• Преподавателю
  • Биология
  • Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Биология» 58 часов

Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Биология» 58 часов

Данная работа представляет собой учебно-методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по биологии в организациях начального и среднего профессионального образования объемом 58 часов. Они составлены на основе примерной программы и календарно-тематического плана по стандартам третьего поколения в организациях СПО естественнонаучного профиля. Работа включает в себя: введение, рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, инструкции по овладению навыкам...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики




Учебно-методические указания

для выполнения студентами

внеаудиторной

самостоятельной работы

по учебной дисциплине

«БИОЛОГИЯ»

Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Биология» 58 часов



Содержание


Введение.......................................................................................................................................2

1. Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы....................... .2

2. Инструкции по овладению навыками внеаудиторной самостоятельной работы............ .5

3. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы...................................................... 11

4. Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентами ..................................26

Список рекомендуемой литературы........................................................................................27

Введение


Учебно-методические указания для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы является частью учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Биология».

Содержание заданий учебно-методических указаний по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Биология» соответствует требованиям к минимуму содержания среднего общего образования Государственного образовательного стандарта.

Целью методических указаний является обеспечение эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Цели внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  2. углубление и расширение теоретических знаний;

  3. формирование умений использовать учебную и справочную литературу;

  4. развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  5. формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  6. развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, формированию общих и профессиональных компетенций в рамках образовательной программы.

Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. В ходе изучения учебной дисциплины «Биология» студенты должны уметь планировать и выполнять свою работу. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

1. Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению студента.

Внеаудиторная самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.

Внеаудиторная самостоятельная работа, как правило, имеет творческий характер и выполняется на третьем уровне развития самостоятельной познавательной деятельности. В процессе обучения внеаудиторная самостоятельная работа носит характер практической деятельности с учебной литературой и компьютерными базами данных. Студенты должны уметь составлять схемы, таблицы по тексту лекций, учебной литературе, готовить сообщение, доклад, реферат по заданной теме, составлять письменный конспект темы или раздела, выполнять упражнения и творческие задания.

Каждый студент должен иметь отчетность о выполненной работе. Для этого предлагается вести карту внеаудиторной самостоятельной работы студента, которая оформляется в отдельной тетради.

Карта внеаудиторной самостоятельной работы студента

Тема

№ задания

Форма контроля

Оценка

Дата сдачи

1.Введение.

№1

Защита реферата

Раздел I. Клетка-единица живого.

1.1. Химический состав клетки.

№1

Выступление с сообщением

№2

Выступление с сообщением

№3

Выступление с сообщением

№4

Выступление с сообщением

1.2.Структура и функции клеток.

№1

Письменное выполнение

№2

Составление кроссворда

1.3. Обеспечение клеток энергией.

№1

Письменное выполнение

№2

Выступление с сообщением

1.4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

№1

Защита реферата

Раздел II. Размножение и развитие организмов.

2.1. Размножение организмов.

№1

Выступление с сообщением

№2

Выступление с сообщением

№3

Выступление с сообщением

№4

Составление кроссворда

2.2. Индивидуальное развитие организмов.

№1

Защита реферата

№2

Составление кроссворда

Раздел III. Основы генетики и селекции.

3.1. Основные закономерности явлений наследственности.

№1

Выступление с сообщением

№2

Письменное выполнение

№3

Защита реферата

№4

Письменное выполнение

№5

Защита реферата

№6

Письменное выполнение

3.2. Закономерности изменчивости.

№1

Выступление с презентацией

№2

Выступление с сообщением

№3

Защита реферата

№4

Выступление с презентацией

3.3. Генетика и селекция

№1

Выступление с сообщением

№2

Защита реферата

Раздел IV. Эволюция.

4.1.Развитие эволюционных представлений

№1

Защита реферата

№2

Выступление с презентацией

4.2.Механизмы эволюционного процесса.

№1

Составление кроссворда

№2

Выступление с презентацией

№3

Выступление с сообщением

4.3. Возникновение жизни на Земле.

№1

Выступление с сообщением

№2

Выступление с докладом

4.4. Происхождение человека.

№1

Защита реферата

№2

Выступление с сообщением

Раздел V. Основы экологии.

5.1. Среда обитания организмов и ее факторы

№1

Выступление с сообщением

№2

Выступление с презентацией

№3

Составление кроссворда


На внеаудиторную самостоятельную работу по учебному плану отводится 58 часов. Данный объем времени распределен по темам в соответствии с таблицей 1:

Таблица 1.

Наименование разделов, тем

Количество часов

Введение

1

Раздел I. Клетка-единица живого.

15

1.1. Химический состав клетки.

6

1.2.Структура и функции клеток.

3

1.3. Обеспечение клеток энергией.

4

1.4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

2

Раздел II. Размножение и развитие организмов.

8

2.1. Размножение организмов.

6

2.2. Индивидуальное развитие организмов.

2

Раздел III. Основы генетики и селекции.

18

3.1. Основные закономерности явлений наследственности.

7

3.2. Закономерности изменчивости.

7

3.3. Генетика и селекция.

4

Раздел IV. Эволюция.

12

4.1.Развитие эволюционных представлений

4

4.2.Механизмы эволюционного процесса.

4

4.3. Возникновение жизни на Земле.

2

4.4. Происхождение человека.

2

Раздел V. Основы экологии.

4

5.1. Среда обитания организмов и ее факторы.

4

Ориентировочный объем времени, необходимый для выполнения каждого задания студентами, приводится в таблице 2.

Таблица 2.

Тип задания

Время на выполнение задания, час

1. Выполнение реферата.

10

2. Подготовка сообщения (доклада).

15

3. Решение задач.

3

4. Подготовка презентации.

5

5. Составление кроссворда.

5

6. Составление опорного конспекта.

1

7. Составление схем.

1


2. Инструкции по овладению навыками внеаудиторной самостоятельной работы.

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется придерживаться следующих инструкций.

1.Написание рефератов.

Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме.

Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дается анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов по общей теме.

Алгоритм самостоятельной работы по подготовке реферата.

1. Продумайте тему работы, определите содержание, составьте предварительный план.

2. Составьте список литературы, изучая ее, фиксируйте материалы, которые планируете включить в текст работы, распределяя их по разделам составленного вами плана работы.

3. Делайте сноски к используемым материалам.

4. Во введении к работе раскройте актуальность темы, предмет и объект изучения, укажите цель и задачи работы, методы изучения темы.

5. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.

6. Проявляйте свое личное отношение, отразите в работе свои собственные мысли.

7. В заключительной части работы сделайте выводы.

8. Перечитайте работу и зафиксируйте замеченные недостатки, исправьте их.

Реферат - наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если вы, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеете обосновать, в чем вы видите ее преимущество.

Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через два интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки. Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Наконец, очень важно, быть может, даже важнее всего, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать авторский текст. Построение реферата вытекает из поставленных перед ним задач. Оно напоминает строение школьного сочинения.

Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу соответствует номер страницы, на которой его можно найти. Текст делится на три части: введение, основную часть и заключение.

Во введении вы должны обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, используемые источники литературы. Основная часть представляет собой главное звено логической цепи реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно, с соблюдением логической преемственности между главами, рас­крывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается ваше отношение к ним. Иногда, если это необходимо, текст реферата может быть дополнен иллюстративным материалом: схемами, таблицами, графиками. В заключении подводится общий итог работы, формулируются выводы.

При подготовке реферата студент может обращаться к преподавателю за разъяснением непонятного материала. Соответственно оформленный отчет должен быть сдан преподавателю.

2. Подготовка сообщения (доклада).

При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:

1. Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.

2. Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).

3. Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.

4. Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом), выделяя самое главное по ходу чтения.

5. Составьте план сообщения.

6. Напишите текст доклада.

Помните!

1. Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.

2. Не делайте сообщение очень громоздким.

3. При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.

4. В конце сообщения составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.

5. Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.

6. Перед тем, как делать сообщение, выпишите необходимую информацию (термины, даты, основные понятия) на доску.

7. Никогда не читайте доклад! Чтобы не сбиться, пользуйтесь планом и выписанной на доске информацией.

8. Говорите громко, отчетливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию - это облегчит ее восприятие для слушателей.

3.Составление опорного конспекта

Составление опорного конспекта - создание краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы программы. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта - облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) - опорные сигналы.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению опорного конспекта:

1. Ознакомьтесь с материалом изучаемой темы по тексту рекомендуемых источников.

2. Выделите главное в изучаемом материале, составьте обычные краткие записи.

3. Подберите к данному тексту опорные сигналы в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

4. Продумайте схематический способ кодирования знаний, использование различного шрифта, рамок, различное расположение слов (по вертикали, по диагонали) и т.д.

5. Составьте опорный конспект.

6. По объему опорный конспект должен составлять примерно один полный лист.

7. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.

8. При составлении опорного конспекта можно использовать определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе учебной дисциплины или модуля.

9. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль.

10. Опорный конспект должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю и другим студентам.

К критериям оценки самостоятельной работы по составлению конспекта относятся:

- соответствие материала конспекта заданной теме;

- четкая структура конспекта;

- правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы по законспектированному материалу;

- правильность оформления конспекта.

4. Составление кроссворда.

Инструкция по составлению кроссворда.

Кроссворд - это пересечение слов.

Цель составления кроссворда - закрепление знаний, умение четко и грамотно сформулировать задание по нахождению адекватного профессионального термина. Составив кроссворд, вы сможете лучше усвоить тему, закрепить и повторить понятия, термины, относящиеся к данной теме.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению кроссворда:

1. Внимательно прочитайте материал учебника по данной теме.

2. Выпишите 25-30 терминов по данной теме.

3. Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по горизонтали и по вертикали.

4. Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими.

5. Сформулируйте суть каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично.

6. Оформите кроссворд.

а) каждое слово, помещенное в кроссворд, должно не менее двух раз пересекаться другими словами, идущими в перпендикулярном направлении;

б) если вертикальное и горизонтальное слово в кроссворде начинаются с одной клетки, то задания по вертикали и горизонтали нумеруются одинаковой цифрой;

в) слова, идущие в одном направлении не должны соприкасаться более, чем одной буквой.

Составление кроссворда в документе Word.

1. Вставить в документ Word таблицу, в которой количество строк и столбцов соответствует максимальному количеству клеток подготовленного на бумаге кроссворда по горизонтали и по вертикали.

2. Выделив эту таблицу, установить ширину столбцов и высоту строк таким образом, чтобы ячейки получились квадратными.

3. Выбрать пункт меню Таблица, установить флажок Отображать сетку. Убрать оформление ячеек таблицы командой Формат, Границы и заливка, Нет.

4. Выделить блок ячеек под первое слово по горизонтали. Оформить ячейки с помощью команд Формат, Границы и заливка, Все

5. Повторить эти же действия для всех остальных слов по горизонтали и для всех слов по вертикали.

6. Выделить полученную сетку кроссворда, установить тип шрифта и расположение символов в ячейках. Проставить цифры в нужных ячейках.

7. Записать вопросы кроссворда. При этом можно использовать команду Окно, Разделить.

8. При оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур. При этом несколько свободных смежных ячеек надо объединить в одну, а затем вставить рисунок.


5. Составление схем

Схема является иллюстративным графическим средством изложения содержания исследования. Схемы - это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники, круги) с надписями и линиями связи. Схемы представляют собой соотношение частей в неком целом объекте. Это приближенный наглядный образ устройства или структурная характеристика какого-то объекта, процесса или явления.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению схем:


  1. Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме.

  2. Выберите наиболее эффективный графический способ отображения учебного материала.

  3. Ознакомьтесь с образцами оформления схем предложенных преподавателем.

  4. Продумайте конструкцию схемы: расположение порядковых номеров, терминов, примеров, пояснений, числовых значений и т.д.

  5. Начертите схему и заполните необходимым содержимым.

  6. Проверьте структурированность материала, наличие логической связи изложенной информации.

6. Решение задач.

Задача - это цель, заданная в определенных условиях, решение задачи - процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств.

Алгоритм самостоятельной работы по решению задач.

1. Внимательно прочитайте условие задачи и уясните основной вопрос, представьте процессы и явления, описанные в условии.

2. Повторно прочтите условие для того, чтобы четко представить основной вопрос, проблему, цель решения, заданные величины, опираясь на которые можно вести поиски решения.

3. Произведите краткую запись условия задания.

4. Если необходимо составьте уравнение реакции.

5. Определите метод решения задания, составьте план решения.

6. Запишите основные понятия, формулы, описывающие процессы, предложенные заданной системой.

7. Найдите решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные.

8. Проверьте правильность решения задачи.

9. Произведите оценку реальности полученного решения.

10. Запишите ответ.


  1. Составление презентаций в Microsoft Power Point

Презентация дает возможность наглядно представить инновационные идеи, разработки и планы. Учебная презентация представляет собой результат самостоятельной работы студентов, с помощью которой они наглядно демонстрируют материалы публичного выступления перед аудиторией.

Структура презентации

Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра - 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество, должность и ученую степень преподавателя.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.

Рекомендации по оформлению презентаций в Microsoft Power Point

Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков - не менее 24 пт.

Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.

Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.

На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.

При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами - это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Алгоритм составления компьютерной презентации

Перед созданием презентации необходимо четко определиться с целью, создаваемой презентации, построить вступление и сформулировать заключение, придерживаться основных этапов и рекомендуемых принципов ее создания.

Основные этапы работы над компьютерной презентацией:

  1. Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на собственные разработки и рекомендации преподавателя.

  2. Распределите материал по слайдам.

  3. Отредактируйте и оформите слайды.

  4. Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.

  5. Распечатайте презентацию.

  6. Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.

  7. Доработайте презентацию, если возникла необходимость.

3. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

Введение.

Задание №1.

Подготовьте реферат по теме: «Великие ученые - биологи»

Раздел I. Клетка-единица живого.


Тема 1.1. Химический состав клетки.

Задание №1.

Подготовьте сообщение на тему: «Роль ионов в буферных системах организма».

Задание №2.

Подготовьте сообщение на тему: «Значение химических элементов для живого организма».

Задание №3.

Подготовьте сообщение на тему: «Роль ферментов».

Задание №4.

Подготовьте сообщение на тему: «Биологическая роль нуклеиновых кислот».

Задание №5.

Подготовьте сообщение на тему: «Витамины».

Тема 1.2. Структура и функции клеток.

Задание №1.

Составьте опорный конспект по теме: «Строение клетки».

Задание №2.

Составьте кроссворд по теме: «Структура и функции клеток».

Тема 1.3. Обеспечение клеток энергией.

Задание №1.

Составьте схему «Аэробный гликолиз».

Задание №2.

Подготовьте сообщение на тему: «Значение фотосинтеза у растений».

Тема 1.4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

Задание №1.

Подготовьте рефераты на тему:

- «Генная инженерия»,

- «Клеточная инженерия».

Раздел II. Размножение и развитие организмов.


Тема 2.1. Размножение организмов.

Задание №1.

Подготовьте сообщение на тему: «Продолжительность митоза в клетках различных видов живых существ».

Задание №2.

Подготовьте сообщение на тему: «Значение бесполого размножения».

Задание №3.

Подготовьте сообщение на тему: «Двойное оплодотворение».

Задание №4.

Составьте кроссворд по теме: «Размножение организмов».

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов.

Задание №1.

Подготовьте реферат на тему: «Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша».

Задание №2.

Составьте кроссворд по теме: «Индивидуальное развитие организмов».

Раздел III. Основы генетики и селекции.


Тема 3.1. Основные закономерности явлений наследственности.

Задание №1.

Подготовьте сообщение на тему: «История развития генетики».

Задание №2.

Подготовьте реферат на тему:

- «Биография и жизнедеятельность Г.Менделя».

Задание №3.

Решение задач по теме: «Третий закон Менделя».

Оформление задач по генетике.

При решении задач по генетике используется следующая символика:

1. Р - родители (от лат «парента»)

2. ♀ - женская особь

3. ♂ - мужская особь

4. F1, F2 - потомство от скрещивания (1-ое,2-ое ит.д. поколение)

5. × - скрещивание

6. А,В,С - доминантные признаки

7. а,в,с - рецессивные признаки

8. - гаметы записываются в кружке

Задача № 1. Определите число типов гамет у организма с генотипом aaBBIBi0.

Задача № 2. Скрестили черного безрогого быка с белой рогатой коровой. В F1 получиличерных безрогих, 25% черных рогатых, 25% белых рогатых и 25% белых безрогих. Объясните это расщепление, если черный цвет и отсутствие рогов - доминантные признаки.

Задача № 3. Скрестили дрозофил с красными глазами и нормальными крыльями с дрозофилами с белыми глазами и дефектными крыльями. В потомстве все мухи с красными глазами и дефектными крыльями. Какое будет потомство от скрещивания этих мух с обоими родителями?

Задача № 4. Голубоглазый брюнет женился на кареглазой блондинке. Какие могут родиться дети, если оба родителя гетерозиготны?

Задача № 5. Мужчина правша с положительным резус-фактором женился на женщине левше с отрицательным резусом. Какие могут родиться дети, если мужчина гетерозиготен только по второму признаку?

Задача № 6. У матери и у отца третья группа крови (оба родителя гетерозиготны). Какая группа крови возможна у детей?

Задача № 7. Голубоглазая женщина с третьей группой крови (ее родители имели третью группу крови) вышла замуж за кареглазого мужчину со второй группой крови (его отец имел голубые глаза и первую группу крови). Какие могут родиться дети?

Задача № 8. Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны?

Задача № 9. Мужчина с карими глазами и третьей группой крови женился на женщине с карими глазами и третьей группой крови. У них родился голубоглазый ребенок с первой группой крови. Определите генотипы всех лиц, указанных в задаче.

Задача № 10. Скрестили дыни с белыми овальными плодами с растениями, имевшими белые шаровидные плоды. В потомстве получены следующие растения: 3/8 с белыми овальными, 3/8 с белыми шаровидными, 1/8 с желтыми овальными и 1/8 с желтыми шаровидными плодами. Определите генотипы исходных растений и потомков, если у дыни белая окраска доминирует над желтой, овальная форма плода - над шаровидной.

Задача № 11. У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой - рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?

Задача № 12. У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей - кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого же мужчины с кареглазой правшой родилось девять кареглазых детей, оказавшихся правшами. Определить генотипы мужчины и обеих женщин.

Задача № 13. У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери четверо детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Каковы генотипы родителей?

Задача № 14. Короткопалость, близорукость и альбинизм кодируются рецессивными генами, расположенными в разных хромосомах. Короткопалый, близорукий мужчина с нормальной пигментацией женился на здоровой женщине-альбиноске. Их первый ребенок был короткопал, второй - близорук, третий - альбинос. Определить генотипы родителей и детей.

Ответы

  1. 2 типа гамет.

  2. Бык: AaBb, корова - aabb. Потомство: AaBb(черные безрогие), Aabb (черные рогатые), aabb (белые рогатые), aaВb (белые безрогие).

  3. A- красные глаза, a - белые глаза; B - дефектные крылья, b - нормальные. Исходные формы - AAbb и aaBB, потомство AaBb. Результаты скрещивания:

а) AaBb x AAbb

  • F2 AABb красные глаза, дефектные крылья

  • AaBb красные глаза, дефектные крылья

  • AAbb красные глаза, нормальные крылья

  • Aabb красные глаза, нормальные крылья

б) AaBb x aaBB

  • F2 AaBB красные глаза, дефектные крылья

  • AaBb красные глаза, дефектные крылья

  • aaBb белые глаза, дефектные крылья

  • aaBB белые глаза, дефектные крылья

A - карие глаза, a - голубые; B - темные волосы, b - светлые. Отец aaBb, мать - Aabb.

P

aaBb

Aabb

Г

aB, ab

Ab, ab

F1

AaBb- карие глаза, темные волосы

Aabb - карие глаза, светлые волосы

aaBb - голубые глаза, темные волосы

aabb- голубые глаза, светлые волосы

A - правша, a - левша; B - положительный резус, b - отрицательный. Отец AABb, мать - aabb. Дети: 50% AaBb (правша, положительный резус) и 50% Aabb (правша, отрицательный резус).

Отец и мать - Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Биология» 58 часов . У детей возможна третья группа крови (вероятность рождения - 75%) или первая группа крови (вероятность рождения - 25%).

A - карие глаза, a - голубые. Женщина aaIBIB, мужчина AaIAi0Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Биология» 58 часов. Дети: AaIAIB(карие глаза, четвертая группа), AaIBi0 (карие глаза, третья группа), aaIAIB (голубые глаза, четвертая группа), aaIBi0 (голубые глаза, третья группа).

A- красные плоды, a - белые; B - короткочерешковые, b - длинночерешковые. Родители: Aabbи aaBb. Потомство: AaBb (красные плоды, короткочерешковые), Aabb (красные плоды, длинночерешковые), aaBb (белые плоды, короткочерешковые), aabb (белые плоды, длинночерешковые). Скрестили растения земляники с красными плодами и длинночерешковыми листьями с растениями земляники с белыми плодами и короткочерешковыми листьями. Какое может быть потомство, если красная окраска и короткочерешковые листья доминируют, при этом оба родительских растения гетерозиготны?

A - карие глаза,a- голубые. Женщина AaIBI0, мужчина AaIBi0. Ребенок: aaI0I0.

A- белая окраска, a - желтая; B - овальные плоды, b - круглые. Исходные растения: AaBb и Aabb. Потомство: A_Bb - 3/8 с белыми овальными плодами, A_bb - 3/8 с белыми шаровидными плодами, aaBb - 1/8 с желтыми овальными плодами, aabb - 1/8 с желтыми шаровидными плодами.

Родители гетерозиготны по каждой паре признаков и их генотип - АаВb.

Генотип мужчины - ааВb, его первой жены - АаВb, второй - (возможно)

13. Генотип отца - ааВb, матери - Ааbb.

14.Генотип мужчины - ааbbСс, женщины - АаВbсс, короткопалого ребенка - ааВbСс, близорукого - АаbbСс, альбиноса - АаВbсс.

Задание №4.

Подготовьте реферат на тему: «Биография и жизнедеятельность Т.Моргана».

Задание №5.

Решение задач по теме: «Наследование признаков, сцепленных с полом».

Задача № 1. Женщина-правша, оба родителя которой имеют нормальную свертываемость крови, выходит замуж за мужчину-правшу, страдающего гемофилией. Известно, что мать мужчины была левшой. Какое потомство следует ожидать от этого брака?

Задача № 2. Мужчина, страдающий глухонемотой и дальтонизмом, женился на женщине, нормальной по зрению и слуху. У них родились глухонемой сын и дочь - дальтоник с нормальным слухом. Какова вероятность рождения здорового ребенка от этого брака? Какова вероятность рождения ребенка, страдающего двумя аномалиями? Дальтонизм - рецессивный сцепленный с полом признак, а глухонемота - рецессивный аутосомный признак.

Задача № 3 . У родителей с нормальной свертываемостью крови родился сын, страдающий гемофилией. Объясните почему.

Задача № 4. У человека ген, вызывающий гемофилию, рецессивен и находится в Х-хромосоме, а альбинизм обусловлен аутосомным рецессивным геном. У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын альбинос и гемофилик. 1) Какова вероятность (%) того, что у их следующего сына проявятся оба аномальных признака? 2) Какова вероятность (%) рождения в этой семье здоровых дочерей?

Задача № 5. Отец и сын - дальтоники, а мать различает цвета нормально. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал дальтонизм от отца?

Задача № 6. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.

Задача № 7. Рецессивные гены, кодирующие признаки гемофилии и дальтонизма, сцеплены с Х-хромосомой. Мужчина, больной гемофилией, женится на здоровой женщине, отец которой был дальтоником, но не гемофиликом. Какое потомство получится от брака их дочери со здоровым мужчиной?

Задача № 8. У человека гемофилия детерминирована сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Какова вероятность рождения больного ребенка от брака с генотипически здоровым партнером: а) мужчины, брат которого страдает гемофилией; б) здоровой женщины, имеющей такого брата?

Задача № 9. Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) располагается в Х-хромосоме. Женщина с нормальным зрением (отец ее был дальтоником) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определить возможные фенотипы потомства.

Задача № 10. Потемнение зубов - доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой. У родителей, имеющих темные зубы, родилась дочь с темными и сын с белыми зубами. Какова вероятность рождения детей с белыми зубами в этой семье?

Ответы

1. Все правши. Девочки являются носительницами гена гемофилии, но фенотипически здоровы; мальчики здоровы.

2. а) вероятность рождения здорового ребенка - 25%; б) вероятность рождения ребенка с обоими аномалиями - 25%.

3. Ген гемофилии (h) рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой. Из условия задачи видим, что родители здоровы по этому признаку. Х-хромосому сын получает от матери. Следовательно: генотип отца - XHY, матери - XHXh, сына - XhY.

4. Вероятность проявления признаков альбинизма и гемофилии (генотип Х Уаа) - у следующего сына - 6. 25%. Вероятность рождения здоровых дочерей - (генотип ХХАА) - 6, 25%.

5. Нет, неправильно.

6. 1) генотипы родителей ♀XHXh (гаметы - Хн, Xh) и ♂XHY (гаметы - Хн, Y);

2) генотипы потомства ♀XHXh, ♂Xh Y, ♀ХНХН, ♂XHY;

3) дочери - носительницы гена гемофилии - 25 %, сыновья - гемофилики 25%. здоровые дети - 50%.

7. В первом случае - 25% детей (половина мальчиков) будут болеть гемофилией, во втором - половина мальчиков будет страдать гемофилией, а половина - дальтонизмом.

8. а) Вероятность равна 0; б) вероятность равна 25% (половина мальчиков может оказаться больными).

9. Половина мальчиков будут здоровыми фенотипически и генотипически, а половина - больными. Половина девочек будут являться фенотипически и генотипически здоровыми, половина - носительницами дальтонизма.

10. Вероятность рождения ребенка с белыми зубами - 25%. Этот ребенок будет мальчиком.

Тема 3.2. Закономерности изменчивости.

Задание №1.

Создайте презентацию на тему: «Модификационная изменчивость»

Задание №2.

Подготовьте сообщение на тему: «Практическое значение гомологических рядов».

Задание №3.

Подготовьте реферат на тему: «Наследственные болезни человека».

Задание №4.

Создайте презентацию на тему: «Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека».

Тема 3.3. Генетика и селекция.

Задание №1.

Подготовьте сообщение на тему: «Биография и жизнедеятельность И.В.Мичурина».

Задание №2.

Подготовьте реферат на тему: «Успехи ученых ПМР в современной селекции».

Раздел IV. Эволюция.

Тема 4.1.Развитие эволюционных представлений

Задание №1.

Подготовьте реферат на тему: «Биография и жизнедеятельность Ч.Дарвина».

Задание №2.

Создайте презентацию на тему: «Доказательства эволюции».


Тема 4.2.Механизмы эволюционного процесса.

Задание №1.

Составьте кроссворд по теме: «Движущие силы эволюции».

Задание №2.

Создайте презентацию на тему: «Приспособленность - результат действия факторов эволюции».

Задание №3.

Подготовьте сообщение на тему: «Направления эволюции органического мира».


Тема 4.3. Возникновение жизни на Земле.

Задание №1.

Подготовьте сообщение на тему: «Гипотезы происхождения эукариот».

Задание №2.

Подготовьте доклад на тему: «Русские эволюционисты первой половины ХIХ века».


Тема 4.4. Происхождение человека.

Задание №1.

Подготовьте реферат на тему: «Человеческие расы».

Задание №2.

Подготовьте сообщение на тему: «Современные научные представления о происхождении человека».

Раздел V. Основы экологии.


Тема 5.1. Среда обитания организмов и ее факторы.

Задание №1.

Подготовьте сообщение на тему: «Применение экологических знаний в практической деятельности человека».

Задание №2.

Создайте презентацию на тему: «Эволюция биосферы».

Задание №3.

Составьте кроссворд по теме: «Основы экологии».


Тесты

Часть I

А1. Метод исследования, позволяющий описать биологические явления:

1) наблюдение; 2) сравнение; 3) эксперимент; 4) моделирование.

А2. Укажите, в каком из пунктов написан фрагмент молекулы РНК

  1. ала - лей - цис - ала - фен - иле -


  1. УУА - ЦАГ - УУУ - ГЦЦ - ААГ

  1. СН2О - СН2О - СН2О - СН2О -

  2. АТТ - ГЦГ - ААА - ТЦГ - ГГЦ -

А3. В лизосомах происходит

  1. синтез белков


  1. расщепление органических веществ


  1. фотосинтез


  1. синтез глюкозы

А4. На рибосомах происходят процессы

1) репликации ДНК 2) синтеза и-РНК

3) синтеза белка 4) синтеза т-РНК

А5. Какое число хромосом имеют вегетативная клетка пыльцевого зерна?

  1. n

  2. 3n


  1. 4n

  2. 8n

А6. При митозе дочерние клетки имеют набор хромосом:

  1. n


  1. 2n


  1. 4n

  2. 8n

А7. Процессы матричного синтеза происходят в ядре клетки в период:

  1. профазы


  1. интерфазы


  1. метафазы

  2. анафазы

А8. Укажите правильную последовательность стадий митоза:

  1. профаза-анафаза-метафаз-телофаза

  2. анафаза-метафаза-анафаза-телофаза

  3. профаза-метафаза-анафаза-телофаза

  4. анафазы-телофаза-профаза-метафаза

А9. В процессе мейоза образуются гаметы с набором хромосом

  1. гаплоидным

  2. диплоидным

  3. триплоидным

  4. тетраплоидным

А10. Какое из свойств воды обеспечивает ее участие в терморегуляции организма?

  1. способность растворять вещества

  2. электропроводность

  3. теплоемкость

  4. полярность

А11. Между остатками аминокислот в молекуле белка возникает связь

  1. водородная

  2. дисульфидная

  3. пептидная

  4. неполярная

А12. Основу клеточной мембраны составляют

  1. углеводы и белки

  2. белки и нуклеиновые кислоты

  3. белки и липиды

  4. липиды и нуклеиновые кислоты

А13. Клеточная мембрана образована, в основном

  1. углеводами

  2. неорганическими веществами

  3. нуклеиновыми кислотами

  4. белками и липидами

А14. Функцию хранения и передачи наследственной информации в клетке выполняют

  1. центриоли

  2. хромосомы

  3. лизосомы

  4. комплекс Гольджи

А15. В интерфазе жизненного цикла клетки происходит

1) кроссинговер

2) расхождение хроматид

3) удвоение ДНК

4) конъюгация хромосом

А16. В анафазе митоза происходит

1)выстраивание хромосом по экватору

2)образование веретена деления

3)деление цитоплазмы

4)расхождение хроматид к полюсам клетки

А17. Первичным синтезом называется:

1) фотосинтез 2) биосинтез белка 3) синтез АТФ 4) биосинтез липидов

А18. Какие функции выполняют белки на клеточном уровне организации живой материи?

1) структурную 2) запасающую 3) пищевую 4) рецепторную

А19. Транспортную функцию в организме человека выполняют молекулы

1) углеводов 2) ДНК 3) АТФ 4) белка

А20. Молекулы какого вещества служит матрицей для синтеза т-РНК:

1) белка 2) аминокислот 3)АТФ 4) ДНК

А21. Какую функцию выполняет в клетке глюкоза?

  1. строительную

  2. ферментативную

  3. транспортную

  4. информационную

А22. Какой цифрой обозначена на рисунке анафаза митоза?

Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Биология» 58 часов

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4



А23. Мейоз не происходит при образовании

  1. спор у мхов

  2. спермиев у покрытосеменных

  3. яйцеклеток у животных

  4. дочерних клеток бактерий

А24. Какой процесс лежит в основе комбинативной изменчивости?

1) почкование

2) деление митозом

3) вегетативное размножение

4) половое размножение

А25. Какой стадией заканчивается дробление зиготы?

  1. гаструлой

  2. бластулой

  3. нейрулой

  4. органогенезом

А26. Какая группа организмов размножается с помощью спор?

1) грибы

2) бактерии

3) простейшие

4) цветковые растения

А27. Закон независимого распределения генов был установлен Г. Менделем при скрещивании особей, отличавшихся по

  1. одному признаку

  2. двум признакам

  3. трем признакам

  4. множеству признаков

А28. Покрытосеменные растения в отличии от голосеменных имеют

1) семена

2) видоизмененные побеги

3) плоды

4) шишки

А29. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений разработал

  1. Н.И. Вавилов

  2. Н.А. Тимирязев

  3. А.И. Опарин

  4. И.И. Шмальгаузен

А30. Примером записи дигибридного скрещивания служит

1) АА х ВВ 2) Аа х аа 3) АаВв х ААВв 4) АаВвСс х ААВвСс

А31. В каком случае гены наследуются сцепленно

1) если гены находятся в негомологичных хромосомах

2) при неполном доминировании

3) если гены расположены в одной хромосоме

4) если оба доминантны или оба рецессивны

А32. Если признак не проявляется у гибридов первого поколения при моногибридном скрещивании, то его называют

1) альтернативным

2) рецессивным

3) не полностью доминирующим

4) доминантным

А33. Доминантный аллель - это

  1. пара одинаковых по проявлению генов

  2. один из двух аллельных генов

  3. ген, подавляющий действие другого гена

  4. подавляемый ген

А34. В потомстве, полученном от двух чёрных мышей, было 75% черных и 25% белых мышей. Каковы генотипы родителей?

1) АА и АА 2) Аа и аа 3) Аа и Аа 4) аа и АА

А35. При скрещивании кроликов с генотипами ААbb х ааВВ получится потомство

1) AABb 2) AaBB 3) AaBb 4) aaBB

А36. Определите процентное соотношение генотипов в полученных от моногибридного скрещивания двух гетерозиготных особей.

1)100% Аа

2)50% Аа : 50% аа

3)25% АА : 50% Аа : 25% аа

4)25% Аа : 50% АА : 25% аа

А37. К заболеваниям людей, обусловленным геном, сцепленным с полом, относится (-ятся)

1) рыжие волосы

2) синдром Дауна

3) гемофилия

4) кареглазость

А38. Укажите пример геномной мутации.

1) полиплоидия у картофеля

2) бесхвостость у бульдога

3) альбинизм у тигров

4) возникновение серповидно-клеточной анемии

А39. Определенный набор хромосом у особей одного вида считается критерием:

1) генетическим

2) биологическим

3) цитоплазматическим

4) физиологическим

А40. Какой из методов науки позволяет выявить хромосомные мутации у человека?

1) генеалогический

2) близнецовый

3) популяционно-генетический

4) цитогенетический

А41. Какая стадия эмбрионального развития организма показана на рисунке?

1Учебно-методические указания для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Биология» 58 часов) яйцеклетка

2) зигота

3) бластула

4) гаструла

А42. Каким будет по генотипу потомство, полученное от скрещивания комолой гомозиготной по данному признаку коровы (АА) и гетерозиготного комолого быка (Аа)?

1) Все Аа

2) АА и Аа

3) АА и аа

4) Аа и Аа

А43. Какой генотип будут иметь мышата, рожденные от серого самца и белой самки, если известно, что оба родителя чистопородны, но отец по доминантному признаку (А), а мать по рецессивному (а)

  1. Все АА

  2. Все Аа

  3. Все аа

  4. 50% АА, а 50% аа

А44. У кроликов в зависимости от температуры окружающей среды может вырастать различная по окраске шерсть. Это пример изменчивости

1) модификационной

2) мутационной

3) комбинативной

4) соотносительной

А45. Ядра клеток кожи животного содержат 44 хромосомы. Сколько хромосом будут содержать ядра мышечных клеток?

1) 22 2) 44 3) 88 4) 11

А46. Мутации генов, произошедшие в половых клетках

1) не наследуются

2) наследуются

3) одинаковы у всех особей вида

4) передаются только с соматическими клетками

А47. Если из популяции одного вида постепенно возникает подвид, то такой процесс называется

1) макроэволюцией

2) ароморфозом

3) микроэволюцией

4) модификацией

А48. Укажите пример мимикрии у животных

1) неядовитые мухи похожи на ядовитых ос или шмелей

2) яркая, предупреждающая окраска змеи

3) принятие позы покоя

4) расчленяющая окраска зебры

А49. Животные в отличие от растений

1) размножаются только половым путем

2) паразитируют в других организмах

3) запасают в клетках гликоген

4) создают органические вещества из неорганических

А50. К биологическим факторам антропогенеза относятся(-ится)

1) наследственность

2) инстинкты

3) труд

4) речь

А51. Современных людей относят к

1) архантропам

2) австралопитекам

3) синантропам

4) неоантропам

А52. Ближайшим предком современного человека ученые считают

1) человека прямоходящего

2) человека умелого

3) неандертальца

4) кроманьонца

А53. К ароморфозам относятся все перечисленные ниже примеры, кроме

1) возникновения предупреждающей окраски

2) возникновения фотосинтеза

3) возникновения пятипалой конечности

4) возникновения теплокровности

А54. К рудиментам человека относят

1) развитый волосяной покров

2) шестипалую конечность

3) аппендикс

4) множество сосков на груди

А55. Основную роль в эволюции биосферы играет

1) состав атмосферы

2) водный режим

3) горообразование

4) живое вещество

А56. Какое из глобальных изменений в биосфере может вызвать активный мутагенез?

1) парниковый эффект

2) поворот течений рек

3) сокращение посевных площадей

4) расширение озоновых дыр

А57. Почва обогащается азотом, в основном, благодаря деятельности

1) растений

2) почвенных насекомых

3) почвенных червей

4) бактерий

Часть II

В1. Какие положения содержит клеточная теория?

1) Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки.

2) В половых клетках содержится гаплоидный набор хромосом.

3) Клетки сходны по химическому составу.

4) Клетка - единица развития всех организмов.

5) Клетки тканей всех растений и животных одинаковы по строению

6) Все клетки содержат молекулы ДНК.

В2. Какие растения относят к голосеменным?

1) пихту сибирскую

2) хвощ полевой

3) березу бородавчатую

4) ель европейскую

5) плаун булавовидную

6) лиственницу европейскую.

В3. Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости.

1) Наследственная

2) Модификационная

А) Связана с изменением генов и хромосом

Б) Не затрагивает генотипа

В) Проявляется у отдельных особей

Г) Изменения проявляются у всех особей вида

Д) Изменения имеют случайный характер.

Е) Изменения имеют приспособительный характер.

В4. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наибольшей

1) Беличьи

2) Хордовые

3) Грызуны

4) Млекопитающие

5) Белка

6) Обыкновенная белка

Часть III

С1. Один из супругов имеет II группу крови, является резус-отрицательным. Его мать, как и он, со II группой крови и резус-отрицательна. У его отца - также II группа крови, но он резус-положительный. Второй супруг - с IV группой крови, резус-положительный. О его родителях имеется следующая информация: один из них - с IV группой крови и резус-положительный, другой - с III группой крови и является резус-отрицательным. Определить вероятность появления в этой семье всех возможных вариантов генотипов детей, учитывая при этом, что речь идет о группах крови (система АВО) и что ген Rh - доминантный, а ген rh - рецессивный.

С2. В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара - II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй - I группу. Определить родителей обоих детей.

С3. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

С4. Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными и 9 с белыми цветами. Какие выводы можно сделать о наследовании окраски цветов у растений этого вида? Какая часть потомства F1 не даст расщепления при самоопылении?

С5. У морских свинок ген черной окраски шерсти W доминирует над аллелем w, обуславливающим белую окраску. Короткошерстность определяется доминантным геном L, а длинношерстность его рецессивным аллелем l. Гены окраски и длины шерсти наследуются независимо. Гомозиготное черное короткошерстное животное было скрещено с гомозиготным белым длинношерстным. Какое потомство получится от возвратного скрещивания свинок из F1 c родительской особью?

С6. Отсутствие потовых желез у людей - рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют потовые железы, женился на женщине, в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова вероятность рождения у них детей с подобной аномалией?

Ответы

Часть I

А1. 1 А30. 3

А2. 2 А31. 3

А3. 2 А32. 2

А4. 3 А33. 3

А5. 1 А34. 3

А6. 2 А35. 3

А7. 2 А36. 3

А8. 3 А37. 3

А9. 1 А38. 1

А10. 3 А39. 1

А11. 3 А40. 4

А12. 3 А41. 3

А13. 4 А42. 2

А14. 2 А43. 2

А15. 3 А44. 1

А16. 4 А45. 2

А17. 1 А46. 2

А18. 1 А47. 3

А19. 4 А48. 1

А20. 4 А49. 2

А21. 1 А50. 1

А22. 3 А51. 4

А23. 4 А52. 4

А24. 4 А53. 1

А25. 2 А54. 3

А26. 1 А55. 4

А27. 2 А56. 4

А28. 3 А57. 4

А29. 1

Часть II

В1. 1, 3, 4

В2. 1, 4, 6

В3. Наследственная - А,В,Д Модификационная - Б,Г,Е

В4. 2.Хордовые(Тип)

4 Млекопитающие(Класс)

3.Грызуны(Отряд)

1.Беличьи(Семейство)

5. Белка(Род)

6.Обыкновенная белка(вид).

Часть III

С1. Резус-положительных детей: со ll гр. крови - 3/8; с III гр. крови - 3/16; с IV гр. крови - 3/16; итого - 3/4. Резус-отрицательных детей: со II гр. крови - 1/8; с III гр. крови - 1/16; с IV гр. крови - 1/16; итого - 1/4.

С2. Первая пара - родители второго ребенка. Вторая пара - родители первого ребенка.

С3. Суд вынесет следующее решение: мужчина может являться отцом ребенка, так же, как и любой другой человек с такой же группой крови.

С4. Доминантным является признак пурпурной окраски цветов. При самоопылении F1 примерно половина особей не даст расщепления.

С5. От скрещивания потомков F1 с родительской особью, имеющей два доминантных признакa, в F2 получается единообразное по фенотипу потомство (черная короткая шерсть). От скрещивания потомков F1 c другой родительской особью (wwll) получится:

25% свинок с черной короткой шерстью (WwLl),

25% свинок с черной длинной шерстью (Wwll),

25% свинок с белой короткой шерстью (wwLl),

25% свинок c белой длинной шерстью (wwll).

С6. Все девочки будут являться фенотипически здоровыми носительницами заболевания. Все мальчики будут здоровыми фенотипически и генотипически. Вероятность рождения больных детей в данной семье равна нулю.

4. Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов.


Контроль самостоятельной работы проводится преподавателем в аудитории. Предусмотрены следующие виды контроля:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- отчетные работы.

Результаты контроля используются для оценки текущей успеваемости студентов.

Оценка текущей успеваемости студентов выставляется преподавателем в журнал теоретического обучения.

Критерии оценки выполненной студентами работы:

оценка «5» - работа выполнена без ошибок; чисто, без исправлений; тема раскрыта полностью;

оценка «4» - работа выполнена с незначительными ошибками; тема раскрыта не полностью;

оценка «3» - работа выполнена с ошибками, тема не раскрыта.

Список рекомендуемой литературы.

Основные источники:

  1. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология, 10-11 классы. М., «Дрофа», 2005.

Дополнительные источники:

  1. В.М.Константинов, А.П.Рязанова. Общая биология. Учебное пособие для СПО. М., 2002.

  2. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Е.Н.Лошилина. Общая биология, 10 класс. М., 2002.

  3. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Е.Н.Лошилина. Общая биология, 11 класс. М., 2002.

4. Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц, А.О.Рувинский. Общая биология. М., 2005.

Электронные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 10-11 класс. М., 2003.

  2. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 8-11 классы.- М., 2003.

Интернет-ресурсы:

http: //bio.1september.ru.


© 2010-2022