- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щебуняева В.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье», авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006, -с.172. //, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 70 часов в год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8-го класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые полностью соответствуют стандарту.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009. - 96 с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Д.В.Колесов «Биология. Человек» 8 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2009.- 336с.
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№
Нормативные документы
1.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по биологии. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г. (Вестник образования России. 2004г. №12).
2.
Примерная программа основного общего образования по биологии. Сборник нормативных документов. Биология. \ составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: «Дрофа», 2006.
3.
В.В.Пасечник. Программа курса биологии для 6 - 11классов общеобразовательных учреждений. М. «Дрофа» 2006.
4.
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Компетенции
Общеучебные
Интеллектуальные - распознавание вопросов, идей и проблем, которые могут быть исследованы научными методами.
Информационные - проводить самостоятельный поиск биологической информации из разных источников, находить и выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов научного исследования, формировать ответ в понятной для других форме.
Коммуникативные - демонстрировать коммуникативные умения, аргументировано, чётко и ясно формулировать выводы, доказательства.
Предметно-ориентированные
Демонстрировать знание и понимание биологических понятий и знаков.
Уметь обращаться со школьным лабораторным оборудованием.
Уметь распознавать органы, системы органов человеческого организма.
Уметь ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунком.
Использовать приобретённые биологические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного и экологически грамотного поведения.
Компоненты
Школьные
Элементы литературы, филологии, истории, экологии и т.д.
3. СТРУКТУРА КУРСА
№
Модуль (глава)
Примерное количество часов
1.
Введение.
1
2.
Происхождение человека.
2
3.
Строение и функции организма.
Общий обзор организма.
58
1
4.
Клеточное строение организма. Ткани.
3
5.
Рефлекторная регуляция органов и систем органов.
1
5.
Опорно-двигательная система.
8
6.
Внутренняя среда организма.
3
7.
Кровеносная и лимфатическая системы организма.
6
8.
Дыхательная система.
5
9.
Пищеварительная система.
6
10.
Обмен веществ и энергии.
4
11.
Покровные органы. Теплорегуляция.
3
12.
Выделение.
2
13.
Нервная система человека.
4
14.
Анализаторы.
5
15.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
5
16.
Эндокринная система.
2
17.
Индивидуальное развитие организма.
6 + 1(68)
18.
Резерв
1
Всего:
70
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ
№
Тема
1.
Контрольная работа № 1по темам «Строение организма», «Опорно-двигательная система»
2.
Контрольная работа № 2 по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание».
3.
Контрольная работа №3 по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.»
4.
Контрольная работа № 4 по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.»
5.
Итоговая контрольная работа.
5. Лабораторные работы.
№ п/п
Тема
1.
Микроскопическое строение кости.
2.
Мышцы человеческого тела.
3.
Утомление при статической работе.
4.
Осанка и плоскостопие.
5.
Функции венозных клапанов.
6.
Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа
7.
Функциональная проба.
8.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
9.
Действие слюны на крахмал
10.
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
11.
Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.
12.
Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением.
13.
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образование нового динамического стереотипа.
14.
Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях.
6. Планирование по модулям.
Человек и его здоровье (2 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел I. Происхождение человека (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
Раздел2. Строение и функции организма (57 ч)
Тема 2.1.Общий обзор организма (1ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема2.2.Клеточное строение организма. Ткани (5ч)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.
Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1ч)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторная работа: Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Тема 2.4.Опорно-двигательная система (7ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Тема2.5.Внутренняя среда организма (3ч)+ 1ч из резерва
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации моделей сердца и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Лабораторные работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7.Дыхательная система (4ч)+1ч из резерва
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрации
-
модели гортани;
-
модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха;
-
приёмов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей;
-
роли резонаторов, усиливающих звук;
-
опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе;
-
измерения жизненной ёмкости лёгких;
-
приёмов искусственного дыхания.
Лабораторные работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 2.8.Пищеварительная система (6ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз; движение гортани при глотании.
Лабораторная работа
Действие ферментов слюны на крахмал.
Тема 2.9.Обмен веществ и энергии (3ч)
Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
Лабораторные работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10.Покровные органы. Теплорегуляция (3ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения:
-
рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти;
-
определение типа кожи с помощью бумажной салфетки;
-
определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема 2.11.Выделительная система (1ч)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12.Нервная система человека (5ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
Лабораторные работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13.Анализаторы (5ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации
-
моделей глаза и уха;
-
опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек;
-
обнаружение слепого пятна;
-
определение остроты слуха;
-
зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14.Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии кисших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации
-
безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;
-
двойственных изображений, иллюзий установки;
-
выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа; изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15.Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации
-
модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза;
-
модели гортани с щитовидной железой;
-
почек с надпочечниками.
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.
Повторение 2ч ( резерв)
7. Уровень усвоения модуля.
Введение.
Учащийся должен знать/понимать:
-
методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Учащийся должен уметь:
-
объяснять роль биологии в практической деятельности людей;
-
использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Раздел №1. Происхождение человека.
Учащийся должен знать/понимать:
-
определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.
Учащийся должен уметь:
-
сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы и делать выводы на основе сравнения.
Раздел №2. Происхождение человека.
Тема 2.1. Общий обзор организма.
Учащийся должен знать/понимать:
-
определения: ткань, орган, система органов.
Учащийся должен уметь:
-
называть органы и системы органов человека;
-
распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека;
-
характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани.
Учащийся должен знать/понимать:
-
определение: фермент, ткань;
Учащийся должен уметь:
-
называть: органоиды клетки, процессы жизнедеятельности клетки, роль ферментов в процессе обмена веществ, основные группы тканей человека;
-
распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки;
-
сравнивать клетки растений, животных, человека; ткани человека и делать выводы на основе их сравнения;
-
характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки;
-
изучать микроскопическое строение тканей; рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека;
-
устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями;
-
использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
-
находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.
Учащийся должен знать/понимать:
-
определения: рефлекс, рецептор, рефлекторная дуга.
Учащийся должен уметь:
-
называть: отделы нервной системы; принцип работы нервной системы;
-
распознавать на таблицах и описывать: отделы и органы нервной системы;
-
характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.
Тема 2.4. Опорно-двигательная система.
Учащийся должен знать/понимать:
-
особенности строения скелета человека: особенности строения скелета головы и туловища, особенности строения поясов и свободных конечностей;
-
функции ОДС;
Учащийся должен уметь:
-
распознавать на таблицах: основные части скелета человека: скелета головы и туловища, поясов и свободных конечностей;
-
распознавать на таблицах: основные группы мышц человека;
-
устанавливать взаимосвязь между: строением и функциями костей; строением и функциями скелета; строением и функциями мышц;
-
характеризовать: особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью;
-
раскрывать сущность биологического процесса работы мышц;
-
описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц;
-
использовать приобретенные знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах; для профилактики заболеваний ОДС;
-
находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
Тема 2.5. Внутренняя среда организма.
Учащийся должен знать/понимать:
-
признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; составляющие крови (форменные элементы); составляющие плазмы;
-
определение иммунитета;
-
виды иммунитета;
-
Особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор;
Учащийся должен уметь:
-
Характеризовать сущность биологического процесса свёртывания крови;
-
Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки;
-
Сравнивать кровь человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения
-
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови;
-
Объяснять проявления иммунитета у человека;
-
Использовать полученные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний
-
Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.
-
Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, использовании донорской крови.
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма.
Учащийся должен знать/понимать:
-
Определения: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа;
-
Называть: особенности строения организма человека - органы кровеносной и лимфатической систем; признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов, сердца;
Учащийся должен уметь:
-
Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы;
-
Характеризовать: сущность биологических процессов - транспорта веществ; лимфообращения; движения крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма; сущность большого и малого кругов кровообращения; сущность автоматизма сердечной мышцы;
-
Устанавливать взаимосвязь между: кровеносной и лимфатической системой; строением и функциями кровеносных сосудов; строением и функциями сердца;
-
Описывать сущность биологического процесса - работу сердца;
-
Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при травмах (повреждении сосудов);
-
Анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье (нормальную работу сердечно - сосудистой системы);
-
находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
Тема 2.7. Дыхательная система.
Учащийся должен знать/понимать:
-
особенности строения организма человека - органы дыхательной системы;
-
заболевания органов дыхания;
-
приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Учащийся должен уметь:
-
Распознавать и описывать на таблицах: основные органы дыхательной системы человека;
-
Характеризовать: сущность биологического процесса дыхания; сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма; транспорта веществ;
-
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания; между процессами дыхания и кровообращения;
-
Использовать приобретённые знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек; для оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего;
-
Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
-
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на состояние здоровья;
-
Находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
Тема 2.8. Пищеварительная система.
Учащийся должен знать/понимать:
-
Определения: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс;
-
Называть питательные вещества и продукты питания, в которых они находятся; особенности строения организма человека - органы пищеварительной системы;
Учащийся должен уметь:
-
Объяснять роль питательных веществ в организме; результаты опытов;
-
Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения; роль ферментов в пищеварении; сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма;
-
Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека;
-
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения;
-
Использовать приобретённые знания: 1) для проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья; 2) соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения; 3) профилактика вредных привычек; 4) оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
-
Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья;
-
Находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии.
Учащийся должен знать/понимать:
-
Определения: энергетический обмен; пластический обмен;
-
Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся;
Учащийся должен уметь:
-
Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека; роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность;
-
Использовать приобретённые знания: 1) для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ; 2) для рациональной организации труда и отдыха; 3) для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а также других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция.
Учащийся должен знать/понимать:
-
Называть: особенности строения кожи человека; функции кожи;
Учащийся должен уметь:
-
Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи;
-
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи;
-
Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма;
-
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья;
-
Использовать приобретённые знания для: 1) соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела; 2) соблюдение мер профилактики вредных привычек; 3) оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.
Тема 2.11. Выделение.
Учащийся должен знать/понимать:
-
Называть: особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие органы, участвующие в удалении продуктов обмена;
Учащийся должен уметь:
-
Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека;
-
Характеризовать: сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ;
-
Использовать приобретённые знания для: 1) соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; 2) профилактики вредных привычек;
-
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мочевыделительной системы;
-
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья;
-
Находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
Тема 2.12. Нервная система человека.
Учащийся должен знать/понимать:
-
Определения: рефлекс;
-
Называть: особенности строения нервной системы; принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы; особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга; особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции отделов головного мозга; отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции;
Учащийся должен уметь:
-
Распознавать и описывать на таблицах: основные отделы и органы нервной системы человека; основные части спинного мозга; основные части головного мозга;
-
Различать: функции соматической и вегетативной нервной системы;
-
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы;
-
Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма; роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма; сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы в организме;
-
Составлять: схему рефлекторной дуги простого рефлекса;
Тема 2.13. Анализаторы.
Учащийся должен знать/понимать:
-
Определения: орган чувств; рецептор; анализатор;
-
Называть: органы чувств человека; анализаторы; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов; особенности строения органа зрения и зрительного анализатора, органа слуха и слухового анализатора; заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения;
Учащийся должен уметь:
-
Распознавать и описывать на таблицах основные части органов органа обоняния, осязания, вкуса, зрения, слуха, их анализаторов;
-
Объяснять результаты наблюдений;
-
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора;
-
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья; влияние собственных поступков на здоровье;
-
Использовать приобретённые знания для соблюдение мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения и слуха; профилактика вредных привычек;
-
Находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
Учащийся должен знать/понимать:
-
Определения: безусловные рефлексы; условные рефлексы;
-
Называть принцип работы нервной системы; особенности ВНД и поведения человека;
Учащийся должен уметь:
-
Характеризовать: особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции жизнедеятельности организма; значение сна для организма человека; особенности ВНД и поведения человека (речь, память, мышление, эмоции), их значение;
-
Использовать приобретённые знания для: рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; организации учебной деятельности (формирование и сохранение знаний, умений и навыков).
Тема 2.15. Эндокринная система.
Учащийся должен знать/понимать:
-
Определение: гормоны;
-
Называть: 1) особенности строения и работы желез внутренней секреции; 2) железы внешней секреции; 3) железы внутренней секреции; 4) заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез;
Учащийся должен уметь:
-
Различать: железы внутренней и железы внешней секреции;
-
Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы;
-
Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма;
-
Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма.
Учащийся должен знать/понимать:
-
Определения: размножение, оплодотворение;
-
Называть: особенности строения женской и мужской половой системы; психологические особенности личности;
Учащийся должен уметь:
-
Распознавать и описывать на таблицах: 1) женскую и мужскую половые системы; 2) органы женской и мужской половой систем;
-
Объяснять причины наследственности; причины проявления наследственных заболеваний; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
-
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
-
Использовать приобретённые знания для: 1) проведения наблюдений за состоянием собственного организма; 2) соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек; 3) рациональной организации труда и отдыха; 4) соблюдение правил поведения в окружающей среде;
-
Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека; о влиянии факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
-
Находить в учебнике биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.
-
Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека.
8.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:
-
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
-
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
9. ЛИТЕРАТУРА.
1) Методическое обеспечение программы:
Учебно-методический комплекс для учащихся включает
-
Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 2008.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Учебно-методический комплекс для учителя включает:
-
Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.Федеральный базисный учебный план.-М.:Дрофа, 2004.-172с.
-
Богданова Т.Л.Биология.Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.Аст-Пресс Школа, 2006
2) Список дополнительной литературы для учащихся.
-
Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. - М., Просвещение 1986
-
Журнал «Биология для школьников».
-
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
-
Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
MULTIMEDIA-ПОДДЕРЖКА КУРСА «Биология. Человек»
-
компакт-диски: «Общая биология», «Библиотека электронных наглядных пособий», Лабораторный практикум 6-11 класс», «1-С репетитор, биология»,
-
энциклопедийный материал редакции «Аванта+»,
-
«КИМ.биология»,
-
Мультимедийное приложение к учебнику.
-
1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
-
Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
-
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
-
Интернет ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: bio.1september.ru/, uchportal.ru, uroki.net, kozlenkoa.narod.ru/, it-n.ru, rusedu.info, festival.1september.ru/, pedsovet.ru, alleng.ru/, электронный учебник: ekol-ush.narod.ru/, и др.
- Компьютер.
- Презентации к урокам.
- Мультимедиа проектор.
- Микроскоп, набор «Общая биология».
- Скелет человека.
- Таблицы по разделам курса.
Приложение №1.
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс
№ п/п
Сроки
Тема
Кол-во часов
Л.р.
План
Факт
Тема №1. Науки, изучающие организм человека
2
1.
01.09.14
Анатомия, физиология, психология и гигиена человека.
1
2.
06.09.14
Становление наук о человеке.
1
Тема №2. Происхождение человека.
3
3.
08.09.14
Систематическое положение человека.
1
4.
13.09.14
Историческое прошлое людей.
1
5.
15.09.14
Расы человека.
1
Тема №3. Строение организма.
4
6.
20.09.14
Общий обзор организма.
1
7.
22.09.14
Клеточное строение организма.
1
8.
27.09.14
Ткани.
1
9.
29.10.14
Рефлекторная регуляция.
1
Тема №4. Опорно-двигательная система.
8
10.
04.10.14
Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.
1
11.
06.10.14
Скелет человека. Осевой скелет.
1
№1
12.
11.10.14
Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей.
1
13.
13.10.14
Строение мышц.
1
№2
14.
18.10.14
Работа скелетных мышц и их регуляция.
1
№3
15.
20.10.14
Осанка. Предупреждение плоскостопия.
1
№4
16.
25.10.14
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
1
17.
27.10.14
Контрольная работа №1 по темам «Строение организма», «Опорно-двигательная система»
1
Тема №5. Внутренняя среда организма.
3
18.
01.11.14
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
1
19.
10.11.14
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
1
20.
15.11.14
Иммунология на службе здоровья.
1
Тема №6. Кровеносная и лимфатическая системы.
6
21.
17.11.14
Транспортные системы организма.
1
22.
22.11.14
Круги кровообращения.
1
№5
23.
24.11.14
Строение и работа сердца.
1
24.
29.11.14
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
1
№6
25.
01.12.14
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.
1
№7
26.
06.12.14
Первая помощь при кровотечениях.
1
Тема №7. Дыхание.
5
27.
08.12.14
Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
1
28.
13.12.14
Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.
1
29.
15.12.14
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
1
30.
20.12.14
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации.
1
№8
31.
22.12.14
Контрольная работа №2 по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание».
1
Тема №8. Пищеварение.
6
32.
27.12.14
Питание и пищеварение.
1
33.
29.12.14
Пищеварение в ротовой полости.
1
№9
34.
17.01.15
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.
1
35.
19.01.15
Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная функция печени. Аппендицит.
1
36.
24.01.15
Регуляция пищеварения.
1
37.
26.01.15
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.
1
Тема №9. Обмен веществ и энергии.
4
38.
31.01.15
Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.
1
39.
02.02.15
Витамины.
1
40.
07.02.15
Энергозатраты человека и пищевой рацион.
Лабораторная работа «Определение изменения веса тела за день в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат».
1
№10
Тема №10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.
4
41.
09.02.15
Кожа - наружный покровный орган.
1
42.
14.02.15
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
1
43.
16.02.15
Терморегуляция организма. Закаливание.
1
44.
21.02.15
Выделение.
1
45.
28.02.14
Контрольная работа №3 по темам «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.»
1
Тема №11. Нервная система.
4
46.
02.03.15
Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.
1
47.
07.02.15
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.
1
№11
48.
14.03.15
Функции переднего мозга.
1
49.
16.03.15
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.
1
Тема №12. Анализаторы. Органы чувств.
5
50.
21.03.15
Анализаторы.
1
51.
04.04.15
Зрительный анализатор.
1
№12
52.
06.04.15
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.
1
53.
11.04.15
Слуховой анализатор.
1
54.
13.04.15
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.
1
Тема №13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
6
55.
18.04.15
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.
1
56.
20.04.15
Врождённые и приобретенные программы поведения.
1
№13
57.
25.04.15
Сон и сновидения.
1
58.
27.04.15
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.
1
59.
02.05.15
Воля, эмоции, внимание.
1
№14
60.
04.05.15
Контрольная работа №4 по темам «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.»
Тема №14. Эндокринная система.
2
61.
11.05.15
Роль эндокринной регуляции.
1
62.
16.05.15
Функции желез внутренней секреции.
1
Тема №15. Индивидуальное развитие организма.
7
63.
18.05.15
Жизненные циклы. Размножение.
1
64.
23.05.15
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.
1
65.
25.05.15
Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.
Интересы, склонности, способности.
1
66.
30.05.15
Интересы, склонности, способности.
1
67.
Повторение основных тем курса «Биология человек». Подготовка к итоговому тестированию.
1
68.
Итоговое тестирование.
1
69.
Анализ тестирования. Здоровье - величайшая ценность для личности и общества.
1
70.
Итоговый урок. Игра «Умники и умницы».
1