поясов и свободных конечностей;

  • распознавать на таблицах: основные группы мышц человека;

  • устанавливать взаимосвязь между: строением и функциями костей; строением и функциями скелета; строением и функциями мышц;

  • характеризовать: особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью;

  • раскрывать сущность биологического процесса работы мышц;

  • описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц;

  • использовать приобретенные знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах; для профилактики заболеваний ОДС;

  • находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Тема 2.5. Внутренняя среда организма.

Учащийся должен знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; составляющие крови (форменные элементы); составляющие плазмы;

  • определение иммунитета;

  • виды иммунитета;

  • Особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор;

Учащийся должен уметь:

  • Характеризовать сущность биологического процесса свёртывания крови;

  • Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки;

  • Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения

  • Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови;

  • Объяснять проявления иммунитета у человека;

  • Использовать полученные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний

  • Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

  • Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови.

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма.

Учащийся должен знать/понимать:

  • Определения: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа;

  • Называть: особенности строения организма человека - органы кровеносной и лимфатической систем; признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов, сердца;

Учащийся должен уметь:

  • Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы;

  • Характеризовать: сущность биологических процессов - транспорта веществ; лимфообращения; движения крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма; сущность большого и малого кругов кровообращения; сущность автоматизма сердечной мышцы;

  • Устанавливать взаимосвязь между: кровеносной и лимфатической системой; строением и функциями кровеносных сосудов; строением и функциями сердца;

  • Описывать сущность биологического процесса - работу сердца;

  • Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при травмах (повреждении сосудов);

  • Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье (нормальную работу сердечно - сосудистой системы);

  • находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Тема 2.7. Дыхательная система.

Учащийся должен знать/понимать:

  • особенности строения организма человека - органы дыхательной системы;

  • заболевания органов дыхания;

  • приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Учащийся должен уметь:

  • Распознавать и описывать на таблицах: основные органы дыхательной системы человека;

  • Характеризовать: сущность биологического процесса дыхания; сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма; транспорта веществ;

  • Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания; между процессами дыхания и кровообращения;

  • Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего;

  • Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья;

  • Находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Тема 2.8. Пищеварительная система.

Учащийся должен знать/понимать:

  • Определения: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс;

  • Называть питательные вещества и продукты питания, в которых они находятся; особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы;

Учащийся должен уметь:

  • Объяснять роль питательных веществ в организме; результаты опытов;

  • Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения; роль ферментов в пищеварении; сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма;

  • Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека;

  • Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения;

  • Использовать приобретённые знания: 1) для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья; 2) соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; 3) профилактика вредных привычек; 4) оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

  • Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья;

  • Находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии.

Учащийся должен знать/понимать:

  • Определения: энергетический обмен; пластический обмен;

  • Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся;

Учащийся должен уметь:

  • Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека; роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность;

  • Использовать приобретённые знания: 1) для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ; 2) для рациональной организации труда и отдыха; 3) для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция.

Учащийся должен знать/понимать:

  • Называть: особенности строения кожи человека; функции кожи;

Учащийся должен уметь:

  • Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи;

  • Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи;

  • Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма;

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья;

  • Использовать приобретённые знания для: 1) соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела; 2) соблюдение мер профилактики вредных привычек; 3) оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Тема 2.11. Выделение.

Учащийся должен знать/понимать:

  • Называть: особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие органы, участвующие в удалении продуктов обмена;

Учащийся должен уметь:

  • Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека;

  • Характеризовать: сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ;

  • Использовать приобретённые знания для: 1) соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; 2) профилактики вредных привычек;

  • Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мочевыделительной системы;

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья;

  • Находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Тема 2.12. Нервная система человека.

Учащийся должен знать/понимать:

  • Определения: рефлекс;

  • Называть: особенности строения нервной системы; принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы; особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга; особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции отделов головного мозга; отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции;

Учащийся должен уметь:

  • Распознавать и описывать на таблицах: основные отделы и органы нервной системы человека; основные части спинного мозга; основные части головного мозга;

  • Различать: функции соматической и вегетативной нервной системы;

  • Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы;

  • Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма; роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма; сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы в организме;

  • Составлять: схему рефлекторной дуги простого рефлекса;

Тема 2.13. Анализаторы.

Учащийся должен знать/понимать:

  • Определения: орган чувств; рецептор; анализатор;

  • Называть: органы чувств человека; анализаторы; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов; особенности строения органа зрения и зрительного анализатора, органа слуха и слухового анализатора; заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения;

Учащийся должен уметь:

  • Распознавать и описывать на таблицах основные части органов органа обоняния, осязания, вкуса, зрения, слуха, их анализаторов;

  • Объяснять результаты наблюдений;

  • Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора;

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья; влияние собственных поступков на здоровье;

  • Использовать приобретённые знания для соблюдение мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения и слуха; профилактика вредных привычек;

  • Находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

Учащийся должен знать/понимать:

  • Определения: безусловные рефлексы; условные рефлексы;

  • Называть принцип работы нервной системы; особенности ВНД и поведения человека;

Учащийся должен уметь:

  • Характеризовать: особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции жизнедеятельности организма; значение сна для организма человека; особенности ВНД и поведения человека (речь, память, мышление, эмоции), их значение;

  • Использовать приобретённые знания для: рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений и навыков).

Тема 2.15. Эндокринная система.

Учащийся должен знать/понимать:

  • Определение: гормоны;

  • Называть: 1) особенности строения и работы желез внутренней секреции; 2) железы внешней секреции; 3) железы внутренней секреции; 4) заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез;

Учащийся должен уметь:

  • Различать: железы внутренней и железы внешней секреции;

  • Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы;

  • Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма;

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма.

Учащийся должен знать/понимать:

  • Определения: размножение, оплодотворение;

  • Называть: особенности строения женской и мужской половой системы; психологические особенности личности;

Учащийся должен уметь:

  • Распознавать и описывать на таблицах: 1) женскую и мужскую половые системы; 2) органы женской и мужской половой систем;

  • Объяснять причины наследственности; причины проявления наследственных заболеваний; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • Использовать приобретённые знания для: 1) проведения наблюдений за состоянием собственного организма; 2) соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек; 3) рациональной организации труда и отдыха; 4) соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека; о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • Находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

  • Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека.

8.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:


  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


9. ЛИТЕРАТУРА.

1) Методическое обеспечение программы:

Учебно-методический комплекс для учащихся включает

  • Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 2008.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Учебно-методический комплекс для учителя включает:

  • Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.Федеральный базисный учебный план.-М.:Дрофа, 2004.-172с.

  • Богданова Т.Л.Биология.Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.Аст-Пресс Школа, 2006





2) Список дополнительной литературы для учащихся.

  1. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. - М., Просвещение 1986

  2. Журнал «Биология для школьников».

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

  4. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"



10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

MULTIMEDIA-ПОДДЕРЖКА КУРСА «Биология. Человек»

  1. компакт-диски: «Общая биология», «Библиотека электронных наглядных пособий», Лабораторный практикум 6-11 класс», «1-С репетитор, биология»,

  2. энциклопедийный материал редакции «Аванта+»,

  3. «КИМ.биология»,

  4. Мультимедийное приложение к учебнику.

  5. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  6. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  8. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

  9. Интернет ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: bio.1september.ru/, uchportal.ru, uroki.net, kozlenkoa.narod.ru/, it-n.ru, rusedu.info, festival.1september.ru/, pedsovet.ru, alleng.ru/, электронный учебник: ekol-ush.narod.ru/, и др.

- Компьютер.

- Презентации к урокам.

- Мультимедиа проектор.

- Микроскоп, набор «Общая биология».

- Скелет человека.

- Таблицы по разделам курса.




Приложение №1.


Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс


№ п/п

Сроки

Тема

Кол-во часов

Л.р.

План

Факт

Тема №1. Науки, изучающие организм человека

2

1.

01.09.14

Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.

1

2.

06.09.14

Становление наук о человеке.

1


Тема №2. Происхождение человека.

3

3.

08.09.14

Систематическое положение человека.

1

4.

13.09.14

Историческое прошлое людей.

1

5.

15.09.14

Расы человека.

1


Тема №3. Строение организма.

4

6.

20.09.14

Общий обзор организма.

1

7.

22.09.14

Клеточное строение организма.

1

8.

27.09.14

Ткани.

1

9.

29.10.14

Рефлекторная регуляция.

1


Тема №4. Опорно-двигательная система.

8

10.

04.10.14

Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.

1

11.

06.10.14

Скелет человека. Осевой скелет.

1

№1

12.

11.10.14

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей.

1

13.

13.10.14

Строение мышц.

1

№2

14.

18.10.14

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

№3

15.

20.10.14

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

1

№4

16.

25.10.14

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1

17.

27.10.14

Контрольная работа №1 по темам «Строение организма», «Опорно-двигательная система»

1


Тема №5. Внутренняя среда организма.

3

18.

01.11.14

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

1

19.

10.11.14

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

20.

15.11.14

Иммунология на службе здоровья.

1


Тема №6. Кровеносная и лимфатическая системы.

6

21.

17.11.14

Транспортные системы организма.

1

22.

22.11.14

Круги кровообращения.

1

№5

23.

24.11.14

Строение и работа сердца.

1

24.

29.11.14

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

1

№6

25.

01.12.14

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

1

№7

26.

06.12.14

Первая помощь при кровотечениях.

1


Тема №7. Дыхание.

5

27.

08.12.14

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

1

28.

13.12.14

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

1

29.

15.12.14

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

30.

20.12.14

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации.

1

№8

31.

22.12.14

Контрольная работа №2 по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание».

1


Тема №8. Пищеварение.

6

32.

27.12.14

Питание и пищеварение.

1

33.

29.12.14

Пищеварение в ротовой полости.

1

№9

34.

17.01.15

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

1

35.

19.01.15

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная функция печени. Аппендицит.

1

36.

24.01.15

Регуляция пищеварения.

1

37.

26.01.15

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1


Тема №9. Обмен веществ и энергии.

4

38.

31.01.15

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.

1

39.

02.02.15

Витамины.

1

40.

07.02.15

Энергозатраты человека и пищевой рацион.

Лабораторная работа «Определение изменения веса тела за день в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат».

1

№10

Тема №10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

41.

09.02.15

Кожа - наружный покровный орган.

1

42.

14.02.15

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1

43.

16.02.15

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

44.

21.02.15

Выделение.

1

45.

28.02.14

Контрольная работа №3 по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.»

1


Тема №11. Нервная система.

4

46.

02.03.15

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

47.

07.02.15

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

1

№11

48.

14.03.15

Функции переднего мозга.

1

49.

16.03.15

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

1


Тема №12. Анализаторы. Органы чувств.

5

50.

21.03.15

Анализаторы.

1

51.

04.04.15

Зрительный анализатор.

1

№12

52.

06.04.15

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

53.

11.04.15

Слуховой анализатор.

1

54.

13.04.15

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

1


Тема №13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

6

55.

18.04.15

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1

56.

20.04.15

Врождённые и приобретенные программы поведения.

1

№13

57.

25.04.15

Сон и сновидения.

1

58.

27.04.15

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

59.

02.05.15

Воля, эмоции, внимание.

1

№14

60.

04.05.15

Контрольная работа №4 по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.»


Тема №14. Эндокринная система.

2

61.

11.05.15

Роль эндокринной регуляции.

1

62.

16.05.15

Функции желез внутренней секреции.

1


Тема №15. Индивидуальное развитие организма.

7

63.

18.05.15

Жизненные циклы. Размножение.

1

64.

23.05.15

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

1

65.

25.05.15

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.

Интересы, склонности, способности.

1

66.

30.05.15

Интересы, склонности, способности.

1

67.

Повторение основных тем курса «Биология человек». Подготовка к итоговому тестированию.

1

68.

Итоговое тестирование.

1

69.

Анализ тестирования. Здоровье - величайшая ценность для личности и общества.

1

70.

Итоговый урок. Игра «Умники и умницы».

1


© 2010-2022